Например слово - нОстАльгия или пЕссИмист.
Непроверяемые гласные в корне слова - это такие гласные, которые прежде всего не стоят в ударной позиции и ни при каком условии их под ударение поставить нельзя. Ни изменяя форму слова, ни подбирая однокоренные слова. Такие гласные не подлежат проверке и мы всегда можем спутать, какую же гласную нужно писать на этом месте.
Слова с непроверяемыми гласными называются словарными. Очень часто это заимствованные слова, которые сохраняют в русском языке оригинальное написание, но однокоренных слов к которым либо нет, либо они также повторяют ту же орфограмму.
Но есть и русские слова, в которых гласную в корне невозможно поставить под ударение, например слово Топор или Болото.
Гласные в корне могут быть 3 типов:
1) проверяемые безударные гласные, которые можно проверить ударением и подбором проверочного слова, например: писать - запИска;
2) чередующиеся гласные в корне слова: касаться - коснуться;
3) непроверяемые безударные гласные в корне слова, которые нужно запоминать, например: интеллект, интеллигенция.
Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова,необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.Но бывает так,что невозможно подобрать проверочные слова.Тогда написание этих слов нужно запомнить.Это словарные слова.В большинстве своем эти слова к нам пришли из других языков.Примеры:абажур,винегрет,дефект.
В русском языке существуют такие слова, которые нельзя проверить с помощью проверочных слов (однокоренных слов под ударением). Такие слова принято называть словарными.
У слов с непроверяемыми гласными в корне ударение статично, то есть не меняется при подборе однокоренных слов:
Такие слова нужно запоминать, а в случае затруднений воспользоваться орфографическим словарем. Вот некоторые примеры слов с непроверяемыми гласными в корне :
Непроверяемые гласные в корне - такие гласные написание которых не представляется возможным определить посредством подбора проверочных однокоренных слов. То есть в слове эти гласные находятся в безударной позиции в связи с чем и возникают затруднения при написании. Эти слова ещ иначе называются словарными, рекомендованными к запоминанию.
Непроверяемые гласные в корне - это такие безударные гласные в корне слова, которые нельзя проверить изменением его формы или подбором родственных однокоренных слов. Слова с непроверяемыми гласными в корне сходят в список словарных слов, которые нужно запомнить.
Пример непроверяемых гласных в корне : палисадник, билет, экзамен, коллектив, стакан, посуда, винегрет.
В русском языке ударение разместное, а этот факт значит то, что в большом количестве слов, состоящих из нескольких слогов, не все гласные корня являются ударными. В силу русского аканья в безударной позиции вместо о звучит а. Вместо е в безударном положении звучит и. В некоторых словах безударные гласные можно проверить ударением в родственных словах или в других формах этого же слова, например:
громоздить - огро мный, громо здкий;
весенний - всны;
вода - во ды;
гроза - гро зы.
Но не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова ударением. Вот тогда и говорят, что этот гласный является непроверяемым.
В русском языке существует множество слов с непроверяемыми гласными, например:
пример, привет, прилежный (при- это не приставка, а часть корня в этих словах);
багряный, багровый, багрянец; каблук, калач, лазурь, коварный, наваждение, ветер, воображение, малина, топор, рябина и пр.
Об их написании справляемся в орфографическом словаре и запоминаем эти слова.
Огромное количество непроверяемых безударных гласных увидим в заимствованных словах:
фонтан, балкон, капитал, карниз, комедия, габарит, калорийный, палисадник, поликлиника, кавалькада, экспонат, горизонт, бордовый и пр.
Существуют в русском языке слова, в которых есть гласные находящиеся не под ударением и при произношение их у вас возникает сомнения, какую букву можно написать. Попытка поставить в таких словах не проверяемую гласную под ударения не получается и такие слова следует запоминать, так как они считаются словарными, вот некоторые такие слова: дефект, метель, гипотеза и т.д.
Непроверяемые гласные в корне слова-тема которая изучается с 1 класса начальной школы. Это те слова, к которым нельзя применить правило, согласно которому для проверки безударной гласной нужно подобрать такие проверочные слова, в которых данная гласная стояла бы под ударением.
Таких слов множество в русском языке, вот некоторые примеры:
собака, дорога, вестибюль, дезертир, колодец, багровый, огурец, свирепый, винегрет, кегельбан, комплимент, макинтош, веретено, элеватор, фиалка.
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.
А | авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция |
Б | багаж, бойкот |
В | вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет |
Г | габариты, гарнизон, горизонт |
Д | дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально |
И | игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция |
К | кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий |
Л | лелеять |
М | меридиан, меценат, мотивация |
Н | наваждение, ностальгия |
О | оригинальный |
П | палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал |
Р | реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать |
С | семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет |
У | утрамбовать |
Ф | факультет, филармония, фестиваль |
Ш | шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать |
Э | экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция |
Ответ: взрастить
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ответ: кошачий
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ответ: принимать
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова». И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала. При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.
Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:
Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:
Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.
Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях. Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений. Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.
Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его. Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня. А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».
Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):
хор О ший – прихор А ш ИВА ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в ОРО та – прив РА тник,
х ОРО нить – ох РА на,
з ОЛО то – з ЛА то,
х ОЛО дный – прох ЛА да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент - ?
в…кторина - ?
ор…гинал - ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прин..мать
оз..рничать
обж..гать
впеч..тление
сож..леть
Пояснение (см. также Правило ниже).
принИмать-ЧГ
озОрничать-НГ не чередование! У корней зар/зор другое значение.
обжИгать-ЧГ
впечАтление-ПГ (Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями, таким образом отпечАток является проверочным словом)
сожАлеть-ПГ
Непроверяемая гласная есть в слове озорничать , написание слова проверяется по словарю.
Ответ: озорничать.
Ответ: озорничать
Актуальность: Используется в 2015-2017 году
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Правописание корней
Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
Уметь определять тип корня;
Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.
Перед суффиксом А | Нет суффикса А | Исключения | Похожие корни |
1 собирать – би
р(а) – 2 запирать – пи
р(а) – 3 обдирать – ди
р(а) – 4 обтирать – ти
р(а) – 5 замирать – ми
р(а) – 6 выжигать – жи
г(а) – 8 расстилать – сти
л(а) – 9 блистать – бли
ст(а) | 1 бер – собе
рет 2 пер – запе
реть 3 дер – обде
рет 4 тер – обте
реть 5 мер – заме
реть 6 жег – выже
г 7 чет – выче
т 8 стел – рассте
лить 9 блест – бле стеть | 7 сочетание, сочетать
| 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера |
Обратите внимание:
противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:
нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а : загАр, огАрок | Только о : загОрелый, угОрел | выга рки, изга рь, прига рь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн | Только о : склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество | Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а , и о : зАрево, зОри | Пишется только а : зАря, зАрянка | зоревать | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а : поплАвок Пишется ы : плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а : рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а : вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о : вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а : касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о : прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а : прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о : заскочить | скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |