Что такое идеология? (Тезисная лекция). Идеология и эстетика классицизма

Что такое идеология? (Тезисная лекция). Идеология и эстетика классицизма

Идеология - это, безусловно, духовное образование, ввиду того что в рамках своего содержания постоянно выходит за пределы повседневного опыта. Однако сформированная и действующая идеология общества имеет преимущественно практическое назначение, ввиду чего она сплачивает людей, которые разделяют ее положения, а также определяет мотивацию их дел, поступков.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Существует достаточно много трактовок данного термина.

  1. Согласно социологу К. Марксу, идеология - это ложное сознание, которое выражает особые интересы соответствующего класса, выдающиеся за общественное мнение.
  2. Социолог К. Маннгейм трактовал рассматриваемое понятие как искаженное, неправильное отражение действительности в рамках социума, которое выражает интересы конкретных классов либо групп, стремящихся сохранить устоявшийся порядок вещей.
  3. Социолог А. Гоулднер считал, что идеология - это результат социально-культурных изменений, которые связаны с кризисом классических способов общественного воспроизводства, а также формированием нового вида рациональности именно европейских обществ.

История идеологии

Основные формы политсознания - политическая психология и идеология, среди которых возрастающая роль принадлежит второй форме. Согласно древнегреческой трактовке, идеология - это «учение об идеях», так как состоит из двух корней: «идея», «логос». Данный термин первоначально употреблялся в трудах Платона. В его творчестве сочетались глубокий интерес к общественным отношениям и философский идеализм. Важное значение имеет именно первый корень, который применялся древнегреческими мыслителями и послужил этимологическим обозначением новейшей области знания, а именно идеологии. Впоследствии он применялся для характеристики и социальной жизни в виде ее феномена и элемента сознания социума.

Понятие «идея» появилось в качестве характеристики бытия для обозначения преимущественно нематериального мира. Помимо этого, с самого начала введения данного понятия в научную сферу это был своего рода символ противопоставления явления и сущности, материального и идеального, который сохранился в рамках научного мира и по сей день. Идеология - это результат роста научного знания, в частности его социальной направленности. Несмотря на то что она вместе с социальными науками продолжает развиваться в оппозиции к последним, обе сферы появляются из-за кризиса «устаревших режимов», а также основанных ими различных систем авторитетов. Изменение традиционного социума приводит к возникновению новых выражений и новых способов их объяснения, новых интерпретаций общественной жизни и соответствующих проектов ее трансформации.

Как и религия, идеология обращает пристальное внимание на повседневную жизнь, стремится, так сказать, к примирению существующих миров. К идеологии обращались общественные организации в рамках защиты рационально обоснованных, публичных проектов перестройки социума, опираясь при этом на разум и очевидность. В связи с этим идеология знаменует появление нового способа политдискурса (принципов, согласно которым реальность представляется и классифицируется относительно определенных временных периодов), призывающего к действию, однако не являющегося его оправданием посредством привлечения традиции либо авторитета, либо исключительно эмоциональной риторики. Но все же идеология тесно взаимосвязана с формированием нацидеи и национального государства. На протяжении последних нескольких столетий они стимулировали и дополняли друг друга.

Большинство политических событий периода назревания, проведения Великой французской буржуазной революции основывались на динамичных и радикальных изменениях и в практической жизни, и в сознании французского социума. Этот феномен заинтересовал многих французских ученых сферой общественного сознания в качестве возможности управления социумом посредством идей. В 1796 году французский ученый А. Д. де Траси применил термин «идеология» в одном из своих трудов («Этюд о способности мыслить») для характеристики науки об идеях. Впоследствии он развил данное понятие в рамках многотомного сочинения под названием «Элементы идеологии». Ученый обосновывает это стремлением крупных собственников присвоить государственную власть, воспользовавшись услугами выдающихся ученых и литераторов, сумевших настроить мнение общества против существующего в те времена режима. С того момента во многих общественных науках появились разного рода взгляды относительно данного социально-политического явления, но все же большинство исследователей придерживались мнения касаемо представления о содержании и значимости идеологии в качестве политического инструмента, который способен вырабатывать конкретные цели непосредственно политического развития, а также сплачивать людей, объединять их политическую энергию, обеспечивать укрепление и, как следствие, играть существенную роль в общественной жизни.

Типология идеологий

В XIX веке были следующие основные идеологии.

  1. Либеральная (в рамках классического либерализма это религиозно-светская идеология: сосуществование религиозно-протестантских ценностей и светских либерально-просветительских; а неолиберализма - только светская: идея приватизации госсобственности).
  2. Консервативная (представления незыблемости существующих традиций прошлого).
  3. Социал-демократическая (коммунистическая идеология: теоретически сформированная узкая система мировоззрений).
  4. Националистическая (фашизм: гипертрофированное проявление глубоких националистических чувств).

Идеология государства и политики: определение

Соотношение этих двух явлений - важнейший вопрос в рамках философско-теоретического аспекта. Данная значимость обусловлена необходимостью выявления сущности отличий между такими понятиями, как «идеология государства» и «политическая идеология».

Будет правильным их разграничить по содержанию. Так, идеологическая работа всех политических партий, которые стремятся к власти, и государственная идеологическая деятельность - это совершенно разные явления (виды политической деятельности). У них разные цели, задачи, масштабы и даже применяемые средства.

Во-первых, государственная идеология и политика - качественно отличные социальные феномены касательно своей сути. Первая - программа жизнедеятельности конкретного государства в текущей и долгосрочной перспективе, а вторая - специфическая форма отвлеченно-логического мышления в рамках определенной темы (система идей и представлений, которые выражают интересы, идеалы и мировоззрение социальной общности, сгруппированной политической партией, цель которой - завоевание либо сохранение политической власти).

Их отличительные особенности

Как уже стало понятно, эти идеологии преследуют разные цели. Так, государственная идеология направлена на решение задач упрощения сложившихся властных отношений, а политическая - на завоевание власти.

Также государственная идеология и политика обладают принципиально разными носителями (субъектами). В первом случае - конкретное государство либо нация в качестве подавляющей части его граждан, а во втором - только часть государства либо нации.

Что касается механизма функционирования данных идеологий, то можно говорить о том, что государственная идеология воплощается в жизнь посредством мощной разветвленной системы разнообразных государственных учреждений и же идеология пока лишена таких мощных средств распространения своих идеалов, ценностей и идей. Однако данное состояние дел может кардинально измениться, ввиду того что политическая партия, которая руководствуется определенной доктриной, способна достичь желаемой политической власти либо мирным путем, либо посредством революции (в качестве государственной идеологии). К примеру, такая идеология, как официальная народность (самодержавие-православие-народность), выступившая в ХІХ в. как идеология России (Российского государства), не сумела противостоять напору социал-демократической и была вынуждена отойти в сторону.

Еще одной отличительной особенностью рассматриваемых понятий выступает критерий идейного истока: государственная идеология тесно привязана к определенному государству либо нации и основывается на ее устоях и традициях (этим обеспечена ее устойчивость), а политическая пересекает госграницы (к примеру, социал-демократическая, либеральная идеология и т. п.). Они имеют возможность теоретически и материально воздействовать извне (идеология разрабатывается теоретиками конкретного государства, а вот ее реализация производится за его пределами).

Можно обратиться и к историческим посылкам данных идеологий. Здесь картина следующая: государственная идеология складывается в ходе его возникновения в качестве религиозного сознания (преимущественно на самых ранних стадиях развития государства), а политическая разрабатывается уже на более высоком уровне социального развития (когда на политарену выходят мощные социальные классы).

Но стоит уточнить, что эти идеологии не следует разграничивать на все 100%, так как они органично взаимосвязаны и выступают в роли диалектического тождества противоположных сторон жизни общества.

Взаимосвязь правовой идеологии и политики

Известно, что право и государство тесно взаимосвязаны и генетически, и функционально, и субстанционально, что обосновывается наличием общего знаменателя - политической власти (она материализуется посредством создаваемых ее законов).

Согласно саратовскому ученому А. В. Малько, правовая политика - системная, последовательная и научно обоснованная деятельность как государственных, так и муниципальных органов, направленная на создание эффективного механизма регулирования (правового), а также на цивилизационное применение юридических средств для достижения намеченных целей.

Он также выделил ее характерные черты:

  • взаимосвязь с деятельностью юридической направленности;
  • разнообразие (уголовная, семейно-брачная, конституционная, финансовая и др.);
  • способность управлять сложными процессами правовой эволюции конкретной страны с повышением при этом организованности и упорядоченности юридической составляющей жизни.

По мнению А. П. Коробовой, необходимо четко разграничить такие понятия, как «правовая политика» и «правовая идеология», ведь в противном случае, если интерпретировать правовую политику как комплекс идей, то ее невозможно будет отличить от правовой идеологии.

Многие согласны с мнением С. С. Алексеева по поводу степени соотношения рассматриваемых понятий. Правовая мировоззренческая идеология - самое близкое основание политики в этой области. Итак, можно сказать, что правовая идеология - идея, программа, макет государственной юридической деятельности, а правовая политика - юридическая деятельность сама по себе (ее непосредственная, грубая форма). Первое понятие предшествует второму.

Общественная составляющая идеологии

Специфика рассматриваемого явления - ее возникновение на базе уже существующих в социуме экономических отношений с отражением действительности через так называемую призму данных отношений.

В рамках классового общества экономические отношения являются классовыми интересами, ввиду чего особенность идеологии - ее представление в виде отражения действительности через всю ту же призму интересов конкретных классов, систем их взглядов, идей.

Идеология - самосознание классов, теоретическое оружие (это основная социальная функция). Если говорить о ней с точки зрения эксплуатационных классов, ее теории оправдывали угнетение, социальную несправедливость. А в рамках рабочего класса она служила деятельности по его освобождению в частности и общества в целом от угнетения и эксплуатации, а также по выстраиванию коммунистического общества. В первом случае идеология носит иллюзорный характер, а во втором - научный (марксизм-ленинизм).

Условия формирования данного явления

Общественно-историческая практика доказывает то, что формирование идеологии подразумевает наличие двух условий:

  • наличие конкретной объективной картины (познанные идеологом и наукой объективные закономерности социума и природы);
  • должна присутствовать идеальная, субъективная причина, некоторая устойчивость, значимая тенденция социальной психологии.

В ситуации, когда социальная идеология возникает беспричинно (не отображая значимую тенденцию социальной психологии), то она - «глас вопиющего в пустыне». Не важно, какие идеология сулит блага людям, все равно она останется им не нужной. И наоборот, каждая идеология, которая оказывает влияние на общественную жизнь, всегда имеет определенную причину.

В истории были случаи, когда общественная идеология возникала без необходимых на то условий (без научной поддержки и общественных законов). Тогда она не признается идеологией по своей сути, а является утопией либо определенной религией, не может выступать в качестве материально содержательной, непосредственной, продуктивной цели людей. Однако идеология может иметь обширную духовную либо этическую ценность, выступая в качестве отдаленной, телеологической цели, ввиду чего она все же может приковывать к себе внимание, умы и души многих людей.

Рассматриваемое явление в рамках современности

Многие современные идеологии (политические) состоят из тех, которые развиваются по пути радикальных традиций. Они считают необходимым коренные перемены в политическом и общественном строе. Принято разграничивать радикализм на правый и левый. Первый - преимущественно в форме фашистского движения.

На сегодняшний день сформировалось двойственное восприятие такого явления, как «фашизм». Одни считают его конкретной формой политической идеологии, сложившейся в Италии, Испании, Германии в 20-е гг. XX века и выступающей в качестве средства выхода данных стран из тяжкого послевоенного кризиса, а другие - бессодержательной идеологией, возникающей в местах, где политсилы нацелены на подавление демократии, захват власти.

Центральное место в фашистской идеологии занимают идеи касательно воинской экспансии, расизма, антикоммунизма, шовинизма, применения радикальных мер против всех трудящихся и рабочего класса, широкого распространения государственно-монополистических приемов и методов регулирования экономики и политики, демагогии для укрепления позиций фашистских организаций и партий.

Российская идеология будущего

Многие эксперты считают, что основными условиями и факторами ее формирования выступают перечисленные ниже.

  1. Уход от приоритетности политических целей. Понимание идеологии в качестве системы ценностей, намеченных государственных установок, влияющих на этический комфорт, ментальность, духовное здоровье, межличностные отношения, позитивные настроения в обществе.
  2. Утверждение системы грамотных ценностно-целевых установок, ориентированных на объединение социума по приоритетному принципу «за» независимо от конфессиональных, стратово-классовых, политических, этнокультурных, гендерных взглядов и различий относительно процветания России.
  3. Обращение к бесценному историческому опыту касаемо обеспечения развития и взаимосвязи культурной самобытности именно коренных российских этносов в единой общероссийской культуре.
  4. Подробное исследование с последующим учетом традиционных интересов, глобальных притязаний нашей цивилизации в виде хронологической иерархии для обеспечения нацбезопасности и государственного лидерства на мировой арене.
  5. Активное позиционирование необходимости и важности России для всего мирового сообщества в виде крепкого «моста» между Востоком и Западом.

Национальная идеология современности должна стать базой для разрабатываемой сегодня Национальной доктрины российского развития в перспективе. Но предварительно стоит окончательно определиться в вопросах роли и места России в рамках мирового сообщества.

Идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

Структура

Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

  • Обязательно должна быть политическая идея.
  • В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
  • Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
  • Проводится оценка всех политических процессов.
  • Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

Функции политической идеологии

Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

  1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
  2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
  3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
  4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
  5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.

Критерии выделения видов политической идеологии

Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

  1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
  2. Важным аспектом является отношение к религии.
  3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
  4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

Либерализм

Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв - должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

Консерватизм

Еще одним из политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество - это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

Коммунизм

Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

  • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
  • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
  • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
  • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

Что касается вида политической то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

Социалистическая демократия

Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как "левая" идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

Национализм

Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют "ненационалы", однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

Фашизм

К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

Анархизм

Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм - это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

Анархо-феминизм - это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

Роль идеологии в политике

В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель - привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

Многие считают, что идеология - это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

Лекция 15. Политические идеологии

1. Понятие, структура и функции идеологии

2. Либерализм

3. Консерватизм

4. Коммунизм. Социализм. Социал-демократизм.

5. Анархизм

Термин «идеология » ввел французский учёный Антуан де Траси (1754-1836 гг.), который определял идеологию как учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики и этики. Именно так поначалу и понималась идеология – как наука об идеях, управляющих поведением людей (idea – идея и logos – слово, понятие, знание). Однако очень скоро идеологию стали понимать как «иллюзорное, ложное сознание» (К.Маркс), как совокупность «ловких демагогических ухищрений» (В.Парето), как «способ добровольной мистификации» (К.Манхейм), призванный манипулировать общественным сознанием в угоду правящего класса. Именно этим пониманием идеологии руководствовались сторонники так называемой «деидеологизации» общественного сознания в период перестройки 1985-1991 гг. Однако очень скоро стало ясно, что избавиться от идеологии невозможно в принципе. На место свергнутой идеологии тотчас же появляется другая идеология. Человеческое общество не может жить без той или иной идеологии, которая составляет, согласно определению, приведённому Н.М.Канашевич, «теоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, в которой отражается и выражается самосознание определённых социальных субъектов – классов, групп, партий, общественных движений – их отношение к той или иной стороне действительности (взгляды, интересы, потребности, цели, намерения, умонастроения)». Не можем не привести очень удачное, на наш взгляд, определение идеологии, оглашённое Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на встрече с руководящими работниками республиканских и местных государственных органов в 2003 году: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям». Таким образом, идеология представляет собой систему идеалов, ценностных предпочтений людей в сфере политических отношений. И в этом контексте идеология оказывается чрезвычайно важным фактором, определяющим политическое поведение людей.

Идеология, являясь элементом общественного сознания, иерархически структурирована на следующие уровни.

Уровень научных концепций, системно описывающих социально-политические идеалы и ценности общества и отдельных социальных групп, слоёв и классов.

Уровень программ политических партий, в которых формулируются конкретные политические установки и требования тех или иных социальных образований.


Деятельностный уровень, проявляющийся в конкретных фактах социо-нормативного поведенческого и символического воплощения господствующей идеологии в жизни общества и его отдельных членов.

Идеологическая сфера общества структурирована также и по социальным слоям и классам. Можно смело говорить о том, что каждый социальный класс и каждый социальный слой имеет свою собственную идеологию, отражающую его специфические интересы, цели, идеалы, а также понимание того, каким образом следует эти идеалы достигать. Различия между классовыми или сословными идеологиями могут быть существенными, вплоть до антагонистической непримиримости, а могут быть и незначительными, только в деталях. Конституция Республики Беларусь постулирует равноправие всех идеологий. Однако на деле доминирует какая-то одна идеология, получающая статус государственной в той или иной стране.

Идеология каждой страны имеет свою национальную специфику, обретая государственную форму. Однако содержание любой идеологии социально-классовое и потому может быть надгосударственным. Идеологии не имеют национально-государственных границ. Об этом свидетельствует существование международных альянсов на идеологической основе: партийных, например, Социалистический интернационал, религиозно-конфессиональных и политических, например, НАТО или в своё время Варшавский договор. Как об идеологии всемирного масштаба можно говорить о концепции общечеловеческих ценностей. Таким образом, как мы видим, идеологическая сфера имеет очень сложную структуру.

В любом современном обществе идеологии придаётся огромное значение. Это и понятно, поскольку идеология выполняет целый ряд чрезвычайно важных общественных функций. Перечислим основные.

Идеология выполняет важную функцию легитимизации правящего субъекта власти и политического режима в целом, объясняя, обосновывая и оправдывая его перед современниками и потомками.

Консолидирующая и мобилизирующая функции идеологии проявляются в том, что она сплачивает народ единым пониманием цели общественного развития, а также мобилизирует массы на согласованное политическое действие единством средств достижения этой цели. Дело не меняет даже то, что реально эти социально-политические идеалы выражают интересы лишь части общества, зачастую очень небольшой. Государственная идеология придаёт им статус важнейших общественных ценностей.

Социо-нормативная функция идеологии имеет своим результатом создание системы социальных норм, определяющих поведение индивидов как в сфере политических отношений, так и в иных сферах человеческой жизнедеятельности, включая и приватную.

Идеология выполняет конструктивную функцию тогда, когда создаёт новую или укрепляет старую систему ценностей.

Идеология становится деструктивной силой тогда, когда является средством критики существующего режима с позиций контрэлиты ради установления нового политического строя. Ясно, что обе последние функции взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Социально-психологическая, или “терапевтическая” функция идеологии выражается в предоставлении индивиду смысложизненных основ его существования, в оправдании бытовых или моральных трудностей. В этом смысле идеология выполняет те же функции, что и религия, создавая человеку психологический комфорт при наличии реальных проблем.

Таковы сущность, структура и основные функции идеологии как таковой. А теперь присмотримся повнимательнее к базовым идеологическим концепциям.

Тема 1. Природа и предназначение политической идеологии

1.1. Сущность и основные модели формирования политической идеологии

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватыва-ет ценности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведе-ние в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса.

Основными формами существования политического сознания являются политическая идеология и психология. Политическая дея-тельность определяется системой взглядов, отражающих интересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах - ре-лигии, искусства, науки и т. д., но идеологическое отражение дейст-вительности наиболее непосредственным образом связано с поли-тикой.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и бук-вально означает «учение об идеях». Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце XVIII в. Антуаном де Траси , одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т. 1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки, слу-жить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечи-вающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировос-приятии людей коренятся логические и психологические основы политики.

Де Траси был лидером организации под названием Институт, объединявшей видных философов того времени, которые считали, что идеология должна «изменить лицо мира». Вступивший в эту организацию в 1797 г. Наполеон Бонапарт впоследствии, 20 декабря 1812 г, публично осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политические ошибки. С тех пор понятие «идеология» приобрело прежде всего политическую окраску и начало приме-няться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с внуше-нием, навязыванием и поддержанием диктата и принуждения

Появление понятия «идеология» в конце XVIII в. не означало отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потреб-ность в ней как рациональной основе политики испытывали все об-щества. Можно полагать, что до европейской секуляризации (эпоха Просвещения) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия . Идеологии стали зарождаться в период Возрождения, когда начался процесс секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Политика перестала быть прерогативой церковной власти, перейдя в разряд светских дел.

К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких французских просветителей, как Кондильяк, Дидро, Гольбах, Гель-веций, Ламетри .

В XIX - XX вв. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, К. Мангейм, Т. Парсонс и другие ученые исследовали такие аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни общества. По-явился даже термин «идеологоведение».

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа.

В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях:

1) со-знание определенного класса в целом;

2) теоретическое сознание;

3) ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.

Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависи-мости от места, которое занимает группа в общественных отноше-ниях, ее идеология является научной либо ненаучной. Согласно марксизму, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, она рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эк-сплуатации.

Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначительные изменения и уточнения в основном фразеологиче-ского характера. Марксистская идеология обычно именовалась про-летарской, революционной, прогрессивной, научной и т. д. Все не-марксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т. д.

В отличие от марксистского экономического детерминизма в трактовке идеологии Макс Вебер (1864-1920) обращал внимание на взаимообусловленность связей между материальной сферой и мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы (материаль-ные и духовные), а не идеи господствуют непосредственно над дея-тельностью; но "образы мира", создаваемые "идеями", очень часто служили стрелками, указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой интересов».

Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1922), не от-рицая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее, акцентировал внимание на необходимости выработки таких ми-ровоззренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с условиями реальной жизни» .

В формировании мировоззренческих доктрин, предписываю-щих взгляды на окружающий мир, В.Парето отводил значительную роль факторам иррационального характера и доминиру-ющим в обществе устойчивым чувствам . По его мнению, эти чувства и составляют базовую основу наиболее распространенных идей.

Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансфор-мация мировоззренческих доктрин под воздействием ментальности народов, специфика мировосприятия идейных форм разными соци-альными слоями. Он полагал, что интерес низших слоев к социали-стической идее, которая зиждется на чувстве сострадания к бедам ближних и поиске способа избавления от подобных бедствий, пре-допределяет «желание покончить со своими бедами, овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это также зависть, жажда иметь то, что есть у других».

В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как надисторического явления, существующего вне зави-симости от социальных и политических условий.

Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон. М.Дюверже и др.) Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования че-ловеческих действий.

Принципиальной позицией многих ученых является категори-ческое разведение идеологии и науки , отрицание у идеологии по-знавательных функций.

М.Вебер относил идеологию , как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает по-литическое мировоззрение и современный политолог У.Матц . Он считает, что идеологии не являются порождением социальных про-цессов, а сформированы интеллектуалами определенных соци-альных групп, навязаны ими западным обществам и нашли отклик прежде всего в мифологической составляющей общественного мнения.

Вслед за М.Вебером К.Мангейм рассматривает любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, ин-тересами познающего субъекта . Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф. Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идео-логическом искаженном сознании в работах Н.Макиавелли и Д.Юма. Вместе с тем К. Мангейм уделял большое внимание функ-циональным характеристикам идеологии и, в частности, ее спо-собности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию .

Подход к феномену идеологии американского ученого С.Зизека можно рассматривать как своеобразную форму его критики . Анали-зируя взаимосвязь политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истин-ность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам . Причинами искаженного отражения действительности теми или иными идеями, по его мнению, могут быть либо осознан-ное или неосознанное влияние совокупности общественных отно-шений, либо политические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу исследователя С.Зизек видит в выявлении скры-того политического подтекста идеологий через различные симпто-мы (противоречия, умолчания, оговорки и пр.).

Свойства, отличающие политические идеологии от других форм политического сознания :

Ø претензия на тотальную значимость - любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи.

Ø нормативность - предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер, Э.Шиллз и другие предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции . В 1950-е гг. они выд-винули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических си-стем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы . По мнению адептов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное со-гласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука . Деидеологизация была одним из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых обществен-ных систем.

В 1970-е гг. под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмот-рели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации », которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологизации», — о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противо-стоять коммунистической идеологии.

В настоящее время существует несколько версий реидеологиза-ции .

Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, сред-ства примирения противоборствующих идеологий.

По мнению нео-консерваторов , «возрождение духа» предполагает обращение к за-бытым, утраченным ценностям и традициям .

Леворадикальная версия акцентирует внимание на поиске альтернативных форм со-знания и путей общественного развития .

Насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.

Большинство ученых определяют идеологию как систематизи-рованную совокупность идей, выражающих интересы, цели и на-мерения больших социальных групп - классов, наций, партий и т. д . Идеология как разновидность корпоративного сознания от-ражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего разви-тия общества.

Любая идеология носит политический характер , но понятие по-литическая идеология употребляется в специфическом смысле - для характеристики рационально-ценностной мотивации полити-ческого поведения и мировоззренческой основы политики. Полити-ческая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных доку-ментах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные меха-низмы. (Согласно интерпретации политической идеологии известным американ-ским ученым К.Фридрихом , «это целостная система идей о политических сред-ствах для сохранения или преобразования политического порядка. Это систе-мы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программы и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выст-раивающихся вокруг них. Это совокупности идей, которые относятся к суще-ствующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защищать его»).

Перечисленные особенности политической идеологии свойственны, прежде всего, либерализму, консерватизму, марксизму, со-циал-демократизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма.

Существуют четыре основные модели формирования полити-ческой идеологии .

Первая - модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массо-вого сознания присущие ему представления трансформируются в идеологические структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма. феминизма).

Вторая модель - интегративная . Для нее характерны синтез, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений (например, неолиберализм, неокон-серватизм)

Третья модель - дивергентная . В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтегра-ции, расщепления существующей идеологии. Так, на базе марксиз-ма возникли большевистская и социал-демократическая идеология и политическая практика.

Четвертая модель - ревитализации идеологий, в результате ко-торой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в моди-фицированной форме (например, попытки возврата к истокам марк-сизма, консерватизма и т. д.).

Следует отметить, что выделение этих моделей носит условный характер. В реальном процессе генезиса идеологий они нередко со-четаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения идейных течений.

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) по парадигмам, т е. предлагаемым моделям общества,

2) по степени охвата ими политических реалий;

3) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

По парадигмам политические идеологии делятся на пра-вые, центристские и левые. Одним из самых распространенных классификаций политических идеологий является деление идеологий на левые и правые.

История деления идеологий на «правые» и «левые» относится к временам Великой Французской революции, когда 11 сентября 1789 г., во время заседания Учредительного Собрания Франции при обсуждении статей первой французской конституции сторонники короля разместились справа от председателя, а республиканцы - слева. С тех пор деление на левых и правых остается в основе многих классификаций идеологий.

Правые идеологии (либерализм, консер-ватизм и их модификации ) ориентированы на такую модель обще-ства, которая основывается на принципах демократии и рыночной экономики .

Левый политико-идеологический спектр составляют идеологии, для которых социальный прогресс сводится к достиже-нию равенства и социальной справедливости, созданию условий для всестороннего развития личности . Влиятельная левая идеоло-гия - марксизм связывает возможность реализации коммунистиче-ского идеала с применением радикальных, насильственных спосо-бов преобразования общества.

Как левая идеология под воздействием марксизма возник со-циал-демократизм . Последующая эволюция этой идеологии приве-ла ее к отказу от идеи революционного осуществления социальных преобразований, к ориентации на реформы как единственно целе-сообразный способ достижения равенства и справедливости. Пос-ледние трактуются не как равенство результатов, а равенство стар-товых возможностей и шансов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столетие трансформация базовых прин-ципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера .

Исходя из идеологических представлений, российские партии идентифицируют себя либо с правой политической ориентацией (СПС) и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцентристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы).

С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут делиться на метаидеологии или глобальные , претендующие на объяснение глобаль-ных социальных и политических процессов, и частные , затрагиваю-щие отдельные конкретные аспекты политического бытия общества и личности.

Ко второй - анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм , различные формы религиозно-по-литической идеологии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.

По отношению к прогрессу и технологии его осуществления идеологии противопоставляют радикалов , выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам , стремящимся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями , предпочитающие путь постепенных реформ.

1.2. Функции политической идеологии

Политическая идеология выполняет ряд социальных функций :

Ø самоидентификации индивидов и групп в политическом простран-стве;

Ø легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;

Ø артикуляции интересов групп и слоев общества;

Ø мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправ-ленных действий с их стороны;

Ø компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на бла-гополучное изменение социального бытия.

Идеология как форма мотивации политического поведения ис-пользуется в демократических системах лишь на этапах концептуа-лизации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии , т. е. подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духов-ных регуляторов жизни общества, характерна для так называемых «идеократических», тоталитарных режимов .

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспо-собной определять и решать общественно значимые задачи. Пре-валирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX в., особенно в период между 1945 и 1985 гг. означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических и капиталистических госу-дарств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны.

Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конф-ронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отно-шений . Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возмож-ность свободного доступа каждого народа к культурным и духов-ным ценностям, созданным человечеством.

С завершением холодной войны идеологическое измерение про-должает оставаться значимым фактором мировой политики . Для него характерны:

1) доминирование западного либерализма и основывающихся на его ценностях международных институтов, играющих ключевую роль в экономике и политике;

2) выдвижение политико-прикладных концепций «демократиза-ции» мира, «размывания суверенитета» и «гуманитарного вмешательства» в качестве идеологической основы для сохранения авто-ритарно-иерархической модели мироустройства;

3) растущее противодействие многих государств унификатор-ским тенденциям со стороны Запада и все более активное дистан-цирование от него, в том числе в форме критики либерализма и за-падных ценностей;

4) использование многими негосударственными акторами раз-нообразных идеологем для обоснования своего видения грядущего миропорядка - от левых и постмодернистских (анархизм, неомарк-сизм, экологизм и др.) до консервативных (национализм, религиоз-ный фундаментализм и др.).

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются сле-дующие уровни ее функционирования.

Первый - теоретико-концептуальный . На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.

Второй - программно-политический . Здесь социально-философ-ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и тре-бования, формируя нормативную основу для принятия политиче-ских решений и стимулирования политического поведения граждан

Третий - актуализированный . Он характеризует степень усвое-ния гражданами целей и принципов данной идеологии и их вопло-щения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии - от незначительного изменения позиций до формирова-ния глубинных мировоззренческих ориентиров.

Политическая идеология оказывает активное воздействие на об-щество, соединяясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных отношений представляет собой политическую психологию

Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль игра-ют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, кото-рые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее.

Инструментом распространения идеологического влияния слу-жит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия .

Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны . Возможны следую-щие варианты такого воздействия.

В одних случаях развитие идеологических воззрений, появле-ние новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике.

В других - идеологии могут эволюционировать с уче-том происходящих перемен.

В третьих - возможно инерционное со-стояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших пред-ставлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных измене-ний чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии.

Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодействия идеологии и по-литики : влияние идеологических воззрений на политику и полити-ческую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса, и, наоборот, воздействие политиче-ских процессов на идеологические воззрения социальных общно-стей.

Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе соци-ально-группового мышления, являющегося существенным элемен-том отношений власти.

1.3. Идеологический дискурс

Важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве. Это явление обо-значается понятием «идеологический дискурс».

Взаимодействие идеологий, как правило, развивается в двух на-правлениях .

С одной стороны , по линии дистанцирования и поле-мики с оппонентами, что усиливает напряженность в обществе.

С другой стороны , по линии установления контактов между совмес-тимыми идеологиями, способствующих сближению и даже заим-ствованию теоретических и программных положений, требований, лозунгов. Такие контакты обогащают содержание идейных систем и доктрин и могут способствовать укреплению политической ста-бильности в обществе.

Первые примеры взаимовлияния идеологий имели место еще в XIX в. Буржуазный консерватизм воспринял либеральные новации XIX в. как собственные устои, требующие защиты от посягательств радикалов, и уже имел мало общего с концепциями Э.Берка и тем более Ж. де Местра. Социальный консерватизм О.Бисмарка, про-явившийся во введении системы государственного страхования по болезни, в случае увечья и пенсионного обеспечения по старости, отразил растущее влияние социалистических идей.

Европейские идейно-политические течения оказали существен-ное влияние на формирование отечественных либерализма и кон-серватизма, а взаимодействие между этими направлениями русской общественной мысли способствовало их становлению и развитию, появлению консервативного либерализма .

В XX в. процесс взаимовлияния идеологий принял еще более широкий размах. Уже в самом начале XX в. проявился агрессивный империалистический национал-консерватизм , а затем - в известной степени как его развитие - фашизм , синтезировавший национа-листические, консервативные и социалистические идеи. В свою очередь, классический либерализм все больше превращался в либе-рализм социальный , стремящийся примирить и согласовать концеп-ции и практику свободы и справедливости.

Процесс социал-демократизации либерализма особенно интен-сивно протекал в 30-е и 60-е гг. XX в. В 1930-е гг. он проявился в пре-образовании классического рыночного капитализма в социально-рыночный. В 1960-е гг. социал-демократическая тенденция получила развитие в программах «Новых рубежей» Дж.Кеннеди и «Великого общества» Л.Джонсона, ориентированных на создание «общества благосостояния».

Во встречном по отношению к либерализму направлении эво-люционирует социал-реформизм , вобравший к середине века ос-новные либерально-рыночные и либерально-демократические идеи, прежде всего идею свободы . Такие характерные черты социал-де-мократии, как стремление к обобществлению экономики и перерас-пределению национального дохода в пользу малоимущих, поддерж-ка государственного регулирования, коллективизм, либо ушли в прошлое, либо подверглись серьезной корректировке.

Современная социал-демократия уже не выдвигает смену обще-ственного строя даже в качестве отдаленной цели и ориентируется не столько на «демократический социализм », сколько на «соци-альную демократию ». В принятой на XVIII конгрессе Социнтерна (1989 г.) Декларации принципов рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния, провоз-глашается курс на общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости, но на основе эффективного функционирования капиталистической производственной системы.

Наконец, в последней четверти XX в. доминирующие позиции в общественной жизни стран Запада занял неолиберализм , сконцент-рировавший в себе основополагающие идеи переустройства обще-ства применительно к реалиям постиндустриализма . В США он по-лучил название неоконсерватизма .

Процесс синтезирования идеологий привел к уменьшению раз-личий между ними и частично - к их обесценению. К началу XXI в. кредо почти всех идеологических течений Запада стали рыночная экономика и оптимизация ее государственного регулирования, сво-бода, демократия, права человека . Полемика по поводу этих явлений сводится преимущественно к нюансировке интерпретаций. Идео-логизированная политика постепенно уступает место рационально-прагматической , движимой трезвым расчетом. Так, в Великобри-тании в 1990-е гг. лейбористы примирились с большей частью неоконсервативных реформ - приватизацией, переустройством рын-ка труда и т. д., а консерваторы отказались от свойственного тэтчеризму резко отрицательного отношения к вмешательству государ-ства в социальные отношения.

Известный исследователь немецкого консерватизма А.А.Френкин акцентирует внимание на дискурсе этой идеологии и либера-лизма в ФРГ: «Консерватизм противопоставляет себя либерализму. Но в то же время в консерватизме содержится определенный либе-ральный элемент. "Разгадка" этого реального противоречия в том, что обе концепции конкурируют, они не только выявляют слабости соперника, но и взаимодополняют одна другую».

Объективные процессы синтезирования идеологий и прагматизации политики могут вызывать негативные последствия , со-провождаться издержками. В этой связи представляется резонным мнение отечественного исследователя К.Г.Холодковского : «Поли-тический прагматизм при всей его оправданности и нарочитой трез-вости чреват скрытыми до поры до времени угрозами. Он способен сделать политиков близорукими, лишить политический проект ши-рокой перспективы, помешать ему стать вровень с углубляющимися проблемами современности. Своеобразной - и весьма опасной - имитацией политической идеологии в этих условиях может оказать-ся популизм , рассчитанный на аполитичную и не склонную к реф-лексии массу, воспитанную поверхностной, потребительской поп-культурой».

Идеологический дискурс протекает на нескольких уровнях . Он может носить характер полемики по наиболее общим проблемам всего человечества . Так, во второй половине XIX в. в условиях ин-тенсивного формирования и развития индустриального общества дискурс выражался в конкуренции социалистической и либераль-ной идеологий. В период с 1917 по 1945 г . дискурс проявился, преж-де всего, в остром соперничестве между социалистической и фаши-стской идеологиями. После разгрома государств фашистской оси основное содержание идеологического дискурса состояло в проти-воборстве социалистических и либерально-консервативных идей. В идейном споре на глобальном уровне участвовала также идеоло-гия социал-демократии.

В настоящее время главный водораздел идеологического дис-курса пролегает между идейными течениями, защищающими идеа-лы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политиче-ских целей.

Соответственно эволюционируют и идеологические си-стемы.

С одной стороны , сближаются политические доктрины либе-рализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии.

С другой стороны , консолидируются фашистские, экст-ремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.

Наряду с глобальными измерениями, идеологический дискурс имеет и определенные особенности на региональном и страновом уровнях . Так, в странах с устойчивыми демократическими традици-ями объектом идейных дискуссий являются в основном частные вопросы общественной жизни и текущей политики .

В странах же, где еще не завершены процессы модернизации и национальной кон-солидации, дискурс носит характер острой полемики между нацио-налистическими, либеральными и социалистическими воззрения-ми . В России от характера этого идеологического соперничества зависят формы и темпы реформирования страны.

Основные термины : идеология, политическая идеология, глобальные идеологии, частные идеологии, дискурс.

Контрольные вопросы :

1. Кем и когда был введен в научный оборот термин «идеология»?

2. В чем сущность основных исследовательских подходов к феномену идеологии?

3. Сформулируйте определение идеологии и раскройте содержание термина «политическая идеология».

4. Каковы структура и функции политической идеологии?

5. Охарактеризуйте основные модели формирования политической идеологии.

6. По каким основаниям классифицируют политические идеологии? Раскройте содержание классификации идеологий.

7. Какие варианты воздействия идеологий на политические процессы вам известны?

8. В чем проявляются взаимосвязь и взаимодействие между идеологией и политической психологией?

9. В чем сущность идеологического дискурса?

10. На каких уровнях протекает идеологический дискурс?

Литература

Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. С.7-20.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 344 с.

Войтоловский Ф. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. 2007. Т. 5 № 3 (15).

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Сирота Н.М. Идеология и политика. М.: Аспект Пресс, 2011. - 216 с.

Славин Б. Идеология возвращается. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. - 650 с.

Соловьев А.И. Политическая идеология // Политология: Лексикон. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.346-365.

Тузиков А.Р. Идеология в теоретическом измерении: между прошлым и будущим. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. - 360 с.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.51-53.

Шварцмантель Дж. Идеология и политика. М.: Гуманитарный центр, 2009. - 312 с.

— это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие :

  • выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
  • внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
  • интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
  • организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
  • обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
  • легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

  • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
  • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
  • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные виды политической идеологии

Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

Либерализм

Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Национализм

Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

Анархизм

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

  • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
  • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.