Отличие буддизма от индуизма. Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма

Отличие буддизма от индуизма. Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.


Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

Признак Буддизм Индуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель - Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

Заключение

Буддизм – не только особенное религиозное направление, это и отдельный вид жизненной философии. Если вам понравилась статья, поделитесь информацией о ней в Ваших социальных сетях. Возможно, она поможет кому-то из близких вам людей, находящихся в поисках сути и смысла жизни.

Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека -- достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста -- брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем -- вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста -- шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы -- это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление - Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью - совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа. Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше» Токарев С.А. Религии в истории народов. -- М., 1986. с. 231.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. «В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов» Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. -- М., 1979. с. 120. Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» Андреев Д.Л. Роза мира. -- М., 1993 с.69. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Рассмотрев особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент. Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму. Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Что такое буддизм и индуизм

Буддизм – монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.
Индуизм – древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.

Сравнение буддизмам и индуизма

В чем же разница между буддизмом и индуизмом?
Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.
Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.
Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.
В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.
Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.
Индуизм национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции.
Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.
Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.

TheDifference.ru определил, что отличие буддизма от индуизма заключается в следующем:

  • Буддизм монотеистичен, индуизм политеистичен.
  • Высшая цель в индуизме – разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Главная цель в буддизме – Нирвана, состояние высшей благодати.
  • Индуизм аморфен, буддизм четко структурирован.
  • Индуизм индифферентный, закрыт для перемен, буддизм открыт для обновления.
  • Индуизм – национальная религия индийцев, буддизм – религия вненациональная.
  • Индуизм исповедует принцип кастовости, буддизм – принцип равенства.

Определение и общие сведения индуизма…………………………………………….. 2

Определение и общие сведения буддизма…………………………………………….. 2

Сравнительный анализ индуизма и буддизма…………………………………………. 2

Список использованных источников……………………………………………………10

Определение и общие сведения индуизма.

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до новой эры. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории. Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия.

Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме (религиозное представление и учение о Едином Боге ) , политеизме (совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов ) , панентеизме (религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире) , и.т.д.

Определение и общие сведения буддизма.

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Сравнительный анализ индуизма и буддизма.

Буддизм возник на базе индуизма, религиозной традиции, насчитывающей около пяти тысяч лет. Само название появилось примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной. Сами индийцы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе, пытаясь подчёркнуть внеземное происхождение их верований. Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:

  • Огромное большинство индусов тем или иным образом верят в бога, однако, есть и неверующие;
  • Одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым существам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни; другие же приносят животных в жертву и с удовольствием поглощают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;
  • Одни индусы поклоняются Шиве, другие Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням;
  • Объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям соседнего селения;
  • Каждый отдельный индус может почитать одного, нескольких, многих или никаких богов;
  • Индусы могут одновременно верить в одного бога и в нескольких, являющихся воплощением единого божества;
  • Индивидуум может быть выражением истины как в конкретной, так и в абстрактной форме.

Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.

Однако в индуизме выделяются главные божества:

  • Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
  • Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
  • Шива – бог-разрушитель Вселенной.

Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокупности обязанностей каждого сущего - от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало воплощение в лучшем теле после разрушения предыдущего. Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.

Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказаний. Одним из самых древних является Ригведа – “песни знания”, состоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши). В период с 300 г. до н. э. по 300 г. н. э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом, параллельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Была записана “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново. Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приключения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма он восстанавливает справедливость.

“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Пандавы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился духом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колеснице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина. Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Вриндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим братом, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.

В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брахме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых существ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функции на земле.

Основатель одной из школ, предложивший не только новую методику слияния с божеством, но и новую цель религии, известен под именем Будды дословном переводе с языка бенгали – “просветлённый). Сейчас не подлежит сомнению тот факт, что он был исторической личностью, и родился примерно в 560 г. до н. э., однако его жизнь овеяна множеством легенд и самых невероятных утверждений. Рассказывают, что Будда во время своей предпоследней реинкарнации сам выбрал себе время, место рождения и родителей. В матери взял добродетельную Майю, которая доказала свою чистоту и совершенство на протяжении всех предыдущих жизней в течение 100 000 лет. Отец его был раджой (правителем) небольшой провинции на севере Индии. Однажды ночью Майя, давшая обет целомудрия, увидела сон, что в её чрево вошёл белый слон. Десять месяцев спустя в священной роще в день полнолуния в мае она родила ребёнка. Через семь дней Майя умерла, так как родившая Будду не могла служить иным целям.

Назвали мальчика Сиддхарта, что означало “тот, кто добился цели”. Однако в жизни Будду звали Гаутама, в честь его знаменитого предка, учителя индуизма. Имя Будда, под которым он стал известен впоследствии, является фактически почётным прозвищем, означающим “пробуждённый” или “просвещённый”. Оно слилось с его именем так же, как и прозвище “Христос” с именем Иисуса.

Мальчика обучали искусствам, наукам и военному делу. Он жил в исключительной роскоши. В 16 лет женился на одной из красивейших девушек Индии по имени Яшодара, после смерти отца стал раджой, однако жизнь не приносила ему удовлетворения, поэтому Сиддхарта решил уйти и стать бездомным, чтобы решить основную проблему индийской религии – найти путь избавления от страданий.

Сначала он занялся йогой, но пришел к выводу, что это не истинный путь. Затем Гаутама шесть лет занимался жестоким самоистязанием, но только подорвал своё здоровье. Отчаявшись найти выход, он перешёл к медитации. Погружённый в размышления под фиговым деревом, которое называлось “деревом просветления”, он в конечном итоге достиг высшего знания и стал Буддой. Просветление проходило в три этапа. В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни, во вторую – он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон, а в последнюю ночь ему открылись четыре священные истины.

Теперь, когда он стал просветлённым и полностью свободным, он мог погрузиться в нирвану, но ему явился бог Брахма и попросил передать знания людям. Вскоре Будда собрал группу последователей, привлечённых его безмятежным спокойствием, непререкаемым авторитетом и содержанием его учения. В общину принимались все, невзирая на принадлежность к кастам, и браминов, и купцов, и неприкасаемых. Когда число монахов достигло 60, Гаутама отправил их распространять новое учение по всему свету.

Сам Будда после просветления сорок четыре года путешествовал по Индии, собирая милостыню и проповедуя. Сезоны дождей он проводил с товарищами в городских парках, где в честь него строились общественные здания (вихары). В восемьдесят лет в городе Кушинагара он, плотно пообедав, искупался и умер от сердечного приступа. Легенды красочно живописуют его погружение в нирвану и сообщают, что в момент сожжения его тела произошло страшное землетрясение. После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать в связной форме, поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет (сангити), решения которого пересмотрены через сто лет на втором буддийском Совете, но решающим явился третий Совет, собранный в 253 г. до н. э. В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и классификацией ушедших в прошлое традиций, но на этой стадии материал находился ещё в устной форме и лишь в 1 в. до н. э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Индуизм – самая древняя из современных религий, ей примерно 5500 лет. По числу приверженцев – а их больше миллиарда – она уступает лишь христианству и исламу.

Правда, большинство индуистов живёт в Индии и соседнем Непале, остальные – в других регионах, где некогда поселились индусы.

Индуизм включает множество верований, традиций, направлений, мелких сект. Его основа – представление о том, что душа после смерти человека переселяется в оболочку другого живого существа.

Если человек жил праведно, то перевоплощение каждый раз идёт по восходящей, и так – пока душа не сольётся с богом. На этом её переселения прекращаются. Если совершать неблаговидные поступки, душа может перебраться в какую-нибудь травинку или таракана. Восхождение придётся начинать сначала.

В индуизме есть своя божественная триада – творец Вселенной Брахма, Шива и Вишну. Они способны представать в новых обликах (аватарах) и носят тысячи имён. Есть и множество божеств второстепенных, местных.

Какую роль играет в индуизме система каст?

Издавна население Индии чётко делилось на четыре сословия – касты. Высшей кастой были брахманы – жрецы и учёные. На общественной лестнице они стояли даже выше царей – те были ступенькой ниже, в касте воинов и правителей. На третьей ступеньке – торговцы, ниже – ремесленники, земледельцы, скотоводы.

В самом низу стояли неприкасаемые с их «нечистой» работой: кожевенники, гончары, уборщики, прачки. Внутри каждой касты складывалось множество подкаст общим числом свыше трёх тысяч. Каста человека наследственная и неизменна для его потомков.


Деление на касты покоится на базовых положениях индуизма – круговороте превращений и (действиях, влияющие на судьбу). Каждый смиренно принимает то место, которое заслужил предыдущей жизнью. И старается жить так, чтобы когда-нибудь его душа вселилась в человека более высокой касты. Такая система делает общество стабильным, снимает конфликты.

Однако с ростом городов и изменением всего уклада жизни кастовая система пришла в упадок. В 1997 г. президентом страны избрали Рамана Нараянана, выходца из «неприкасаемых».

Есть ли у индуистов церковная система, подобная христианской?

Такой системы нет, да и другой – тоже. Каждый храм существует сам по себе, никому не подчиняясь. Не бывает никаких всеиндийских съездов для выработки общих норм, утверждения текстов, ритуалов.

Служители разных храмов, религиозные учителя организационно не связаны друг с другом. Таким индуизм был с самых древних времён.

Какое место среди богов индуизма занимает Кришна?

Кришна – это воплощение Вишну, посланное в мир, чтоб облегчить людские страдания. По преданиям Кришна родился в царской семье; возмужав, убив демонов, навёл порядок при дворе, вызволил из плена тысячи девушек (и взял их в жёны), победил в великой битве.


В 1960-х годах культ Кришны вышел за пределы Индии, и ныне экзотически одетые группы кришнаитов – не редкость в Европе и Америке. «Общество сознания Кришны» стало первой легальной религиозной организацией СССР. Кришнаиты – вегетарианцы, не курят, не употребляют спиртного и наркотиков, верны в браке. Основное их духовное занятие – совместное распевание сотни имён Кришны.

Чем индуизм отличается от буддизма?

В , в отличие от индуизма, есть основоположник – Будда («просветлённый»), причём это человек, а божественных существ не предусмотрено. В чём основные отличия в системе веры? Буддисты…

— отрицают существование бессмертной души;

— главной целью ставят высшую благодать (нирвану);

— этот идеал стараются достичь без крайностей (типа самобичевания), а умеренностью;

— верят, что действия человека (карма) жёстко не определяют его будущего;

— не признают касты, считают изначально равными всех людей.

Правда ли, что индуистом стать можно лишь родившись индусом?

Нет, неправда. Хотя она и растиражирована на просторах Интернета. Ни в каких священных индуистских книгах такого запрета нет. В давние времена в стране не было других религий, и всякий новорождённый автоматически становился индуистом.


Сейчас восточные верования стали популярны на Западе. Индуистские общины появились по всему миру. Ныне в большинство индуистских сект беспрепятственно принимают тех, кто признáет основные положения индуизма. Кстати, многие гуру индуизма считают, что достичь высшего совершенства можно и оставаясь в другой религии, главное – верить по-настоящему.