Виды звуковой сигнализации судовыми и пиротехническими средствами. Правила движения судов и сигнализация

Виды звуковой сигнализации судовыми и пиротехническими средствами. Правила движения судов и сигнализация

Лекция 4

Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь. Действие электрического тока на человека. Тушение пожара в электроустановках.

Виды связи на судах. Судовая телефония и телеграфия

На судах различают проволочную и беспроволочную связь. К установкам беспроволочной связи относятся радиоаппаратура связи судов между собой и с берегом и широковещательные судовые радиотрансляционные установки. К устройствам проволочной связи и сигнализации на судах относятся:

а) телефоны разного вида;

б) электрический телеграф и электрические указатели различного назначения (например, аксиометры - указатели поворота руля, тахометры - указатели числа оборотов главных двигателей и т. п.);

в) звонковая и световая сигнализация: авральная, пожарная, трюмная, температурная и др.

Телефоны

Корпус применяемого на судах телефонного аппарата корабельного типа ТАК 36/А, изображенного на рис. 1 и 2, представляет собой литую коробку 2 из легкого алюминиевого сплава - силумина с прикрепленной к ней на петлях 3 крышкой 1. Внутри корпуса помещается механизм электрического звонка, состоящий из угольника 4 с железными сердечниками 5, на которые надеты катушки 6. На внутренней стороне крышки размещены пружины 12 механизма рычажного переключателя и вызывная электрическая лампочка. С нижней стороны корпуса укреплены винтами два сальника 7 для ввода гибких проводов микротелефонной трубки 8, добавочной слуховой трубки 9, а также держателей 10 для микротелефонной трубки и 11 для добавочной слуховой трубки; сверху на корпусе укреплена чашка звонка. Сальник для ввода линейного кабеля помещен с левой стороны корпуса аппарата.

Рис. 1. Телефонный аппарат

Рис. 2. Микротелефонная трубка

Микротелефонная трубка (или микротелефон) , показанная на рис. 2, имеет отлитый из силумина корпус 13 с двумя чашками: верхней 14 для телефона и нижней 15 для микрофона.

Микрофон служит для передачи, а телефон - для приема речи, микрофон одного телефонного аппарата электрически соединяется с телефоном другого аппарата.

Микрофонная чашка (или микрофон) , служащая для превращения звуковых колебаний в электрические, имеет микрофонный капсюль 17, контактные пружины 16 и крышку со звукоулавливающим колпаком 18. С наружной стороны микрофонного капсюля имеется упругая металлическая пластинка - мембрана, а внутри капсюля - угольный порошок, включенный двумя пружинящими изолированными контактами в разговорную электрическую цепь. Величина сопротивления порошка и, следовательно, цепи, в которую включены и микрофон, и телефон, меняется с изменением давления на порошок металлической мембраны, которая колеблется, когда говорят в микрофон. В результате возникают колебания электрического тока в цепи, в которую включены и телефон с микрофоном.

Телефонная чашка (или телефон) , служащая для превращения колебаний электрического тока в звуковые, имеет укрепленный на стойках 19 электромагнит 20 (сердечник прямоугольного сечения с насаженными на него двумя катушками), якорем которого является упругая металлическая мембрана 21. Колебания электрического тока, поступающего из микрофона другого аппарата и проходящего по обмотке электромагнита, заставляют эту мембрану колебаться и воспроизводить звуки, произнесенные в микрофон другого аппарата.

В судовых телефонах имеется возможность регулировать слышимость приближением или отдалением электромагнита от мембраны при помощи показанного на рисунке винта 22, расположенного снаружи телефонной чашки.

Источниками электроэнергии для судовой телефонной связи служат обычно аккумуляторные батареи.

Судовые телефонные установки отличаются от береговых следующими особенностями:

а) для уменьшения вредного влияния шума на разговор (а шум в отдельных помещениях судна бывает весьма сильный) микрофон передающего речь включается только на телефон слушающего эту речь и наоборот, для чего приходится прибегать к трех- и четырехпроводным системам вместо двухпроводной системы , применяемой для береговых установок;

б) учитывая размагничивание постоянных магнитов от повышения температуры, тряски и т. п., в судовых телефонах всегда применяют электромагниты вместо постоянных магнитов, употребляемых в береговых телефонах; применение электромагнитов позволяет также улучшать слышимость за счет усиления звука путем повышения напряжения аккумуляторной батареи, питающей телефонную цепь;

в) более тяжелые по сравнению с берегом условия работы телефонных установок на судах заставляют обращать особое внимание на механическую и электрическую прочность телефонных аппаратов. Последние изготовляются обычно более массивными и водонепроницаемыми (литые корпуса, герметическое крепление крышек, уплотняющие сальники для ввода кабелей).

На судах нашли применение следующие системы телефонии: 1) с отдельными коммутаторами, 2) с командным коммутатором и 3) автоматические телефонные станции.

В системе отдельных коммутаторов любой абонент может иметь связь с любым другим абонентом этой схемы. Каждый абонентский комплект содержит отдельный коммутатор на полное количество абонентских линий и включенный в него телефонный аппарат. Могут быть и другие варианты отдельных коммутаторов в зависимости от количества подключенных абонентов.

Система командного коммутатора, при которой один передающий телефонный аппарат и несколько приемных аппаратов соединяются между собой при помощи специального устройства - командного коммутатора - служит: а) для двусторонней связи передающего аппарата с любым из приемных аппаратов и б) для передачи приказаний с командного пункта (передающий аппарат) сразу всем или нескольким пунктам (приемные аппараты). Командный коммутатор помещается рядом с передающим аппаратом. Связь приемных пунктов между собой данной системой не предусматривается. Эти две системы применяются для командной служебной связи. Для бытовой связи применяются телефонные станции с автоматическим соединением абонентов.

Телеграф и указатели

Электрический телеграф служит на судах для передачи условными знаками кратких приказаний с командного пункта в машинное или котельное отделение судна (машинные или котельные телеграфы). Электрические указатели являются дистанционными электрическими приборами, позволяющими контролировать режим работы и положение частей механизмов судна (например, число оборотов двигателя, положение пера руля и т. п.).

Судовые электрические телеграфы и указатели, работающие как на постоянном, так и на переменном токе, имеют разнообразные принципы действия и конструкции.

В телеграфах и указателях для передачи сигнала или показания используется синхронная передача угла. Два электрических аппарата (передающий и принимающий) работают синхронно, т. е. их движущиеся части, занимающие в каждый данный момент совершенно одинаковое положение по отношению к неподвижным частям (корпусам), меняют это положение одновременно (синхронно). Передающий аппарат системы передачи носит название передатчика, или датчика, а принимающий аппарат называется приемником.

Синхронная передача угла характеризуется, следовательно, тем, что поворотом на определенный угол рычага датчика осуществляется поворот на точно такой же угол рычага или стрелки приемника, установленного на расстоянии от датчика и соединенного с ним проводами. Каждый поворот рычага датчика сопровождается посылкой тока по проводам в приемник; этими посылками тока вызываются каждый раз соответствующие повороты стрелки приемника.

Рис.3. Схема системы синхронной передачи угла на постоянном токе

На рис. 3 изображена схема одной из систем синхронной передачи угла на постоянном токе. Основными элементами этой системы являются передатчик- ключ и приемник - электромагнитный механизм , соединенные между собой проводами. Ключ состоит из коммутатора (имеющего вид барабана) и четырех щеток. Одна из щеток служит для приключения системы к положительному полюсу судовой сети, а три остальные, размещенные по цилиндрической поверхности коммутатора, - для очередных посылок тока в катушки электромагнитов приемника. На коммутаторе, изготовляемом из изоляционного материала, расположена контактная часть. Когда мы вращаем коммутатор, щетки поочередно касаются контактной части, присоединенной к положительному полюсу сети, приключая, следовательно, к этому полюсу поочередно концы катушек приемника. Вторые концы катушек электромагнитов соединены между собой и подключены к отрицательному полюсу сети.

Электромагнитный механизм приемника состоит из трех электромагнитов с парой катушек на каждом. Электромагниты, так же, как и щетки датчика, расположены под углом 120° относительно друг друга. Против полюсов каждой пары катушек размещены железные якорьки. При последовательных замыканиях цепи каждой пары катушек коммутатором передатчика железные якорьки притягиваются сердечниками электромагнитов. Эти поочередные притяжения оказывают при помощи тяги и кривошипа воздействие на стрелку.

Перемещение стрелки приемника будет соответствовать тому углу, на который был повернут коммутатор передатчика, или, как говорят, стрелка будет показывать переданный угол.

При устройстве машинных и котельных телеграфов, основанных на этом принципе, на командном пункте устанавливаются датчик для передачи приказаний и приемник для получения сигнала о принятии приказания, а в машинно-котельном отделении помещаются приемник для получения приказания и датчик для посылки сигнала о принятии приказания.

Таким образом, и на командном пункте, и в машинно-котельном отделении устанавливается по два аппарата (датчик и приемник), причем датчик командного пункта соединяется проводами с приемником машинно-котельного отделения, а датчик машинно-котельного отделения - с приемником командного пункта. Схемой машинного телеграфа обычно предусматриваются, кроме зрительного сигнала (поворот стрелки приемника), также те или иные звуковые сигналы (ревуны, трещотки). Этим увеличивается надежность передачи приказаний и контроля за их исполнением.

При устройстве основанных на этом принципе указателей поворота руля (аксиометров) датчик при помощи тяг соединяется с рулевым приводом. Соединенные с датчиком проводами приемники (указатели положения руля) устанавливаются в рубке и на мостике судна.

Работающие на постоянном токе указатели числа оборотов главных двигателей (электрические тахометры) имеют датчик- генератор постоянного тока с постоянными магнитами и приемник - вольтметр постоянного тока магнито-электрической системы со шкалой, проградуированной не в вольтах, а непосредственно в числах оборотов в минуту.

Якорь магнитомашинки (датчика) связывается цепью Галля (роликовая цепь) с валом двигателя, скорость которого желают измерить. Поэтому при вращении вала двигателя магнитомашинка будет создавать электрический ток, напряжение которого в каждый данный момент соответствует числу оборотов двигателя: чем больше число оборотов, тем больше напряжение . Доходя по проводам до приемника (вольтметра), этот ток будет отклонять стрелку на угол тем больший, чем больше в данный момент напряжение, т. е. чем больше число оборотов двигателя.

Из указателей, работающих на переменном токе, рассмотрим такие, устройство которых основано на принципе самосинхронизирующейся синхронной передачи . Эти указатели являются весьма надежными в работе и могут применяться для контроля состояния наиболее ответственных судовых механизмов, в частности, для указания положения клинкетов затопления на плавучих доках. При этой синхронной передаче датчиком и приемником служат два индукционных электродвигателя, питающихся переменным током и соединенных между собой и с сетью так, как показано на рис. 4.


Рис. 4. Два индукционных электродвигателя в синхронной передаче

Якоря этих двигателей имеют трехфазную обмотку, а магниты - однофазную. Обмотки магнитов двигателей подключены к сети переменного тока, а обмотки якорей соединены между собой таким образом, что электродвижущие силы, индуктируемые в них переменными полями магнитов, направлены навстречу друг другу. Вследствие такого равновесия электродвижущих сил ток по обмоткам якорей не проходит, и якоря остаются поэтому неподвижными. Если же какой-либо внешней силой повернуть якорь датчика на некоторый угол, то электродвижущая сила в его обмотке изменится по своей величине, и равновесие, существовавшее между противоположно направленными электродвижущими силами якорей датчика и приемника, будет нарушено. Вследствие получившейся при этом разницы в напряжениях обмоток якорей между ними возникает уравнительный ток. Взаимодействуя с магнитным полем приемника, этот ток заставит его якорь повернуться на такой же угол, на который был повернут якорь датчика. Тем самым нарушенное равновесие электродвижущих сил будет восстановлено, якоря двигателей вновь окажутся в совершенно одинаковом положении по отношению к магнитам, и установка опять готова к новой передаче угла поворота якоря.

Схема установки таких указателей на плавучих доках для контроля степени открытия или закрытия задвижек клинкетов затопления (т. е. клапанов, служащих для поступления воды в балластные отсеки дока) показана на рис. 5.

Рис.5. Принцип синхронной передачи указателей на плавучих доках для контроля степени открытия или закрытия задвижек клинкетов затопления

Датчиком и приемником здесь служат индукционные электродвигатели, так называемые сельсин-машины (сельсины). Датчик связан механически с приводом клинкета, а приемник снабжен соответствующей шкалой и стрелкой. Когда клинкет открывается или закрывается, якорь датчика, связанный с ним механически, поворачивается на определенный угол. Это ведет, к появлению уравнительного тока в цепи связанных между собой электрических якорей датчика и приемника. Под влиянием взаимодействия этого тока с магнитным полем приемника якорь последнего повернется на такой же угол, как и якорь датчика. На такой же угол отклонится и стрелка, укрепленная на конце вала якоря приемника. Таким образом видна будет степень открытия клин

Судовая сигнализация. Системы судовой сигнализации

Судовая сигнализация является неотъемлемой частью многих систем: энергетической установки, вспомогательных механизмов, общесудовых систем, систем судовождения и др. Основная функция сигнализации – предупреждение обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров.

Разновидности судовой сигнализации, компоновка и расположение в зависимости от типа судна регламентируются Правилами классификации и постройки морских судов Регистра РФ.
Выделяют следующие системы сигнализации:

- Авральная сигнализация . Оборудуется на судах, где объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут быть люди. Звуковые приборы устанавливаются в машинных помещениях, в общественных местах площадью более 150 кв.м., в коридорах жилых и общественных помещений, на открытых палубах в производственных помещениях. Звуковые приборы снабжаются также световой сигнализацией, и тональность авральной сигнализации отличается от тональности звуковых приборов другой сигнализации.

Система питается от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубных перегородок и вне пределов машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза в 7 дней, и перед каждым выходом в рейс.

- Пожарная сигнализация . В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара. Система снабжена датчиками - извещателями ручного и автоматического действия.
Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях, в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов, на постах управления, в помещениях для сухих грузов. В машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты.
Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в вестибюлях, в общественных помещениях площадью более 150 кв.м., в производственных помещениях, на открытых палубах в районе расположения грузовых люков.
В системе должно быть предусмотрено два вида питания: основное – от судовой сети и резервное – от аккумуляторных батарей. Система пожарной безопасности должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц проверяются по одному излучателю в каждом луче.

- Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения. Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухими грузами, в которых находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Сигналы подаются при ручном и дистанционном пуске системы. Система питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии.
- Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Оборудуется на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов. Компонуется в зависимости от типа судна, уровня автоматизации и т.д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализации (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах – рулевой рубке, каюте механиков и др. Проверяется перед каждым выходом судна и периодически в течении вахты.

Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов. Оборудуется на различных судах и обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды под гребными электродвигателями. Постоянно находится в действии, проверяется не реже раза за вахту.

Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей. Устанавливается на тех судах, на которых предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация проверяется вместе с проверкой дверей не реже одного раза в неделю, и перед каждым выходом в рейс.
- Бытовая сигнализация (каютная, медицинская). Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще пассажирских. Проверяется не реже раза в месяц.

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 15281

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

Системы судовой сигнализации помогают избегать или бороться с аварийными ситуациями эффективно и правильно. Сигнализации установлены на всех судовых системах и машинном оборудовании для уведомления экипажа об опасной ситуации, которая может возникнуть на судне.

Сигнализация на судне является звуковой и визуальной, для того чтобы человек хотя бы услышал звуковой сигнал при работе в отделении, где увидеть визуальную сигнализацию не представляется возможным и наоборот.

Это нормальная практика в международной морской индустрии, чтобы сигнал тревоги для конкретного предупреждения был похож на всех судах. Такая общность помогает понимать тип предупреждения или аварии и решать задачи быстрее.

Система оповещения на судне «человек за бортом» : когда человек падает за борт, внутренний сигнал на судне оповещает экипаж с помощью световых и звуковых сигналов. Различные системы судового оповещения могут обладать дополнительными функциями.

Система вызова персонала на судне предназначена для вызова персонала: обслуживающего, дежурного, медицинского, а также персонала, который находится в охлаждаемых трюмах.

Системы судовой сигнализации представлены различными моделями и марками мировых производителей. В нашем каталоге Вы можете выбрать и купить систему оповещения Raymarine , системы судовой сигнализации Unicont и другие модели.

К электрическим средствам сигнализации относятся авральная, служебная звонковая, пожарная и аварий-но-предупредительная сигнализации.
Авральная сигнализация. Предусматривается на всех судах и земснарядах, обслуживаемых командами, для оповещения членов экипажа о проведении авральных работ или об аварийной ситуации. К этому виду судовой сигнализации относятся звонки и колокола громкого боя, устанавливаемые в помещениях и на открытых палубах, а также световая сигнализация с прерывистым режимом работы, которая наряду с звуковым сигналом применяется при большом уровне шума.
Включение авральной сигнализации производится из рулевой рубки или рубки управления с помощью замыкателя или кнопки. Возможно также включение авральной сигнализации по сигналам от других систем.
Для обеспечения постоянной готовности к работе питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей.
Служебная звонковая сигнализация. Применяется в качестве резервного средства связи между рубкой и машинным отделением или другими помещениями судна и служит для вызова персонала или подачи команд, а. также для передачи на командный пост ответа об исполнении команды и ограниченной информации.
Сообщение передается в виде условных сигналов с различным числом и различной длительностью звуковых участков и пауз.
Пожарная сигнализация. Система автоматической пожарной сигнализации предназначена для своевременного оповещения вахтенной службы о возникновении пожара на судне. Она позволяет также автоматически включить авральную сигнализацию, отключить искусственную вентиляцию и ввести в действие средства пожаротушения.
В электрическую схему пожарной сигнализации обычно входят автоматические и ручные пожарные извешатели, приемное устройство, звуковые и световые выносные сигналы, линии связи между приемным устройством и пожарными извещателями.
Системы пожарной сигнализации различают по схеме соединений извещателей и подключения их к приемному устройству (лучевые и шлейфные), по виду пожарных извещателей (ручного действия, тепловые, дымовые, огневые и комбинированные) и по режиму работы (непрерывного и периодического контроля).
В лучевых системах извещатели одного луча контролируют состояние помещений определенной пожарной зоны. Каждый луч подключен к лучевому комплекту приемной станции, который контролирует состояние всех извещателей луча и линий связи, принимает информацию о неисправности линии, подает сигналы «Пожар» и «Неисправность». Общее устройство станции включает обобщенную сигнализацию.
В шлейфных системах в одну линию связи включаются извещатели, расположенные в различных помещениях, и поэтому они не сообщают о месте пожара. Как правило, число шлейфов не превышает двух. В остальном работа шлейфных систем не отличается от лучевых.

На земснарядах обычно используют шлейфные системы пожарной сигнализации с тепловыми автоматическими пожарными извещателямн; предусмотрен также непрерывный контроль за целостностью соединений.
В качестве автоматических пожарных извещателей применяют тепловые максимально дифференциальные извещателн. Они реагируют как на температуру, так и на4 скорость ее повышения.
Извещателн устанавливают в машинном отделении, внутри ГРЩ, помещении преобразователей электроэнергии, у отопительных котлов и в других пожароопасных местах. Приемные устройства сигнализации располагаются в рубке.
При размыкании контакта любого пожарного извещателя ВК1—ВК4 (от воздействия температуры) катушка реле К1 обесточивается и его размыкающие контакты замыкаются и включают приборы сигнализации: сигнальную лампу и через реле К2 ревун (см. рис. 133). Обрыв линий связи также приводит к срабатыванию сигнализации, что обеспечивает непрерывный контроль за целостностью лучевых соединений.
Для ручной проверки цепей схемы используется кнопка 5/. Конденсатор С предотвращает ложные срабатывания схемы при кратковременном размыкании контактов извещателей (например, от вибрации), разряжаясь на катушку реле К1. Ревун включается через размыкающий контакт реле К2. Звонок отключается кнопкой 82.
Схема получает питание от аккумуляторных батарей напряжением 24 В по двум фидерам. Диоды Ъ1—У04 обеспечивают гальваническую развязку цепей питания.
Аварийно-предупредительная сигнализация. Для контроля состояния равных и вспомогательных механизмов систем и устройств, а также параметров различных сред на судах применяют системы аварийно-предупредительной сигнализации (ДПС), подающие световые и звуковые сигналы в посты управления энергетической установкой и судном при достижении контролируемыми параметрами недопустимых для -нормальной эксплуатации значений.
К параметрам сигнализации относятся: температура, давление и уровень воды, масла и топлива, уровень в фекальной и сточной цистернах, сопротивление изоляции электрических сетей, частота вращения механизмов, давление сжатого воздуха и др.
Для самоходных судов перечень контролируемых параметров по основным механизмам и системам приведен в Правилах Речного Регистра РСФСР.
Электрические системы АПС различаются по назначению (отдельных механизмов и систем, централизованные), по элементной базе (на контактных и бесконтактных.элементах), по способу приема сигналов (без запоминания, с запоминанием), по информационному признаку (с раздельными, с обобщенными сигналами).
Система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты (СПАСЗО) главных судовых двигателей обеспечивает выполнение следующих функций:
подачу индивидуальных предупредительных световых сигналов на местном щите и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами предупредительного значения;
подачу индивидуальных аварийных световых сигналов и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами аварийного значения;
подачу обобщенных звуковых сигналов при достижении контролируемыми параметрами предупредительного и аварийного значений;
подготовку звукового сигнала к срабатыванию после его отключения;
защиту (останов) двигателя одновременно с появлением аварийного значения сигналов;
задержку срабатывания датчиков минимального давления масла для предотвращения ложных срабатываний сигнализации при остановленном двигателе, а также в процессе его пуска и реверсирования.
Предупредительная сигнализация предусматривается по следующим параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, минимальному уровню воды
в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению масла в реверс-редукторе или редукторе, максимальной температуре масла упорного подшипника.
Аварийная сигнализация с одновременным остановом двигателя предусматривается по параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению смазочного масла, максимальной частоте вращения двигателя.
Для подачи сигналов предупредительного и аварийного уровней, как правило, применяются раздельные датчики. Уставки их срабатывания устанавливаются заводом-изготовителем дизелей, число контролируемых параметров зависит от типа двигателей.
На электрической схеме системы СПАСЗО (рис. 134) показаны цепи предупредительной и аварийной сигнализации по давлению смазочного масла.
Для предупредительной и аварийной сигнализации используются одни и те же сигнальные табло, которые при появлении предупредительного сигнала горят непрерывно, а в случае аварийного сигнала — прерывисто.
Цепи АПС по давлению масла включаются через контакт электромагнитного реле К2, входящего в электронное реле времени КТ, показанное в упрощенном виде. Выдержка времени реле КТ определяется временем разряда предварительно заряженного конденсатора С4. При пуске двигателя цепь заряда конденсатора разрывается контактом путевого выключателя 82, механически связанного с пусковым устройством двигателя. Таким образом предотвращаются ложные срабатывания сигнализации при остановленном двигателе и в процессе его пуска, пока давление масла в магистрали еще не достигло номинального значения.
Прерывистый режим световой сигнализации достигается с помощью мультивибратора (генератора прямоугольных импульсов) С/2, собранного на транзисторах и конденсаторах. Контакты выходного реле /С4 мультивибратора периодически включаются и выключаются в цепи сигнальных ламп Н12, Ш4, которые работают с определенной частотой и длительностью.
При замыкании контакта датчика ВР1 предупредительного значения параметра получает питание сигнальная лампа НЬ2 щита СПАСЗО и через диод Уй1 — лампа Ш4 обобщенного светового сигнала на пульте управления двигателем в рулевой рубке или рубке управления. Одновременно через диод У02, резистор К3 и управляющий электрод тиристора У5 протекает ток заряда конденсатора С1, открывающий тиристор. Сила тока управления тиристора определяется сопротивлением резистора КЗ, а время протекания этого тока — емкостью конденсатора С/.
Катушка реле КЗ получает питание, реле срабатывает "И своими контактами включает звонки ИА1, НА2, расположенные в Машинном отделении и в рубке.
Конденсатор СЗ предотвращает прохождение импульсов тока по цепи управления тиристором, вызываемых колебаниями напряжения питания, и таким образом предотвращает ложные включения звонков. Резистор Я1 предназначен для разряда конденсатора С/ после размыкания контактов датчиков. Через резистор Я4 разряжаются конденсаторы С/ и СЗ.
Звонок можно отключить нажатием кнопок 53, 56 на щите СПАСЗО и пульте управления двигателем в рубке. Контакты кнопок размыкаются, прерывая протекание тока через тиристор, что приводит к его запиранию и отключению реле КЗ. После этого схема включения звонка автоматически готова к приему следующего сигнала.
После устранения причины срабатывания датчика ВР1 его контакт размыкается, лампы НЬ2, Н14 гаснут, конденсаторы С1, СЗ разряжаются. При достижении контролируемым параметром аварийного значения срабатывает датчик ВР2, через контакт которого поступает сигнал на включение цепей звуковых и световых сигналов.
Звуковые сигналы НА1, НА2 включаются таким же образом, как при срабатывании датчика ВР1, но в этом случае, кроме конденсатора С/, заряжается конденсатор С2 (через контакт ВР2, диоды Уй6, Уй3 и резисторы КЗ, Я4).
Через контакт датчика ВР2 получает питание катушка реле К1. Реле срабатывает, замыкая контакты в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора 1)2, катушки реле Ко и размыкая контакт в цепи лампы Н12.
Реле К4 мультивибратора 1)2 периодически включается и отключается, что приводит к прерывистой работе сигнальных ламп Ш2, Н1-4, включенных через контакты реле К4.
Контакт реле Ко замыкается в цепи питания электромагнита УА стоп-устройства, которое останавливает двигатель. Реле Ко может быть отключено с помощью переключателей 54, 55 на щите СПАСЗО и на пульте управления двигателем в рубке. При этом загораются сигнальные лампы Н13 и Й1д.
После устранения неисправности контакт датчика ВР2 размыкается, «о световая сигнализация продолжает работать, так как параллельно контакту датчика включен контакт реле К1. Для снятия самоблокировки реле К1 необходимо нажать кнопку 57 на пульте управления двигателем или кратковременно обесточить схему с помощью выключателя «51 на щите СПАСЗО. Реле К1 отключается, его замыкающие контакты размыкаются в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора С/2, питания реле защиты К5, а размыкающий контакт замыкается в цепи лампы НЬ2. В результате сигнальные лампы гаснут и происходит разряд конденсатора С/ и конденсатора С2 через диод У04, лампу Н12, контакт реле К1, резисторы #4, КЗ и К2.
При срабатывании других датчиков, не показанных на рис. 134, схема работает аналогичным образом.
Проверка исправности цепей сигнализации производится поворотом переключателя 5/ на щите СПАСЗО в положение «Проверка» или нажатием кнопки 58 на пульте управления двигателем в рубке. При этом цепи звуковой и световой сигнализации получают питание через диод У05, а мультивибратор С72 — через диод Уй7.
Сигнальная лампа НЬ1 на щите СПАСЗО сигнализирует о наличии питания, предохраните,!и Р1—Р4 защищают от короткого замыкания катушку электромагнита стоп-устройства и цепи сигнализации. Питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей 24 В.
Контрольные вопросы
1. Какие системы служебной телефонной связи применяют на судах?
2. Назовите сигнально-вызывные приборы телефонных аппаратов и коммутаторов.
3. Чем отличаются режимы работы микрофона и телефона у электромагнитных преобразователей с дифференциальной магнитной системой?
4. Назовите основные части судового без-батарейного телефонного аппарата.
5. Объясните работу функциональной схемы АТС.
6. Какие системы сигнализации применяются на речных судах?
7. Назовите составные части систем пожарной сигнализации и отличие лучевых систем от шлейфных.
8. Объясните работу схемы включения звонка системы аварийно-предупредительной сигнализации СПАСЗО.


VI. ДНЕВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VIII. ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
IX. СИГНАЛИЗАЦИЯ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОДНОГО ПУТИ
X. ДВИЖЕНИЕ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
XI. ПРАВИЛА СТОЯНКИ
XII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Минимальные запасы
Требования к размещению на судах знаков визуальной сигнализации
Дальность видимости судовых огней
Звуковые сигналы
Знаки

VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

95. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

96. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

  • флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
  • частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
  • ракеты красного цвета;
  • медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода – два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне – два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые – за левую).

99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем – сигнальный флаг "А".

100. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем – два сигнальных флага "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

  • днем – три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;
  • ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, – два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

  • ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний – зеленый, нижний – белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);
  • днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

106. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

107. Суда, занимающиеся устранением девиации, несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв "О" и "Q" международного свода сигналов ("О" – двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала "Q", "Q" – желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.