Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».
Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».
Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.
Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.
Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.
Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.
Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.
Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.
Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.
Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.
Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.
При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.
Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.
Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.
В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.
Хорошо работают личные истории, потому что:
Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).
Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.
Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.
Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».
Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.
Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.
Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.
Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.
Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.
Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.
Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.
Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.
Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.
Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.
Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.
Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.
Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.
Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.
Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.
Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.
Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.
К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.
Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.
Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.
Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.
Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.
Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.
Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.
Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.
Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:
контекст важнее деталей.
Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.
Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.
Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:
Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.
Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.
Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»
Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.
Запустили рубрику о том, как развивать в себе разные полезные навыки. Спецпроект поддерживает компания «МегаФон», которая презентовала тарифные планы «Смотри», «Говори», «Пиши», «Слушай», «Общайся». Мы уже разобрались, как «смотреть», . Сегодня у экспертов - психолога и специалиста по риторике - выясним, как побороть скромность при публичных выступлениях и заставить публику аплодировать в финале.
Оратору я бы рекомендовала для начала узнать тонкости бытового общения. Основные правила в общении с мужчиной и женщиной мы можем перенести на публичное выступление. Например, известно, что женщине важен акт общения, а мужчине важен результат. Когда женщина навешивает массу подробностей в истории, мужчине будет скучно, а другая женщина тот же рассказ будет слушать с удовольствием. Соответственно, выступая перед женской аудиторией, надо вызывать эмоции подробностями. Речь для мужской аудитории необходимо делать максимально рациональной и логичной.
Представьте, в темном переулке мужчина с женщиной видят толпу хулиганов. Мужчина сохраняет спокойствие, и его спутница думает, что ее кавалер очень смел. На самом деле, мужчина может бояться в четыре раза больше женщины, просто он не показывает эмоций. По мнению психологов, только одна эмоция у мужчин читается лучше, чем у женщин - скорбь. Остальные проявляются очень слабо. Вот вам еще один пункт: если мужчины, сидящие в аудитории, на вашу речь не реагируют, это не значит, что им не интересно.
Лайфхак от компании «МегаФон»: практиковаться в ораторских навыках можно с помощью смартфона. Организуйте видеозвонок другу в удобном вам мессенджере. С тарифом «Включайся! Говори» вы не ограничены в общении: в абонентскую плату входит безлимитные мессенджеры и 5 ГБ интернета по России и пакет на 1000 минут. На всю линейку тарифов «Включайся!» с 19 июня действуют рекордно низкие цены.
Делать это нужно в любом публичном выступлении, даже если выступаешь перед заслуженными профессорами с защитой диссертации.
Иногда я задаю студентам вопрос: в маленькой или большой аудитории работать легче? Многие уверены, что в маленькой. А на самом деле, все зависит от опыта оратора. Помните правило: с увеличением аудитории падает уровень ее интеллекта. Это происходит из-за того, что внимание большой аудитории рассеивается и она не всегда слышит, что говорит оратор. А маленькая аудитория в большинстве случаев следит за выступающим, и поэтому слышит его оговорки, заминки, незнание. Новичку будет легче работать с большим количеством слушателей.
В публичной речи действует и правило усиливающего нетерпения слушателей: чем больше затягиваешь начало, тем более аудитория нетерпелива. Поэтому начинать выступление сразу с порога не следует: расскажите случай из жизни, пошутите, скажите публике комплимент.
При всем дружелюбном отношении к оратору небольшой уровень критичности все равно будет.
Обязательно найдется один или несколько человек, которые настроены против. И чаще всего этих людей легко вычислить: они сидят с каменными лицами, не реагируют на шутки. Что с этим делать? Ничего. Просто найдите в зале доброжелательных людей и обращайтесь к ним. Если вы знаете, что в зале есть люди, которые настроены позитивно, вам станет легче.
Помните, как в школе учительница со словами: «Встань и выйди из класса» при всех выгоняла шумного ученика? Делать это не рекомендует Закон отклонения публичной критики. Представьте, на вас кричит начальник посреди коридора у всех коллег на виду. Естественно, вы не воспринимаете адекватно этот крик, и он не повлечет за собой позитивных изменений. Напротив, мы развиваем общение зеркально - начинаем относиться к человеку так, как он относится к нам. Кстати, не стоит принимать любое хмурое лицо в аудитории на свой счет: может, человек просто не выспался, плохо себя чувствует или переживает из-за личной проблемы.
Если ваш начальник на летучке засыпает вас непонятными терминами и не удосуживается объяснить, что они значат, его речь для вас становится малопонятной и неинтересной. Вы просто перестаете его слушать. Простым словам аудитория доверяет больше. Это касается и бытового общения, и публичных выступлений. Вспомните популистские речи некоторых политиков: их речь всегда максимально проста, чтобы каждому было понятно.
Перенимать опыт ораторов стоит на ted.com. Конференции TED (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design) проводятся с 1984 года. Миссия их состоит в распространении уникальных идей. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.
Можно вдохновляться любыми публичными выступлениями Стива Джобса. Самая знаменитая его речь - обращение к выпускникам Стэнфордского университета.
Фильм телеканала «Россия» о языке жестов. 2009 год
Лекция австралийского писателя Алана Пиза. Он известен как «мистер язык тела», благодаря своей одноименной книге, которая была продана по всему миру многомиллионным тиражом.
Закон гармонизирующего диалога заключается в том, что нужно общаться с аудиторией, даже если ваше выступление представляет собой монолог. Монологическая форма, вообще, не перспективна. Задавайте хотя бы риторические вопросы: они помогают поддерживать связь с аудиторией, хотя ответов на них обычно не следует.
Человек без жестикуляции выглядит неестественно, его воспринимают плохо. При этом надо помнить: при работе с мужчинами жестов должно быть гораздо меньше, чем при общении с женщинами. Первый жест, который следует выучить - раскрытые ладони. Он символизирует то, что оратор доверился слушателям, находится с ним на равных и расположен дружелюбно.
Некоторые ораторы обижаются, когда публика к концу второго часа начинает зевать. Это абсолютно нормально: каким бы ни был интересным рассказ, за два часа ты от него обязательно устанешь. Тревожный знак - если аудитория зазевала спустя десять минут. Аудитория не любит длинные речи: будь то протокольно-этикетное выступление, собеседование или поздравление юбиляра. Чем короче, тем лучше. А если речь по протоколу должна быть длинной, периодически отвлекайтесь: пошутите, расскажите историю из жизни, поговорите со слушателями. Идеально - если все эти отступления будут связаны с основной темой.
Чем неординарнее мы выглядим, тем больше критики вызываем. Откажитесь от массивных украшений, ярких цветов и нестандартного поведения, по крайней мере, на первых выступлениях.
Однако сложно забыть про его обратную сторону: трясутся коленки, затрудняется дыхание, путаются мысли, невозможно сосредоточиться на тексте, весь азарт сходит на нет, и мы просто мечтаем поскорей завершить свою пытку. В этом смысле ситуация со страхом похожа на серфинг: либо вы ловите волну, либо она вас. Возможно ли управлять своими эмоциональными состояниями так, как мы владеем телом в спортивных испытаниях? Да. Достаточно следовать простым рекомендациям.
Уинстон Черчилль – один из самых сильных ораторов в мировой истории. Говорят, каждую свою речь он репетировал по часу. «
Когда оратор хочет вызвать негодование, его сердце должно пылать гневом. Когда он хочет растрогать публику, он сам должен плакать. Чтобы убедить людей, нужно верить самому».
Лев Троцкий изучал приемы ораторского искусства по книге Шопенгауэра “Искусство ведения дебатов”. А еще всю жизнь он изучал особенности красноречия многих ораторов своего времени, записывая увиденное в мельчайших подробностях: жестикуляцию, тон, положение рук, мимику.
Основная точка внимания оратора должна быть не на том, что думает о нем зал, как он выглядит со стороны, успешно ли он выступит или провалится. Нужно сконцентрироваться на цели выступления, его смысле и глубине. Для укрепления такой внутренней позиции хороши любые практики динамической медитации, глубокое осознанное дыхание, занятия по раскрепощению и просто наличие зажигающей вас идеи.
На первых порах нам бывает сложно держать себя перед аудиторией, потому что мы не знаем, интересно ли говорим, хорошо ли двигаемся и приятно ли звучим со стороны. На месте, где могла быть информация, позволяющая обрести уверенность в себе, есть пустота, которая и заполняется разного рода переживаниями. Чем больше мы знаем о своих сильных и слабых сторонах на сцене, чем больше нам удается их принимать и обращать на пользу, тем меньше страха оказаться в неудобной ситуации, быть смешными или обесцененными зрителем. Наша задача - сформировать базу знаний о себе как об ораторе, которая послужит хорошим техническим основанием для расслабленного и увлекательного разговора со зрителем.
Если вы имеете маленький ораторский опыт, плохо знаете свой текст, ни разу его не повторяли в полном объеме до выхода на сцену, и по сути перед людьми в зале будет первая репетиция - провал вам почти гарантирован. И страх в этом случае обоснован. Вы просто не готовы. Дышите, сидите в позе лотоса перед выступлением, представляйте аудиторию голой или не представляйте: это если и сработает, то на очень короткой дистанции.
Лучший помощник в деле обуздания страха - опыт. Репетируйте везде, где это возможно, особенно на площадке, на которой планируется ваш выход. Репетируйте даже в воображении. Чем больше часов практического опыта вы накопите, тем легче вам будет обратить страх себе на пользу. Помните, что любое выступление - это не экзамен, а диалог со зрителем, в котором вы делитесь с ними, что им интересно. Раз вас выбрали в качестве спикера, значит, вас готовы воспринимать и хотят от вас получить ценную информацию. Просто щедро делитесь своими знаниями и размышлениями. Ищите свою ораторскую идентичность и не пренебрегайте базовыми правилами успешного публичного выступления.
Тем не менее, можно достаточно быстро научиться выступать перед людьми, соблюдая несложные правила.
Выступая перед аудиторией, человек обычно беспокоится о том, как его воспримут, удастся ли ему донести до слушателей свои мысли, каким будет конечный результат его общения с аудиторией. Все эти страхи вызывают сильный стресс, который уже сам по себе негативно влияет на выступление. Другими словами, чем больше человек беспокоится о том, что провалит выступление, тем больше становится вероятность такого результата.
Научиться комфортно чувствовать себя в присутствии большой аудитории помогает только опыт. Тем не менее, существуют способы минимизировать влияние напряжения на выступление.
1. Искусственная агрессия. Легко сказать «не бойтесь аудитории», но на практике такие советы ничего не дают. Клин вышибают клином ‒ перед выходом к аудитории вызовите у себя состояние готовности к бою, уверенный и немного злой настрой. Для этого можете петь про себя ту или иную мобилизующую песню. Например, отлично подойдет песня Владимира Высоцкого «Охота на волков». Вы можете сами подобрать подходящий репертуар, настраивающий вас на боевой лад. Результат - вы выйдете к аудитории полностью мобилизованным, что поможет вам хорошо выступить.
Самооценка может пострадать от разнообразных факторов. В такие периоды сложно поддерживать справляться с любыми стрессами. Как вернуть покой? Смотрим видео!
2. Бросок в будущее. Проанализируйте, чего вы на самом деле боитесь, выступая перед людьми? Того, что плохо выглядите, что над вами будут смеяться? Боитесь провала? Выявите свои страхи, после чего внутренне смиритесь с тем, что все то страшное, о чем вы думали, уже произошло. Вы провалили ваше выступление - ужасно выглядели, были косноязычны, над вами открыто смеялись и т.д. и т.п. Все уже свершилось, вы приняли это, пережили, поэтому вам совершенно нечего бояться. Смиритесь с поражением, не ждите ничего хорошего. В результате вам будет намного проще выступать.
3. Репетиция. Потренируйтесь в выступлении наедине с собой. Можно выступать перед зеркалом, оценивая себя со стороны. Но если вы не в восторге от своего отражения, тренируйтесь где-нибудь на природе, где никого нет. Это позволит вам говорить в полный голос, никого не боясь. Такие тренировки дают очень хороший результат.
4. Игра воображения. Когда вы ложитесь спать, проиграйте мысленно предстоящее выступление. Представляйте его во всех деталях, оттачивайте важные моменты. В своих представлениях вы должны выглядеть уверенным в себе человеком, с блеском выступающим перед аудиторией.
1. Одним из важнейших моментов является умение завоевать симпатии аудитории. Ни в коем случае ни в чем не оправдывайтесь. Не извиняйтесь, что вы выступаете в первый раз и т.д., это настраивает публику против вас. Не начинайте со слов «Позвольте мне…», «Разрешите мне…» и им подобных, это неправильно. Начинайте свою речь уверенно, с короткого приветствия и сразу переходите к делу.
2. Очень важно чувствовать себя хозяином ситуации, «держать зал». Если в ходе вашего выступления вы видите, что интерес аудитории пропадает, люди начинают разговаривать, шуметь, прервитесь на минуту. Просто молчите и смотрите на зал, это заставит его утихнуть. После этого продолжите выступление. Другой вариант - начните говорить о чем-то совершенно другом, желательно интересном. Снова вернув внимание аудитории, скажите что-нибудь вроде: «Ну как, все вернулись? Спасибо, тогда продолжим», после чего снова продолжайте свое выступление.
Выступление перед аудиторией - настоящее искусство, оно обретается лишь с годами практики. Но даже дебют может пройти вполне успешно. Необходимо лишь верить в себя, подобрать наиболее подходящие варианты внутренней мобилизации. А главное, не относиться ко всему происходящему слишком серьезно.
Многие люди боятся выступать на публике, будь то с речью, с тостом на свадьбе друзей или в классе у доски. К счастью, вы можете сделать для себя выступление на публике менее волнительным посредством некоторых советов из данной статьи. Этот навык может никогда не стать вашим коньком, но у вас будет меньше шансов на то, что вы бросите свое выступление прямо на середине перед большим количеством народа.
Часть 1
Подготовка к выступлениюЗнайте тему своего выступления. Составной частью превращения в раскованного и динамичного оратора является проверка того, что вы знаете то, о чем говорите, и знаете это хорошо. Недостаток знаний может заставить вас нервничать и чувствовать неуверенность во время выступления, что очень быстро поймет ваша публика.
Тренируйте тело. Несмотря на то, что выступление на публике не является участием в соревновании по бегу, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ваше тело хорошо вас слушалось. Это подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от перетаптывания с ноги на ногу во время выступления (успокойте пальцы ног, и вы перестанете топтаться). Сюда также относится правильное дыхание, чтобы вы могли правильно планировать и произносить фразы.
Знайте структуру собственной речи. Знание собственной речи столь же важно, сколь и знание темы, о которой вы будете говорить. Существуют различные методы преподнесения речи, поэтому вам необходимо выбрать тот способ, который будет для вас наиболее удобным.
Выучите собственную речь. У вас нет обязательной необходимости целиком запоминать свою речь или основные ее тезисы, но это может быть огромным подспорьем для того, чтобы казаться увереннее и осведомленнее в теме выступления. Однако убедитесь в том, что у вас достаточно для этого времени.
Узнайте свою аудиторию. Вам необходимо знать, перед кем вы будете выступать, так как определенные приемы речи могут подходить одному типу аудитории и быть совершенно скучными для других аудиторий или даже злить определенные группы людей. Например, нельзя быть неформальным во время деловой презентации, но можно придерживаться неформального стиля при общении со студентами колледжа.
Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.
Часть 2
Проработка содержания своей речиВыберите правильный стиль выступления. Существуют три стиля выступления: информативный, убедительный и развлекательный. Несмотря на то, что они могут накладываться друг на друга, каждый из них обладает отдельными специфичными функциями, которые и выполняет.
Избегайте размазанного вступления. Вы, должно быть, слышали речи, начинающиеся с фразы: "Когда меня попросили выступить с речью, я не знал, о чем рассказать…" Не делайте так. Это один из самых скучных способов начать свою речь. Он ходит вокруг да около личных проблем оратора и нисколько не привлекателен для слушателей, как то полагает оратор.
Имейте четкую структуру выступления. Чтобы ваша речь постоянно не спотыкалась на каждом слове, вам необходимо придумать для нее четкий формат. Запомните, вы не пытаетесь ошеломить аудиторию фактами и идеями.
Пользуйтесь правильным языком. Язык имеет чрезвычайно важное значение как в письменной, так и в устной речи. Вам необходимо воздержаться от использования большого количества слишком громоздких и длинных слов, потому что вне зависимости от того, насколько умна ваша аудитория, она быстро потеряет к вам интерес, если вы будете постоянно бить ее по голове толстым словарем.
Придерживайтесь простоты. Необходимо, чтобы аудитория без труда следила за ходом вашей речи и продолжала ее помнить после окончания вашего выступления. Поэтому она должна не только содержать образные сопоставления и поразительные факты, но также быть достаточно простой и приближенной к сути. Если вы будете блуждать по болоту мало связанных с вашим выступлением фактов, то потеряете интерес аудитории.
Часть 3
Выступление на публикеСправьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.
Правильно завершите речь. Люди хорошо запоминают начало и конец выступления, они редко помнят то, что было в середине. Поэтому вам необходимо позаботиться о том, чтобы заключение вашей речи было запоминающимся.
Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.
1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.
2. Учитесь владеть телом:
Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.
3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.
5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.
6. Поработайте над артикуляцией.
7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.
8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.
10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.
11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.
12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.
13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.
14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.
15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.
1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:
В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.
2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.
3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.
4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.
5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.
1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.
2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.
3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.
4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.
5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.
6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.
7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.
8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.
9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.