Перестройка в ссср. Перестройка в ссср (современные оценки) - конкурс молодых историков "наследие предков - молодым"

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Период с 1985 г. по 1991 г. - это время перестройки в СССР, которую неизменно связывают с именем М. С. Горбачева .

Причинами перестройки были :

1) советская система хозяйствования исчерпала возможности своего развития;

2) поколения советских людей послевоенного времени сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей;

3) все слои советского общества испытывали психологический дискомфорт;

4) партийно-хозяйственная номенклатура стала тяготиться условностями советского общества, зависимостью личного благосостояния от служебного положения.

Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, машиностроение. На основе развития машиностроения планировалось в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, осуществить электронизацию, компьютеризацию, освоение передовых технологий.

Программа технического перевооружения промышленности была рассчитана на длительный срок. Для улучшения положения в ближайшее время были предложены экстренные меры.

Среди них:

1) рациональное использование оборудования, переход на 2 - 3-сменную работу;

2) повышение трудовой дисциплины и улучшение организации труда;

3) улучшение качества продукции;

4) активизация человеческого фактора, подъем творческой инициативы масс.

Проведение этих мероприятий сразу же натолкнулось на инертность системы. Перевод на 2-3-сменную работу потребовал изменений работы общественного транспорта, торговой сети, дошкольных детских учреждений и не был осуществлен в достаточно крупных размерах. В условиях товарного дефицита и монополизма производителя требование повышения качества выглядело странно и просто нелепо. Введение государственной системы приемки продукции привело к увеличению числа контролеров.

Одновременно осуществлялись попытки реформирования административно-командной системы. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, который предусматривал расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов трудового коллектива от эффективности производства. Летом 1989 г. трудовые коллективы получили право брать предприятия в аренду и выходить из подчинения министерства.

Аналогичные преобразования были проведены в 1989 г. в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие аренды на селе.


Реформа управления промышленностью и сельским хозяйством не привела к сколько-нибудь заметному улучшению, так как это было не переходом к экономическим методам руководства хозяйством страны, а лишь ограничением администрирования. В условиях господства государственной собственности на средства производства реформа привела к росту цен и дефициту продукции потребительского назначения, предметов первой необходимости.

Программа ускорения требовала огромных затрат, отдачу от которых можно было получить через 5-10 лет. Одновременно начали осуществляться крупные социальные программы по жилищному строительству, повышению пенсий, стипендий для молодежи. Это тоже требовало огромных затрат. Попытки насытить рынок путем кооперативного движения и развития индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы; в условиях дефицита сырья и материалов они использовали незаконные пути. Расцвела коррупция. В итоге вместо роста производства наблюдался рост цен и снижение качества продукции.

1) программа «500 дней», разработанная С. Шаталиным и Г. Явлинским;

2) программа правительства Н. И. Рыжкова, позже - В. С. Павлова.

Первая программа была программой быстрого и решительного перехода к рынку, передачи в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа была растянута во времени, переход к рынку должен был осуществляться постепенно. Решено было остановиться на правительственной программе. Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны.

В политическом развитии СССР со времени перестройки можно условно выделить три этапа .

Первый этап - с марта 1985 по январь 1987 г. - проходил под лозунгом «больше социализма». К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин , А. Н. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. Началось переосмысление исторического прошлого и реального положения советского общества. КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Были реабилитированы партийные и государственные деятели 20-ЗО-х гг.

Второй этап - 1987-1988 гг. - проходил под лозунгом «больше демократии». В это время происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Реформа была начата самой КПСС. В июне-июле 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути демократизации. Целью реформы провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов. Высшим органом власти становился съезд народных депутатов. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР.

Одновременно был принят новый избирательный закон (декабрь 1988 г.). Впервые выборы депутатов становились альтернативными (претендентов могло быть несколько); отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты. Но решения конференции и избирательный закон имели половинчатый характер. Они обеспечивали сохранение власти в руках партии, т. к. предусматривали, что 1/3 депутатов будет избрана от самой партии и общественных организаций, ей подконтрольных.

Третий этап - 1989-1990 гг. - означал размежевание политических сил страны. На выборах народных депутатов, многие партийные деятели потерпели поражение; избранными оказались оппозиционно настроенные деятели, например академик А. Д. Сахаров. В апреле 1989 г. открылся I съезд народных депутатов СССР. Был избран Верховный Совет СССР, его председателем стал М. С. Горбачев. На съезде сложилась оппозиционная группа депутатов: «межрегиональная группа», куда вошли А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Т. X. Гдлян, Н. И. Травкин и др. В марте 1989 г. прошли выборы в местные и республиканские Советы, в ходе которых стали создаваться оппозиционные партии и течения. В большинстве регионов страны они одержали победу над КПСС. Московский Совет возглавил Г. X. Попов, Ленинградский Совет - А. А. Собчак. В июле 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцина.

В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления и избрал президентом страны М. С. Горбачева. Была отменена 6-я статья Конституции СССР, закрепляющая особое место КПСС. Тем самым окончательно завершилась передача власти в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон «Об общественных организациях», признавший наличие многопартийности в стране.

Тем временем политическое размежевание продолжалось. Радикальные политические течения, первоначально провозглашавшие «улучшение социализма », перешли на открытые антикоммунистические позиции. Осенью 1990 г. идея антикоммунизма была провозглашена движением «Демократическая Россия». Ряд руководителей КПСС (Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев) вышли из партии и примкнули к этому движению. Начался распад самой КПСС. В июле 1990 г. на XXVIII съезде партии из нее выделилась «Демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, ряд партийных деятелей (И. К. Полозков, Г. А. Зюганов) образовали Российскую коммунистическую партию в составе КПСС. Эти политические образования были следствием центристской позиции М. С. Горбачева, падением его авторитета.

Резкое ухудшение экономической ситуации, утрата контроля за экономикой страны обострили центробежные силы. Начался фактический распад СССР. Попытки президента М. С. Горбачева приостановить процесс распада Советского Союза были сорваны событиями августа 1991 г. В декабре 1991 г. Советский Союз самоликвидировался. Наступил новый период истории России.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова»

Контрольная работа по Отечественной истории на тему:

«Перестройка в СССР»

Выполнил: Астафьева Юлия Александровна,

студент заочной формы обучения, 1-ого курса,

педагогического факультета по специальности

«Педагогика и психология», сроком обучения 4,2 года.

Проверил: Язынин А.Е.

I Введение………………………………………………………………….3

II Основная часть

    Основные причины и цели перестройки…………..4

    Основные реформы……………………………………………6

    Распад СССР. Итоги перестройки……………………….9

III Заключение……………………………………………………………12

Литература……………………………………………………………..13

Введение

Для своего реферата я выбрала тему «Перестройка в СССР» Эта тема близка мне тем, что я родилась в период перестройки, и её события коснулись также и моей семьи. Перестройка – очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к дальнейшему распаду СССР. Отношение людей к данному историческому этапу является двойственным. Одни считают, что перестройка – это выход из сложного положения застоя, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было менять систему, ее устройство и что изменения не могли быть произведены ввиду сложного общего положения вещей в международной политике и на «внутренних фронтах». Другое мнение на этот счёт заключается в том, что перестройка – это разрушение Советского Союза и не более того, что руководителями двигали простые эгоистические соображения, и сквозь все разглагольствования о неэффективности социализма эти корыстные соображения проглядывали вполне явственно. Инициаторы перестройки хотели положить деньги в свой карман.

Главная цель моего проекта – постараться доказать, что стране в тот период времени нужны были перемены.

Я постараюсь проанализировать основные и ключевые, по-моему мнению, проблемы перестройки – это задача моей работы.

Основные причины и цели перестройки

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.

Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции всё труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда. В конце 1980-х - начале 1990-х годов во многих городах СССР проводились многотысячные митинги с требованием проведения реформ.

Перемен ждал мощный слой партийно-государственных чиновников, военных, обеспокоенных развалом государства.

Перестройка была провозглашена новым генеральным секретарём, 54-летним М.С. Горбачёвым, который принял эстафету власти после смерти К.У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоёвывал популярность внешней демократичностью и стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира).

Никто со времён Хрущёва не общался так с народом: Горбачёв ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевлённого планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.

Был провозглашён курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. С избранием Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была, наконец, прервана порочная традиция последних лет. М.С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим.

Основой экономических программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических стимулов для улучшения работы предприятий речь не шла. Поставленные цели планировалось достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей предприятий за хозяйственные нарушения. Вводилась система государственной приёмки – вневедомственного контроля за качество выпускаемой продукции. Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся ситуации.

Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в то время и М.С. Горбачев.

Таким образом, для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике. Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.

Основные реформы

Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.

В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета.

Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А.Н. Яковлев и А.И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.

Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году;

строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций;

СССР отказался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну».

В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.

Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль над ней со стороны центральных бюрократических органов.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по - разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

Распад СССР. Итоги перестройки.

Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.

Рано утром 19 августа телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью Горбачёва исполнение обязанностей временно возложено на вице-президента Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован государственный комитет по чрезвычайному положению ГКЧП. В состав этого комитета вошли 8 человек. Горбачёв оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час.

Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР, так называемый Белый дом. В обращении к гражданам России президент Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав его действия как антиконституционный переворот. Десятки тысяч жителей столицы выразили поддержку Ельцину.

Страшась развязывания гражданкой войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. Они начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым в надежде договориться с Горбачёвым, но президент СССР уже возвратился в Москву вместе с прилетевшим «на выручку» вице-президентом Руцким. Члены ГКЧП были арестованы. Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий генсека ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращающие деятельность партии и передававшие её имущество в собственность государства.

Последние месяцы 1991 года стали временем окончательного распада СССР. Был распущен съезд народных депутатов, радикально реформирован Верховный Совет, ликвидировано большинство союзных министерств. Высшим органом стал Государственный Совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. 1 декабря на Украине был проведён референдум, и большинство высказалось о независимости республики. 7-8 декабря 1991 года президенты России и Украины Ельцин и Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трёх республик Содружества Независимых Государств СНГ. В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских.

Итак, перестройка зашла в тупик, что привело власть к кризису. В итоге СССР распался, а Горбачёв, находясь в безвыходном положении, легко ушёл от ответа, просто сняв с себя полномочия президента, потому что СССР уже не существовало.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.

Заключение

М. С. Горбачев объявил о необходимости выхода из застоя и начал процесс «перестройки». Перестройка привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны»). Во время перестройки были преданы гласности многочисленные факты чудовищных преступлений сталинского режима.

Горбачёв одним из первых в советско-партийном руководстве осознал необходимость глобальных перемен в жизни страны, но как их осуществить, как реформировать огромную неповоротливую махину под названием Советский Союз, он представлял довольно смутно, поэтому многие его начинания были обречены. Тем не менее, заслуги Горбачева как государственного и политического деятеля неоспоримы. Горбачев был первым и последним президентом СССР.

Наивно полагать, будто те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще, предопределили финал СССР - империя изжила себя. Этот главный вывод был сделан задолго до 1991 г. А то, что для многих конечный рубеж оказался неожиданным, лишь подтверждает важность изучения истории страны, правители которой всемерно мешали миру узнать правду о советском обществе.

Говоря об итогах перестройки, необходимо ещё раз уточнить, что необходимость в реформах была. И правительство Б.Н. Ельцина, в какой-то мере, воспользовалось итогами перестройки: демократия, многопартийность, политика гласности, курс на укрепление частной собственности. Возможно, Горбачеву не хватило политической воли, а Ельцин в этом план преуспел. Его политика основана на жестких мерах, связанных с курсом на шоковую терапию и на укрепление собственных позиций с использованием законодательных мер. Стабилизации в стране не получилось. Был взят курс на приватизацию, который ещё больше разделил страну на богатых и бедных.

Обращает на себя внимание не только тот факт, что поколение россиян, которое выросло и социализировалось уже в пост горбачёвскую эпоху, оценивает перестройку существенно более позитивно, чем поколение их отцов и дедов. Чем моложе респонденты, тем меньше среди них тех, кто считает, что начинать перестройку было ошибкой.

Литература

1. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985.

2. Ф. Бурлацкий «Записки современника», М.,1989.

3. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении

борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985.

4. Материалы январского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987.

6. Закон СССР «О кооперативах», М., 1986.

7. Егор Гайдар «Государство и эволюция», 1998.

8. Михаил Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990»

9. Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995»

10. Н.В. Загладин «История Отечества», М., Русское слово, 2003.

11. О.В. Волобуев «Россия и мир», М., Дрофа, 2005.

  1. Перестройка в СССР (2)

    Реферат >> История

    До неузнаваемости. Этапы перестройки . Перестройку условно можно разделить на... перестройкой был заключительным этапом "холодной войны", закончившийся поражением СССР . ... СООБЩЕНИЕ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ «ПЕРЕСТРОЙКА В СССР» . РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИЦА 9 КЛАССА...

  2. Перестройка в СССР попытки реформирования экономики

    Реферат >> История

    Перестройка в СССР : попытки реформирования экономики. Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать... секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы...

  3. Общественно-политические перемены 1985 1991 гг. Феномен перестройки . Распад СССР

    Реферат >> История

    Перемены 1985 – 1991 гг. Феномен «перестройки» . Распад СССР . ПЕРЕСТРОЙКА - процесс начала становления демократии... развитие в эти годы. Феномен перестройки

Однако дальше М. Горбачев не пошел. Следуя заветам "марксизма-ленинизма", в которых говорится, что суть социализма в уничтожении частной собственности и огосударствлении средств производства, инициатор перестройки считал, что все же социализм в стране есть, он только деформирован, бюрократизирован. На чем основывалось это ошибочное убеждение? Оно строилось, с одной стороны, на господстве в стране общественной ("социалистической") собственности: государственной и кооперативной. С другой стороны, поскольку власть находится в руках КПСС, а партия устами Горбачева заявляет о перестройке в интересах народа, значит, не только собственность, но и власть у народа. Именно здесь и заключались основные заблуждения М.Горбачева.
Ведь именно псевдосоциалистическая огосударствленная и коооперированная собственность являлась фундаментом экономического господства и благополучия номенклатуры, партийно-государственной бюрократии в стране. Как раз из-за этой отчужденной от трудящихся собственности, на фундаменте этой собственности осуществлялась эксплуатация, совершалось угнетение трудящихся Господство КПСС, сосредоточившей в своем руководстве основные правящие кадры партийно-государственной бюрократии (несмотря на все заверения М. Горбачева с его желании перестроить экономику и политику так, чтобы вернуть и собственность и власть народу, трудящемся) оставалось господством номенклатуры, ее продолжающимся всевластием, а заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР оставались только обещаниями и заявлениями о намерениях, так как действительная политическая власть и собственность продолжали оставаться у прежних властителей.
Своими постоянными заявлениями о социализме, якобы имеющемся в стране (пусть даже в деформированном виде) М. Горбачев объявлял наличные эксплуататорско-угнетательские отношения "социалистическими" и тем самым, вольно или невольно, становился на сторону господствующей, властвующей номенклатуры, оказывался с ней "в одной лодке", "по одну сторону баррикад". Пытаясь же изменить существующие отношения, перестраивая их сверху, через партийные и государственные организации, т.е. через номенклатуру, инициатор перестройки тем самым пытался сделать невозможное: руками самой номенклатуры подорвать ее собственное благополучие, ее экономическую и политическую власть.
Действуя сверху и призывая поддержать его снизу, М.Горбачев приводил в движение самые разные общественно-политические силы. Особенно это было заметно тогда, когда, рассчитывая сломать сопротивление перестройке со стороны консервативных партаппаратчиков, он предоставил широкий простор для действий неформалов, нацеливая их против консерваторов. Нет ничего удивительного в том, что высвобожденные такой перестройкой разнородные социальные силы подобно лебедю, раку и щуке стали звать в разные стороны, расшатывая общественные устои что не улучшало, а ухудшало условия жизни.Естественно, что все это основательно подорвало веру простого человека в перестройку как обновление социализма, лишило авторитета ее инициатора.
В августе 1991 г. перестройка Горбачева как обновление социализма окончательно исчерпала себя партийно-государственная бюрократия совершила антиконституционный переворот, чтобы под видом восстановления "порядка" вернуть жизнь в русло казарменного псевдосоциализма. Путч потерпел сокрушительное поражение: к власти пришли демократы, настроенные прокапиталистически. Так перестройка Горбачева была похоронена дважды: сначала перестройка как обновление социализма умирала под гусеницами танков, выведенных на улицы учредителями ГКЧП, которые никак не хотели продолжения горбачевской перестройки, шаг за шагом лишавшей власти номенклатуру. Второй раз перестройка умирала тогда, когда освобожденный из форосского заточения Президент СССР уступал свою власть победившим путч демократам, у которых не было никакого желания продолжать перестройку и обновлять социализм, а было намерение ввести рыночную экономику капиталистического типа. Когда в результате декабрьского второго переворота был упразднен СССР, а тем самым лишен власти Президент СССР и союзное правительство, конец перестройки стал очевиден для всех.
Но перестройка Горбачева вовсе не исчезла бесследно. Вопреки утверждениям партократов перестройка похоронила не социализм, которого не было в стране, а иллюзию о нем. Выросшие из перестройки Горбачева глубокие перемены продолжаются, их ход и исход будет определяться тем, какие общественно-политические силы окажутся во главе перемен, интересы каких социальных групп в наибольшей мере скажутся на исходе преобразований.
Перестройка Горбачева. Неотвратимость и природа перемен. Несмотря на преобладание противоположных взглядов в научных кругах и средствах массовой информации в 70-х и начале 80-х гг., легко было понять, что в советской системе в конце концов произойдут значительные изменения. В истории и политике нет непреложных вещай, и факторы в пользу реформы уже тогда были заметны. Сейчас трудно быть уверенным насчет того, что изменилось необратимо, а что - нет, и взвесить, что ушло, а что остается. Взять, к примеру, расхожий вывод, ставший до того аксиоматичным, что его уже не оспаривают: "советская система рухнула".
Это верно во многих, но не во всех отношениях. В течение многих лет советская система ошибочно приравнивалась к коммунистической партии, как и коммунизм к тому, что мы называем "советизмом". Партия была весьма важной его частью, но далеко не всем. Скажем, она контролировала государство, но государство (или "административно-командная система", как его стали называть) осуществляло контроль прежде всего над обществом, во всяком случае над его экономикой. И что же произошло? КПСС фактически утратила монополию на политику еще в 1989 г. - в этом основополагающем отношении ленинская система уже распадалась в результате горбачевских реформ, но государственная организация продолжала функционировать. После попытки переворота в 1991 г. партия рухнула, но рухнула ли советская государственная система? Не следует обманываться поверхностными переменами, сколь бы драматичными они ни выглядели. Многие звенья в системе оказались порванными, особенно в отношениях между Россией и республиками, а также в системе экономического распределения. Поменялись названия многих городов, учреждений, улиц.
Но рассмотрим некоторые фундаментальные проявления преемственности в России (1992 г.). Экономика (по крайней мере ее 95%) остается в руках государства. Никаких новых элит, как уже отмечалось, не возникло. На областных и местных уровнях старые власти удерживают свои позиции, покинув партию и другие властные структуры. А классовые отношения остаются прежними. Поднимается новый класс предпринимателей, но пока он немногочислен и слаб. Наиболее распространенные взгляды не слишком изменились. Большинство граждан, как и раньше, уповает на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского коммунизма до последних дней.
Во всех этих важных отношениях в России не произошло никакой революции, хотя о таковой стало модно говорить. Тут возникает еще одна, даже более существенная проблема. Были ли коммунизм и советизм чем-то в самом деле чуждым и навязанным России, как теперь утверждают многие западные и российские комментаторы. Если так, то легко вообразить быстрый отход от прошлого. Но если советский коммунизм в значительной мере укоренил российские авторитарные традиции, как, на мой взгляд, и случилось, то здесь требуется иная точка зрения. Несмотря на модернизацию, происходящию в последние годы. Большинство наблюдаемых нами перемен - результат почти семилетнего пребывания Горбачева у власти. Можно ли дать сегодня всестороннюю оценку его роли? Исчерпан ли его политический потенциал? Это достаточно трудные вопросы. Публикуемые после ухода Горбачева с поста главы государства политические некрологи весьма различны. Западные комментаторы склонны соглашаться - и вполне справедливо - что его роль в международных делах обеспечила ему видное и позитивное место в истории. Он более, чем кто-либо, сделал для прекращения "холодной войны", освобождения Восточной Европы, воссоединения Германии и выхода России из длительной изоляции от Запада. С другой стороны, многие, особенно в России, считают, что лидера, председательствовавшего при развале своей страны, кризисе ее экономики и крахе собственной партии, нельзя поздравить с успехом. Некоторые пытаются балансировать: Горбачев "принес свободу, но ликвидировал колбасу".
Так что во внимание следует принять множество сложных факторов. Полную научную оценку горбачевскому руководству нельзя будет дать по ряду причин еще несколько лет. Во-первых, советологи, десятилетиями отрицавшие возможность перемен в системе, сейчас не имеют надежных критериев даже для определения успеха, либо провала подобных реформ. Во-вторых, Горбачев покусился на нечто беспрецедентное в истории, решившись на одновременные преобразования в направлении демократии и рыночной экономики. Сравнение с менее крупными реформами в других обществах могут быть лишь частичными и вести к серьезным заблуждениям. В-третьих, нам все еще не известно, насколько большой свободой для принятия решений обладал Горбачев, находясь у власти, и потому какое число неудачных решений можно ему в действительности приписать. Для этого нужны мемуары и архивы. В-четвертых, не исключено, что Горбачеву еще суждено некое продление политической жизни, которое изменит суждения о нем.
Но самое главное, многое зависит от того, чем обернутся великие преобразования, начатые им, в последующие годы и десятилетия. Если Россия станет преимущественно демократическим государством с процветающей рыночной экономикой, по-доброму сосуществующим с бывшими республиками, то историки придут к выводу, что Горбачев был величайшим лидером XX в., предпринявшим преобразование своей обширнейшей страны. Но если Россия будет ввергнута в новую борьбу с убыточной государственной экономикой, то скорее всего его расценят как еще одну трагическую фигуру в длительной российской истории провалившихся реформ.
Лично я склонена считать Горбачева одним из величайших реформаторов этого столетия и самым великим реформатором в истории России. Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, он сознательно вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства и преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Кстати, многие нынешние критики горбачевских внутренних реформ - это люди, которые раньше считали, что ему не удастся ничего изменить. Кроме того, Горбачев мимоходом привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации. А утверждение монополистического государственного хозяйства было лишь одним из потрясенных им слоёв, и это был подвиг, обеспечивший новым реформаторам политический капитал на предстоящие годы, Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом. Наконец, Горбачев добился всего этого вопреки куда большей оппозиции, чем это нам известно. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы - от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана - встречали действительное сопротивление, со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве. Горбачёв величайший человек в истории, но роль, которую он в этой истории сыграл пока ещё не оценена.
Ашаева А.В.
http://www.gorbachev-ms.narod.ru/pere.html

Именно в 1986 году в ингушском обществе начали раздаваться первые голоса,озвучивавшие проблему Пригородного района и собирать подписи под обращениями по решению Ингушского вопроса,которые не смотря на упорное сопротивление в конечном итоге вылились в "Закон о реабилитации репрессированных народов" и восстановление ингушской Государственности,которой,вот уже 22 года неблагодарно пользуются чиновники всех мастей.

Шубин А.В. Шубин А.В. «Парадоксы Перестройки: неиспользованный шанс СССР»; М., 2005г. утверждает, что перестройка началась после того, как миллионами людей было осознано существование кризиса социальной системы, существовавшей в СССР.

На его взгляд, в основе системного кризиса СССР лежало исчерпание возможностей дальнейшего развития сверхмонополизированной экономической и социально-политической индустриальной системы. Система государства-фабрики была способна относительно успешно решать задачи, которые стоят перед обществом, переходящим от аграрного общества к индустриальному, к максимально возможной стандартизации и специализации. Здесь концентрация ресурсов, безжалостная к судьбе отдельного человека, творит чудеса, будь то стремительное создание новых отраслей промышленности, самых современных видов вооружений и даже выход в космос. Эта же система может обеспечить миллионы людей новым стандартным жильем, добротной (но не самой модной и удобной) одеждой, стандартными гарантиями социального государства, нехитрыми развлечениями и прочной и одномерной картиной мира. Что еще нужно вчерашнему крестьянину, чтобы стать горожанином. Но новым поколениям горожан требуется качество жизни, а ресурсы для удовлетворения все новых потребностей оказываются конечными. И вот здесь индустриальная система, основанная на полной централизации, начинает давать сбои, разлагаться и мутировать. Жесткий централизм оборачивается коррупционным бюрократическим рынком, социальное государство - неравенством доступа к дефициту, суровая чиновничья дисциплина - правилом "живешь сам - давай жить другим". Наступает "застой" - благополучное общество, расходующее остатки ресурсов на благо людей (распределяемое, впрочем, неравномерно). Его главный недостаток - неизменность, инерционность социальных структур. В рамках «стабильных» социальных структур нельзя перейти к следующему этапу развития. Этот новый этап связан с отходом от фундаментальных основ индустриального общества - от жесткой стандартизации и специализации. Он требует оценки эффективности по качественным, а не по валовым показателям (урок любителям удваивать ВВП любой ценой). Движение по старому пути истощает ресурсную базу, раздражает население, которое не получает желаемых товаров и услуг, закрепляет отставание от стран-конкурентов, которые уже свернули с "валовой" дороги. Новый путь требует отказа от жесткого директивного управления в пользу гибкой заинтересованности, от приказов в пользу творчества, от вертикальных социальных связей в пользу горизонтальных, согласовательных, сетевых. Страны Запада начали этот переход в начале 70-х гг., после завершения своей "Перестройки" - бурных событий 60-х - начала 70-х гг. А СССР наслаждался "застоем". Социальная система Запада оставляла больше возможностей для развития «второстепенных» направлений, значение которых выявится позднее. Отсюда - отставание СССР в области компьютеризации.

Правда, попытки США "разрушить империю зла" с помощью экономических диверсий не увенчались успехом, и от этой политики администрации Рейгана пришлось отказаться в 1986г. Тяжелые последствия для бюджета СССР имели падение цен на нефть (впрочем, всего лишь до уровня середины 70-х гг., то есть периода после нефтяного шока 1973-1975 гг.) и вера в безопасность атомных АЭС. Но ни некоторое падение цен на нефть, ни Чернобыльская авария не могли разрушить бюджет так, как это сделала попытка любой ценой двигаться по старому пути чисто технической модернизации индустриального комплекса.

Кто был инициатором реформ? Конечно, на первом плане высится фигура Горбачева (за которой маячит тень Андропова). Но ими список инициаторов не ограничивается. Основы идеологии Перестройки были разработаны не Горбачевым и даже не начальником его интеллектуального штаба Яковлевым. Социально-экономические идеи реформистов были продуктом развития социалистической мысли, в ходе которой к близким выводам приходили и левые марксисты-диссиденты (как в СССР, так и за рубежом), и "либеральные коммунисты" ("шестидесятники"). Большое значение имел подход "конвергенции" всего лучшего в капиталистической и социалистической системах, в СССР выдвинутый А. Сахаровым (подобные идеи со времен Бернштейна широко распространенны в социал-демократической мысли). Часть политических и правовых идей Перестройки была выработана диссидентами. Однако эти все идеи были восприняты реформаторами опосредованно, в размытом и непроработанном виде.

В условиях "застоя" сетевые информационные и общественные структуры развивались в обществе не благодаря поддержке власти, а вопреки ее сопротивлению. Но они развивались - будь то распространение магнитофонных записей песен Высоцкого или конференции экологов. Однако сеть формирующегося гражданского общества еще не приобрела целостности, так как не имело широкого доступа к СМИ и к политической сфере. Горизонтальные структуры без поддержки власти были хилыми и к тому же не использовались для построения информационно-производственных структур. У власти было понимание кризиса, но вместо сознательного выстраивания новых общественных отношений реформаторы стали искать пути подновления старых.

Смерть в ноябре 1982г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Попытки Ю.В. Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны. Горбачев пришел к власти во главе разнородной коалиции, которую можно назвать Антиведомственной. В эту коалицию входили круги номенклатуры, "силовиков", директората и статусной интеллигенции, выступавшие за обновление общества. Одна часть этих кругов (условно - "пуритане"), выступали за продолжение андроповской авторитарной модернизации и репрессивное подавление любых структур, которые не укладывались в рамки государственной монополии. Другая часть (условно - реформисты) выступали за осторожную "либерализацию" - развитие рыночных отношений и некоторой свободы обсуждения общественных проблем. В 1988-1989 гг. лидеры перестройки раскололись на более консервативное и более "либеральное" крылья. В ходе аппаратной борьбы 1982-1985 гг. проиграла отраслевая бюрократия, и усилилась региональная, "местническая" номенклатура. Я. Хуторской. «История России от Рюрика до Ельцина». М., «Новый век», 2000.