Развитие ситуации единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии

Развитие ситуации единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей свя­зи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловлен­ности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодейст­вия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, измене­ние состояния, взаимопереход, а также порождение одним объ­ектом другого. Взаимодействие носит объективный, универ­сальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действи­тельности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно бы­ло бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения прин­ципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе станов­ления и изменения. Принцип движения материи в совокуп­ности с принципом всеобщей связи дает нам принцип раз­вития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, опре­деленно направленное и закономерное изменение материаль­ных и идеальных объектов, приводящее к возникновению ново­го качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источни­ком развития. Все многообразие точек зрения по проблеме ис­точника развития можно свести к двум основным: метафизиче­ской и диалектической. Первая считает источником развития толчок извне, тогда как вторая под источником движения, раз­вития понимает самодвижение, саморазвитие за счет борьбы противоположных сил и тенденций.

Значение диалектической концепции трудно переоценить. Как методологический принцип познания и практической дея­тельности она помогает решать научные, политические, педаго­гические проблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, он ответственен за все, что с ним происходит.


В структуру любой науки входит система принципов, зако­нов и категорий. Основными законами диалектики как науки являются закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных измене­ний (закон перехода количества в качество) и закон отрицания отрицания. Рассмотрим основные законы диалектики.

Начнем с закона единства и борьбы противоположностей (начинать рассматрение диалектики с закона перехода количе­ственных изменений в качественные, на наш взгляд, является методологически не верным). Закон единства и борьбы про­тивоположностей является ядром диалектики. Суть его со­стоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на проти­воположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий.

Сущность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно

Закон перехода количественных изменений в качествен­ные раскрывает механизм развития. Не зная этого закона диа­лектики очень трудно представить не только переход в природе от одного предмета к другому, но и переход от одного состоя­ния к другому в пределах одной сущности. Вспомним хотя бы софизмы «Лысый» и «Куча». Поэтому, не вдаваясь в детальный анализ основных категорий данного закона /существует доб­ротная учебная литература, в которой раскрывается сущность законов диалектики/, остановимся лишь на категории «мера» и «скачок».

Мера, являясь границей, в пределах которой качество оста­ется неизменным, по сути есть не что иное, как «третий член», связывающий количество и качество в единое целое. Более то­го, мера выражает сущность предмета, при нарушении которой она меняется на свою противоположность. Демокрит говорил, что если перейдешь меру, то самое приятное станет самым не­приятным. Это в значительной степени относится к человеку и его свойствам, когда незначительное нарушение меры резко меняет оценку человека и его деяний.

Переход от одного качества к другому посредством наруше­ния меры называется скачком, который есть «демаркационная линия», отделяющая одну меру от другой. Существуют различ­ные виды скачков, определяемые внутренними и внешними факторами развития. Длительными скачками будут такие, как возникновение жизни на Земле, появление человека, быстры-


ми - скачок, протекающий в микропроцессе, длящийся милли­ардную долю секунды. Что касается скачков в общественной жизни, то они бывают результатом либо длительного эволюци­онного развития, либо революций. Но даже социальная рево­люция не сразу уничтожает старые негодные порядки и уста­навливает новые. Процесс ломки старого может быть достаточ­но развернутым во времени процессом, его было бы опромет­чиво связывать с гражданской войной.

Однако не всякий скачок порождает новое качество. В об­ществе могут происходить и контрреволюции, в результате ко­торых происходит возврат к старому качеству, социальная рес­таврация. Но контрреволюции, как правило, преодоливаются

новыми революциями.

Наконец, законом, который указывает на направленность развития, является закон отрицания отрицания. В бесчислен­ной смене нарождающихся форм появляются и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы об­щественной жизни. Но без отрицания старого невозможно по­явление более совершенного нового, невозможен сам процесс развития. Однако и в новом заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к его отрицанию, т.е. мы имеем от­рицание отрицания.

Диалектическое и метафизическое понимание отрицания

Бывает, правда, «зряшное», деструктивное отрицание, после которого уже невозможно развитие. Поэтому диалектическое отрицание отличается от метафизического тем, что оно, отри­цая, сохраняет в старом то, что еще может послужить новому. Категория «снятие» и описывает такой синтез, в котором новое отрицает старое с удержанием положительного. Это удержание положительного и есть преемственность в развитии, без кото­рой мы бы начинали каждый раз с ничто, с нуля, с чистого лис­та. А мир на самом деле есть плод прошедшего и семя будуще­го. Поэтому бережное отношение к прошлому есть показатель культуры как отдельного человека, так и всего народа.

Но куда же в конце концов ведет развитие через отрицание отрицания? Может быть, идея круговорота, когда всё" в мире возвращается к исходной точке, верна? Но тогда жизнь челове­ка становится бессмысленной, поскольку, что бы он ни делал, результат известен заранее. Действительно, идея круговорота подчёркивает одну сторону развития, а именно: некоторую ус­тойчивость, неизменяемость вещей в процессе развития. Но это


Только одна сторона дела. Ее-то и абсолютизирует метафизиче­ский подход к проблеме развития.

Диалектический подход исходит из того, что развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. Поэтому каждый якобы возврат на самом деле имеет качественное отличие от своего предшествующего состояния, а это означает, что имеет место прогресс - более совершенное состояние мира. Его объектив­ными критериями являются: усложнение связей внутри систе­мы и между системами; повышение устойчивости и жизнеспо­собности систем; наконец, нарастание темпов рашитая.

Поэтому трудно переоценить методологическое значение закона отрицания отрицания. Знание этого закона помогает правильно оценить совершавшиеся изменения, особенно в об­щественной жизни, дает объективные критерии такой оценки. Другими словами, если реформирование общества не приносит благо большинству населения, то это скорее всего псевдоре­формирование.

Что же касается значения диалектики в целом для познава­тельной и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек должен не избегать противоречий, а, напротив, выяв­лять их и стараться разрешить по мере сил и возможностей. Кроме того, знание диалектики делает человека оптимистом, поскольку помогает выстоять в трудную минуту: ведь в мире ничто не стоит на месте и не удовлетворяющая нас действи­тельность с помощью наших усилий может измениться к луч­шему. А значит, и жизнь человека имеет смысл.

Словарь

Диалектика - первоначально: искусство вести спор, беседу; в на­стоящее время - учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности. В ее основе лежит учение о единстве противо­положностей.

Закон - характеристика необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей между явлениями. Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

Качество - существенная определенность объекта, благодаря ко­торой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.


Количество - общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определённости объекта. Мера - философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.

Метафизика - ранее /а также в некоторых современных системах философствования / синоним философии вообще. Противополож­ный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей. Объективная диалектика - царящие в действительности /природе и обществе/ объективные законы развития.

Отрицание - философская категория для обозначения определён­ного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Оно является необходимым моментом процесса развития, поскольку любой объект рано или поздно дос­тигает стадии собственного отрицания, т.е. становится иным. Но становясь иным, развивающийся объект в определённом смысле остаётся тем же самым. Диалектическое отрицание - это не голое, зряшное отрицание, тождественное уничтожению, а творческое отрицание, когда старое не отбрасывается а «снимается», сохраняя в новом качестве положительные черты старого. Прогресс - направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершен­ному.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоис­ключающих сторон и-тенденций предметов и явлений, находящих­ся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и воз­никновение новых противоречий.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития воз­никает новое качественное состояние объекта, который выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Революция - развитие, осуществляемое путём скачкообразного перехода к новому качеству в природе, обществе или познании. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революции могут быть социальными, культурными, научными и др. Социальная революция и гражданская борьба не являются тождественными понятиями. Первое понятие обозначает процесс перехода общества к принципиально новому состоянию, второе - одно из возможных средств осуществления этого процес­са.


Регресс - тип развития, для которого характерен переход от низ­шего к высшему. Содержанием регресса являются процессы де­градации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

Скачок - процесс перехода количественных изменений в качест­венные, которые начинаются при достижении изменяющимся объ­ектом границы меры.

Снятие - характеристика диалектического отрицания, при котором некоторые элементы старого сохраняются в новом качестве как подчинённые новой целостности.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нару­шении законов и принципов формальной логики, намеренное вы-давание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип реля­тивизма в познавательном процессе.

Субъективная диалектика - отражение в сознании субъекта /человечества/ объективных закономерностей, или диалектическая логика, сознательное применение которой в различных сферах по­знания превращает ее в диалектический метод.

Эволюция - развитие, осуществляемое в пределах данного качест­ва за счёт количественных изменений сторон объекта.

Эклектика - соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противополож­ности возникают из одной сущности, взаимно обусловливая друг друга.

Вопросы для самоподготовки

1) Как можно вкратце определить сущность диалектики?

2) Какие Вы знаете основные исторические формы диалектики?

3) Что такое псевдодиалектика?

4) Какими основными признаками должен обладать закон?

5) Каковы основные принципы диалектики?

6) Какой закон является «ядром» диалектики и почему?

7) Какой закон раскрывает механизм развития?

8) В чем заключается спиралиевидныЙ механизм развития?

9) Что такое «скачок» в развитии?

10) В чем заключается смысл категории «снятие»?


Упражнения и задачи

1. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Проти­
воречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно гово­
рить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо сущест­
вующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого
себя различное и противоположное». /Г. В. Ф. Гегель. Соч. т.1. М.-
Л, 1930. C.2Q6J

2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обду­
маем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возник­
новение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; лю­
бовь есть ненависть; ненависть есть любовь?» /Цит. по: «Анто­
логия мировой философии. М.,1970. C.J63/

3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь,
чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва ис­
полнилась, все вещи погибли бы.» /Цит. по: Дж. Томсон. Первые
философы. М.,1959. с.266/

4. О проявлении какого закона диалектики писал Ш. Фурье:
«Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и не­
благожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает сво­
им согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых тяжб
в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который
превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает
доброго града, который разбил бы все стёкла. Портной, сапож­
ник желают публике только материй непрочной окраски и обуви
из плохой кожи с тем, чтобы их изнашивали втрое больше - ради
блага торговли». /Ш. Фурье. Избр. соч. т.З. М.,1954. с.88/

5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание из­
вестного средневекового врача Парацелъса: «Все есть яд и все
есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

6. К соблюдению какого закона диалектики в поведении призы­
вает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни
слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни
слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызыва­
ет презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера
делает смешным, неверие ведет к пороку.»?

7. Элементы какого закона диалектики проявляются в сле­
дующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я
считал, что мой отец знает все, ая- ничего; в 25 лет я находил,
что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет,
я увидел, что мой отец знает кое-что»?



ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Многозначность понятия «человек»

в философии и частных науках.

Эволюция воззрений на человека

в истории философии

Для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Что же такое человек? Проблема человека и его будущего предполагает особую роль философии при анализе сущности и существования человека в этом мире, его взаимосвязь со Все­ленной, космосом.

Какие бы науки не занимались изучением человека, их ме­тоды всегда направлены на его «препарирование». Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, ибо про­стая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

В философии существует некоторая традиция, преемствен­ность взглядов на природу и сущность человека. В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противополож­ные друг другу как возвышенное и низменное, как существо, промежуточное между ангелами и животными /Фома Аквин-ский/. Плоть человеческая с точки зрения христианства, - арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда христианин стремится к освобождению от дьявольских пут и постичь божественный свет истины.

Христианство выдвинуло вместо разума иной главный при­знак человека - сердце и главный признак человечно­сти - любовь. Однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к богу. Христианскому сознанию чужда мысль о ко­нечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скра­шивала зачастую суровое земное бытие.

Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натурали­стических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание авто-


номии человеческого разума в деле познания собственной сущ­ности.

Идеалистическая философия XIX-начала XX в.в. гипер­трофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случа­ях его сущность к рациональному началу, в других же, напро­тив, - к иррациональному. И хотя имелись большие достижения в понимании действительной сущности человека, все-таки це­лостного учения о человеке еще не было. Так, Г. В. Ф. Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического це­лого, как продукт деятельного взаимодействия.

Начиная с марксизма, когда человек становится в центр фи­лософского знания, были заложены основные принципы диа-лектико-материалистического понимания человека. Было об­ращено внимание на то, что человеческое самопозна­ние - незавершимый процесс, проявления его сущности много­образны: человек думает, радуется и ненавидит, любит, страда­ет, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Диалектико-материалистическая философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и об­щения люде.й друг с другом, т.е. существом социальным.

Человек, по 3. Фрейду, - машина, приводимая в движение постоянным комплексом сексуальной энергии /либидо/.

Согласно экзистенциализму человек живет в чуждом ему мире. Его бытие - иррационально, бессмысленно и непостижи­мо. Смысл жизни человека - в мистическом общении с богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в индивидуальной жизни.

Системный подход к проблеме сущности

человека. Единство и взаимосвязь

биологического и социального в человеке.

Духовный мир человека

С точки зрения современного диалектического материализ­ма человек рассматривается как существо биологическое, пси­хическое, социально-информационное.

Биологически каждый человек - часть природы, является уникальным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Эта неповторимость усиливается в результате воз-


Действия социальных и биологических факторов в процессе ин­дивидуального развития человека. Биологически обусловлена продолжительность жизни, возрастные характеристики, взаи­модействия полов и т.п., но это напрямую связано с социаль­ными условиями жизни каждого человека.

Социальное возникает из биологического, которое создает для него исторические природные предпосылки. Социально обусповлено^_пстшческое развитие человека: внутренний ду­ховный мир человека - егсРсознательныё и бессознательные процессы, воля, память, характер, темперамент, фантазия и т.д. Социальная обусловленность сущности человека ставит перед обществом задачи создания условий, обеспечивающих всесто­роннее: духовное, нравственное, эстетическое и физиче­ское - совершенствование человека. К сожалению, в нашей стране издавна существует «остаточный принцип» развития тех отраслей, которые призваны удовлетворить человеческие по­требности. В 90-е годы XX века реставрация капитализма в России привела к социальной и имущественной поляризации кричащих масштабов, к невиданному в XX веке росту нищеты трудового населения. Результаты: рост смертности населения, сокращение продолжительности жизни. Пренебрежение к нуж­дам здравоохранения, просвещения и воспитания подрастаю­щего поколения, загрязнение окружающей среды, психологиче­ские нагрузки, стрессы, что, в свою очередь, привело к гло­бальной проблеме - к сохранению человека как биологического вида.

Каждый человек обладает материальной и духовно-информационной энергиями. Духовная энергия вырабатывается духовными процессами или внутренними ощущениями /чувствами/ человека: счастья, радости, горя, любви, ненависти, зла, добра и др., которые также управляют /изменяют/ поведе­нием тела человека, т.е. материальными процессами, носителем которых является материальная энергия.

Наряду с энергиями и процессами существуют одноименные им поля. Поля не могут существовать, если нет причин их обра­зования. Человек вмещает все виды полей: биологическое /материальное/ и духовно-информационное, составляя единое энергетическое поле конкретного человека. Исчезновение од­ного вида поля влечет за собой изменения в других. Так, на­пример, когда умирает человек, то исчезают духовные процес­сы и духовная энергия в его мозгу, а следовательно, исчезает и духовной поле, связанное с духовной энергией умирающего. Это дает повод верующим утверждать, что душа покидает че­ловека. Душа человека при этом понимается как сложный ду­ховно-информационный процесс, образующий соответствую-


щее поле, производным носителем которого является духовная энергия.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «лич­ность». Понятие личности выражает социальную сущность че­ловека. Личность - это субъект деятельности, имеющий опре­деленное сознание, самосознание, мировоззрение, испытываю­щий на себе влияние общественных отношений и одновремен­но осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действи­тельности, эстетических и этических норм.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем че­ловек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т.п. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет сво­бодно подчинять свое «Я» нравственному закону. Каждая лич­ность имеет определенную структуру, элементами которой яв­ляются: сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры. Ядром структуры личности является мировоззрение, как свойство социального и мысляще­го существа. Мировоззрение формируется путем осознания че­ловеком объективной реальности, а также в результате само­сознания личности.

Проблема жизни и смерти в опыте человека. Философская концепция смысла жизни

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смертен? В чем смысл его собственной жизни?

Смысл жизни каждый человек определяет сугубо индивиду­ально, но в основе его лежат главные жизненные цели индиви­да, определяемые характером его деятельности. Цели жизни связаны, прежде всего, с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Но эти потребности весьма многочисленны и раз-


Нообразны. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, и свою дея­тельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следова­тельно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям мо­жет иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Соотношение необходимости и свободы; свобода и ответственность человека

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целена­правленной активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости спо­собность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность - это социаль­ное отношение к общественным ценностям. Осознание ответст­венности - это отражение субъектом бытия социальной необхо­димости и понимание смысла совершаемых действий. Осозна­ние ответственности - необходимое средство управления пове­дением личности со стороны общества через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее индивидуальностью, которая находит свое выражение в при­родных задатках и психических свойствах человека - в особен­ностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятель­ности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание соз­нания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материаль­ные и духовные потребности, а также сознание человека, спо­собствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Лич­ность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порож­дает специфический социальный тип личности. Эпоха, в кото­рую живет человек, родился и сформировался, уровень культу­ры народа определенным образом влияют на его индивидуаль­ное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуаль­ность и личность фиксируют разные стороны социально значи-


мых качеств человека. В индивидуальности ценится ее само­бытность, в личности - самостоятельность, независимость, си­ла. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только ве­ликим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма, создал современную не­мецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравст­венных законов. Лишь нравственность дает возможность ут­верждаться личностной независимости индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и бес­принципность чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида не противоречат нравствен­ности, принятой в данном конкретном обществе, или, как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твое­го поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеоб­щего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основани­ем для становления целостной личности, где дух и природа на­ходятся в диалектико-гуманистическом единстве.

Словарь

Дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотно­шении духа и материи есть основной вопрос философии.

Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззре­ния на психику и внутренний мир человека; в религии и идеали­стической философии и психологии - понятие об особой нематери­альной субстанции, независимой от тела.

Индивидуальность - совокупность специфических свойств чело­века, позволяющая отличать его от других людей.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, харак­теризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действитель­ности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами ос-


Новные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценно­стные ориентации.

Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в кото­ром происходит обмен деятельностью и ее результатами, инфор­мацией и опытом.

Ответственность - это социальное отношение к общественном ценностям. Осознание ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимания смысла совершае­мых действий, это - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через индивидуальное сознание.

Свобода - способность и возможность человека действовать в со­ответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Свобода без ответственности пре­вращается в произвол.

Судьба - идущее от мифологии и развитое в иррациональной фи­лософии представление о неразумной и непостижимой предопред-ленности событий и поступков человека.

Смысл жизни - результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Каждый человек выбирает те потребности, которые со­ответствуют его индивидуальным наклонностям и свою деятель­ность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни.

Труд - целенаправленная деятельность человека, в процессе кото­рой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей. Выделяют труд физический и умственный, управленческий и исполнитель­ский, аграрный и индустриальный и т.д.

Ценность - социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потреб­ностями; субъект общественно-исторической деятельности и куль­туры.

Упражнения и задачи

I. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он - средоточие обоих ми­ров - великого и малого, он -первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какая цель человеческого


существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

2. «Кто хочет сохранить власть, должен иметь в руках ору­
дие власти, кто хочет управлять, должен обладать правом нака­
зывать». /Кальвин, реформатор, основатель религиозного про­
тестантского направления его имени - кальвинизма/. А Ваша точ­
ка зрения совпадает с точкой зрения Кальвина? Ваши доводы за и
против.

3. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей,
но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассуд­
ков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ва­
ши жизненные ценности, в чем их смысл?

4. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас.» /Новый завет,Матф.,5:44/. Определите свою точку
зрения, насколько она совпадает с традиционным христианством
на предмет того:

Нужно ли любить врагов своих?

Прощать тех, кто Вас проклинает и обижает?

В сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет ко все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта.

Закон единства и борьбы противоположностей

Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

  • они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;
  • взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;
  • взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

  • выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;
  • решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Когда-то в юности мы изучали диалектику Гегеля (в трактовке Ф.Энгельса, естественно). Тогда же узнали о втором законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей, который формулировался так: «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу ».

Философия забылась, но недоумение осталось.

Надо ли это понимать так, что когда-то существовало нечто единое, которое вдруг раздвоилось на Бога и Чёрта, которые немедленно вступили в борьбу и положили начало развитию всего и вся? С какой стати материя подралась с энергией, волновая природа элементарной частицы с материальной, женщина с мужчиной (хотя это как раз понятно), а цвет яблока с его вкусом? Борьба добра со злом – источник прогресса?

К тому же, кто бы объяснил, что такое единство и что такое противоположности, что непрерывно в борьбе пребывают.

Единство противоположностей представить ещё можно: полюса магнита противоположны, но северный полюс магнита не может существовать без южного и наоборот. И если мы разделим магнит на две части, то это не будет означать, что мы сможем получить в одной части «север», а в другой – «юг». Путь на Восток, есть путь на Запад. Но где здесь и зачем борются противоречия?

Гегель писал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью ». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Хорошо, но непонятно!

Если есть противоречие, то есть развитие. Пусть так.

А.С.Пушкин был пылким мужчиной, а его Натали – холодной меланхоличной женщиной, к сексу не склонной. Это противоречие привело к борьбе противоположностей в рамках брачного единства – в короткий срок родилось четверо детей. Но следует ли из 2-го закона диалектики, что если муж и жена оба склонны к сексу, без каких-либо противоречий, то ни детей, ни какого иного развития у них не будет?

Выходит, что если противоречия нет, то и развития нет?! Странно это...

"Основной стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании ".

Ключ и замок находятся в состоянии взаимосвязи: ключ поворачивается, качественный скачок есть: дверь была закрыта, а теперь открыта, движение в наличии. Есть противоположности, есть единство. Но кто кого здесь взаимоотрицает и кто с кем борется?

Теория комплементарности утверждает, что чем точнее подходят очертания компонентов, тем сильнее взаимодействие между ними. Действительно, психологи свидетельствуют, что для партнеров залогом счастливых отношений является совпадение по возможно большему количеству параметров, как то социальное положение, круг интересов, возраст, темперамент и т.д., т.е. чем менее противоположны противоположности, тем более вероятно, что сольются они в партнерском единстве. Но диалектика говорит противоположное: сходятся как раз противоположности, а то, что мужчина и женщина – противоположности никто не спорит (есть профессор-биолог, который доказывает, что это вообще разные виды животных). Вступая во взаимоотношения, мужчина и женщина сталкиваются в лице друг друга с миром не просто отличным от их собственного, а в корне другим. Мужское и женское начала имеют разные духовные корни и реализуют разные жизненные программы. Но, как ни странно, диалектика ближе к реальности, чем теория комплементарности: различие женского и мужского начал (антикомплементарность), хоть и абсолютно, но подчинено одной задаче, и это делает их едиными неотъемлемыми частями целого. Борьба и единство противоположностей выступает во всей красе, продукты взаимодействия пополняют ноосферу. Тут и без философии понятно: чем меньше партнеры похожи друг на друга, тем более захватывающими становятся их отношения, ведь любовь, построенная на контрасте как контрастный душ – будоражит и бодрит. Впрочем, диалектика – диалектикой, а меру знать надо, заиграешься – развод.

Так для создания пары мужчина и женщина должны быть комплементарны или антикомплементарны? Комплементарность – величина постоянная или она меняется во времени? В школе они были антикомплементарны, в институте – комплементарны и поженились, в зрелости опять заантикомплементарились и развелись. Может быть такое? Если да, то нам надо ввести понятие динамики комплементарности. Интересно как это сделать. Когда резьба на болте сточится, и он не станет сцепляться с гайкой? Создайте математику, ребята.

Можно найти и другие примеры второго закона. Например, два мужика долбят одноместное каноэ. Единство понятно – одному с бревном не справиться, противоположность ясна тоже – плыть-то одному, так что кого-то ближе к концу работы замочат, противоречие разрешится, качество сменится (а может и количество, если перебьют друг друга, и каноэ сгниет на месте). Но насколько многообразны такие примеры? Кинжал и ножны, хоть и противоположны друг другу, но в никакую борьбу не вступают, и вполне довольны друг другом.

Но оставим сложные темы и перейдём к более простому – естествознанию.

К единству и борьбе противоположностей в физических процессах относят принцип корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. Считается, что в биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Принцип единства противоположностей, понимаемый в том смысле, что гармония и порядок являются продуктом синтеза двух противоположных сил, реализуется, например, в процессе вращения Земли вокруг Солнца, являющегося результатом действия противоположных – гравитационных и центробежных – сил. Тот же самый закон можно наблюдать и в процессе образования соли в результате химического взаимодействия кислоты и основания. Среди других примеров можно упомянуть атом (как единство положительного и отрицательного заряда), жизнь (как процесс рождения и смерти), а также явления магнитного притяжения и отталкивания.

Закон единства и борьбы противоположностей используется для объяснения внутренней энергии, присущей природе. На вопрос об источнике движения материи диалектический материализм отвечает просто: материя обладает свойством самодвижения, являющимся результатом взаимодействия противоположностей, заключенных в ней; такого рода взаимодействие рассматривается как противоречие. При таком подходе нет необходимости в постулировании некоего «перводвигателя», который бы давал толчок движению планет, молекул и других материальных объектов. Как писал Гегель "Противоречие является источником всякого движения и жизни в целом".

В один прекрасный момент в Космосе взорвалось сингулярное состояние (концепция Большого Взрыва), продукты начали разлетаться (и разлетаются до сих пор), образовались изотопы элементов, звезды, Солнце, Земля, ну и мы, естественно. Все произошло само собой, из-за внутренней борьбы чего-то с чем-то. Бог не понадобился.

Логичная теория, но только истинна ли она? То-то Бог, сидя на облаке, посмеивается в бороду. Он-то знает, кто сотворил Вселенную, и в чём состояла борьба и единство противоположностей.

Материалисты полагают, что в самой материи заложены стимулы, механизмы, причины всех изменений и превращений. Природа сама развивается по собственным законам от низших форм к высшим. Неживая природа в результате действия собственных причин породила живую природу.

Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям.

В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике – действие и противодействие; в физике – положительный и отрицательный заряд; в химии – соединение и диссоциация атомов; в биологии – обмен веществ; в общественной жизни – различные формы взаимоотношения классов. Уже самая простая форма движения материи – механическая – обладает внутренним противоречием (оно дискретно и непрерывно). Согласно апории Зенона стрела летит и покоится одновременно.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. Земля и другие планеты в результате действия закона всемирного тяготения притягиваются Солнцем. Но в то же время вращение планет вокруг Солнца создает противоположную силу – центробежную. Постоянное взаимодействие центробежных и центростремительных сил создаёт определенное равновесие. Атом существует и действует благодаря взаимодействию положительных и отрицательных частей: протонов (+) и электронов (-). Сами элементарные частицы имеют противоречивую природу – это волны и корпускулы. Это диалектическое противоречие объясняет и природу света.

Единство и борьба противоположностей присущи всем явлениям природы и общества. Не являются исключением в этом смысле и человеческое познание, мышление. Познание есть непрерывное преодоление противоречия между безграничной возможностью познания человеком природы и невозможностью в каждый исторически определенный момент познать мир до конца, исчерпывающе, абсолютно. Впрочем, если бы даже людям удалось бы познать мир, то процесс познания на этом бы не остановился, ибо мир все время движется, изменяется. Налицо диалектическое противоречие: мир принципиально познаваем, но, с другой стороны, – его нельзя познать абсолютно, до конца.

Для того, чтобы противоположности взаимодействовали, они должны быть комплементарны, идеально притерты друг к другу (эффект взаимной диффузии). Но взаимодействия бывают разными: возможно содействие, борьба или нейтралитет. Взаимодействия подразделяются на слабые и сильные, разрушающие и созидающие, характеризующиеся открытой борьбой, взаимоисключением сторон, и наоборот, объединяющие, взаимностимулирующие стороны.

Отдельные взаимодействия изучаются конкретными науками. Исследование же связей и взаимодействия в целом – одна из фундаментальных философских проблем.

И наша проблема тоже.

При попытке объединить конкретные науки, при создании основ междисциплинарного мышления, мы неизбежно столкнемся с действием закона единства и борьбы противоположностей. Приведёт ли это к созданию супернауки, или конкретные науки уничтожат друг друга?

Посмотрим...

Еще Гераклит говорил о том, что все на свете определяет закон борьбы противоположностей. Любое явление или процесс свидетельствует об этом. Действуя одновременно, противоположности создают некое состояние напряжения. Им определяется то, что называется внутренней гармонией вещи.

Греческий философ поясняет этот тезис примером о луке. Тетива стягивает концы этого оружия, не давая им разойтись. Таким образом, взаимная напряженность порождает высшую целостность. Так осуществляется закон единства и противоположности. Он, согласно Гераклиту, является всеобщим, составляет ядро истинной справедливости и представляет собой условие существования упорядоченного Космоса.

Философия диалектики считает, что закон единства и борьбы противоположностей является фундаментальной основой действительности. То есть, все предметы, вещи и явления имеют внутри себя некие противоречия. Это могут быть тенденции, какие-то силы, которые борются между собой и одновременно взаимодействуют. Диалектическая философия предлагает для разъяснения этого принципа рассмотреть категории, которые его конкретизируют. Прежде всего, это тождественность, то есть равенство вещи или феномена самим себе.

Можно выделить две разновидности этой категории. Первая - это тождественность одного предмета, а вторая - целой их группы. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется здесь в том, что предметы являют собой симбиоз равенства и отличия. Они взаимодействуют, давая начало движению. В любом конкретном феномене тождество и отличие являются противоположностями, которые друг друга обуславливают. Гегель определял это философски, называя их взаимодействие противоречием.

Сами наши представления об источнике развития исходят из признания того, что все сущее не является целостностью. Оно обладает самопротиворечием. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется, таким образом, в качестве подобного взаимодействия. Так, диалектическая видит источник движения и развития в мышлении, а материалистические последователи немецкого теоретика нашли его еще и в природе, и, разумеется, в обществе. Довольно часто в литературе на эту тему можно найти два определения. Это «движущая сила» и «источник развития». Их принято отличать друг от друга. Если мы говорим о непосредственных, внутренних противоречиях, то их называют источником развития. Если же речь идет о внешних, второстепенных причинах, то тогда имеются в виду

Закон единства и борьбы противоположностей также отражает нестабильность существующего баланса. Все, что существует, изменяется и переживает различные процессы. В ходе этого развития оно приобретает особую специфику. Поэтому и противоречия тоже нестабильны. В философской литературе принято различать четыре основные их формы. Тождество-отличие как некий эмбриональный вид всякого противоречия. Затем наступает время изменения. Тогда отличие начинает формироваться как нечто более выразительное. Далее оно превращается в существенное видоизменение. И, наконец, становится противоположностью того, с чего начинался процесс - нетождественностью. С точки зрения диалектической философии, такие формы противоречий характерны для любого процесса развития.

Введение

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

Категории тождества, различия, противоположности, противоречия

В ходе работы над вопросами темы следует выяснить смысл и значение таких категорий как «тождество» и «различие», «единство противоположностей» и «борьба противоположностей», «противоречие».

Противоположности называются так потому, что они взаимополагают (т. е. не могут существовать одна без другой) и взаимоисключают (т. е. действие их направлено прямо противоположно) друг друга. Например, любой предмет, явление, событие, процесс существуют только потому, что им присуща тенденция устойчивости, но эти же предметы только потому и существуют, что им присуща тенденция изменчивости. Устойчивость и изменчивость мира и его предметов и есть две всеобщие противоположности, определяющие их развитие, их бытие. Взаимодействие противоположностей (единство и борьба) составляет диалектическое противоречие и порождает главный закон диалектики. Надо обратить внимание на то, что этот закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро, суть диалектики. Именно этот закон коренным образом отличает диалектику и метафизику.

Взаимоотношения противоположностей объективны, присущи предметам и не зависят от сознания и воли людей. Любые противоречия вообще существуют всегда и везде. Но всякий предмет специфичен, имеет свои особенности, свою природу, следовательно, и сами противоречия специфичны. Всеобщность и специфичность противоречий надо показать на конкретных примерах из области естественных и общественных наук. Противоречия имеют исторический характер: они возникают, развиваются и разрушаются. Основными стадиями из развития выступают:

1) тождество противоположностей;

2) их различие;

3) их конфликт (в определенных условиях).

Первые две стадии присущи всем и всяким противоречиям, третья стадия присуща антогонистическим противоречиям. Разрешение противоречия есть коренной, качественный скачок в развитии данного противоречия, переход в новое состояние с новыми противоположностями. Противоречия многообразны, поскольку многообразна окружающая нас действительность. А это требует классификации противоречий, выяснения их видов и форм, выявления их особенностей, их специфики.

Противоречивость как объективная природа явлений

Диалектический принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что противоречие есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, то есть постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта.

Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует противоречие, не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько ступеней:

1. Противоречие выступает как тождество, содержащее несущественное различие.

2. Существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу.

3. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в противоречие. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения».

Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные.

Сами по себе противоречия не служат источником развития. Им они являются, когда своевременно разрешаются, то есть диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается.

В силу этого принципиальное значение приобретает вопрос о факторах и механизмах разрешения диалектических противоречий. К их числу относятся: знание характера противоречий, условий их возникновения, уровня их «зрелости»; знание природы противоположностей, их функций и степени развития в данной системе; классификации типов, видов и форм противоречий; знание внешних условий развития системы и степени развития противоречий между ними, определение способов и методов разрешения противоречий с учетом их характера и установлением оптимальных условий их разрешения. Только в такой познавательно-деятельностной ситуации может быть успешный выбор адекватного механизма разрешения противоречий.

Диалектические противоположности характеризуются:

а) взаимообусловленностью, взаимоопределением, взаимополаганием, взаимодополнением - признаками единства противоположностей как сторон диалектических противоречий;

б) взаимоисключением, взаимоотрицанием - признаками противостояния, противоборства (а то и конфронтации, конфликта в качестве крайней остроты противоречия в силу деструктивных причин) диалектических противоположностей.

Противоречивость как объективная природа явлений (окончание)

Оба блока признаков присущи диалектическим противоположностям одновременно , проявляясь специфически в структуре различных систем (подсистем) и в разных условиях. Более того, эти признаки одинаково значимы в детерминации природы диалектических противоположностей как сторон диалектических противоречий.

Принципиальное значение приобретает проблема двух типов разрешения диалектических противоречий:

а) этапное разрешение в рамках системы как изменение ее состояния с накоплением нового содержания, совершенствованием структур для овладения существенно новыми процессами (например, научно-технологической революцией в западном мире);

б) разрешение системных диалектических противоречий как процесс перехода к иной системе различными способами и в разных условиях функционирования системы.

При этом нет оснований считать, что разрешение диалектических противоречий всего лишь укреплением, развитием существующей системы, или только подготовкой предпосылок перехода к новой системе. При этапном разрешении противоречий имеют место и глубокие (качественные или даже сущностные) изменения системы, если есть для этого необходимые условия развития.

Закон единства и борьбы противоположностей

Формула единство и борьба противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности. Этому вторит и жизненная мудрость, которая гласит: крайности сходятся.

В этом и схватывается реальная диалектика. Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы черта диалектического мышления. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множества сочетаний, переходов.

Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать на практике или в теории один из этих полюсов, как о себе тут же заявит другой. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьёзные усилия теоретической мысли.

Движение и развитие материи как самодвижение и саморазвитие

Закон единства и борьбы противоположностей - фундаментальный закон природы, частное проявление закона сохранения энергии. Описывает все явления, как в мироздании, так и события в социуме. Является ключом к решению неразрешимых проблем.

Аксиомы этого закона:

1. Закон всегда предполагает наличие двух (пары) единых противоположностей, которые диаметрально противоположны друг другу по характеристикам и вместе с тем, по некоторым характеристикам имеют единство.

2. Закон всегда предполагает конкурентную борьбу единых противоположностей за максимальное свое выражение.

3. Закон всегда предполагает единство противоположностей.

4. Закон всегда предполагает наличие единой противоположности в другой, даже при максимальной выраженности одной из них.

5. Закон всегда предполагает гибель одной противоположности при гибели своей единой противоположности, ибо единые противоположности не существуют друг без друга, несмотря ни на какую борьбу между ними.

И следствие из пятой аксиомы закона: закон всегда предполагает, что в случае гибели одной единой противоположности, оставшаяся единая противоположность обязана очень быстро породить из самое себя свою другую единую противоположность во имя собственной же жизни.

6. В борьбе единые противоположности всегда стремятся к равенству.

Заключение

Живым организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступает смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями.

Последнее в классово антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности. Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

Литература

1. Ленин В.И., «Философские тетради» - М., 1947.

2. Философия: Курс лекций. Учебное пособие для вузов- М.: Владос, 1997.

3. Очерки по диалектическому материализму. - М., 1985.

4. Диалектические противоречия. - М., 1979.

5. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Владос, 1998.