Святой апостол матфей покровитель. Апостол матфей, именуемый левием

Святой апостол матфей покровитель. Апостол матфей, именуемый левием

Житие святого апостола и евангелиста Матфея

Фактов из биографии святого апостола и евангелиста Матфея, которого еще называют Левий Матфей или Левий Алфеев, известно немного. В истории его имя возникает с того момента, как Христос, видя его сидящим у храма, как пишет святой евангелист Лука, велел ему оставить всё и следовать за ним. До сего момента Левий Матфей исполнял обязанности сборщика налогов в Галилее, городе Капернауме, развалины которого сохранились и сейчас, они называются Тель-Гум.

Галилея была частью Иудеи, а Иудея – римской провинцией, где иудеи люто ненавидели римских язычников – поработителей. Римские же правители понимали, что выполнять обязанности мытаря лучше поручить человеку, знающему и территорию, и материальные возможности населения, а потому нанимали на эту неблагодарную и нечистую работу людей из местного населения.

Сборщик податей – всегда гость в доме незваный и нежеланный, а уж если это человек из своих, он среди иудеев считался изменником, становился изгоем. С мытарями старались не общаться, не звали их к столу, вообще всякие сношения с ними считали осквернением веры и ставили их в один ряд с тяжелыми грешниками. Поскольку, выбивая подати в пользу римлян, сборщикам податей приходилось применять жестокосердие даже к тем, у кого они отбирали последнее, то уважения, конечно, они не снискали. К тому же занятие это было не подконтрольно, и среди мытарей случались нечистые на руку: те, что завышали подати, кладя неправедный излишек себе в карман.

Однако находились те, что шли на это, потому что во все времена профессия сборщика налогов была весьма доходной, и среди них были разные люди, в том числе добрые и чистые сердцем. Так и Левий Матфей был человеком не бедным: он имел и свой дом, и приличное состояние, но душа его была не испорчена ни жестокостью, ни излишним сребролюбием.

Господь избирает человека себе на службу, глядя в его сердце. В Капернауме Христос сотворил множество чудес, и, находясь возле храма, Матфей слышал Его речи, и душа мытаря склонялась к услышанным им истинам о Боге. Потому, видно, призыв Христа следовать за Ним был принят мытарем в одночасье и без сомнений. Он встал, оставил свою мытницу (кошель) в дорожной пыли со всеми средствами и последовал за Учителем.

Чувство благодарности бывшего мытаря было велико, и Матфей пригласил Господа на трапезу в свой дом, и Он согласился. Иудеи, книжники и фарисеи, главные иудейские проповедники и ревнители иудейской веры, видя, как Иисус ест и пьет в доме человека, к которому все относились с брезгливым презрением, стали осуждать Его. Ответ Христа известен из Евангелия – Он сказал, что во враче нуждаются не здоровые, а больные, призвал их пойти научиться тому, что есть милость, а что есть жертва, и поведал, что Он пришел спасти не праведников, но грешных (Мф. 9; 9–17).

Это была последняя трапеза Левия Матфея в своем доме. После он встал, оставил всё и последовал за Ним, чтобы проповедовать Его учение до конца дней своих. В своем неотлучном следовании за Христом он проповедовал, видел Христовы чудеса, слушал вместе с другими первыми учениками Его слова, запоминал их, он был с Христом до самой Тайной вечери и взятия Его, и Воскресения, и Вознесения. Память об этих днях, об этих событиях и проповедях легла потом в основу Евангелия от Матфея – первого, которое мы читаем, открывая Новый Завет. Оно написано по просьбе жителей Иерусалима, когда святой апостол Матфей после обретения Святого Духа собирался отбыть из города на проповедь Слова Христова.

Особенность Евангелия от Матфея состоит в том, что в нем подробно освещено Христово родословие, доказывающее, что Христос и есть Тот Самый истинный Мессия, о Котором возвещали все ветхозаветные пророки и о Котором упоминается во всех главных событиях Ветхого Завета. Свое Евангелие святой апостол-евангелист Матфей писал на еврейском языке, затем оно было переведено на греческий, а еврейского подлинника уже не существует.

Окончив писание Евангелия – год создания его историки предполагают как 41-й от Рождества Христова, святой апостол удалился из Иерусалима на проповедь. Ему была оставлена для обращения в веру истинную изрядная часть Малой Азии и часть Африки: он проповедовал среди персиян, сирийцев, парфян, мидян и прочих народов, населявших эту территорию.

Проповедовал он и в Эфиопии, где проповедь учения оказала чудесное влияние на жителей, и многие отступились от язычества, приношения человеческих жертв идолам и обратились в истинную веру. Он создал там небольшую церковь, оставив при ней в качестве епископа для поддержания и умножения веры спутника своих странствий Платона. Однажды во время уединенной молитвы на горе, что была неподалеку, святому апостолу явился Господь в облике светлоликого юноши. Он подал ему жезл и велел принести его в город Мирмены, чтобы водрузить возле храма. В этом городе тогда правил некто Фульвиан, что в переводе с латыни означает «рыжий».

По дороге в город святой апостол встретил жену и сына правителя Мирмен, а поскольку они были одержимы злым духом, то при виде жезла начали бесноваться и кричать, что святой Матфей идет в город, чтобы погубить их. Святой апостол вознес молитву Господу, и эти двое тут же исцелились и пошли вместе с апостолом.

Придя в город, святой апостол Матфей по велению Господню водрузил жезл возле храма, и жезл сразу превратился в красивое сильное дерево с привлекательными сладкими плодами, а от корней его зажурчал чистый ручей. И многие чернокожие жители стали приходить к храму, чтобы посмотреть на чудо. Они ели плоды с дерева, слушая апостольскую проповедь, которая входила в их сердца, как благодатная пища – в тело, и это было очень похоже на трапезу Учителя с учениками. Об особых свойствах этих плодов святому апостолу также было открыто в видении, которое было дано ему, когда он получил чудесный жезл. Все уверовавшие тут же крестились в чудотворных водах источника. Среди собравшихся возле храма были жена Фульвиана с сыном. Фульвиан, узнав об этом, разгневался и приказал взять святого Матфея под стражу.

Ночью святому Матфею явился Сам Христос и сказал, что апостола ждут мучения, однако велел ему все надежды возложить на Него, поскольку Он Сам отныне будет при святом Матфее неотлучно. Во время утренней молитвы за святым апостолом Матфеем прибыли четыре стражника, чтоб взять его, но тут храм окутала тьма, да такая, что они не знали, как из нее выбраться, и вернулись ни с чем. Фульвиан разгневался еще больше и снова послал за апостолом стражу, но теперь вокруг апостола воссиял свет, на который смотреть было невозможно. Воины в страхе бросили оружие и побежали прочь.

Тогда Фульвиан сам пошел арестовать апостола, и едва он подошел к нему, как ослеп. Испугавшись, он стал просить апостола вернуть ему зрение. Святой Матфей сотворил над ним крестное знамение, и Фульвиан вновь прозрел.

Однако лицемерный Фульвиан прозрел телесно, но не духовно. Он пригласил святого Матфея в свой дом якобы за тем, чтобы оказать почести, а в душе замыслил убить его – он полагал, что все чудеса, творимые апостолом, были не проявлением воли Божьей, а чародейством, и хотел уничтожить святого как волхва. Матфей, ведомый Господом, сразу прочел помысел Фульвиана и сказал ему, чтобы тот исполнил всё, что задумал, не лицемеря, ибо святой готов вынести все муки во имя Господа.

Фульвиан трижды предавал святого Матфея огненным мукам, но каждый раз апостол молитвой отводил огонь, в котором в конце концов оплавились, как воск, и сгорели идолы – предмет поклонения язычников, а затем огонь, из них вышедший, обратился в огненного змея, который начал преследовать самого Фульвиана. Тот в ужасе умолил апостола остановить змея, и уже был готов и сам воздать апостолу почести, но святой Матфей сотворил молитву и Господь принял его к Себе.

Кончина святого апостола Матфея произошла примерно в 60 году после Рождества Христова. Ныне его останки хранятся в Италии в городе Салерно, покровителем которого считается святой апостол, туда они были перенесены примерно в Х веке. Помимо православных икон, его образ трижды был запечатлен известным живописцем Ренессанса Караваджо.

Какое чудо произошло

Вместе с преставлением святого апостола Матфея чудеса, творимые им, не окончились. Несмотря на всё, увиденное Фульвианом, и данную ему защиту от огненного змея, его душа всё-таки была полна сомнений. Он приказал одеть останки святого в драгоценные одежды, положить их в кованый железный ковчег, запаять оловом и бросить в море, сказав, что если Тот, Кто оградил апостола от огня, не допустит, чтобы его мощи утонули, то и он, Фульвиан, поклонится Богу, и вместе с ним все откажутся от веры в идолов.

В следующую ночь святой Матфей пришел в видении другу и ученику его епископу Платону и сказал, чтобы епископ наутро пошел на берег к востоку от дома властителя – там будет выброшен из моря ковчег с его мощами. Платон так и поступил.

Когда Фульвиан узнал об этом, он также в сопровождении многих пришел на берег и увидел выброшенный из волн тяжелый ковчег. Тут и он уверовал, и народ вместе с ним. Фульвиан поклонился Богу, принял Святое крещение с именем Матфей, отказался от мирской жизни, стал жить церковной жизнью и получил священнический сан.

Значение иконы

Помимо того что святой апостол-евангелист Матфей является покровителем тех, чья деятельность связана с финансами, таможней, сбором налогов, его образ напоминает о необходимости чтения Священного Писания и, в частности, Нового Завета. Евангелие от Матфея отличается от прочих тем, что там особо подчеркнута родственная связь Иисуса с народом иудейским через родословную Богоматери, указывающую, что именно Он и есть Мессия, Первосвященник по чину Мехильседека, сына Давидова и Аврамова, Которого так ждали пророки и Которого не узнали и распяли их потомки. Поэтому часто на иконах святой апостол-евангелист Матфей изображается вместе с юношей, подобным ангелу, – очевидно в напоминание о том видении, когда святому Матфею Господь в юношеском облике передал чудесный жезл.

) по юлианскому календарю , в Католической церкви и других западных церквях - 21 сентября

Упоминания

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (), от Марка (), от Луки (), а также в Деяниях святых апостолов (). Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея.

О жизни Матфея

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем , то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями . Евангелие от Марка () и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея:

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея:

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии , где был замучен около 60 года ; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис . Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио. Могила апостола по одной из версий находится там же, в Гонио. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом , датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в Х веке были привезены в итальянский город Салерно , где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе (англ.) русск. , привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

В искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Матфей - персонаж романа Мастера в романе Мих. Булгакова «Мастер и Маргарита ».

Дни памяти и покровительство

  • В православном церковном календаре: 16 (29) ноября по юлианскому календарю и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).
  • В католическом : 21 сентября .
  • В англиканском : 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров , таможенников и всех финансовых служб.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.

Память святого апостола и евангелиста Матфея совершается в Православной Церкви 29 ноября по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.

Новый Завет об апостоле Матфее
Матфей входил в число двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, которые следовали на Ним в последние три года Его земной жизни. Имя апостола упоминается в некоторых Новозаветных книгах: в Евангелии от Луки и Марка, в книге Деяний, а также в первом Евангелии, автором которого Церковь считает самого святого Матфея. Иногда в евангельской истории он упоминается под именем Левий Алфеев.
Из Евангелия известно, что Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей и налогов в древней Иудее. Эта должность считалась весьма постыдной среди иудеев, поскольку мытари служили римскому императору и, таким образом, воспринимались как предатели еврейского народа. В своем евангелии Матфей неоднократно подчеркивает род своих занятий до призвания Христом, что, как полагают, он делал из особого смирения.
Предание не донесло до нас никаких сведений о дальнейшей жизни апостола Матфея. Предполагают, что он проповедовал после Вознесения Христова в Эфиопии, где принял мученическую кончину около 60 года.

Евангелие от Матфея
Автором первого Евангелия церковное Предание называет апостола Матфея. Время написания книги невозможно точно установить, но большинство исследователей склоняется к тому, что она была создана в 40-50 годах. Это Евангелие было написано изначально на древнееврейском языке, в отличие от всех остальных Новозаветных книг, созданных на греческом языке.
Апостол Матфей адресовал свою книгу еврейской общине, что ярко отразилось в богословских особенностях его Евангелия, основной темой которого стала мысль о том, что Иисус из Назарета был тем Мессией, о приходе Которого писали пророки. Матфей убеждает своих читателей, что Иисус был именно Тем, Кого ожидало еврейское общество на протяжении многих веков. Матфей часто использует цитаты из Священного Писания для подкрепления своей мысли о мессианском достоинстве Иисуса, а также о Его божественном происхождении.
Важнейшей частью евангельского повествования является Нагорная проповедь с заповедями блаженства, в которой Христос раскрывает основы Своего нравственного учения. Считается, что в Нагорной проповеди сосредоточены основные мысли христианства, поэтому эта часть Евангелия от Матфея является наиболее важной для верующих.
В состав Евангелия от Матфея также входит большое количество притч, посвященных учению Иисуса Христа о Церкви как пути человека к спасению, а также говорящих о конце света и Его Втором пришествии. Многие из притч, записанных Матфеем, сохранились только в его Евангелии.

Иконописные изображения апостола Матфея
Первые иконы апостола Матфея появились достаточно поздно, около VIII века, и на них святой изображался старцем с седыми волосами. Такой образ сохранялся долгое время в византийском искусстве. Как евангелист, святой апостол изображается с атрибутами, указывающими на его писательскую деятельность, которыми являются книга или свиток в его руках. На некоторых иконописных изображениях Матфей пишется сидящим за столом с книгой и пером в руке и записывающим слова стоящего перед ним Ангела, который диктует апостолу слова Евангелия.
Символом святого Матфея является Ангел, поскольку в своем Евангелии он особое внимание уделял Боговоплощению и исполнению пророчеств о мессианском служении Сына Божия, о котором говорили ветхозаветные пророки, вдохновленные посланниками Божиими, Ангелами.

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве, моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.

Величание:
Величаем тя Апостоле Христов Матфее / и чтим болезни и труды твоя, // имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва:
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

29 ноября православные отмечают день памяти апостола Матфея, автора первого Евангелия. Кем был этот ученик Христов? Как он последовал за Иисусом? С какой целью написал Евангелие? В каких странах он проповедовал и где умер? В каком городе находятся его святые мощи? О чем принято молиться евангелисту? Об этом читайте далее.

Как Матфей стал апостолом

До нашего времени дошли лишь скупые сведения о том, кем был апостол Матфей до того, как последовал за Христом. Евангелист Лука пишет, что Матфея звали Левием и он был мытарем — сборщиком подати для Римской империи. Как известно, евреи с большим презрением относились к мытарям, считая их великими грешниками. Но Христос, пришедший спасти отнюдь не праведников, обратился к Левию со словами «Следуй за Мною». И мытарь услышал призыв.

Евангелист Лука описывает это так:

После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:27-29).

Чем Евангелие от Матфея отличается от других книг Евангелия?

После Пятидесятницы, исполнившись Святого Духа, апостол отправился на проповедь в Палестине. Приблизительно в это время святой Матфей написал свой вариант Евангелия на просьбу иерусалимских верующих. Ознакомиться с его переводом вы можете в разделе «От Матфея святое благовествование ».

Благая Весть была адресована евреям, о чем свидетельствует манера повествования. Апостол писал на еврейском языке, много внимания уделял воссозданию связи с Ветхим Заветом.

Именно поэтому в тексте очень часто используются цитаты. Евангелист показал, как выглядела земная жизнь Спасителя. Апостол Матфей описал три стороны служения Христа:

  1. Пророка;
  2. Царя над всем миром;
  3. Первосвященника, искупившего каждого человека от грехов ценой Своей Крови.

До нашего времени дошел не оригинал Евангелия на еврейском языке, а перевод на греческий.

Просвещение эфиопов

После Палестины евангелист Матфей проповедовал в Сирии, Персии, Мидии, пока, по некоторым данным, не дошел до Эфиопии. Именно с этой территорией связанны многочисленные легенды и рассказы о святом.

Своей проповедью апостол обратил некоторых эфиопов в христианство, затем выстроил храм и поставил епископа Платона.

Но все же население страны оставалось преимущественно языческим. Однажды, когда святой усердно молился об обращении эфиопов, ему явился Господь и вручил жезл. Посох предстояло водрузить в землю возле храма. На этом месте должно было вырасти дерево с необычными плодами, а из корней этого дерева — истечь источник. Как говорит легенда, эфиопам предстояло сначала омыться в этом источнике, а затем вкусить плод дерева. Эти символические действия привели бы людей не только ко внешней, но и внутренней перемене.

Как эфиопский князь стал святым

С жезлом в руках апостол Матфей отправился к храму, но на пути его встретили жена и сын эфиопского правителя Фулвиана. Мать и сын страдали от беснования, и евангелист исцелил их. Увидев чудо, Фулвиан вместо благодарности обвинил апостола в колдовстве и приказал его убить.

Святого закопали в хворост и подожгли. Но тело праведника осталось невредимым. Многие, увидев чудо, поверили и затем крестились. Но правитель не остановился, а приказал сверху на хворост вылить смолу, поджечь ее, кроме этого, со всех сторон окружить святого 12 идолами. К всеобщему удивлению и ужасу, апостол Матфей остался невредим, а огонь уничтожил всех божков и обжег Фулвиана. Правитель испугался и попросил святого остановить огонь. Святой так и сделал.

После пережитого евангелист мирно упокоился. Фулвиан же никак не мог преодолеть сомнения. Поэтому он приказал запечатать тело апостола в железный гроб и пустить по воде. Если не потонет, а пристанет к берегу — Фулвиан без сомнений поверит в Бога Матфея. На следующую же ночь епископу Платону явился евангелист Матфей. Он требовал забрать на берегу гроб с его телом. Епископ вместе с правителем и другими представителями власти отправились к морю. На берегу они нашли гроб.

После этого Фулвиан, как мог, раскаивался в своем грехе, просил у святого прощения. Господь и евангелист Матфей приняли его покаяние. Вскоре епископ Платон крестил Фулвиана. Интересно, что в таинстве князь получил новое имя — Матфей. Его жизнь полностью поменялась: он даже стал епископом и продолжил дело евангелиста — проповедовал эфиопам.

Все это очень напоминает выдумку, но оказывается, что правитель Фулвиан — отнюдь не легендарная личность. О его реальности свидетельствует даже… православный календарь. Церковь канонизировала святого и чтит его память в один день вместе с евангелистом Матфеем.

Где пребывают мощи евангелиста?

Многие верующие задаются вопросом: а где находятся мощи святого Матфея? По одной версии, могила апостола находится в Эфиопии. Существует и вторая версия, согласно которой евангелиста казнили на территории современной Грузии, в городе Гонио. Там якобы он и похоронен.

Но наиболее распространенным считается третий вариант: мощи святого были вывезены еще в Х веке в итальянский город Салерно, где пребывают и по сей день. Многие паломники специально приезжают в этот город, чтобы помолиться на гробнице праведника.

О чем молятся апостолу Матфею?

Сложилось ошибочное мнение, что святые имеют свою специализацию: один помогает от головной боли, второй — удачно выйти замуж, третий — найти работу, четвертый — родить здорового ребенка.

По такому бытовому принципу апостола Матфея назвали покровителем бухгалтеров и финансовых институций (он же был в земной жизни мытарем, имел дело с деньгами!). Так что это значит? Если вы врач или учитель, то не имеете права обращаться к этому святому?

Такой подход в корне не верный. Если вы хотите помолиться евангелисту Матфею, обязательно сделайте это. Святые не подвластны земным законам, они могут сделать все, что будет на пользу человеку, который к ним обращается.

А обратиться к евангелисту Матфею вы можете своими словами или текстом специальной молитвы, приведенной ниже.

Молитва апостолу Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Предлагаем вам также посмотреть видео о житии святого:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

August 22nd, 2014 , 06:16 pm

Два апостола с похожими, но разными именами. Разными в одну букву, Матфи й и Матфе й. Разные апостолы, разные судьбы...

Святой апостол и Матфий родился в том же городе в котором родился Христос, в Вифлиеме ещё до Рождества Христова. Происходил из еврейского рода. Уже в раннем детстве изучал Ветхий завет, а его учителем был сам святой Симеон Богоприимец .

К сожалею, больше ни чего о жизни этого апостола достоверно сказать нельзя.

Есть только некоторые сведения из жизни уже после того, как Христос вознёсся на небо. Тогда апостол Матфий ходил с проповедью по странам вместе с апостолами Петром и Андреем Первозванным и прошли они города Сирии и Турции. в частности известно, что на берегу Чёрного моря в самом северном современном городе Турции Синоп апостол был заключён в тюрьму, но апостол Андрей Первозванный чудным образом его спас и вывел из тюрьмы.


Далее Матфий посетил с проповедями современный турецкий город Амасья, это город в котором родился святой мученик Фёдор Тирон . Далее апостол направился в Эдессу , это ранний центр христианства, более 300 монастырей насчитывалось в городе, а ныне город расположен в Турции на границы с Сирией. В Эдессе жил такой великий учитель Церкви, как святой Ефрем Сирин . В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи. В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае , население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.

Современное название Эдессы, Шанлыурфа . В этом же городе жил святой христианский аскет, Алексий человек Божий и здесь же родился пророк Авраам и жил пророк Иов . Здесь же родился и святой апостол Фаддей . Вот какой значимый для христианского мира этот вот современный городок Шанлыурфа (в прошлом Эдесса).


Так же апостол Матфий проповедовал ещё в одном городе Турции, в современном городе Сивас .

После современной Турции , апостол Матфий посещал современную Грузию , где как сказано "претерпел за веру во Христа многие муки" и побывал в Македонии .

Потом апостол вернулся в Иудею.
В преданиях говорится, что в Иудее жил иудейский первосвященник Аннан, он уже являлся виновником смерти святого апостола Иакова Брата Господня . Вот и сейчас Аннан очень хулил и поносил Христа как обманщика и апостол Матфий вступил с ним в спор. В итоге как богоотступника иудейской веры Верховный иудейский суд приговорил апостола Матфия к смертной казни и по иудейским законам он был забит до смерти камнями примерно в 60 году первого века. Однако это убийство было совершено без одобрения Рима, чем иудеи сами нарушали закон. А потому уже мёртвому апостолу Матфию иудеи отрубают голову чтобы скрыть своё преступление и доносят в Рим, что апостол казнён за непокорность Римскому Императору. На такое "преступление" разрешение от Рима на казнь ждать не требовалось . .

Матфий один из учеников Иисуса Христа , по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями в Иудее . Однако согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.

Мощи Матфия, по преданию, перенесённые в Германию императрицей Еленой, почитаются в Трире (в римскую эпоху одна из императорских резиденций) в аббатстве св. Матфия .

И здесь не стоит путать апостола Матфия чей день памяти отмечается 22 августа с апостолом и евангелистом Матфеем у которого день памяти 16 ноября.

О жизни святого апостола нам известно очень мало. Есть только один достоверный факт, что Матфей был мытарем . Мытарь - это так в то время назывался человек, который для Рима и Римской Империи в которую входила и тогдашняя Иудея, у людей собирали налоги. Люди, особенно иудеи, очень не любили мытарев считая их предателями еврейского народа, изменниками иудейской веры и родины в целом. Ведь мытари отнимали у людей их деньги в пользу не Израиля, а Рима, и порой богачи ненавидели мытарей, что они отнимают у них часть богатства, а бедные люди, которые жили в бедности и растили в бедности и голоде детей, тоже должны были последние деньги отдавать через мытаря государству. А потому святой апостол Матфий как и другие мытари был презираем народом, тем более он был самым старшим сборщиком податей в крупным в то время городе Капернауме , этот город тогда был подвластен царю Ироду .


В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. Тогда город представлял собой рыбачий поселок и таможню на пути из Кесарии в Дамаск. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра , Андрея , братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфия . Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь, и он стал оплотом христианства в районе .

Греческая Православная церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии .

Известно, что Матфей, это имя христианское, а первоначальное имя апостола было, Левий . Его так даже порой в евангелие называют, Левий Алфеев , то есть Левий сын Алфея.

Однажды когда Левий (Матфей) ходил так и собирал пошлины, он присел отдохнуть и увидел идущего Иисуса Христа. Господь подошёл к Матфею и сказал "Иди за мной" и апостол пошёл за Христом и стал его верным учеником-апостолом.

Ни каких особо важных евангельских событий с этим апостолом не связано и в перечне апостолов его упоминают на 7-8 местах.

Известно, что апостол Матфей проповедывал после вознесения Христа на небо, в Эфиопии.



Там на родине он написал Евангелие, которое нам известно, как "Евангелие от Матфея". В нём он писал о земной жизни Христа и рассказывает много фактов, которых нет у других евангелистов, а в частности о царской родословной Христа, о Рождестве Христовом, о Восточных волхвах, о бегстве во Египет и избиении Вифлиемских младенцев, о хождении по водам апостола Петра... так же он рассказывает об исцелениях людей Христом, практически пересказывает все притчи и речи Христа народу. Всё это нам известно только из Евангелия апостола и евангелиста Матфея .

Иисус Христос не оправдал политических чаяний своих соотечественников. Он не изгнал римлян из Израиля и не вступил на престол Израильского Всемирного Царства, как от него ожидали иудеи. Собственный народ оттолкнул Христа и предал его смерти как преступника. И вот апостол Матфей через свой письменный труд даёт всем сомневающимся ясный ответ, что Христос есть Мессия. Показывает это через отчёт фактических событий земной жизни Христа .

Нет достоверных сведений и о месте смерти апостола. Известно только, что эта смерть была мученическая и произошла она на земле Эфиопии.

Однако в Турции эта версия отвергается и там верят, что апостол Матфей пострадал в Турции, где и проповедовал. Православные турки верят, что апостола убили за слово во время проповеди в 17 км. от города Денизли в современном местечке Памуккале в котором ещё видны руины города Иераполиса . Вот в том Иераполисе по мнению турецкой стороны и был умерщвлён апостол Матфей .

То, что город Иераполис сыграл важную роль в распространении христианства, этот факт бесспорен. В Иераполисе был распят на кресте вниз головой и мучительно погиб один из 12 апостолов — святой Филипп . Но вот погиб ли там апостол Матфей, это вопрос спорный, да и мест связанных с апостолом Матфеем в отличие от апостола Филиппа там ни кто туристам не показывае т.


Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио . Могила апостола по одной версии и находится в Гонио, в 15 км. к Югу от Батуми и в 5 км. от Турецкой границы.

Город Гонио также был известен своим театром и ипподромом. Могила Апостола Матвея, одного из двенадцати апостолов предположительно может быть в крепости Гонио. Однако, грузинское правительство в настоящее время запрещает проводить раскопки возле могилы. Другие археологические раскопки проводятся в крепости, уделяя особое внимание римским временам.

В скором времени, если господь сподобит, то в моих планах посетить это место, крепость Гонио с предположительной могилой апостола и евангелиста Матфея.

Гонио в настоящее время испытывает туристический бум. Множество туристов из Тбилиси в летние месяцы пользуются пляжами, которые обычно рассматриваются в качестве более экологически чистых, чем пляжи около Батуми (расположен в 15 км к северу от крепости).

Бытует мнение, что могилу апостола надо искать не в Турции, не в Грузинской Аджарии и вообще на в Азии, а в Африке! Есть мнение, что апостол бывал в Эфиопии и именно там и был убит. Однако Эфиопией ранее называлась не конкретная страна, а все дикие земли, а потому Понтийской Эфиопиею в древности называли западную Грузию включая все окрестности Батуми .

Да и официально Православная Церковь не сомневается, что могила апостола Матфея может быть в западной Грузии, ведь в то время здесь находилась легендарное царство Колхида граничащее с Иверией , где мог принять смерть и быть похоронен апостол.


Ну и наконец последняя версия таинственного места смерти и захоронения апостола Матфея, это не Азия и не Африка, а Европа. В частности город Салерно.

Город расположен в 56 км от Неаполя.

Первыми обитателями территории современного Салерно были этрусские племена. Затем город был колонизирован римлянами. Но настоящий его расцвет пришелся на 11-й век, когда здесь появились норманны во главе с Робертом Гвискаром. Именно он сделал Салерно столицей своего герцогства в 1076-м году и открыл знаменитую медицинскую школу Скуола Медика Салернитана, которая в Средние века была одной из самых крупных в Европе и которая известна по сей день. Из-за наличия этой школы Салерно часто называют «городом Гиппократа».

В 16-м веке во время правления семейства Сансеверино, одного из самых могущественных в южной Италии, Салерно стал важным культурным и образовательным центром, в котором жили и работали выдающиеся люди своего времени. Позднее, в 1694-м году, город серьезно пострадал во время нескольких разрушительных землетрясений и эпидемии чумы, а затем, вплоть до 18-го века, находился под властью испанского королевского дома. В годы Второй Мировой войны Салерно на несколько месяцев стал столицей Италии.

Сегодня Салерно - это важный культурный центр Кампании и всей Италии. Город разделен на три сектора: средневековый, спланированный в 19-м веке и более населенный послевоенный. Исторический центр Салерно - это разнообразие средневековых церквей , старинных домов и роскошных Палаццо, между которыми снуют толпы туристов.



В версию, что в этом городе пострадал апостол Матфей верит весь западный Католический мир . Ведь город Салерно, это Италия. Город и порт на Тирренском море, в Южной Италии, административный центр провинции Салерно. Население составляет немногим больше 146 тысяч жителей.


Но главное, в городе есть Католический собор святого апостола и евангелиста Матфея, а в нём и... мощи святого !
Собор расположен в исторической части города, он очень раскошный и называется итальянцами Сан-Маттео с «Воротами Львов», колоннадой, выполненной в исламском стиле, фонтаном классической эпохи, а также колокольней 12 века. В 1099 году собор украсили бронзовыми вратами, изготовленными в Константинополе и покрытыми орнаментом из множества православных крестов . Мощи апостола Матфея находятся в крипте посвященного ему собора.

Однако под громким названием МОЩИ СВЯТОГО, исторически подразумевается ни больше, ни меньше, как один зуб святого апостола . Как мы помним, апостола уже мёртвого обезглавили, а значит тело апостола и его голова после смерти могли быть христианами как святыни унесены в разные части света и вполне возможно, что зуб и дошёл до города Салерно!
Сегодня зуб святого Матфея, самая большая святыня собора, который кстати освещён был ранее в честь святого Григория Богослова . А святой апостол и евангелист Матфей стал небесным покровителем города Салерно.

Святой Матфей - одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы остается загадкой на протяжении двух тысячелетий . Несколько стран претендует на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности, утверждают, что мощи евангелиста еще в I веке нашей эры, то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола якобы было найдено при раскопках одного из лангобардских замков и нашла их женщина, который апостол явился во сне. Мощи при обретении замироточили и Папа Римский Георгий Шестой объявляет найденные останки мощами святого апостола и заповедует их положить в этот собор, а заодно и его похоронить в соборе рядом, после его смерти, что и было исполнено спустя год. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы на сей день не имеется . Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: "По старой католической традиции считается , что мощи, находящиеся в Салерно, принадлежат апостолу, евангелисту Матфею" Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно , что мощи из Салерно принадлежат евангелисту .

Однако город Салерно известен не только мощами святого апостола Матфея. Среди Салернских святых: святитель города Ночеры Приск, святитель Салернский Валентиниан, священномученик Валентиниан пресвитер, святой мученик Роман, святой мученик Кионис, священномученик Елпидий епископ, священномученик Елпикий пресвитер, святой мученик Евгений, святой мученик Викентий, святой мученик Стефан, святая мученица Марина, святой мученик Оверин, святой мученик Овенчезий . В другом храме (Св.Григория Победоносца) города находятся мощи святых преподобномучениц Феклы, Архелаиды и Сусанны, пострадавших в Диоклетиановы гонения (они были обезглавлены в г. Нола в 293 г. ), Мощи же святого апостола Матфея были привезены в Салерно лонгобардским принцем Жизульфом в 954 г., а положены в крипту в 1081 г., после освящения храма .

Ну и вот самое новое Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания. Якобы останки одного из четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По ещё одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на территории.... современной Киргизии - на берегу озера Иссык-Куль . "Иссык-кульская версия" вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: "Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении" . В последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьезных исследователей одновременно, независимо друг от друга, пришли к выводу, что тело апостола Матфея скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль.


В середине XIX века известный русский ученый Семенов-Тян-Шанский , оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: "Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста". На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом. В 1857 году Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы "монастыря братьев армянских". Но от иссык-кульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселениями, но бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников.

Любопытно, что неподалеку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет - в 1882 году - был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из такого прочного дерева, что их и топор с трудом берет. Сегодня на месте Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь, уверяли корреспондентов "Итогов", что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой.

Но ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым малоизученным остается город Тюп, расположенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале ХХ века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не просматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский - бывший офицер-белогвардеец. С собой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено место укрытия сокровищ - где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взялись за лопаты - но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали?

Согласно священному Преданию, святой апостол Матфей принял мученическую кончину от рук язычников, проповедуя Евангелие в Эфиопии. Здесь первоначально и хранились его нетленные мощи. Когда в середине III века император Деций объявил гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли честные мощи в Среднюю Азию, в армянский монастырь близ Иссык-Куля. Впоследствии город, где находился монастырь, был затоплен. Считается, что это было Божией карой горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление праведного странника.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Миланского художника Микела́нджело Меризи да Карава́джо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Святой апостол и евангелист Матфей по прежнему оставляет много неразгаданных загадок связанных со своей могилой и мощами.

Он является покровителем всех банковских и финансовых работников, банкиров и бухгалтеров. А так же таможенников.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, /
явльшуся на земли человеком за благость, /
Тому последовав, апостол избранный явился еси /
и благовестник Евангелия вселенней велегласен. /
Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, /
моли милостиваго Бога /
да грехов оставление подаст душам нашим.