Проект по логопедии (подготовительная группа) на тему: Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая политра"". Практико-ориентированный проект

Проект

Неделя логопеда в ДОУ

«Логопедическая палитра».

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопедическая палитра»

Вид проекта : краткосрочный

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.

Задачи проекта:

  • Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
  • использование современных технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .

Образовательный продукт:

Презентация проведенных мероприятий,

Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета

Буклеты для родителей

Выступление на ГМО логопедов

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической

литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка

планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

. Неделя логопеда в ДОУ

«Речевая палитра»

«Если сильный язычок

И ловкие пальчики,

Будут чётко говорить

Девочки и мальчики»

Дни недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

Открытие недели

  • Выставка «Моя любимая буква»
  • Стенгазета «Логопед глазами детей»
  • Подгрупповое занятие

«Сказка о весёлом язычке»

(подготовительная группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитнля-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Вторник

  • Мастер-класс для воспитателей

«С пальчиками играем, речь развиваем»

  • Подгупповое занятие

«Игротека пальчиковых игр»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

дети

Учителя-логопеды

Среда

  • День открытых дверей для

Родителей и воспитателей

  • Индивидуальные занятия

«В гостях у свистящей семейки»

(подготовительная группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Четверг

  • Тренинг для родителей

«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»

  • Буклеты для родителей
  • Занятия в микрогруппах

«Волшебный песок»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Пятница

Закрытие недели

ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:

  • Речевое развлечение

«Сюрпризы от Смешариков»

  • Сообщение «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики,

как часть здоровьесберегающих технологий»

  • Мастер-класс

« «Бионергопластика «Развивать движения

Нужно - руки и язык подружим»»

Учителя-логопеды

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.


Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном. дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной. струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Достигнутые результаты:

1. дети научились правильно дышать;
2. научились различать ротовое и носовое дыхание;
3. научились использовать речевой выдох экономично, что позволило им правильно произносить звуки, слоги, слова и предложения на выдохе и плавно;
4. научились рассказывать по картине, серии сюжетных картин и самостоятельно без нарушения слого-ритмического рисунка текста;
5. приобретенный навык правильного речевого выдоха, дети научились использовать в самостоятельной речи, при общении между собой, при общении со взрослыми.

Практический результат проекта:
1. Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
2. Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;
3. Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и вовремя непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми,
4. Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
5. Оборудованы папки с консультациями для родителей;
6. Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества
7. Оформление выставки «Послушный ветерок».
8. Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Социальная значимость проекта:

Развитие речевого дыхания очень важно для развития речи:
1. Умение ребенка правильно дышать – это умение говорить плавно.
2. Умение ребенка ощущать разницу в направлении воздушной струи (дифференциация носового и ротового дыхания) – это умение говорить без назализованного (носового) оттенка
3. Умение ребенка говорить на выдохе (регулирование ритма, силы и правильного направления воздушной струи) – это умение говорить без пропусков звуков, слогов и слов или задержки в их произношении.
4. Развитие четкой работы органов дыхания и артикуляции, что помогает правильному функционированию голосовых связок, а это позволяет говорить звонко и соблюдать темп и ритм речи.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Составление плана - схемы проекта.
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров».

Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Работа с родителями:
1. Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» (1 неделя проекта).
2. Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.
3. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» (2 неделя проекта).
4. Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования.
5. Анкетирование о результатах проекта.

Работа с педагогами ДОУ:
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
Итоговый Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

«Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………...6

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

диагностические методы

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология - пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

Принцип «Не навреди!»;

Принцип сознательности и активности;

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности и индивидуальности;

Принцип всестороннего и гармонического развития личности;

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Выявление проблемы.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме - анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап - основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка» .(2014 год).
(старшая логопедическая группа)

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитательи.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели (27.10-7.11)

Результат: презентация проекта в форме развлечения «Путешествие в сказку».

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателями.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Организация выставки поделок, рисунков.
  1. Беседа «…да в ней намёк».
  2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  4. Самостоятельное составление сказок.
  5. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  8. Загадки о сказках, героях сказок.
  9. Организация логопедической выставки.
  10. Развлечение «Путешествие в сказку».
  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»

сроки

ответственные

27.10

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Полянина Е.И.- учитель-логопед

27.10

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Рыбалко А.В. – воспитатель,

27.10.-

7.11

Оформление книжного уголка.

Рыбалко.А.В.- воспитатель

28.10

Беседа «…да в ней намёк».

учитель- логопед

27.10.-

7.11

Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.

Воспитатель

Гоцкая Ю.А.

27.10.-

7.11

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Воспитатели:

Гоцкая Ю.А.

Рыбалко.А.В

29.10

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

учитель- логопед

Полянина Е.И

30.10

Сказочный КВН

Учитель-логопед

Полянина Е.И

31.10

викторина «Путешествие в сказку».

Учитель-логопед

Полянина Е.И

27.10.-

7.11.

Выполнение самостоятельных и совместно с воспитателями, учителем -логопедом, родителями творческих работ.

Родители, воспитатель, учитель- логопед.

4.11.

Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу».

5.11.

Развлечение «Путешествие в сказку», логопедическая выставка.

Учитель-логопед, воспитатель.

Используемая литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Баба Яга»
  • «Звериное молоко»
  • «Иван-царевич и Белый Полянин»
  • «Марья Моревна»
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
  • «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
  • «Падчерица и мачехина дочка»
  • «Сказка о двух сёстрах»
  • «Баба Яга и Дарьюшка»

Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012