Саграда фамилия - величайшее творение антонио гауди, которое не могут достроить до сих пор. Испания Собор Св

Саграда фамилия - величайшее творение антонио гауди, которое не могут достроить до сих пор. Испания Собор Св

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.

На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.

Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии


Рождество Иисуса

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Саграда Фамилия была первым местом, куда я пошла, приехав в Барселону в первый раз. Помню, что удивилась как она близко (выход из метро действительно расположен фактически у подножья храма). Искупительный Храм Святого Семейства (именно так переводится ее полное название) уже давно не просто достопримечательность, а туристическая , такая же, как Эйфелева башня в Париже. Еще не видя, каждый уже имеет представлений о ней. Но вживую храм Саграда Фамилия поражает еще больше. Размах и невероятная архитектура делают его одним из самых удивительных сооружений в мире.

Еще одна особенность и уникальность Храма Святого Семейства – это вечное строительство. На протяжении десятилетий он окружен лесами и подъемными кранами. Запечатленные на миллионах фотографий, они уже стали в какой-то степени частью архитектурного шедевра. Мне нравится наблюдать и в каждый свой приезд замечать что-то новое в Саграде Фамилии. Когда-нибудь она будет выглядеть совсем не так, как я ее увидела впервые.

История

Идея возвести Искупительный Храм Святого Семейства возникла еще в 70-е годы XIX века. Были собраны пожертвования, приобретена земля (на тот момент на окраине города), разработан проект и 19 марта 1882 года началось строительство. Архитектором стал Франциско дель Вильяр (Francisco del Villar). По его задумке это должно было быть сооружение в неоготическом стиле в виде латинского креста. Однако, едва был заложен фундамент будущего храма, у Вильяра возникли разногласия с заказчиками и он отказался продолжать работу. На его место пригласили тогда еще молодого и малоизвестного архитектора Антони Гауди. Он занимался строительством Храма Саграда Фамилия более 40 лет, вплоть до своей смерти. Гауди значительно переделал первоначальный проект, а точнее разработал свою уникальную идею, как должен выглядеть Храм. По его чертежам и макетам возводится Саграда Фамилия и до сих пор (хотя и под руководством других архитекторов). Сам же мастер при своей жизни успел воплотить только один из задуманных фасадов – фасад Рождества Христова.


После трагической смерти Гауди в 1926 году работу над Храмом продолжил и вел ее вплоть до своей кончины (в 1938 году) его ученик Доминик Сугранес (Domеnec Sugranes). Начавшаяся вскоре Гражданская война прервала строительство Саграды Фамилии на несколько лет. Оно было возобновлено лишь в 1952 году. В 1954 году было начато возведение следующего фасада – фасада Страстей Христовых. А в 1961 году в здании крипты был открыт музей, посвященный проекту Гауди. В целом за 50 лет была проделана львиная часть работы над Храмом. И в 2000 году были начато возведение последнего фасада - фасада Славы. Предполагаемая дата окончания строительства Саграды Фамилии – 2026 год. Так должен выглядеть искупительный Храм Святого Семейства согласно проекту.


Архитектура

Храм Святого Семейства является уникальным архитектурным сооружением, поражающим воображение. Кто-то сравнивает его с песочным замком, кто-то с гигантским муравейником, а кто-то и вовсе с чем-то инопланетным. Известный своей безудержной фантазией, Гауди соединил в Саграде Фамилии необычайные формы с классическими церковными элементами. Храм спроектирован в виде латинского креста, имеет пять нефов и три фасада: Рождества Христова, Страстей Христовых и Славы (Вознесения). Над каждым из фасадов возвышается по четыре башни (всего двенадцать по числу апостолов), еще шесть башен расположены над центральным нефом (четыре посвящены евангелистам, одна Богоматери и самая высокая – Иисусу Христу). Венчает Храм по задумке огромный крест на центральной башне.


Кроме того, Храм Саграда Фамилия является своего рода архитектурной иллюстрацией к Библии. На каждом из фасадов можно увидеть выбитые из камня сцены из Священного писания (в соответствии с темой фасада). Например, Рождества Христова:


или Страстей Христовых:

Также на вратах в Храм можно прочесть "Отче наш" на разных языках.


Не менее интересно и внутреннее устройство Храма Святого Семейства. Колонны имеют необычную форму и напоминают лес, а свод – звезды. Сделано это не только для художественного эффекта, но и для обеспечения правильного распределения центра тяжести.


Невероятные витражи придают помещению Базилики особое освещение.


Посещение

Храмом Саграда Фамилия можно полюбоваться снаружи абсолютно бесплатно. Самый удачный ракурс для фотографий – со стороны пруда.


А в вечернее время сооружение красиво подсвечивается.

Несмотря на недостроенность, Храм Святого семейства открыт для посещения. В данный момент можно пройти в крипту (нижняя церковь), базилику (верхняя церковь), музей в подвале, а также подняться на одну из двух башен (одна на Фасаде Рождества, одна на Фасаде Страстей). Везде, кроме крипты, вход платный. Существует несколько вариантов билетов:

  1. Самый бюджетный – посещение базилики (включает проход в музей) – обойдется в 15 EUR
  2. Такой же билет, но с аудиогидом (есть на русском языке) будет стоить 22 EUR
  3. C экскурсией (возможна на испанском, английском, французском, немецком языках) 24 EUR
  4. Посещение с подъемом на одну из башен и аудиогидом - 29 EUR

Для детей младше 10 лет и инвалидов вход бесплатный. Для студентов и пенсионеров действует скидка в 2 EUR.

Покупая билет, нужно учитывать, что количество посетителей в час ограничено. Отчасти именно с этим связаны огромные очереди у храма. Лучше приходить рано утром, к открытию. Работает Саграда Фамилия ежедневно с 9.00 и до:

  • 18.00 ноябрь-февраль;
  • 19.00 март и октябрь;
  • 20.00 апрель-сентябрь;
  • 14.00 25, 26 декабря, 1, 6 января.

Билет можно купить в кассе храма и на официальном сайте . Я рекомендую приобрести билет именно через интернет, так вы можете заранее выбрать время и посещения и он дает вам право пройти без очереди. Просто нужно распечатать штрих-код или скачать его на телефон. Имейте в виду, что купленный билет действителен только на указанное время, то есть можно зайти храм только в течение получаса после его начала. Поэтому важно не опаздывать! Еще необходимо учесть, что у купивших электронные билеты тоже есть хоть и небольшая, но очередь на вход. Время пребывания внутри храма не ограничено.


Если вы выбираете вариант с подъемом на башню, то до покупки билетов надо ознакомиться с расписанием лифтов (один раз в час) и выбрать время так, чтобы подъем был через 15-20 минут после прохода внутрь храма. На башни не пускают детей до 6 лет, а дети до 16 лет могут подняться только в сопровождении взрослых. В сильную непогоду лифт не работает.


О том, стоит ли подниматься на башни, судить вам. Признаться честно, никакого красивого вида на город оттуда не открывается. Но при спуске по лестнице можно посмотреть поближе интересные элементы декора.


/

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу: Carrer de Mallorca, 401


И хотя, когда начиналось строительство, это была окраина, сейчас это центр города, район Эшампл (Eixample). Если вы остановились тоже в где-то центре, то легко дойдете пешком. Также можно подъехать на такси: достаточно сказать название, и любой водитель довезет вас к храму.

Самый удобный, по моему мнению, способ добраться к Саграде Фамилии – на метро, станция Sagrada Familia (L2,L5). Выход расположен прямо напротив храма.

Также можно доехать на Bus Turistic или многочисленных городских автобусах (19, 33, 34, 43, 44, 50, 51). Остановка Sagrada Familia.

На сегодняшний день Храм Святого семейства является самой посещаемой достопримечательностью в Испании и одним из самых известных туристических мест в Европе. Однако, многие факты остаются неизвестными многочисленным посетителям.

  • В русскоязычных путеводителях и статьях Саграду Фамилию часто называют Собором Святого Семейства. Это ошибка! Главным Собором Барселоны является La Seu в Готическом квартале. А Саграда – это храм. Его строительство не курируется епископом и осуществляется на земле, не принадлежащей церкви, на частные пожертвования.
  • Несмотря на незавершенность, Саграда Фамилия – действующий храм. В 2010 году он был освящен Папой Римским. В крипте регулярно проводятся церковные службы. Поприсутствовать может любой желающий абсолютно бесплатно. Мессы читаются на испанском и каталонском языках. Расписание можно уточнить на официальном сайте. Вход в крипту расположен слева от главного.
  • Храм Святого Семейства является искупительным. Поэтому его строительство ведется только за счет индивидуальных пожертвований. Ни власти, ни бизнес не не могут участвовать в финансировании. Деньги, вырученные от продажи входных билетов, также идут на возведение храма. На сегодняшний день недостатка в средствах Саграда Фамилия не испытывает.
  • Главная причина столь долгого строительства – вовсе не финансирование, а сложность конструкций. Каждый блок требует индивидуальной обработки. По проекту Гауди возведение храма изначально было рассчитано минимум на 300 лет. Тогда это было обычной практикой. Многие европейские храмы строились веками. Однако современные технологии отличаются от технологий ХIХ века, поэтому работы планируют завершить с существенным опережением графика.
  • Общепризнанным создателем Саграды Фамилии является Антонио Гауди. Хотя по факту под его руководством было выполнено только 15% работ. Тем не менее, архитектор посетил Храму Святого Семейства большую часть своей жизни, лично собирал пожертвования, а под конец даже поселился в храме. За такую преданность он был похоронен внутри своего главного детища – в крипте Саграды Фамилии.
  • После смерти Гауди на протяжении всего времени строительства Храма Святого Семейства периодически поднимался вопрос о его прекращении. Многие деятели искусства считали, что Саграду Фамилию невозможно достроить так, как это сделал бы великий архитектор. Известно, что Гауди всегда лично присутствовал на площадке и контролировал ход работ, внося коррективы. Поэтому противники строительства призывали оставить храм как есть. Но все же победили те,что считали что его необходимо достроить в память о его авторе.
  • Когда Саграда Фамилия будет достроена, она станет самым высоким христианским храмом в мире!
  • Даже в недостроенном состоянии Храм Святого Семейства с 2005 года уже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, Саграда Фамилия – одно из уникальнейших сооружений на планете и, безусловно, главный must see Барселоны, даже если вы приехали всего на один день!


Искупительный храм Святого Семейства - так звучит название этой достопримечательности. Туристы и местные жители называют его "Саграда Фамилия". В переводе с каталонского - означает "святое семейство", которому посвящен весь архитектурный ансамбль. Оригинальность решений, символизм, множество мелких деталей, которые создают единое целое - все это побуждает восторгаться им снаружи, но куда большее впечатление он производит внутри.

Возможно экскурсия не была бы столь впечатляющей, если бы не русскоязычный аудиогид , который расскажет вам огромное количество невероятно интересной информации об истории создания и символах, которые вплетены в него гением Антонио Гауди.

К 2026 году, когда планируется закончить строительные работы, он должен стать главным символом Каталонии.

История создания

Идея создания не таит в себе никакой тайны. В 1874 году к богатому книготорговцу Ж.Бокабелье пришёл молодой священник по имени Маньяне и рассказал о мечте – построить храм, посвященный Святому Семейству. Бокабелье идея понравилась – и тут же занялся сбором средств на его строительство.

Датой начала строительства считается 19 марта 1882 года, когда был заложен первый камень церкви.

Изначально архитектором был назначен Франсиско де Пауло дель Вильяр, однако вскоре покидает проект, а вместо него приглашают сравнительно молодого Антонио Гауди, который, тем не менее, уже успел показать свою оригинальность и талант. Сначала он продолжает строительство по проекту своего предшественника, однако в 1889 году, когда было получено довольно большое пожертвование, архитектор решает переделать его, изменив структуру и форму здания.

По замыслу собор должен состоять из 18 башен, каждая из которых символизирует апостолов, евангелистов, Марию и (центральная башня с крестом) Иисуса. На сегодняшний день построено только 8 из них.

Вид с высоты

Автору не суждено было дождаться завершения своего проекта: в 1926 году он трагически погибает. Строительство продолжили его ученики, затем – последователи. Все старались следовать изначальной задумке, однако отличие всё равно заметно. Сейчас к проектированию привлекаются и современные компьютерные технологии, о которых вы сможете услышать во время экскурсии с русскоязычным аудиогидом.

Подробнее об истории Саграды Фамилии и оформлении её фасадов можно прочитать в Википедии . Туристу будет гораздо интереснее узнать о самых интересных фактах.

Сегодня здесь также работает дом-музей, где вам расскажут о жизни великого архитектора и о процессе строительства церкви.

Посещение лучше всего оставить на утренние часы – в это время народу здесь поменьше, да и утреннее освещение позволит лучше рассмотреть его красоту. И непременно воспользуйтесь одним из двух лифтов, что находятся в башнях: Барселона с высоты птичьего полёта – восхитительное зрелище!

Внешние фасады храма

Первое, что обычно видит турист при выходе из метро или из окна автобуса - один из фасадов Храма Святого Семейства. Каждый из них представляет сцены из жизни Христа:


Фасад Рождества успели построить ещё при жизни Гауди. Он находится с другой стороны от того места, где сейчас расположён вход в собор и кассы. В нём выделяется три портала: Веры, Надежды и Милосердия. Каждый из них посвящен земной жизни Христа. В портале Надежды можно увидеть сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев. Наверху можно увидеть символические а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов», а над ними - фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.


Фасад Страстей Христовых был начат позже фасада Рождества, так как Гауди боялся испугать людей сценами, изображёнными на нём. Этот фасад устремлён к Западу, где садится солнце и это не случайно. С восходом солнца в мир по задумке Гауди приходит, с его же закатом начинается история страстей. На западной стороне храма все скульптуры достаточно крупные, поэтому вы без труда найдёте сцены из последних дней жизни Иисуса. Вот он несёт свой крест, его распятие сейчас находится прямо над главным входом, а по боками можно увидеть сцены его погребения. Подробнее о символах, которые расположены на этом фасаде можно на этом сайте или на .


Третий фасад - фасад Славы находится с торца здания. Его ещё не построили, поэтому сейчас не представляется возможным увидеть его фотографии. Согласно эскизу, который вы можете видеть выше здесь будет изображена вся история человечества от Адама и Евы и до Второго Пришествия.

Внутреннее убранство храма

Многие туристы не находят время, чтобы побывать внутри. А зря, потому что внутри он производит еще большее впечатление, чем снаружи. Особенно впечатляют колонны, которые поддерживают купол и потолок, который просто поражает своим оформлением.


Игра света

В солнечный день красок внутреннему убранству добавляют невероятная игра света. Признанный мастер работы со светом спроектировал собор таким образом, что ему практически не нужен искусственный свет. Достаточно того, который проникает через световые окна, расположение которых тщательно продумано.


Оконные витражи

О том как устроены витражи и символизм внутреннего убранства вам расскажет русскоязычный аудиогид, который вы получите на входе. На официальном сайте вы можете посмотреть больше фотографий, а погулять по нему можете здесь. Хотя, конечно, 360° проекция не передает и десятой части того, что вы уведите своими глазами.

  • На фасаде "Рождества" есть портал милосердия. На нем можно увидеть лица, проекции которых были сняты с масок реально умерших жителей Барселоны и строителей церкви. Таким образом хотелось увековечить их память.
  • Строительство займет больше времени (начали в 1882 году), чем строительство египетских пирамид , которые "воздвигли" всего за 20 лет. Планируется, что работы будут закончены в 2026 году, но по другим прогнозам строительство закончится лишь к 2040 году.
  • Гауди не любил прямые углы и линии из-за их неестественности, поэтому при проектировании использовались "природные" подсказки. Если присмотреться к зданию, то можно провести параллели с замком из мокрого песка.
  • Символизм виден в каждом квадратном метре этого места. Внутренняя структура поддерживается большими столбами, которые похожи на деревья . Каждый столб имеет черепаху в основании, чтобы показать баланс между землей и морем.
  • Гауди считал, что ни одно человеческое строение не должно по высоте превосходить сотворенное Богом. Поэтому высота Саграды Фамилии составляет 560 метро в. Это на 1 метр ниже вершины холма Монжуика, который возвышается над городом.
  • В 1936 году группа анархистов устроила пожар в крипте и уничтожила мастерскую с планами и моделями. К счастью, небольшую часть из них удалось спасти.
  • Построен в таком месте, чтобы его было видно с любой точки города. Стеклянная мозаика в его верхней части сконструирована таким образом, чтобы отражающийся свет солнца или луны служил маяком для мореплавателей .
  • В помещении, где сейчас расположен музей, раньше находилась школа . В 1909 году в ней учились дети строителей, пока те днем и ночью строили это величайшее творение.
  • 12 из будущих 18 башен посвящены апостолам, одна для девы Марии и центральная (самая высокая) Иисусу Христу.
  • В основании здания находится молебная, где похоронен великий архитектор .
  • Финансирование строительства по большей части складывается из пожертвований и оплаты за вход. В течение года Саграду Фамилию посещают около 3 миллионов туристов, что дает возможность около 25 миллионов евро на её строительство ежегодно.
  • Для того, чтобы проект был доведен до конца - необходимо снести часть домов напротив главного входа в здание. Сейчас основным входом считается фасад Рождества, но он должен быть напротив алтаря. Для того, чтобы сделать там вход необходимо расчистить площадь, на которой стоят дома и перенести улицу. Пока неизвестно будет ли этот проект воплощен в жизнь.
  • Незадолго до строительства, когда Жузеп Бокабелья только начал собирать деньги на возведение и размышлял над тем, кого же пригласить на разработку проекта, один из родственников сказал ему: «Строить его будет человек с голубыми глазами!» Книготорговец удивился, однако, как уверяет легенда, принялся искать голубоглазого архитектора (у Гауди были голубые глаза ).
  • Храм, уже давно считающийся в народе самым главным в Барселоне, был освящён только в ноябре 2010 года .
  • С самого начала и до сих пор строительство осуществляется лишь на пожертвования частных лиц – это одна из главных причин, почему на его возведение ушло так много лет.
  • Только в 2006 году достопримечательность посетили 2,26 миллиона туристов , что ставит её в один ряд с такими известными памятниками Испании, как дворец Альгамбра и музей Прадо.

Если вы хотите углубиться в символизм и тайны Саграды Фамилии, то заказывайте недорогие , на которых местные гиды раскроют вам это великий архитектурный ансамбль в полной мере. Внутри храма работа гидов официально запрещена, поэтому все подобные экскурсии проходят снаружи здания. После неё вы уже сможете "добить" программу осмотрев здание изнутри. Как добраться общественным транспортом

Как добраться из аэропорта

Если у вас пересадка в Барселоне и вы хотите увидеть её главную достопримечательность, то можно воспользоваться специальной веткой метро (L9), которая соединяет аэропорт с северной частью города.

  1. Вам нужно купить билет (4,50€ в одну сторону) на линию метро L9, которая есть около каждого терминала в аэропорту. Поезда ходят каждые 7 минут.
  2. Проедите до станции Collblanc (предпоследняя), где нужно отдельно оплатить проезд на метро (2 евро в одну сторону) пересесть на линию L5 в направлении Vall d"Hebron и доехать до станции Sagrada Familia.

Общее время в пути - около 30-35 минут (в одну сторону). Поездка туда и обратно обойдется в 13€/человека.

Компаниям в 4 человека и больше имеет смысл заказать . На машине вы доберетесь до места назначения за 25 минут (с этим же таксистом и вернетесь обратно). Имейте в виду, что вам потребуется около полутора часов на осмотр изнутри. Поэтому между рейсами должен быть запас не менее 5 часов.

Типы билетов и их покупка

Тип Что входит в стоимость Цена
Панорамный
  • Аудиогид на русском языке
  • Посещение башен (+ лифт)
34€
Жизнь и творчество Гауди
  • Аудиогид на русском языке
  • Посещение дома-музея в парке Гуэля

Полезные советы

  1. Покупайте билет с аудиогидом на русском языке. Аудиогид очень качественный (длительность программы около 60 минут). Без него вы не сможете прочувствовать величие этого строения. Вы можете выбрать насколько углубленный аудиогид вам нужен. Для детей от 4 лет и старше, кстати, тоже есть специальные аудиогиды на русском языке. Хотя на сайте написано, что до 12 лет аудиогида нет.
  2. Настоятельно рекомендуем покупать билеты заранее. Обычно в кассы стоит довольно большая очередь, где вы можете потерять до 1,5-2 часов своего времени. А с заранее купленными, вы идёте к турникету для электронных билетов без ожидания в очереди.
  3. Полный комплект с посещением башен имеет смысл покупать только, если не планируте посещать другие смотровые площадки. Есть в Барселоне и более классные точки для панорамных фото города.


Церковь Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в — один из самых знаменитых храмов мира. Правильней называть сооружение — Искупительный храм Святого Семейства. Какое-то совершенно неземное здание, как и многие творения Гауди, впрочем…

Башни храма видно из многих точек города. Мелькающий среди деревьев храм вызывает ощущение попадания в другой мир.

Уникальное здание было заложено в 1882 году и строится на частные пожертвования до сих пор. В последние годы работы идут значительно быстрее, так как подключились крупные инвесторы.

Первый проект Собора Святого Семейства был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar). В конце 1883 года возглавить работы был приглашён Антонио Гауди, значительно изменивший первоначальный замысел.

Законченный фасад «Рождество» — истинный шедевр Антонио Гауди. Это единственный фасад, законченный великим мастером. Скульптурные группы изваяны в натуральную величину с необыкновенным мастерством. Чтобы получить максимально натуральные изображения для сцены избиения младенцив Антонио Гауди даже делал слепки с умерших младенцев.

После смерти Гауди строительство собора продолжили его ученики, затем ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании чертежи Антонио Гауди были уничтожены. Стройку остановили, долгое время были споры о целесообразности продолжения строительства.

Второй фасад собора «Страсти Христовы» был выполнен испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем, в кубическом стиле и кардинально отличается от стиля Гауди, подчеркивая таким образом, что создать подобие уже созданному шедевру невозможно. Хотя, надо отдать должное скульптору — он тоже создал, несомненно, очень значимое произведение.

Субирачес сейчас возглавляет работы по строительству третьего фасада.

Виноград на небольших башнях слева от строящегося фасада символизирует Святое причастие. В декоре храма Святого Семейства вообще очень много всякой символики, можно увидеть даже нумерологию.

У законченного собора будет 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов. Самая высокая центральная башня — символ Иисуса Христа.

О соборе Саграда Фамилия столько всего сказано и написано, что, наверно, можно было бы вести отдельный блог о ходе строительства. Дарю кому-то идею…

Собор Святого Семейства не так велик по площади, но быстро обойти его не удается, забываешь о реальном времени. Начинала обход храма под дождем, с каплями на стекле объектива фотокамеры, а заканчивала под ярким солнцем…

Ежегодно к собору Саграда Фамилия приезжают около 3 миллионов туристов со всего мира. Вокруг собора — огромная очередь желающих попасть внутрь.

Несомненно, Собор Святого Семейства — самая известная достопримечательность Барселоны и одна из наиболее известных достопримечательностей Планеты, создаваемая на наших глазах.

Рядом с храмом расположены сувенирные магазины. Все доходы магазинов идут в фонд строительства собора.

Здесь в стеклянной витрине можно увидеть точный макет Искупительного храма Святого Семейства.

В магазине приобрела золото Толедо (традиционные испанские украшения). Надеюсь, мой вид в новых серьгах ускорит завершение строительства, которое сейчас ожидается в 2026 году.


Одним из основных украшений Барселоны (Испания) считается Саграда Фамилия , или Храм Святого Семейства. Он представляет собой удивительное сочетание архитектурного гения Антонио Гауди и неоготического стиля. Строительство церкви, напоминающей причудливый замок из песка, не могут закончить вот уже 134 года.




Первым архитектором, взявшимся за возведение Искупительного храма Святого Семейства, или церкви Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia ) стал Франсиско дель Вильяр, а не Антонио Гауди, как принято считать. Строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан.

Первоначально архитектор планировал создать неоготическую базилику в форме традиционного латинского креста. Вскоре после начала работ у Франсиско дель Вильяра возникли разногласия с церковным советом. Он понял, что придется искать себе другую работу. Популярная легенда гласит, что дель Вильяр увидел своего преемника во сне, это был образ юноши с невероятно голубыми глазами. Так все и вышло. Однако на самом деле Антонио Гауди был учеником архитектора, да и брал за работу гораздо меньше, нежели его именитые коллеги.



Гауди в корне отошел от первоначального плана и стал воплощать в реальность свое видение храма. По его задумке в церкви Святого Семейства должно быть построено 18 башен: 12 небольших одинаковых структур призваны символизировать количество апостолов, 4 башни – евангелистов. Одна башня спроектирована в честь Богоматери, а еще одна, самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Стоит отметить, что самая высокая структура до сих пор не построена.




Антонио Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. Когда он понял, что строительство Саграда Фамилия не завершится до его смерти, мастер стал уделять больше внимание причудливой внутренней отделке храма. Скептики, несогласные с нетрадиционным обликом церкви, утверждали, что конструкция обязательно рухнет. Сегодняшние специалисты придерживаются мнения, что Саграда Фамилия сумеет выстоять даже во время землетрясения с магнитудой до 7 баллов.



Храм состоит из трех фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. Фасад Рождества украшен декоративными скульптурами представителей флоры и фауны. Занимательно, что для сцены избиения младенцев, мастер делал слепки из мертворожденных детей. Чтобы получить гипсовые слепки животных в натуральную величину, Гауди использовал хлороформ, усыплявший их на время. Как отмечал сам архитектор, он стремился к созданию такого храма, глядя на который, улыбались бы ангелы с неба.



После смерти Антонио Гауди в 1926 году встал вопрос о продолжении строительства храма. Многие высказывались против, т. к. опасались, что стиль прославленного архитектора не так уж легко повторить. Архитектор Хосе Асебильо высказывался о нецелесообразности продолжения работ: «Это все равно, что приделать руки к Венере Милосской».

Но возведение было продолжено соратником Антонио Гауди Доменеком Сугранесом. 1936 год стал несчастливым для Саграда Фамилия: во-первых, из-за вспыхнувшей гражданской войны строительные работы были приостановлены, а во-вторых, пожар уничтожил все чертежи Гауди, многие из которых так и не удалось восстановить.



Несмотря на то, что работа над возведением Саграда Фамилия продолжается и по сей день, 7 ноября 2010 года храм был освящен римским папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. Правительство Испании заявляет, что окончить длительное строительство храма удастся к 2026 году. Ну а пока храм еще не готов, многочисленные энтузиасты создают