Установка железобетонных опор вл. Технологическая карта на сборку и монтаж опор при сооружении воздушных линий электропередач - файл n1.doc

Установка железобетонных опор вл. Технологическая карта на сборку и монтаж опор при сооружении воздушных линий электропередач - файл n1.doc

Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии заказчиком. С этого момента объект переходит в ведение эксплуатирующей организации (заказчика), которая принимает его баланс и регистрирует в установленном порядке право собственности на новый объект в местных органах исполнительной власти.

Глава 2. Монтаж воздушных линий электропередачи

2.1. Подготовительные работы

До начала работ по сооружению воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны быть выполнены следующие работы:

получены разрешения на ведение работ по трассе ВЛ, включая территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий;

подготовлены временные помещения для размещения монтажных бригад и прорабских участков;

организованы временные базы для складирования материалов; проверены состояние дорог, мостов и подъездных путей к трассе

ВЛ, при необходимости сооружены временные подъездные дороги; расчищена полоса земли вдоль трассы, а в лесной местности

устроены просеки; осуществлен предусмотренный проектом снос строений,

находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ;

выполнен производственный пикетаж – установка вдоль трассы ВЛ пикетов, отмечающих будущие места установки опор.

После устройства временных баз для хранения материалов выполняется транспортировка этих материалов в район прохождения трассы ВЛ.

Перевозка опор на трассу ВЛ осуществляется специальными стволовозами. Барабаны с проводом перевозят в вертикальном положении, закрепляя их в кузове автотранспорта растяжками из стальной проволоки. Фарфоровые и стеклянные подвесные изоляторы, предварительно проверенные и собранные в гирлянды требуемой длины и транспортируются на трассу ВЛ в специальных деревянных контейнерах, предохраняющих изоляторы от механических повреждений.

Разгрузка опор и барабанов с проводом должна выполняться, как правило, подъемными кранами.

Поставка строительной техники на трассу ВЛ осуществляется своим ходом или на специальных автомобильных платформах.

2.2. Сборка и установка опор

Сборка опор . Стойки деревянных опор (рис. 2.1) соединяются в нахлест с железобетонными приставками (пасынками). Соединения приставок с деревянной стойкой выполняются с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5…6 мм. Число витков бандажа принимается равным:

12 – при диаметре проволоки 4 мм;

10 – при диаметре проволоки 5 мм;

8 – при диаметре проволоки 6 мм.

Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.

В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образных опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Металлические опоры поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор производится восстановление их антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке и сборке.

Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. При сборке применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты. Собранные опоры должны соответствовать рабочим чертежам проекта ВЛ.

Фундаменты опор . Металлические опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты металлических опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным

способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Рис. 2.1. Деревянные (а), железобетонная (б) и стальная (в) опоры ВЛ:

1 – стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – бандаж из стальной проволоки или стальной хомут; 4 – крючья для армировки изоляторов; 5 – раскосы для жесткости; 6 - траверсы; 7 - сцепная арматура для крепления гирлянды изоляторов; 8 – железобетонные фундамены.

Одновременно с устройством фундаментов выполняется монтаж заземляющих устройств – устанавливаются искусственные вертикальные и горизонтальные заземлители. В качестве естественных заземлителей используются непосредственно железобетонные фундаменты опор.

Верхние части железобетонных фундаментов нивелируются по горизонтали и на них устанавливается жесткий шаблон, соответствующий размерам нижней части металлической опоры. После этого котлованы засыпаются с послойной трамбовкой грунта. Шаблон снимается после засыпки котлованов.

Железобетонные и деревянные опоры устанавливаются без фундаментов. Котлованы для деревянных и железобетонных опор разрабатываются специальными буровыми машинами. Диаметр котлована должен превышать нижний диаметр (размер) стойки опоры на 5…10 см. Глубина котлованов должна соответствовать проекту ВЛ.

Установка опор . Методы установки опор зависят от их конструкций, фундаментов, а также наличия тех или иных подъемных средств и механизмов. Большинство опор устанавливаются с помощью

подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления опоры на фундаменте или в грунте.

При установке опоры выверяется ее вертикальное положение. Для металлических опор используются металлические прокладки, устанавливаемые между пятой опоры и верхней плоскостью железобетонного фундамента. Вертикальность деревянных и железобетонных опор достигается с помощью временных оттяжек и упоров до окончательного закрепления опоры в грунте. Котлованы под деревянные и железобетонные опоры после выверки их вертикального положения засыпаются гравийно-песчаной смесью с послойным трамбованием.

2.3. Монтаж проводов и грозозащитных тросов

Монтаж проводов (тросов) выполняется отдельно на каждом участке ВЛ, ограниченном двумя ближайшими анкерными опорами (анкерном пролете), и состоит из следующих основных операций:

раскатки проводов, включая их соединения и подъем на опоры; натяжения проводов с регулировкой стрелы провеса; крепления проводов к изоляторам опор.

Перед раскаткой проводов к опорам подвешиваются специальные монтажные ролики (2.2,а), на которые вывешивается провод в процессе раскатки, и по которым выполняется последующее натяжение провода.

Раскатка проводов проводится с помощью тягового механизма (трактора) и может осуществляться двумя способами:

установкой барабана с проводом на стационарном устройстве (козлах или винтовых домкратах) в начале монтируемого участка и закреплением конца провода у движущегося вдоль трассы трактора

(рис. 2.2,б);

закреплением конца провода в начале монтируемого участка и установкой барабана с проводом на движущемся вдоль трассы тракторе.

Второй способ раскатки обеспечивает лучшую сохранность провода от механических повреждений при трении о грунте, однако применение этого способа ограничено. В частности, невозможно раскатать и вывесить средний провод у деревянных П-образных опор с раскосами.


Рис. 2.2. Монтажный ролик (а) и фрагмент раскатки провода (б);

а): 1 - диск; 2 – откидная щека для укладки провода; 3 – подвеска для крепления;б): 1 – анкерная опора; 2, 3 – промежуточные опоры; 4 – барабан с проводом; 5 – провод; 6 – тяговый механизм (трактор); 7 – монтажный ролик.

Указанная технология раскатки применяется для голых (неизолированных) алюминиевых и сталеалюминиевых проводов.

В настоящее время для линий электропередачи напряжением до 20 кВ широко применяются изолированные провода. На напряжение до 1 кВ используются самонесущие изолированные провода (СИП), представляющие собой скрученные в жгут изолированные проводники. Воспринимающий осевую нагрузку (несущий) нулевой проводник может выполняться без изоляции или с изоляцией. В некоторых конструкциях СИП все проводники выполняются несущими. Линии с СИП обозначаются ВЛИ.

На напряжение выше 1 кВ применяются защищенные изоляцией провода (ЗИП) в одножильном исполнении. Линии с такими проводами обозначаются ВЛЗ.

Изолированные провода по сравнению с неизолированными имеют ряд преимуществ, среди которых можно выделить большую надежность и меньшие эксплуатационные расходы.

Главной особенностью раскатки изолированных проводов является соблюдение особой осторожности при монтаже, не допускающей повреждения изолирующего покрытия.

На рис. 2.3 приведена схема раскатки изолированного провода в анкерном пролете. У одной анкерной опоры на раскаточное устройство устанавливается барабан с изолированным проводом. Это раскаточное устройство должно быть оснащено тормозом. У другой анкерной опоры закрепляется раскаточный механизм с электромеханической лебедкой и тросом-лидером соответствующей длины.

Раскатка изолированного провода выполняется в два этапа. На первом этапе осуществляется раскатка троса-лидера от раскаточного


механизма по направлению к барабану с проводом. Лебедка раскаточного механизма включена на размотку троса-лидера. Раскатка выполняется любым тяговым механизмом. Одновременно с раскаткой троса выполняется его подъем на опоры и укладка в раскаточные ролики, диск которых выполнен из пластмассы или металла с пластиковым покрытием.

После раскатки троса-лидера его свободный конец соединяется с помощью монтажного чулка с концом изолированного провода у барабана. Монтажный чулок надевают на провод и закрепляют проволочным бандажом на длине не менее 0,5 м.

Рис. 2.3. Процесс раскатки изолированных проводов: 1, 2 – анкерные опоры; 3, 4, 5 – промежуточные опоры; 6 – барабан с изолированным проводом; 7 – раскаточный механизм с лебедкой; 8 – трос-лидер; 9 – изолированный провод; 10 – место соединения троса и провода; 11 – монтажный ролик

На втором этапе выполняется раскатка изолированного провода. Для этого лебедка раскаточного механизма включается на намотку троса-лидера. Раскатка провода должна производиться подтяжением , обусловленным силой тяги лебедки и тормозным устройством у барабана с проводом. Тяжение необходимо для исключения возможности провисания провода до поверхности земли и повреждения его изоляции от трения о грунт.

Для предотвращения образования петель на СИП при его раскатке между монтажным чулком и тросом-лидером должен быть установлен вертлюг.

При раскатке проводов производится их соединение . Голые алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением до 185 мм2 соединяются с помощью овальных соединителей, представляющих собой алюминиевую трубку овального сечения. В соединитель с разных сторон вставляются концы соединяемых проводов, после чего с помощью переносных монтажных инструментов производится скручивание соединителя (рис. 2.4,а) или его обжатие (рис. 2.4,б).

Рис. 2.4. Соединения алюминиевых и сталеалюминиевых проводов

Для повышения надежности контактного соединения и уменьшения его переходного сопротивления короткие концы соединяемых проводов, выходящие из овального соединителя, свариваются с помощью термитного патрона (рис. 2.4,г).

Сталеалюминиевые провода сечением 240 мм2 и более соединяются с помощью прессуемых соединителей, состоящих из двух трубок - стальной и алюминиевой (рис. 2.4,в). Для соединения таких проводов применяется переносный ручной пресс. С помощью стальной трубки 1 опрессовываются концы стальных сердечников соединяемых проводов, с помощью алюминиевой трубки 2, накладываемой поверх стальной, опрессовываются алюминиевые части соединяемых проводов.

В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на провод каждой фазы.

Для соединения изолированных проводовприменяются болтовые,

прессуемые или автоматические (цанговые) зажимы. Последние очень удобны при монтаже, поскольку концы соединяемых проводов после вставки их в зажим автоматически заклиниваются в зажиме, обеспечивая требуемую прочность заделки.

Рис. 2.5. Соединение самонесущего изолированного провода

Соединение СИП показано на рис. 2.5. Соединение неизолированного несущего нулевого провода выполнено с помощью цангового зажима 2, соединения фазных проводов - опрессованием. Освобожденные от изоляции концы соединяемых фазных проводов


вставляются в гильзу 1, покрытую снаружи слоем изоляции, и опрессовываются с помощью ручного пресса. В процессе опрессовки создается надежный электрический контакт и герметизация изоляцией гильзы места соединения. Для предотвращения раскручивания СИП справа и слева от места соединения устанавливаются фиксирующие ремешки 3.

Натяжение проводов (рис. 2.6,а) выполняют с помощью тягового механизма (трактора, лебедки). При натяжении проводов необходимо следить за прохождением через монтажные ролики мест соединений проводов, у пересекаемых проезжих дорог должны быть выставлены сигнальщики.

Рис. 2.6. Натяжение проводов (а) и монтажный график (б)

При натяжении проводов регулируются их стрела провеса f – расстояние между прямой, соединяющей точки подвеса провода на опорах и низшей точкой провисания провода. Регулировка стрелы провеса выполняется по монтажным графикам (рис. 2.6,б) в соответствии с фактической температурой воздухаΘ , маркой провода и длиной пролетаl .

Измерение стрел провеса проводов может выполняться различными способами. В частности, для этих целей применяется простейшее приспособление – карманный высотомер (рис. 2.7). Этот прибор представляет собой плоскую коробку 1, имеющую форму равносторонней трапеции, в верхней части которой имеются смотровые отверстия 2, а в основании вставлено стекло, на котором нанесены две риски – верхняя 3 и нижняя 4.

Для определения высоты измеряемого объекта Н наблюдатель удаляется от него, держа прибор смотровыми отверстиями у глаз, на такое расстояниеL , при котором верхняя риска совпадет с вершиной объекта, а нижняя – с его основанием. Геометрические размеры прибора и риски на стекле выполнены так, чтоH =L / 2. Измерение расстоянияL проблем не представляет.

Рис. 2.7. Измерение высоты объекта

Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, затем расстояние от низшей точки провисания провода до земли и находится разность полученных значений. Погрешность измерений таким прибором составляет 3…4%, что вполне приемлемо.

Крепление голых проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1

кВ со штыревыми изоляторами осуществляется закручиванием проводов так называемой «заглушкой» (рис. 2.8, а). На опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со стержневыми изоляторами крепление проводов выполняется петлей, образованной с помощью болтового плашечного зажима (рис. 2.8, б).

Рис. 2.8. Крепление проводов на анкерных опорах со штыревыми изоляторами (а, б); с подвесными изоляторами (в)

Крепление проводов на анкерных опорах с подвесными изоляторами осуществляется с помощью натяжных зажимов (рис. 2.8,в). Зажим 1 с

помощью сцепной арматуры 2 крепится к нижнему изолятору гирлянды 3. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U- образных шпилек 4.

На анкерных опорах короткие концы проводов (шлейфы), идущие от двух натяжных зажимов одной фазы, соединяются болтовыми зажимами или свариваются с помощью термитного патрона.

Рис. 2.9. Крепление СИП на анкерной опоре: 1– опора; 2 – оттяжка; 3 – крюк; 4 – анкерный зажим; 5 – несущая нулевая жила; 6 – фазные провода; 7 - фиксатор

Рис. 2.10. Крепление ЗИП на анкерной опоре: 1 – опора; 2 – оттяжка; 3 –

траверса; 4 – подвесной изолятор; 5 – натяжной зажим; 6 – изолированный провод; 7

– арматура для крепления изоляторов к траверсе; 8 – арматура для крепления натяжного зажима к изолятору.


Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется без изоляторов (рис. 2.9) с помощью анкерных зажимов, фиксирующих несущую нулевую жилу.

Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ выполняется через подвесные изоляторы и натяжные болтовые зажимы (рис. 2.10). Корпус зажима и прижимная плашка изготавливаются из алюминиевого сплава. Момент затяжки болтов зажима нормируется и обеспечивается динамометрическим ключом. Величина момента указывается на корпусе зажима или в спецификации к нему.

Крепление голых проводов на промежуточных опорах со стержневыми изоляторами осуществляется вязкой из алюминиевых проволок (рис. 2.11, а). На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провод с монтажных роликов перекладывается в поддерживающий зажим 1 (рис. 2.11,б), прикрепляемый к нижней части изолятора 2. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U-образных шпилек 3. На рис. 2.11,б показан полимерный подвесной изолятор.

Рис. 2.11. Крепление проводов на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами (а) и подвесными изоляторами (б)

Крепление изолированных проводов на промежуточных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется с помощью укладки нулевой жилы СИП в поддерживающий болтовой зажим (рис. 2.12). Крепление ЗИП на промежуточных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со штыревыми изоляторами осуществляется вязкой провода к изолятору (рис. 2.13).

Ответвления от линии с СИП (рис. 2.14,а) выполняются с помощью болтовых прокалывающих зажимов (рис. 2.14,б) без снятия изоляции с провода. После монтажа ответвления на зажимы устанавливаются

защитные кожуха, изготовленные из стойкой к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению пластмассы.

Рис. 2.12. Крепление СИП на промежуточной опоре: 1– опора; 2 – крюк; 3 –

поддерживающий болтовой зажим; 4 – несущая нулевая жила; 5 – фазные жилы

Рис. 2.13. Крепление ЗИП на промежуточной опоре: 1 – опора; 2 – траверса; 3 – штыревой изолятор; 4 – провод; 5 – вязка провода к изолятору


Рис. 2.14. Ответвление СИП (а) и болтовой прокалывающий зажим (б):

1 – основная линия с СИП; 2 – ответвление; 3 – прокалывающий зажим в защитном кожухе

Монтаж грозозащитных тросов аналогичен монтажу проводов.

Соединение тросов выполняется, как правило, с помощью стальных прессуемых соединителей. На ВЛ напряжением до 110 кВ крепление троса к опорам выполняется с помощью сцепной арматуры без изолятора. На ВЛ напряжением 220 кВ крепление троса ко всем опорам выполняется через подвесной изолятор, как правило, стеклянный, шунтированный искровым промежутком. В каждом анкерном участке на одной из анкерных опор трос заземляется.

Большинство работ по монтажу проводов и тросов связано с подъемами на опоры. На ВЛ напряжением до 10 кВ монтажники поднимаются на опоры, как правило, с помощью монтажных когтей (лазов) и поясов. На ВЛ более высокого напряжения широко используются телескопические вышки и гидроподъемники.

После окончания всех монтажных работ на опоры ВЛ на высоте 2…3 м наносятся следующие знаки:

порядковые номера опор; номер ВЛ или ее условное обозначение;

информационные знаки с указанием ширины охранной зоны; предупредительные плакаты на всех опорах в населенной

местности.

2.4. Монтаж трубчатых разрядников и заземляющих устройств

Трубчатые разряд ники крепятся закрытым концом к элементам опор под углом 15о к горизонтали при более низком расположении открытого конца. Закрытый конец разрядника соединяется с заземляющим спуском на опоре из древесины или с металлом проводящей опоры (стальной и железобетонной). Длина внешнего искрового промежутка устанавливается в соответствии с проектом ВЛ.

Поскольку срабатывание разрядника сопровождается сильным выхлопом генерированного электрической дугой газа, открытый конец разрядника должен располагаться так, чтобы выхлопные газы не вызвали междуфазных перекрытий или перекрытий на землю. Зоны выхлопа разрядников разных фаз не должны пересекаться и охватывать элементы конструкций и проводов ВЛ.

При монтаже ВЛ напряжением до 1 кВ выполняются заземляющие устройства для повторного заземления нулевого провода (РЕNпроводника), защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Повторные заземления выполняются на концевых опорах линии и опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы) или которые представляют большую материальную ценность (склады). Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений совмещаются с повторными заземлениями.

Схема выполнения совмещенного заземления на деревянной опоре ВЛ напряжением до 1 кВ с СИП приведена на рис. 2.15. Заземляющий спуск 1 выполняется стальной проволокой диаметром не менее 6 мм и крепится к телу опоры U-образными скобками. Присоединение заземляющего спуска к нулевому проводу 2 выполняется болтовым зажимом 3. У железобетонных опор нулевой провод соединяется со стальной арматурой, у металлических опор – с телом опоры.

При монтаже ВЛ напряжением выше 1 кВ заземляющие устройства выполняются у опор:

имеющих грозозащитный трос; имеющих трубчатые разрядники, разъединители, предохранители и

прочее оборудование; железобетонных и металлических при напряжении 6…35 кВ.

Заземляющие спуски у деревянных опор выполняются стальным многожильным проводом сечением не менее 35 мм2 или стальной проволокой диаметром не менее 10 мм.

В качестве заземлителей на ВЛ всех напряжений следует в первую очередь использовать естественные заземлители (железобетонные фундаменты). При недостаточном сопротивлении естественных заземлителей устанавливаются искусственные заземлители 6 (рис.

Страница 74 из 83

Рытье котлованов.

При сооружении BЛ трудоемкими работами являются земляные: рытье котлованов для установки в них железобетонных или деревянных опор, рытье котлованов под фундаменты и подножники для металлических опор. При выполнении работ по устройству котлованов руководствуются (см. § 13.3). Чтобы уменьшить затраты рабочего времени на эти работы, одностоечные железобетонные и деревянные опоры устанавливают в пробуриваемых котлованах. Бурильные машины типа МРК роют котлованы диаметром 750, глубиной 4000 мм; типа БМ - диаметром 800, глубиной 3000 мм и диаметром 650, глубиной 8000 мм; типа БМТП - диаметром 650, глубиной 3000 мм.
Бурильные машины БМ и МРК предназначены для бурения котлованов в грунтах I - IV категорий, а БМТП - в грунтах до VII категории (агрегату придается кроме винтового конвейера шарошечное долото).
Бурильная машина БМ-802-С (диаметр котлована 650, глубина 8000 мм) может использоваться не только для бурения котлованов под опоры, но и для бурения скважин под сваи и установки свай в многолетнемерзлых грунтах . При сооружении ВЛ до 20 кВ обычно применяют более легкие бурильно-крановые машины типа БКМ, предназначенные для бурения котлованов диаметром 350, 400, 500 мм, глубиной 2000 и 2500 мм в грунтах I - IV категорий и для установки в котлованы опор. Машины обеспечивают возможность разбуривания котлованов и при сезонном промерзании на глубину до 1 м .
Для рытья котлованов прямоугольной формы под сборные и монолитные железобетонные фундаменты применяют одноковшовые экскаваторы на гусеничном ходу типа
Э-652, которые могут использоваться и как краны для погрузочно-разгрузочных работ при установке опор. Вместимость ковша этого экскаватора 0,65 м 3 , наибольшая глубина копания 5560 мм.
Рытье прямоугольных котлованов экскаватором в мерзлом грунте возможно только при глубине промерзания до 0,25 м. При большей глубине котлованов для работы экскаватором необходимо производить рыхление грунта или прорезание в грунте щелей. Организации Минэнерго для этой цели применяют специальные буровые машины типа БГМ. Машина прорезает в мерзлом грунте щели. Затем с помощью трактора, крана и стропов массив мерзлого грунта отрывают от талого грунта и удаляют из котлована. Дорабатывают котлован экскаватором Э-652 с обратной лопатой .
В качестве оснований для металлических и деревянных опор применяют также сваи (железобетонные и деревянные). Сваи погружают в грунт с помощью агрегата методом вибровдавливания. Вибровдавливающие агрегаты типа ВВПС на тракторе Т-100 обеспечивают вдавливание железобетонных свай сечением 300X300 мм и длиной 6 м, на тракторе Т-140 - вдавливание свай сечением 400Х Х400 мм и длиной до 7 м.
В мерзлом грунте котлованы высверливают с помощью бурильной машины БМ-802С, бурильной головки особой конструкции или путем последовательного разбуривания котлована тремя специальными бурами. В мерзлом и скалистом грунте котлованы иногда приходится выполнять при помощи взрывных работ. С помощью взрыва выкапывают котлованы и в обычных грунтах с применением метода взрывоуплотнения грунта. Одновременно с погружением сваи, если требуется, погружают и заземляющий электрод, который прикрепляют к свае.

Установка фундаментов производится в соответствии с указанным выше. Допуски при монтаже сборных железобетонных фундаментов для свободностоящих опор и опор с оттяжками должны соответствовать указаниям .

Установка опор.

При сборке и установке опор должны соблюдаться технология, приведенная выше, в § 13.3, а также следующие требования .
Размер площади для сборки и установки опоры должен приниматься в соответствии с технологической картой или схемой сборки опоры, указанной в ППР. Тросовые оттяжки для опор должны иметь антикоррозионное покрытие. Они должны быть изготовлены и замаркированы до вывозки опор на трассу и доставлены на пикеты в комплекте с опорами. Установка опор на фундаменты, не законченные сооружением и не полностью засыпанные грунтом, запрещается. Перед установкой опор методом поворота с помощью шарнира необходимо предусматривать предохранение фундаментов от сдвигающих усилий. В направлении, обратном подъему, следует применять тормозное устройство. Гайки, крепящие опоры, должны быть завернуты до отказа и закреплены от самоотвинчивания закерниванием резьбы болта на глубину не менее 3 мм. На болтах фундаментов угловых, переходных, концевых и специальных опор надлежит устанавливать две гайки, а промежуточных опор - по одной гайке на болт При креплении опоры на фундаменте допускается устанавливать между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента не более четырех стальных прокладок общей толщиной до 40 мм. Геометрические размеры прокладок в плане должны быть не менее размеров пяты опоры. Прокладки должны быть соединены между собой и пятой опоры сваркой. Перед установкой железобетонных конструкций, поступивших на пикет, надлежит еще раз проверить отсутствие на поверхности опор трещин, раковин, выбоин и других дефектов, а на поверхности железобетонных конструкций, предназначенных для установки в агрессивную среду, - наличие гидроизоляции, выполненной на предприятии-изготовителе. При частичном повреждении заводской гидроизоляции покрытие должно быть восстановлено на трассе путем окраски поврежденных мест расплавленным битумом (марки 4) в два слоя. Надежность закрепления в грунте опор, устанавливаемых в пробуренные или открытые котлованы, обеспечивается соблюдением предусмотренной проектом глубины заделки опор, ригелями, анкерными плитами и тщательным послойным уплотнением грунта обратной засыпки пазух котлована.
Развезенные по трассе готовые или собранные на сборочных площадках на трассе опоры устанавливают непосредственно в котлованы или на фундаменты с помощью бурильно-крановых машин или специальных механизмов - кранов-установщиков опор типа КВЛ-8 (рис 13 19, а). Деревянные и железобетонные одностоечные опоры массой до 3-4 т могут устанавливаться в котлованы автомобильным краном (рис.13.19,6). Для увеличения высоты подъема крюка бурильно-крановой машины БМ-104 в тресте Энергостроймонтаж применяется телескопический гидравлических удлинитель , устанавливаемый взамен верхней трубы машины (рис. 13 20).



Рис. 13 19 Установка опор
В системе Минэнерго для установки железобетонных опор с цилиндрической стойкой длиной 22,6 м или конических железобетонных опор длиной до 26 м широко использовались краны-установщики КЛЭП-7 и KJBЛ-8 грузоподъемностью 7 и 8 т соответственно. На базе этих машин разработан кран-установщик KBЛ-12 грузоподъемностью 12 т для установки железобетонных опор с длиной стойки 26 м .
В настоящее время для подъема и установки в котлованы, пробуренные машиной МРК-750, одностоечных железобетонных опор длиной 22 и 26 м, массой до 8 т применяют модернизированный кран-установщик KBЛ-8M. Время установки одной опоры длиной 26,4 м и массой 7,47 т в пробуренный котлован - 35 мин (без учета времени на переезд крана от пикета к пикету).

Рис. 13.20. Телескопический гидравлический удлинитель для увеличения высоты подъема крюка бурильно-крановой машины:

1 - нижнее звено; 2 - среднее звено, 3 - верхнее звено, 4 - трос телескопа, 5 - гидроцилиндр
На одностоечных и А-образных железобетонных опорах до их установки закрепляют крючья и траверсы с изоляторами. Железобетонные и деревянные одностоечные опоры без ригелей устанавливают в котлован, высверленный в грунте, и производят засыпку пазух. Одностоечные опоры с верхними ригелями устанавливают в котлован без ригелей и после засыпки котлована на 2/3 глубины отрывают траншею, в которую краном укладывают ригели. Ригели закрепляют к опоре при помощи оцинкованных хомутов и после этого производят окончательную засыпку котлована. Опоры с двумя ригелями - верхними и нижними - устанавливают в котлованы, вырытые экскаватором. Установку опоры выполняют с помощью крана и трактора.
Установку собранных на земле тяжелых и сложных опор осуществляют с применением монтажной («падающей») стрелы методом поворота на шарнирах, прикрепленных к опоре и к фундаменту.
Установку опор в горных, сильно пересеченных и болотных местностях осуществляют с помощью вертолетов.

Выверка опор.

Положение поднятых опор перед закреплением проверяют. Вертикальность установки опор ВЛ 10 кВ и ниже и одностоечных опор 35 кВ проверяют обычно отвесом. Правильность установки сложных опор - вертикальность их, перпендикулярное положение по отношению к линии трассы или положение угловых опор, а также всех опор ВЛ выше 35 кВ - проверяют геодезическими приборами (теодолитом, нивелиром). Кроме того, проверяют правильность установки опор на оси линии - установки опор в «створ» (на одной прямой линии). При этом должны быть выдержаны следующие допуски :
отклонение опоры от вертикальной оси вдоль и поперек оси линии (отношение отклонения верхнего конца опоры к ее высоте): одностоечных деревянных-1/100, железобетонных одностоечных-1/150, портальных-1/100, металлических- 1/200 высоты опоры;
выход опоры из створа линии одностоечных деревянных и железобетонных опор - 100 мм при длине пролета до 200 м и 200 мм при длине пролета свыше 200 м; железобетонных портальных опор во всех случаях - 200 мм; металлических опор при длине пролета до 200 м- 100 мм, при длине пролета от 200 до 300 м - 200 мм, свыше 300 м - 300 мм.
Выверенные опоры закрепляют в котловане или на фундаменте. Котлованы засыпают слоями вынутого из них грунта толщиной 150-200 мм. Каждый слой тщательно утрамбовывают. Железобетонные опоры заделывают в цилиндрических котлованах цементным раствором после временного закрепления их клиньями. Цементный раствор, доставленный от смесительной установки, выгружают в специальный лоток, установленный у опоры, и с помощью ковшей и совковых лопат заполняют пазухи котлована. Уплотнение раствора в пазухах производят штыкованием металлическими стержнями. При температуре воздуха + 10 °С и выше временные клинья удаляют через 24 ч, а при среднесуточной температуре +5°С - через 48 ч, производят заполнение грунтом «карманов», оставшихся после выемки клиньев, и делают подсыпку грунта вокруг опоры в соответствии с проектом.

(Документ)

  • Магидин Ф.А. Сооружение воздушных линий электропередачи (Документ)
  • КТП. Монтаж бетонных и железобетонных конструкций (Документ)
  • Боровиков В.А., Косарев В.К., Ходот Г.А. Электрические сети энергетических систем (Документ)
  • Кесельман Л.М. Основы механики воздушных линий электропередачи (Документ)
  • ТТК. Монтаж внутренних систем водоснабжения жилых и общественных зданий (Документ)
  • Типовая технологическая карта монтаж стояков и нагревательных приборов однотрубной системы центрального отопления при капитальном ремонте жилых домов (Документ)
  • ТТК - Монтаж панелей внутренних стен (перегородок) (Документ)
  • Реут М.А., Рокотян С.С. (ред.) Справочник по проектированию линий электропередачи (Документ)
  • n1.doc

    Установка опор
    Организация работ . К установке опор, являющейся завершающим этапом основных строительных работ, приступают при наличии достаточного количества собранных Опор и готовых фундаментов. Нельзя пропускать отдельные опоры, так как это, во-первых, не позволяет монтировать провода в анкерном пролете, а, во-вторых, приводит к значительным потерям времени на возвращение бригады. Кроме того, необходимо перед установкой опор проверить их и фундаменты на соответствие требованиям проектов, правил и норм, так как любой дефект намного проще и дешевле устранить на собранной опоре, чем на установленной.
    Установка опор состоит из подготовительных работ, подъема, выверки, закрепления опор и демонтажа вспомогательного оборудования и приспособлений.
    Подготовительные работы включают расстановку машин, механизмов и приспособлений (кранов, тракторов, лебедок, блоков, подъемных стрел) и устройство якорей. Подъем опоры заключается в выведении ее с помощью машин и механизмов в вертикальное положение. При выверке поднятую опору устанавливают в положение, которое она должна занимать согласно проекту. После закрепления (в грунте, на фундаменте, на оттяжках) опора приобретает расчетную устойчивость и готовность к монтажу проводов. Завершаются работы демонтажем оборудования и такелажных средств и переходом к следующей опоре.
    Опоры ВЛ 35 кВ и выше устанавливают в соответствии с технологическими картами, в которых указаны последовательность и технология выполнения работ, применяемый такелаж и приспособления, схемы подъема, расстановка машин и механизмов. Последовательность выполнения операций при установке опор ВЛ до 10 кВ определяется картами трудовых процессов. При установке опор в стесненных условиях (вблизи действующих ВЛ, на пересечении с естественными и искусственными препятствиями, на косогорах и др.) разрабатывают специальные проекты производства работ, учитывающие местные условия и последовательность выполнения операций.
    Способы установки опор. Такелажные средства . Опоры ВЛ устанавливают несколькими способами: краном, краном и тракторами, падающей стрелой и тракторами, краном-установщиком, а иногда - вертолетом. В отдельных случаях их устанавливают методом наращивания.
    Если масса опоры меньше грузоподъемности имеющегося крана, а высота подъема крюка от поверхности земли достаточна, чтобы приподнять (вывесить) опору над котлованом, опору устанавливают одним краном. Если одно из указанных условий не может быть выполнено, опору устанавливают краном и тракторами, причем расчетное усилие на крюке крана при подъеме опоры должно быть не более его грузоподъемности, а высота подъема крюка должна обеспечивать поворот опоры на угол не менее 30-45°. Если установить опору этими способами невозможно, ее поднимают с помощью падающей стрелы и тракторов. Самым рациональным и экономичным является способ установки опоры краном, требующий минимального объема подготовительных работ, такелажа и механизмов.
    Для выбора или проверки такелажных средств (тросов и канатов, блоков и полиспастов, шарниров, падающих стрел) необходимо знать усилия, возникающие при подъеме опор. Эти усилия непостоянны и изменяются в процессе подъема опоры.
    При установке опор падающей стрелой максимальное усилие в тяговом тросе возникает в начальный момент подъема. Затем оно постепенно уменьшается и, когда опора принимает вертикальное положение, исчезает. Аналогично изменяется усилие в падающей стреле и "вожжах", соединяющих ее со стволом опоры. Это является достоинством способа установки опор падающей стрелой, так как выявленные в начале подъема неисправности такелажа могут быть легко устранены.
    Нагрузки, действующие на шарнир и фундаменты при подъеме опоры, могут увеличиваться и достигать максимальных значений при углах ее наклона 30-50°. Кроме того, при установке некоторых типов опор возникают дополнительные усилия: сжимающие (от "вожжей"), изгибающие (от собственной массы) и др. По результатам расчетов опоры усиливают, устанавливая дополнительные временные элементы - распорки, раскосы, стяжки, и подбирают необходимые такелажные средства.
    Установка деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ . Одностоечные опоры, как правило, устанавливают буро-крановыми машинами БМ, БКМ и другими непосредственно после бурения котлованов. Машину располагают на расстоянии около 0,5.м от края котлована, опускают выносные опоры (аутригеры), распускают тяговый трос лебедки, цепляют универсальный строп на расстоянии 1 -1,5 м выше центра тяжести стойки, крепят в 2,5- 3 м от нижнего торца веревочные оттяжки, поднимают (вывешивают) опору над котлованом и, направляя ее комель оттяжками, опускают в котлован. Во время спуска опоры ее разворачивают так, чтобы траверсы или крюки были перпендикулярны оси ВЛ. Затем подсыпают в котлован немного грунта, выправляют и выверяют опору, засыпают котлован полностью грунтом, послойно трамбуя его, и снимают строп. Кроме того, для установки таких опор можно использовать кран, машину ММТС-2 с бесстроповым гидравлическим захватом или раскаточно-навешивающую машину РМТС-3 и др.
    А - образные опоры устанавливают автомобильными или тракторными кранами, так как грузоподъемность бурокрановых машин недостаточна. Опору поднимают двухветвевым стропом, цепляя его за верхнюю часть опоры (деревянную - над поперечиной, железобетонную - чуть ниже траверсы). Чтобы избежать перекоса, обе ветви стропа закрепляют на равном расстоянии от вершины опоры.
    При достаточной высоте подъема крюка крана опору устанавливают в заранее отрытый котлован так же, как одностоечную. Если высоты подъема крюка не хватает, опору предварительно выкладывают так, чтобы торцы стоек находились у краев котлованов. При подъеме опоры грузовым крюком комли стоек соскальзывают в котлован по доскам, предварительно установленным в качестве направляющих в верхней части котлована и одновременно защищающих его стенки от разрушения. После подъема крюка до верхней точки доводят опору до вертикального положения, перемешаю стрелу крана.
    Опоры с подкосами устанавливают бурокрановыми машинами. Сначала в один котлован опускают стойку опоры и присыпают ее основание грунтом. Затем поднимают подкос, опускают его нижний коней в другой котлован, а верхний подводят к стойке и, придерживая крюком, закрепляют болтами или специальными кронштейнами. После установки опору выправляют, выверяют, засыпают котлован грунтом и снимают стропы.
    Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном . Сравнительно большие масса и высота одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ не позволяют применять для их установки бурокрановые машины. Поэтому такие опоры (рис.29) поднимают кранами СМК-10, К-162 и другими соответствующей грузоподъемности. Собранную опору 2 поднимают краном и опускают в котлован 4 так же, как и опоры ВЛ до 10 кВ. Верхние ригели обычно закрепляют после установки опоры, для чего роют специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.

    Рис.29. Установка одностоечной деревянной (железобетонной) опоры ВЛ 35-220 кВ краном:
    а - выкладка,
    б - подъем к опускание котлован;
    1 - стрела крана,
    2 - опора,
    3 - оттяжка.
    4 - котлован.

    Аналогично устанавливают промежуточные П - образные деревянные опоры ВЛ 35-110 кВ массой до 2,5 т.
    При подъеме одностоечных железобетонных опор 1 краном-установщиком К-ЛЭП-7 (рис.30) их выкладывают по оси ВЛ так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5 м от центра котлована 3. Кран 2 с поднятой стрелой подводят к опоре со стороны торца и устанавливают на аутригеры 4. Выдвинутую телескопическую стрелу опускают на стойку и закрепляют на ней в двух точках. Затем поднимают стрелу вместе с опорой в вертикальное положение, опускают опору в котлован, выправляют и засыпают грунтом.



    Рис.30. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35-220 кВ краном-установщиком К-ЛЭП-7:
    1 - опора.
    2 - кран,
    3 - котлован,
    4 - выносные опоры (аутригеры);
    Iи II - положения опоры при подъеме

    Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном и трактором (рис.31). Если невозможно установить опору одним краном (например, в слабых грунтах, где котлован разрабатывают экскаватором и кран не может подойти близко), собранную опору 1 выкладывают по оси линии над вырытым котлованом 8 так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована (положение /). Кран 4 устанавливают поперек оси ВЛ на аутригеры на расстоянии 0,5-1 м от центра тяжести опоры на краю котлована под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки 3 из троса длиной около 50 м и разводят их к двум лебедкам 2, установленным на расстоянии 25-30 м от оси ВЛ и от центра котлована. К стойке опоры крепят тормозной трос 7, идущий к лебедке трактора 6, а к нижней траверсе - веревочную лестницу, предназначенную для снятия оттяжек после установки.



    Рис.31. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35- 220 кВ краном и трактором:
    1 - опора.
    2 - лебедка.
    3 -боковые расчалки.
    4 - кран.
    5, 7 - тяговый и тормозной тросы.
    6 - трактор,
    8 -котлован,
    10 и 11 - положения опоры при подъеме

    Сначала опору поднимают краном на максимально возможную высоту (не менее чем на 30-45°), при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение //), подъем опоры краном прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос и переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос 5 и натягивают его до тех пор, пока грузовой трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и переводят кран на торможение. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.
    Аналогично устанавливают П - образные деревянные опоры ВЛ 110 кВ массой свыше 2,5 т.
    Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору передвижением трактора. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты. Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.
    Одностоечные опоры с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор присоединяют оттяжки, используя их в качестве боковых растяжек. После установки опоры оттяжки присоединяют к ранее смонтированным анкерным плитам и, регулируя их натяжение, выправляют опору.
    Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота ВЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.
    Установка АП - образных деревянных опор ВЛ 35-220 кВ падающей стрелой (рис.32) . При установке этих опор в качестве тяговых средств применяют тракторы Т-100М, а в качестве якорей - бульдозеры.
    Опору 1 выкладывают на подкладках 13 по оси котлованов 12 так, чтобы приставки находились над котлованами, между которыми устанавливают падающую стрелу 7. К верхушке стрелы крепят "вожжи" 6. Свободные концы "вожжей" прикрепляют к стойкам опоры в местах их соединения с траверсой. Тяговый трос 9 тракторной лебедки 10 крепят к верхушке стрелы через полиспаст 8, к приставкам в местах их соединения с ригелями крепят нижние тормозные тросы 2, а к середине траверсы - верхний тормозной трос 5. Устанавливают в нижней части А-образных ферм временные распорки и усиливают дополнительными накладками сопряжения приставок со стойками (если они выполнены встык).



    Рис.32. Установка АП - образной деревянной опоры ВЛ 35-220 кВ тракторами и падающей стрелой:
    1-опора,
    2,5 - нижний и верхний тормозные тросы,
    3,4 - тормозные тракторы,
    6 - "вожжи",
    7 - падающая стрела,
    8 - полиспаст,
    9- тяговый трос,
    10 - тракторная лебёдка,
    11 - тяговый трактор,
    12 - котлован, 1
    13 - подкладки;
    I, II, III и I’, II’, III’-положения опоры и падающей стрелы при подъёме

    В начале подъема опора поворачивается на подкладках вокруг точек крепления нижних тормозных тросов. После поворота опоры на 40-45° начинают плавно отпускать нижние тормозные тросы и приставки опускаются вниз до упора в дно котлованов. Дальнейший подъем производят поворотом опоры вокруг точек упора приставок в котлованах. Нижние тормозные тросы отпускают и переводят трактор на верхний тормозной трос.
    При дальнейшем подъеме падающая стрела выходит из работы и повисает на тяговом тросе или специальном канатике, а опора выходит в вертикальное положение и становится на четыре приставки. После этого выверяют ее положение, засыпают котлованы и демонтируют такелаж.
    Таким же способом устанавливают тяжелые П - образные деревянные промежуточные опоры ВЛ 220 кВ.
    Установка металлических опор ВЛ 35-220 кВ . Металлические опоры устанавливают в основном теми же методами, что и железобетонные. Одностоечные свободностоящие опоры массой до 4-5 т и высотой 10-15 м поднимают краном, массой 5-10 т и. высотой до 22 м - краном и трактором, более 10 т - падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех типов устанавливают падающей стрелой и тракторами. Одностоечные опоры некоторых типов поднимают кранами-установщиками КВЛ-8 или КВЛ-12Б.
    Опору, устанавливаемую краном, предварительно выкладывают у фундамента так, чтобы ее центр тяжести находился как можно ближе к центру фундамента. Затем опору стропят выше ее центра тяжести и поднимают краном над фундаментом. Отверстия в пятах опоры совмещают с анкерными болтами, после чего плавно опускают опору на фундамент, выверяют и закрепляют на анкерных болтах.
    Опоры, устанавливаемые краном и трактором, предварительно выкладывают строго по оси трассы и закрепляют в шарнирах на фундаментах, усиленных, если необходимо, деревянными распорками. Грузовой строп крана крепят над центром тяжести опоры, выше него - к жесткой диафрагме - цепляют тяговый трос, а за верхушку опоры - тормозной.
    Поднимают опору краном, поворачивая на шарнирах не менее чем на 30-45° и выводя в вертикальное положение трактором так же, как одностоечную железобетонную. Затем снимают домкратами поочередно с каждой ноги опоры шарниры, надевают пяты на анкерные болты, выверяют и затягивают гайки.
    Установка опор вертолетами . В тяжелых условиях, когда обычные способы применить невозможно или экономически нецелесообразно, используют вертолеты. Собранную на монтажной площадке опору доставляют вертолетом на пикет и сразу устанавливают на подготовленный фундамент (способ свободного монтажа опор). Предварительно на фундаменты устанавливают специальные улавливающие устройства, снабженные съемные наклонными боковыми стенками. Так обычно устанавливают металлические опоры сравнительно небольшой массы.
    Тяжелые металлические опоры устанавливают вертолетом с помощью шарниров. Для этого на двух фундаментах предварительно монтируют шарниры специальной конструкции, соединяют с ними пяты (башмаки) заранее собранной опоры и закрепляют на ее верхушке подъемный грузовой трос. Вертолет, поднимаясь в воздух, поворачивает на тросе опору вокруг шарниров и выводит ее в вертикальное положение. После этого шарниры снимают и закрепляют опору на фундаменте.
    Аналогично иногда устанавливают железобетонные одностоечные и металлические портальные опоры на оттяжках.
    Выверка и закрепление опор . Поднятая опора должна быть выверена, т. е. приведена в положение, при котором ее ось вертикальна поверхности земли, а траверсы находятся под углом 90° к оси ВЛ. Все опоры должны быть расположены в створе линии. Траверсы угловых опор должны быть направлены по биссектрисе угла поворота ВЛ.
    Свободностоящие опоры выверяют теми же кранами и тяговыми механизмами, которые применялись при их установке, а опоры с оттяжками, -натягивая оттяжки. Контролируют выверку теодолитом, отвесом, биноклем. Одностоечные опоры разворачивают в проектное положение, различными приспособлениями.
    После выверки опоры окончательно закрепляют в грунте или на фундаментах. Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт, закрепляют, засыпая котлован грунтом, песком, песчано-гравийными или щебеночными смесями (в соответствии с указаниями проекта). При засыпке слои грунта тщательно трамбуют.
    Металлические свободностоящие опоры закрепляют гайками на анкерных болтах фундаментов. На промежуточных опорах устанавливают на болт одну гайку, а на анкерных и угловых - две. Опоры с оттяжками закрепляют, натягивая оттяжки до создания в них расчетных усилий, контролируемых специальным прибором.
    На смонтированных опорах закрепляют тонкую стальную пластину с порядковым номером и годом установки опоры, а также плакаты, предупреждающие об опасности. Железобетонные опоры часто маркируют трафаретными штампами.
    После выверки опор соединяют проложенные при их сборке заземляющие спуски или заземляющие болты, расположенные у основания, с заземлителями. На железобетонных и металлических опорах такое соединение выполняют сваркой или болтовыми зажимами, а на деревянных - болтовыми зажимами. В любом случае соединение заземляющих спусков или болтов с заземлителями должно быть доступно.
    Установка опор оформляется в журнале, в который заносят отклонения опор и их элементов от проектного положения и другие данные.

    Особенности сооружения опор в сложных условиях
    Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями (например, по трассе Байкало-Амурской магистрали) имеет ряд особенностей, основными из которых являются труднодоступность районов строительства, отсутствие производственных баз и транспортных коммуникаций, сезонность отдельных работ, короткий световой день, сложность закрепления опор на вечномерзлых и просадочных грунтах и марях (заболоченных участках, не промерзающих даже зимой), большие потерн рабочего времени из-за низких температур (до -65 °С), сильных ветров, дождей, завалов снега и др. Особые трудности возникают при транспортировке материалов и оборудования, устройстве фундаментов, сборке и установке опор.
    Транспортировку грузов в неосвоенных и труднодоступных районах выполняют главным образом смешанными перевозками, т. е. используют все возможные виды транспорта, вплоть до авиации (вертолеты), что приводит к неоднократной перегрузке, устройству перевалочных баз и временных дорог, а также увеличивает стоимость доставки в десятки раз. При этом из-за отсутствия и нехватки специальных машин для перевозки грузов в условиях бездорожья приходится использовать обычные серийные машины и механизмы, плохо приспособленные к суровым климатическим условиям.
    В северной климатической зоне большую часть грузов перевозят по "зимникам" - временным зимним дорогам, сооружаемым по специальным правилам и оборудованным пунктами обогрева, складами горюче-смазочных материалов, жильем.
    Для удешевления стоимости и повышения надежности доставки грузов в настоящее время разрабатываются новые специальные транспортные средства и механизмы: на воздушной подушке, аэростаты, дирижабли, вертолеты повышенной грузоподъемности.
    Устройство фундаментов в вечномерзлых грунтах и на болотах - одна из самых важных проблем при сооружении ВЛ. Если в обычных условиях затраты на закрепление опоры составляют примерно 20-30% обшей стоимости ее сооружения, то в районах с вечномерзлыми и сильно заболоченными грунтами их доля увеличивается до 60-70%. Поэтому наибольшее распространение в таких зонах получили свайные и поверхностные (незаглубленные) фундаменты различных типов, значительно уменьшающие или совсем исключающие земляные работы.
    Так как сван для свайных фундаментов невозможно забить в вечномерзлые грунты, их погружают в заранее подготовленные лидерные скважины, для проходки которых грунт желательно отогревать. Между тем вечномерзлые грунты обладают несущей способностью только в замороженном состоянии. Талый грунт представляет собой разжиженную массу. Поэтому нагружать установленные в скважины сваи можно только после полного смерзания нарушенного и окружающего грунта со сваей в единый монолит.
    Проходку скважин в вечномерзлых грунтах для погружения сваи в основном ведут двумя способами: механическим (бурильными установками) и тепловым. В последнее время все большее распространение получают комбинированные способы: ударно-канатный, термомеханический и ударно-вращательный. Так, при термомеханическом способе скважины разрабатывают паровым вибролидером, в режущую кольцеобразную коронку которого подается пар. Отогрев грунта происходит лишь по кольцевому сечению коронки. После проходки внутри скважины остается буровой шлам в количестве, достаточном для заполнения пространства между ее стенками и сваей. Этот способ повышает производительность труда и сокращает время вмерзания свай в грунт.
    Сваи для вечномерзлых грунтов в основном изготовляют из металлических труб, а иногда - из дерева и железобетона. Наиболее эффективны термосваи, представляющие собой полый герметизированный металлический цилиндр из толстостенных труб, внутренняя полость которого заполнена аммиаком или другим хладагентом (керосином, пропаном). Заглубляют термосваи так, чтобы их нижний торец находился ниже границы сезонного оттаивания вечномерзлого грунта. В результате грунт вокруг сваи имеет в летнее время отрицательную температуру и тем самым постоянно сохраняется несущая способность фундамента.
    Для устройства таких фундаментов бурят установкой МРК или паровым вибролидером в грунте скважины диаметром, несколько большим диаметра термосваи, погружают в нее краном сваю и заполняют, если необходимо, пространство между стенкой скважины и сваей грунтовым раствором (буровым шламом).
    Кроме того, для сооружения свайных фундаментов используют стальные многооборотные винтовые сваи и анкеры, которые погружают в грунт машинами МРК, или деревянные сваи, которые заглубляют относительно легкими механизмами.
    При сооружении ВЛ на болотах по возможности избегают участков с глубоким залеганием торфа, стараются проходить болото по прямой линии без угловых опор, везде, где можно, применяют свайные основания, поверхностные или плавающие фундаменты. Сван обычно погружают через торф и забивают в подстилающий слой грунта сваебойными агрегатами (например, СП-49), смонтированными на болотных тракторах Т-100БМГП с широкими гусеницами.
    На заболоченных, вечномерзлых и пучинистых грунтах устанавливают поверхностные фундаменты, представляющие собой свободно расположенные на поверхности грунта плоские прямоугольные тяжелые рамы значительных размеров, которые обычно собирают из железобетонных элементов, свай или металлических труб. Для большей устойчивости фундамента ячейки верхней ребристой поверхности железобетонных элементов иногда заполняют грунтом. Большая масса таких фундаментов и соответственно значительное сопротивление поверхности грунта сдвигу противодействуют внешним опрокидывающим нагрузкам. Поверхностные фундаменты для промежуточных опор могут быть собраны из четырех железобетонных свай: две укладывают на выровненную поверхность грунта поперек оси ВЛ под пятами опор и две, выполняющие роль противовесов, - вдоль оси ВЛ по краям уложенных свай. Фундаменты под анкерно-угловые опоры монтируют из десяти свай, собираемых в общую конструкцию с помощью стальных хомутов, уголков и прокладок.
    Металлические поверхностные фундаменты (рис.33) представляют собой вытянутую поперек оси ВЛ прямоугольную раму из труб 1, на которые приварены опорные пяты 2. Иногда концы труб загибают вверх, что позволяет транспортировать фундамент к месту установки волоком.


    Рис.33. Поверхностный фундамент из металлический труб:
    1 - трубы.
    2 -опорная пята,
    3 - сварочный шов

    Для установки опор на болотах с открытой водой, где невозможно смонтировать поверхностные фундаменты, применяют плавающие фундаменты из металлических поплавков цилиндрической формы, соединенных перемычками из труб.
    Сборку и установку опор ведут способами, которые требуют минимальных затрат труда на трассе. Наименее трудоемки железобетонные опоры, однако недостаточная морозостойкость бетона и сложность транспортировки стоек не позволяют использовать их. Поэтому разработаны специальные стальные и деревянные опоры уменьшенной массы, рассчитанные на работу при -40 °С, довольно простые в сборке и установке. Стойки таких стальных опор ВЛ 110 кВ и малогабаритные секции промежуточных одностоечных опор ВЛ 220 кВ собирают на полигонах и транспортируют на трассу любыми средствами, в том числе вертолетами. Для электроснабжения газо- и нефтепромыслов северной зоны применяют облегченные опоры ВЛ 35-110 кВ из металлических труб.
    Разработана также конструкция облегченной болтовой стальной опоры ВЛ 110 кВ, совмещенной с фундаментом, роль которого выполняют металлические емкости, закрепленные в нижней части основания. Масса опоры вместе с фундаментом 3 т. Опору доставляют на место монтажа, собирают, устанавливают на выровненную поверхность грунта и засыпают емкости балластом, после чего она приобретает необходимую устойчивость и готова к монтажу проводов.
    Деревянные опоры упрощенной конструкции устанавливают на сваи, вмороженные в вечномерзлый грунт. Так, А-образные фермы опор ВЛ 6-10 кВ (рис.34) собирают из заводских деталей, на полигоне или трассе и с помощью шарниров 2 устанавливают на деревянные сваи 3.


    Рис.34. Установка А - образной опоры ВЛ 6-10 кВ на деревянных сваях в вечномерзлом грунте:
    1 - опора.
    2 - шарнир,
    3 - деревянные сван,
    4 - насыпная теплозащитная банкетка,
    5 - граница между слоями деятельного и вечномерзлого грунтов

    3. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

    Охрана окружающей среды
    Сооружение ВЛ, как и любая другая производственная деятельность человека, наносит ущерб окружающей среде. Это выражается в повреждении верхнего плодородного слоя земли, вырубке деревьев и кустарников, потраве сельскохозяйственных культур, нарушении устойчивости поверхностного слоя грунта а полупустынях и вечной мерзлоты в тундре и лесотундровой зоне, а также гибели птиц, вредном влиянии сильных электромагнитных полей на здоровье людей и животных и др.
    Самый значительный ущерб природе наносит отчуждение под ВЛ пахотных земель (исключение их из севооборота). Поэтому, как правило, для сооружения ВЛ отводят земли, непригодные для сельского хозяйства. В исключительных случаях ВЛ прокладывают через поля, причем ее трассу обычно располагают вдоль дорог, оврагов, лесополос и других разграничителей. При этом ширина полосы земли в ненаселенной местности, отводимая на период строительства ВЛ, составляет не более 8-17 м, а площадь дополнительных участков в местах сборки и установки опор - не более 150-800 м (для ВЛ 1-220 кВ). В населенной местности эти размеры обусловливают проектом.
    На участках отвода полосы ВЛ должны приниматься меры по сохранению плодородия земли. При рытье котлованов и траншей верхний слой грунта следует до начала работ срезать и сдвигать в кучи, а после окончания работ укладывать на место (рекультивировация земли). Повреждения плодородного слоя можно уменьшить, применяя машины и механизмы с небольшим удельным давлением на грунт, а также производя работы в зимний период. Правильный выбор времени строительства ВЛ (например, после уборки урожая) позволяет избегать потравы сельскохозяйственных культур.
    Особое внимание охране окружающей среды должно уделяться при производстве работ в зоне вечной мерзлоты. Уничтожение растительности, удерживающей влагу и закрывающей грунт от прямых солнечных лучей, нарушает устойчивость поверхностного слоя земли, увеличивает глубину сезонного промерзания и оттаивания грунта и, как следствие, приводит к выпучиванию (выталкиванию) фундаментов и опор. При этом заметное пучение грунта, т.е. увеличение его объема при замерзании, обычно происходит до глубины 2 м. Еще большие нарушения естественного природного равновесия возникают при тепловом способе бурения скважин для свай. Поэтому в первую очередь необходимо организовать транспортировку грузов строго по дорогам, так как мерзлые и заболоченные грунты необратимо деформируются при интенсивном движении гусеничных машин, и ограничить тепловые способы разработки котлованов.
    При транспортировке материалов по трассе нельзя ломать кусты и деревья, повреждать поверхностный слой земли, загрязнять почву продуктами отработки машин и механизмов. Чтобы исключить оползни грунта на склонах, следует применять косогорные опоры с разной длиной стоек и оттяжек, что позволяет отказаться от выравнивания грунта в месте установки опор. Уменьшение ширины просек вблизи опор значительно сокращает вырубку деревьев. Такие просеки могут быть криволинейными или ступенчатыми. Для сохранения птиц, садящихся на провода и вьющих гнезда в местах их крепления на опорах, устраивают специально противоптичьи заградители, насесты, площадки для гнезд в безопасных местах.
    Вредное влияние сильных электромагнитных полей ВЛ высокого и сверхвысокого напряжения уменьшают, размещая их провода на такой высоте, при которой напряженность электрического поля не превышает допустимую (15 и 5 кВ/м- соответственно в ненаселенной и населенной местности, 10 кВ/м - на пересечениях дорог). Поэтому ВЛ сверхвысокого напряжения, как правило, сооружают не ближе 250-300 м от границ населенных пунктов.
    Для сохранения окружающих ландшафтов при сооружении ВЛ необходимо совершенствовать конструкции опор с эстетической точки зрения, а также располагать их на трассе так, чтобы они как можно меньше выделялись на местности и гармонировали с ней.
    Очень большой ущерб окружающей среде наносят пожары, обычно возникающие в весенне-летний период. Поэтому при сооружении ВЛ значительное внимание следует уделять противопожарным мероприятиям. Необходимо, чтобы просеки строящихся ВЛ были расчищены от сухого валежника, хвороста, кустарника и других горючих материалов, места разведения костров -окопаны канавами, а невывезенные штабеля древесины и порубочных остатков - окаймлены минерализованной полосой шириной 1 м (с полностью удаленным до минеральных слоев почвы растительным грунтом). В жилых поселках, на территориях складов и мест стоянок машин и механизмов необходимо иметь полные комплекты средств пожаротушения (огнетушители, помпы, багры, ведра и др.).
    После завершения строительно-монтажных работ территория строительства ВЛ должна быть приведена в состояние, пригодное для использования по прямому назначению.

    Основные положения охраны труда
    Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма являются основными заботами Российского государства. Ежегодно на мероприятия по охране труда расходуются миллионы рублей. Особое внимание уделяется охране труда при производстве работ в условиях, отличающихся от нормальных.
    Нормы и правила техники безопасности при сооружении ВЛ приведены в гл. "Техника безопасности в строительстве" Строительных норм и правил, а также в Государственных стандартах, входящих в Систему стандартов безопасности труда (ССБТ), и распространяются на все строительно-монтажные организации.
    По СНиПу ответственность за выполнение норм и правил техники безопасности в строительно-монтажных организациях возлагается на главных инженеров и начальников, которые должны планировать мероприятия по охране труда, проводить своевременное обучение и инструктаж рабочих и ИТР и расследовать каждый несчастный случай, связанный с производством.
    Осуществление мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии на месте производства работ, инструктаж рабочих по технике безопасности на рабочих местах, своевременное обучение их безопасным приемам труда возлагаются на производителей работ и мастеров. Надзор за техническим состоянием механизмов, машин, инструментов и приспособлений, своевременное испытание и инструктаж обслуживающих их рабочих входят в обязанности механиков и главных механиков строительно-монтажных организаций.
    Во всех строительно-монтажных организациях должна быть создана служба техники безопасности во главе с главным инженером, работники которой могут запрещать производство работ на участках при нарушении правил техники безопасности и требовать от руководителей участков выполнения работ в строгом соответствии со СНиПом и правилами техники безопасности.
    Вновь поступающие рабочие могут быть допущены к работе только после прохождения вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии и первичного инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Кроме того, вновь поступившие рабочие в течение одного месяца должны быть обучены безопасным приемам труда и правилам оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаев и сдать соответствующие экзамены. Проверка знаний производится комиссией под председательством главного инженера и оформляется протоколом. При дальнейшей работе повторный инструктаж на рабочем месте должен проводиться систематически, не реже одного раза в три месяца и при каждом переходе на другую работу. Проведение инструктажей регистрируется в специальном журнале.
    Рабочие, занятые на строительно-монтажных работах с повышенными требованиями по технике безопасности (верхолазные, погрузочно-разгрузочные), должны быть также обучены по специальным программам и иметь удостоверения на право производства этих работ. Персонал, обслуживающий машины, оборудование, объекты и установки, подконтрольные Госгортехнадзору РФ, должен быть обучен и иметь удостоверения, подписанные инспектором Госгортехнадзора.
    Электромонтерам, обслуживающим электроустановки, в соответствии с правилами Госэнергонадзора РФ после обучения и испытания присваивают квалификационные группы по технике безопасности от первой до пятой в зависимости от уровня знаний и стажа работы. Рабочие, занятые на работах с повышенными требованиями по технике безопасности (верхолазы, электромонтеры), должны проходить предварительный и периодический (один раз в год) медицинский осмотр.
    К самостоятельным верхолазным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего. Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих электролинейщиков, назначенных руководителем организации. Верхолазными считаются все работы, которые выполняются на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила. Учащиеся профессионально-технических учебных заведений и техникумов в возрасте от 17 до 18 лет допускаются к верхолазным работам не более чем на три часа в день для прохождения производственной практики (производственного обучения) под постоянным руководством и наблюдением мастера производственного обучения и работника, назначенного приказом для руководства практикой.
    Линейный инженерно-технический персонал (прорабы, мастера, механики) должен ежегодно проходить проверку знаний правил техники безопасности. Инженерно-технические работники, обслуживающие объекты, контролируемые Госгортехнадзором, должны, кроме того, не реже одного раза в три года сдавать экзамены по соответствующим правилам.
    Контроль за выполнением правил техники безопасности при производстве работ возложен на технических инспекторов районных профсоюзных организаций и общественных инспекторов по технике безопасности, избираемых местными профсоюзными организациями.
    Руководители и инженерно-технические работники несут административную и уголовную ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по соблюдению правил техники безопасности и производственной санитарии.