Содержание и структура процесса управления. Процесс управления

Содержание и структура процесса управления. Процесс управления

Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Чтобы выполнить сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.

К первой группе относится:

  • А) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • Б) высокая информированность (информация - это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
  • В) знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
  • Г) способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • Д) умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним можно отнести:

  • А) владение искусством управления человеческими ресурсами;
  • Б) владение искусством налаживания внешних связей;
  • В) способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию - знания и умения.

В тоже время, важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:

  • А) функциональное;
  • Б) структурное;
  • В) технологическое;
  • Г) профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.

Структурное разделение труда менеджеров строиться исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специально для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикально разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низшего, среднего, высшего.

К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень - самый многочисленный. Он состоит примерно, из 50 - 60 % общей численности управленческого персонала организации и включает в себя менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда же входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия. Его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организации в целом, ее функциональными и производственно - хозяйственными комплексами. В него входят всего 3 - 7 % общего управленческого персонала.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного - двух на малых предприятиях до восьми - десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, которые решаются на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них, предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.

Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего уровня к высшему, увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей. Поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Специалисты выделяют пять подсистем, а именно: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы.

Техническое и профессионально - квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты же осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Существует множество различных моделей разработки и принятия управленческих решений.

Соответственно, они основаны на следующих предположениях:

  • * может быть собрана вся необходимая информация, причем она является неискаженной;
  • * проблема может быть точно и однозначно определена;
  • * цели независимы и неконфликтны;
  • * может быть создано полное множество альтернатив;
  • * существует точная количественная связь между каждой альтернативой и целями;
  • * может быть выбрано лучшее из имеющихся вариантов в смысле всех поставленных целей.

Рациональные модели принятия решений в зависимости от степени формализации этого процесса делят на решения со слабой (нечеткой) и сильной (четкой) структурой

Для формирования решений со слабой структурой, не формализуются цели и ограничения. Кроме того, не описывается влияние на них каждого из вариантов решений.

При принятии серьезных, т.е. дорогостоящих, важных, имеющих долгосрочные последствия решений без детальной формализации, как правило, нельзя. Поэтому для такого рода решений существенно детализируется блок "Оценка и выбор".

Укрупненный алгоритм выбора решения с четко выраженной структурой:

  • 1. формирование множества переменных и параметров в составе
  • * разрешающих переменных, значения которых свободно выбираются ЛПР (множество, из которого будет осуществляться выбор);
  • * множество внешних или экзогенных переменных, которые не контролируются ЛПР;
  • * множество параметров, значения которых считаются вполне определенными и также не зависят от ЛПР;
  • 2. разработка системы целей (критериев), которые будут учитываться при принятии решений;
  • 3. описание связей целей, переменных и параметров, т.е. формирование модели;
  • 4. в общем случае требуется разработка методов оценки результатов вариантов решений для возможности выбора из них наилучшего.

На смену такому подходу пришла ограниченная рациональность. Так, согласно М. Веберу, проблемы общества происходят из-за того, что решения нерациональны и продиктованы эмоциями. Выход - идеальная бюрократия. Для разработки УР должны быть разработаны специальные правила и процедуры. Власть зависит от уровня иерархии. Информация проходит наверх без задержки и искажений, но правильно отфильтрованная. В результате, исходя из строго определенных целей и с учетом ограничений, могут быть приняты оптимальные решения, хотя и на неполной информации. Соответственно, необходимо знание зависимости значения цели от выбранного варианта.

Описать организационную структуру управления

Организационная структура управления - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

Организационная модель - это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.

На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:

  • * функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
  • * процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
  • * матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;
  • * модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);

Последняя модель применяется в случае, если рынок контрагента ограниченный. Например, в случае если число потребителей сильно ограничено, целесообразно применить модель, ориентированную на клиента или клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».

В большинстве же случаев распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента их особенности. Развитие управления в России с давних времен. Этапы и школы в истории менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент и ее описание. Школа "человеческих отношений".

    реферат , добавлен 14.01.2009

    История, сущность и содержание принципов управления, главные этапы эволюции менеджмента. Фредерик Уинслоу Тейлор - основатель и разработчик идей научного управления. Формирование стилей современного руководителя, условия эффективности принятия решений.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Сущность управления бизнесом по целям Питера Дракера. Базовые характеристики современной системы менеджмента. Особенности ее развития в России и в Америке. Специфика японского менеджмента. Отличительные особенности менеджмента в различных странах.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Причины возникновения научного менеджмента. Фредерик Тейлор и его соратники - представители первой волны синтеза в научном менеджменте. Тейлор и его концепция управления заданиями, переросшая в научный менеджмент. Организация и принципы управления.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Место принципов менеджмента в системе управления. Развитие взглядов на менеджмент, школы управленческой мысли, современные принципы управления. Анализ и разработка принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничным комплексом "Орбита".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2010

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    Введение

    II. Основные этапы процесса управления

    III.Типология процесса управления

    Заключение

    Список используемой литературы


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с тем обстоятельством, что процесс управления, хотя и играет в организации вполне определенную роль, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности .

    Однако, необходимо отметить, что при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации, можно с достаточной степенью четкости установить границы деятельности, которая составляет содержание процесса управления.

    Определенную специфику имеет процесс управления и внутри самой организации. О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что позиции управления внутри самой организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которую призвана реализовать та или иная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, которое формирует и приводит в движение ресурсы организации для достижения определенных целей .

    Управление как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю среду организации, представляющее собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

    Предмет исследования представляет собой управленческий процесс.

    Объект исследования – содержание управленческого процесса.

    Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать содержательную составляющую процесса управления.

    Достижение данной цели, на наш взгляд, предполагает решение следующих задач:

    1. Осветить содержание процесса управления.

    2. Выделить и охарактеризовать основные этапы процесса управления.

    3. Классифицировать процесс управления.

    В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

    1. Анализ источников и используемой литературы.

    2. Сравнительный метод.

    Данная работа была написана с использованием нормативных источников и учебной литературы.


    I . Содержание процесса управления

    Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей.

    В. Р. Веснин подчеркивает, что управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации .

    Он подчеркивает то обстоятельство, что данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации.

    Он также заостряет внимание и на том, что управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы, такие как правила, процедуры, официальные полномочия, и достаточно мягкие, как стиль руководства и организационные ценности. Целью конкретного управленческого процесса, как подчеркивает автор, является изменение или наоборот сохранение существующей управленческой ситуации, то есть совокупности тех обстоятельств, которые оказывают, или в будущем могут оказать влияние на развитие самой организации.

    О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий.

    Они указывают на ту особенность процесса управления, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности (см. рис.1).

    Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов .

    Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 году А. Файоль, для процесса управления внутри организации характерно наличие, в общем – то однородных видов деятельности.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, что для процесса управления характерно функциональное содержание. То есть авторы считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

    1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;

    2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками, а также установление взаимодействия между ними;

    3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

    4) контроль, который заключается в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы .

    На существование функциональной составляющей как содержательной стороны процесса управления заостряет внимание и Л. Е. Басовский. Он определяет процесс управления как непрерывную последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля .

    Существуют и иные определения содержательной составляющей процесса управления.

    По мнению А. И. Орлова и В. Н. Федосеева, термин «процесс управления» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .

    В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» . К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

    Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди авторов – теоретиков в области менеджмента не сложилось единой точки зрения по вопросу трактовки содержательной стороны процесса управления.

    II . Основные этапы процесса управления

    Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

    По нашему мнению процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволит выявить как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

    Исходя из всего вышесказанного, можно определить этап процесса управления как совокупность управленческих оп6ераций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью и отражает необходимость их существования .

    Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

    Схематично данный процесс представлен на рис.2


    Иной взгляд на рассматриваемую проблему содержится у О. С. Виханского и А. И. Наумова .

    По мнению данных авторов, логическая схема процесса управления имеет следующий вид. Исходным началом развития процесса управления является появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.

    Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи – реакции, которая должна привести к развитию процесса управления.

    По мнению авторов, возможно появление трех типов реакции, которые наиболее рельефно выделяются из всего многообразия отличающихся отдельными нюансами реакций, встречающихся в реальной практике преобразования управления.

    Первый тип – попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основные внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, на их устранении.

    Второй тип – стереотипный подход к решению возникающих задач. Это чаще всего попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным такого рода стереотипным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.

    Третий тип – комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.

    Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.

    После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг – шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления. На самом деле это только наиболее заметная часть перестройки, но не наиболее значимая, потому, что, даже если и будут допущены на ошибки на данном шаге, система управления, полностью готовая к развитию, в ходе изменения найдет в себе силы, возможности устранить эти ошибки .

    Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается один, завершающий шаг – закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во – первых, соответствующее развитие информационно – поведенческой подсистемы. Во- вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

    Это необходимо для того, чтобы реально осознавать состояние развития управления, так и для того, чтобы постоянно раскрывать тормозящие факторы, вновь возникающие тенденции в развитии управления, новые возможности ускорения развития и закрепления достигнутых результатов. В – третьих, на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

    Таким образом, приведенная логическая схема развития управления, которая была предложена О. С. Виханским и А. И. Наумовым показывает, что управление далеко не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.

    Необходимо также отметить то обстоятельство, что выделение тех или иных этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса.

    К ним в частности относятся следующие аспекты.

    Организационный аспект процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия. В связи с использованием данного аспекта, можно выделить следующие этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность .

    Функциональный аспект процесса управления проявляется в последовательности реализации основных функций управления. В соответствии с данным аспектом в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль .

    Информационный аспект процесса управления представляет собой весь комплекс операций по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи с целью перевода системы из одного состояния в другое.

    Информационный аспект процесса управления проявляется в последовательности выполнения информационных работ в процессе управления. В связи с данными посылками с использованием информационного подхода выделяются следующие этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи информации.

    И, наконец, последним аспектом, который оказывает влияние на выделение тех или иных этапов вы процессе управления является экономический аспект в процессе управления. Экономический аспект в процессе управления находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы.

    III . ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

    В различных условиях процесс управления может быть построен по-разному, при сохранении определенных, присущих только ему свойств. Это, на наш взгляд, позволяет классифицировать процессы управления, выделяя их наиболее типичные виды.

    Необходимо также отметить, что, по мнению теоретиков менеджмента, типология процесса управления строится на основе распределения отдельных операций по этапам в зависимости от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций .

    Мы считаем, что знание различных типов процесса управления помогает наиболее рационально его построить и тем самым добиться повышения качества управленческого решения, экономии времени на его разработку, рациональной организации работ, внесения строгости в разработку того или иного решения или его нахождение в условиях определенной недостаточности информации.

    В соответствии с традиционной типологией, выделяются следующие типы процесса управления.

    Линейный тип процесса управления, который схематично представлен на рис.3


    Рис. 3 Линейный тип процесса управления

    Анализируя данную схему можно сделать следующие выводы. Линейный тип процесса управления характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть полная возможность осуществления каждого из этапов в рамках работ, которые присущи каждому из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

    Вторым типом процесса управления является корректируемый тип. Его последовательность схематично отражена на рис.4




    Рис.4 Корректируемый тип процесса управления

    Анализ данного типа управления позволяет нам сделать следующие выводы. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Необходимо отметить, что данный тип процесса управления используется в том случае, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа.

    Следующим типом процесса управления является разветвленный тип. Схематично данный тип процесса управления представлен на рис.5



    Рис.5 Разветвленный тип процесса управления

    Анализ данной схемы позволяет сделать вывод о том, что сущность разветвленного типа процесса управления заключается в возможности методологического разделения работ по частям на определенных этапах. В связи с этой особенностью, его использование в достаточной степени ограничено. Он может быть использован только тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной и ключевой проблемы либо принятия единственно возможного решения в рамках данной ситуации. Тогда осуществляется многоаспектная оценка данной ситуации. При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствие с данным, целой серии решений, либо принятия одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

    Следующим типом процесса управления является ситуационным тип процесса управления.

    Схематично данный тип процесса управления отражен на рис.6



    Рис. 6 Ситуационный тип процесса управления

    Анализ данной схемы показывает, что ситуационный тип процесса управления характеризуется тем, что он возникает как бы из ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он в основном используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет их после определенного прохождения этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определении проблемы или даже разработки решения. Такой тип процесса управления нельзя считать бесцельным, он все равно начинается с установления определенной цели, но только в общих ее контурах с последующим ее уточнением и конкретизацией.

    Необходимо также заострить внимание и на том обстоятельстве, что в реальных ситуациях часто бывают и те случаи, когда не представляется достаточно полно и определенно сформулировать цели воздействия за недостатком времени, или при недостаточности необходимой информации, оригинальности, не типичности цели.

    Наконец, последним типом процесса управления считается поисковый тип процесса управления.

    Схематично данный тип процесса управления представлен на рис. 7


    Рис.7 Поисковый тип процесса управления

    Анализ данной схемы, на наш взгляд, позволяет сделать следующие выводы. Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы. Приведенная типология процессов управления позволяет нам рационально построить процесс управления в организации и тем самым гарантировать принятие обоснованного, достаточно качественного управленческого решения.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы считаем необходимым, сформулировать ряд важных для нас выводов.

    Актуальность рассмотрения управления как определенного процесса непосредственно связано с тем обстоятельством, что именно данный подход является превалирующим среди управленцев – практиков.

    Центральной проблемой рассмотрения процесса управления является, на наш взгляд, выделение содержательной стороны процесса управления.

    Тем не менее, анализ приведенных трактовок показывает функциональную направленность в рассмотрении содержания процесса управления.

    Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов. Традиционно в качестве основных этапов процесса управления выделяют следующие: целеполагание; оценка ситуации; определение проблемы; управленческое решение. Однако, такими авторами, как О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается иная логическая схема, которая отражает кардинально новый подход к выделению этапов в процессе развития управления.

    Также определенные особенности в выделении тех или иных этапов процесса управления связаны с существованием таких аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный.

    Также определенную важность играет классификация процесса управления и выделение определенных типов процесса управления. В рамках данной работы нами были выделены следующие типы процесса управления: линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный, поисковый тип процесса управления. Выделение данных типов процесса управления, на наш взгляд, позволяет распределить отдельные операции процесса управления по определенным этапам и, тем самым, добиться принятия взвешенного, рационально построенного управленческого решения.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Басовский Л. Е.. Менеджмент: Учебное пособие/ Л. Е. Басовсикй.- М.: ИНФРА –М, 2007.- 216с.

    2. Веснин В. Р., Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. перераб и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.- 512с.

    3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд./ О. С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Экономистъ, 2003.- 528с.

    4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика,2000. – 456 с.

    5. Менеджмент /Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

    6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

    Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.

    Процесс управления решает две задачи :

    • тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления;
    • стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

    Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

    Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

    Предметом труда в управлении являются документы управления , получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.

    Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок , обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

    Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.

    Продукт труда - это результат управленческого процесса, которым является управленческое решение. С помощью того или иного материального носителя (преимущественно документов) эти решения поступают непосредственно объекту управления.

    Управленческий труд , как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного , осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах : эвристического, административного и операторного.

    Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений - управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

    Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

    Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

    Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

    Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий , или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

    Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

    Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

    Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

    Управленческие работы различаются :

    • по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
    • по конкретному содержанию (исследования, планирование);
    • по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
    • по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации);
    • по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
    • по объектам (производство, персонал);
    • по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
    • по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
    • по степени сложности.

    Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

    Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

    Во-первых , масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

    Во-вторых , необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

    В-третьих , сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

    • коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
    • распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование);
    • контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
    • аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений);
    • информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10 - 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.

    Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной .

    Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

    Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:

    1. По содержанию:
      • информационные или информационно-технические связаны с обработкой информации и ее носителей. Здесь выделяют также документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры;
      • логико-мыслительные или аналитико-конструктивные связаны с подготовкой и принятием управленческих решений;
      • организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур.
    2. По характеру сочетания во времени:
      • последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей;
      • параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур;
      • параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и в пространстве.
    3. По сложности:
      • простые операции и процедуры, т.е. содержащие несколько элементов и операций;
      • сложные операции (20-30 элементов) и процедур (100 и более операций).
    4. По степени повторяемости:
      • повторяющиеся, т.е. постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата;
      • неповторяющиеся или творческие, сложные операции и процедуры.

    При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.

    Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.

    Тема 8

    Процесс управления

    В этой теме для изучающих менеджмент будут освещены следующие вопр о сы:

    Понятие процесса управления;

    Свойства процесса управления;

    Этапы процесса управления;

    Стадии процесса управления;

    Роль управляющего воздействия в процессе управления;

    Постоянные воздействия;

    Периодические воздействия;

    Понятия: «действие», «воздействие», «взаимодействие»;

    Направления и типы воздействия;

    Источники воздействия в процессе управления.

    В предыдущей теме мы показали, что каждая из систем предприятия (как системы управления) – управляемая и управляющая – имеет свою организ а ционную структуру, которая служит формой существования процесса. Сл е довательно, каждая из названных систем имеет и свой процесс. Ранее уже шла речь о процессе у п равляемой (производственной) системы, называемом производственным, независимо от того, материальное это или духовное (н е материальное) производство, где он протекает.

    Процесс управления, протекающий в управляющей системе, имеет сходство с производственным процессом и свои особенности, объясняемые природой управленческого труда. Производственный процесс направлен на пр о изводство благ и услуг, а итогом процесса управления является подготовка управляющего воздействия и решений. В этом основное различие этих пр о цессов.

    8.1. Понятие процесса управления

    Процесс (от лат. processus – продвижение) означает:

    Последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь;

    Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (производство продукции, подготовка решений).

    Процесс управления – это совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельн о сти людей для достижения целей организации.


    Таблица 8.1.1.

    Параметры

    Процессы

    Процесс управления

    Производственный процесс

    Предмет труда

    Информация

    Материал, заготовки, деталь и др.

    Средства труда

    Инструмент, оргтехника, вычислительная техника и др.

    Оборудование, оснастка, устройства и др.

    Продукт труда

    Информация в преобразованном виде (решение, план, отчет)

    Деталь, узел, агрегат, изделие

    Исполнитель трудового процесса

    Руководитель, специалист, технический исполнитель

    Производственный рабочий

    Стадии процесса

    Целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор варианта действий (выработка решения), организационно-практическая работа

    Заготовительная, обработочная, сборочная, испытательная

    Составляющие процесса

    Операции, процедуры

    Операции

    Рабочее место исполнителя трудового процесса

    С широкими границами

    С узкими границами

    Параметры процесса управления. Все протекающие на предприятии процессы (в сфере производства и управления) прежде всего являются пр о цессами труда, поскольку и производство и управление – это совместный труд людей, совершающих целенаправленные действия по определённой программе. К параметрам (характеристикам) процесса управления можно отнести:

    Предмет труда;

    Средства труда;

    Продукт труда;

    Исполнитель трудового процесса (рис. 8.1.1.).

    Рис. 8.1.1.

    Общие функции выполняются во всех без исключения организациях с вещественным и духовным производством. Формирование конкретных функций зависит, как известно, от специфики производственной системы, сфер деятельности предприятия. Поэтому перечень конкретных функций может быть как угодно малым и как угодно большим в зависимости от ра з мера организации и масштаба её производства.

    На каждом конкретном предприятии в процессе управления задействов а ны все общие и конкретные функции для подготовки управляющего возде й ствия, подготовки, принятия и реализации решений.

    8.2. Общая характеристика процесса управления

    Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организ а ции.

    Как научное понятие процесс управления выступает в единстве трёх св о их сторон:

    2) организации;

    3) процедуросуществления (технологии управления).

    1. С содержательной стороны процесс управления может быть охаракт е ризован как целенаправленное воздействие на состояние элементов, обр а зующих систему управления. Процесс этот выражает единство различных частичных процессов (технических, экономических, социальных и др.), выполняемых аппаратом управления в определённых пространственных и временных границах применительно к конкретным объектам и уровням упра в ления.

    2. Организационная характеристика процесса управления выражает пространственную и временную последовательность его протекания, определя е мую циклом управления. Последний включает 1) определение целей и 2) осуществление функций управления. Важная роль в этом аспекте принадл е жит делению процесса управления по принадлежности к компонентам сист е мы управления и её уровням.

    На уровне предприятия различают следующие типовые компоненты си с темы управления как объекты приложения процесса управления:

    1) подсистему линейного руководства;

    2) целевые подсистемы;

    3) функциональные подсистемы;

    4) подсистему обеспечения управления.

    Подсистема линейного руководства включает всех линейных руководит е лей – от мастера до директора предприятия. Целевые подсистемы охватыв а ют:

    Управление выполнением плана производства и поставок продукции;

    Управление качеством продукции;

    Управление ресурсами;

    Управление развитием производства;

    Управление социальным развитием трудового коллектива;

    Управление охраной окружающей среды.

    Функциональные подсистемы характеризуются специализацией упра в ленческой деятельности по выполнению соответствующих 1) конкретных и 2) специальных функций управления.

    Подсистема обеспечения управления охватывает:

    1) правовое обеспечение;

    2) информационное обеспечение;

    3) организацию и внедрение нормативного хозяйства;

    4) делопроизводство;

    5) оснащение предприятия техническими средствами управленческого труда.

    3. С процедурой (технологической) стороны процесс управления представляет собой связь определённых его стадий и фаз, получающих своё в ы ражение и закрепление в их дальнейшем членении на виды работ, операции и дейс т вия, а также процедур, алгоритмов и т. д.

    Понятие процесса управления тесно связано с категорией потенциала управления, под которым понимается совокупность располагаемых системой управления возможностей и ресурсов управления информационных, матер и альных, трудовых, финансовых, опыта и квалификации кадров, традиций управления.

    8.3. Содержание процесса управления

    Процесс управления с содержательной стороны может выглядеть так (рис. 8.3.1.):

    Рис. 8.3.1.

    Методологическое содержание,

    Функциональное содержание,

    Экономическое содержание,

    Организационное содержание,

    Социальное содержание

    Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельн о сти Этапы характеризуют последовательность качественного изменения р а бот в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития возде й ствия в каждом акте его осуществления

    Этап – это совокупность операций (действий), характеризующихся кач е ственной определенностью и однородностью и отражающих необходимую последовательность их существования.

    Процесс управления можно представить как последовательность следу ю щих этапов:

    Постановки цели (целеполагание),

    Оценки ситуации,

    Определения проблемы,

    Выработки управленческого решения.

    Раскроем поэтапную последовательность процесса управления наглядно (рис. 8.3.2).

    Рис. 8.3.2.

    Цель – это представление руководителя о том , какой должна быть упра в ляемая им система. В научном определении её можно сформулировать как идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния сист е мы. Процесс управления начинается с постановки цели воздействия. Если он является сознательно осуществляемым процессом, целенаправленным и ц е лесообразным, он может начинаться только с уяснения, определения и пост а новки цели воздействия.

    Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемой относ и тельно цели. Под ситуацией было бы неправильно понимать лишь отклон е ние от программы либо конфликтные случаи работы. Управление осущест в ляется независимо от того, есть отклонение или нет, конфликтна или неко н фликтна обстановка. Состояние системы никогда не может быть тождестве н но цели, следовательно, всегда существует ситуация.

    Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество противор е чий. Акт воздействия необходим для разрешения этих противоречий, для приближения состояния системы к цели. Но это возможно лишь в том случае, если мы найдём ведущее противоречие, разрешение которого поведёт за с о бой разрешение всех остальных.

    Проблема – это ведущее противоречие ситуации и цели, на разрешение которого должно быть направлено воздействие. Без определения проблемы невозможно управленческое решение.

    Управленческое решение – это нахождение путей разрешения проблемы и организационная работа по реализации решения в управляемой системе. Является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

    Функциональное содержание процесса управления. Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации осно в ных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы:

    Планирование;

    Организация;

    Мотивация;

    Контроль.

    Функция руководства осуществляется по этим этапам.

    Экономическое содержание процесса управления . Оно обусловлено тем, что в процессе управления находит своё выражение использование ресурсов производства – от оценки их наличия до превращения в продукт. Исходя из этого экономическое содержание процесса управления можно представить как этапы использования ресурсов, движения фондов, которое осуществляе т ся трудом в управляемой системе, но определяется деятельностью упра в ляющей системы. Экономическое содержание процесса управления можно выразить в следующих этапах:

    Установление экономических потребностей;

    Оценка наличия ресурсов;

    Распределение ресурсов;

    Использование ресурсов.

    Организационное содержание процесса управления. Оно проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия по этапам:

    Регламентирования;

    Нормирования;

    Инструктирования;

    Ответственности.

    Каждый акт воздействия предполагает, что руководитель должен чётко сформулировать задание (что надо сделать). Это регламент, который может быть различным по продолжительности действия. Далее нужно установить их допустимые отклонения. Это нормативы. Затем определяется, как лучше выполнять задание, что использовать, чем руководствоваться и пр. Это инс т руктирование. Каждое задание должно предполагать указание на меру отве т ственности за невыполнение его или неправильное выполнение.

    В многоуровневой системе управления организационное содержание пр о цесса управления проявляется также в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней данной системы управления. Порядок взаимодействия о п ределяется характером конкретной цели, особенностями ситуации, что не позволяет построить общую схему организационного взаимодействия звен ь ев и ступеней системы. Она различна по каждому конкретному акту возде й ствия.

    Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью чел о века в его осуществлении. Каждый этап процесса управления предполагает непременное участие человека. При этом процесс управления требует мех а низации и автоматизации выполнения его операций. Наиболее приемлемыми для использования современной техники являются этапы оценки ситуации, поиска проблемы и разработки вариантов решения, т.е. те этапы, выполнение кот о рых в значительной степени зависит от обработки информации.

    Следовательно, социальное содержание процесса управления можно представить последовательностью сугубо человеческих и человеко-машинных операций. При любой степени механизации управленческого тр у да процесс управления начинается и заканчивается сугубо человеческой де я тельностью.

    8.4. Свойства процесса управления

    Процесс управления обладает специфическими свойствами, которые о т ражают его особенности. Такими свойствами являются следующие (рис. 8.4.1.):

    Рис. 8.4.1.

    1. Свойство изменчивости (динамичности), наблюдаемое в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике хара к теру осуществления. Это свойство проявляется в динамичности взаимодейс т вия его различных этапов и операций. Процесс управлени е переходит с о д ной ступени системы управления на другую, осуществляется различном взаимодействии звеньев (органов) управления.

    Свойство изменчивости иногда называют свойством гибкости процесса управления, имея в виду его способность переключаться на новые проблемы, новые методы управления.

    Конечно, такая изменчивость имеет постоянные границы. Это отражает другое свойство процесса управления, находящееся в диалектической связи с первым.

    2. Свойство устойчивости. Оно проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определённых каналов его ос у ществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах её стабилизации и служит систематизирующим фактором процесса управления. Благодаря данному свойству образуется система управления, представляющая собой совокупность установившихся связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими.

    3. Свойство непрерывности. Процессу управления присуще также свойс т во, отражающее важную черту его осуществления – непрерываемость пр о цесса управления, пока осуществляется процесс производства. Оно может по-разному проявляться в зависимости от уровня управления, особенностей самого производственного процесса (в единичном, серийном, массовом прои з водстве и пр.). Но сама суть н а званного свойства от этого не меняется.

    4. Свойство дискретности дополняет и в определённом смысле против о стоит свойству непрерывности. Оно проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке с и туации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс активной о р ганизационной работы на этапе решения. Это свойство ничего общего не имеет со штурмовщиной. Оно отражает специфику управленческой деятел ь ности и не отрицает необходимости равномерного ритма работы. Наоборот, оно требует ритмичной деятельности аппарата управления.

    5. Свойство последовательности. Оно характеризует обязательную посл е довательность этапов осуществления процесса управления. Последний не может быть построен по своим этапам иначе, как цель, ситуация, проблема, решение. Каждый из этих этапов является обязательным и играет большую роль в эффективности управления.

    Нередко решение разрабатывается только лишь на основе цели управл е ния, без достаточно тщательного учёта существующего положения дел, р е альных условий работы, сложившихся обстоятельств. Такой процесс упра в ления не может быть эффективным, потому что в этом случае решения ок а зываются либо ошибочными, либо преждевременными, либо просто волю н таристскими. Возможна и друга крайность, когда недостаточно внимания в процессе управления уделяется целеполаганию. Решения разрабатываются на ситуационной основе, без достаточного уяснения целей, которые они пресл е дуют. И здесь решения бывают недостаточно эффективными, часто против о речивыми, лишёнными перспективы и долгосрочной ориентации.

    Цель систематизирует решения, придаёт общую направленность и перспективу; ситуация определяет реальность и практическую значимость решения; проблема – его конкретность и эффективность. Каждый из этапов пр о цесса управления обязателен, как и последовательность их осуществления.

    6. Свойство цикличности. Каждый акт воздействия заканчивается перех о дом управляемой системы в новое состояние. Это вызывает необходимость либо постановки новой цели управления (в зависимости от того, что это за новое состояние), либо корректировки и дополнения прежней цели, для до с тижения которой необходим новый акт воздействия. Процесс управления повторяется заново, осуществляется новый его цикл.

    Вполне возможно и такое положение, при котором не возникает необх о димости изменения цели управления. Но это тоже должно быть предметом анализа в процессе управления, и таким образом, этап целеполагания всё равно остаётся необходимым этапом процесса управления.

    Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в у с пешном решении всех проблем е г о совершенствования.

    8.5. Распределение операций в процессе управления

    Процесс управления по своему содержанию, особенностям и свойствам требует определённой последовательности операций и их сочетания. Эти операции различаются по стадиям процесса управления (от чисто интелле к туальных до операций практической организационной работы).

    Стадия отражает переход к определённым группам операций без учёта их качественной однородности или отличия. Назовём эти стадии (рис. 8.5.1.):

    Рис. 8.5.1.

    Общая последовательность операций управления соответствует послед о вательности выделения их групп по стадиям, но допускает определённую параллельность их выполнения с увеличением или снижением значимости тех или иных групп операций. Покажем состав операций по этапам и стадиям процесса управления (рис. 8.5.2.).

    Рис. 8.5.2.

    Процесс управления начинается с разработки цели воздействия, целепол а гания, определяющих его начальные операции, трудоёмкость которых сн и жается по мере уточнения формулировки цели воздействия. Параллельно с целеполаганием ведётся информационная работа, так как без достаточно полной информации трудно правильно сформулировать цель воздействия.

    Информационные операции, начинаясь с целевой стадии, продолжаются на протяжении всего процесса управления. Роль информации в процессе управления велика. Но нельзя процесс управления сводить только к обрабо т ки информации и все операции управления рассматривать только как информац и онные. Процесс управления – сложное явление социально-психологической и организационно-экономической природы. Этим опред е ляется специфика его операций. Одна и та же информация об объекте упра в ления приводит к различным решениям, если их разрабатывают разные рук о водители.

    По мере формирования цели воздействия возникает необходимость её корректировки и увязки с имеющимися средствами и возможными методами управления. Это лежит в основе осуществления операций по оценке име ю щихся средств воздействия и выбору методов управления, с помощью которых возможно достижение поставленных целей. Эта работа охватывает несколько стадий процесса управления и осуществляется параллельно с друг и ми его операциями.

    Выбор варианта действия определяется не только целью, но и наличием информации о тех или иных сф е рах деятельности, результатами анализа, показывающего слабые места работы. Значимость и трудоёмкость выбора м е тодов управления увеличиваются по стадиям процесса управления, достигая окончательной определённости на стадии разработки решения.

    Цикл процесса управления завершают операции организационной практической работы в управляемой системе. Эти операции часто называют ре а лизацией принятого решения. На данной стадии могут выполняться операции корректировки цели управления, а также информационная работа, связанная с доведением до исполнителей дополнительной информации, расшифров ы вающей решение.

    8.6. Воздействие и процесс управления

    Управление производством представляет собой целенаправленный орг а низационно-технический и социально-экономический процесс воздействия на коллективы. Следовательно, ВОЗДЕЙСТВИЕ является существенным и необходимым элементом процесса управления.

    Воздействие в процессе управления – это различные формы влияния субъекта управления на управляемый объект с целью изменения способов его функционирования путём изменения состава или взаимодействия элементов управляемой системы.

    Управление как целенаправленное воздействие на коллективы людей в пр о цессе производства можно осуществить различными способами:

    Воздействовать директивно с помощью приказов и распоряжений, пре д писывающих строго определённые изменения в системе, обязательные для исполнения;

    Создать новую систему планирования, хозрасчётных отношений, стим у лирования и других форм воздействия, которая как бы автоматически влияла на деятельность коллектива при изменяющихся внешних и внутренних обсто я тельствах, способствуя поиску эффективного производства.

    Воздействие отражает сущность процесса управления: процесс управления невозможен без воздействия.

    Понятие «действие», «воздействие» и «взаимодействие». При рассмо т рении сущности воздействия необходимо различать три взаимосвязанных понятия, а именно: «действие», «воздействие» и «взаимодействие». Все эти понятия используются в процессе управления и различаются, несмотря на их общую характерную черту, заключающуюся в том, что все они представляют форму влияния одного элемента системы на другой. Представим различия и сущность этих трёх понятий в графической форме (рис. 8.6.1).

    Действие

    Воздействие

    Взаимодействие

    Рис. 8.6.1.

    Названные понятия тесно связаны с основными факторами производства:

    Человеческим (отвечающим на вопрос «кто?»);

    Вещественными (отвечающими на вопрос «что?»). Факторы производс т ва рассматриваются как элементы социально-экономической системы (а к тивные и пассивные).

    Элементами системы, отвечающими на вопрос «кто?» или «что ?», могут быть (рис. 8.6.2):

    Рис. 8.6.2.

    Действие – влияние активного элемента на пассивный (рабочий выполн я ет операцию).

    Воздействие – влияние одного активного элемента на другой активный элемент (указание мастера рабочему выполнять конкре т ную работу).

    Взаимодействие – согласованное воздействие двух или более активных элементов на пассивные или активные элементы (мастер доводит до рабочих участка у т вержденные директором нормы труда на конкретные работы).

    Названные понятия находятся в следующем соотношении (рис. 8.6.3):

    Рис. 8.6.3.

    Понимание различий в этих трех понятиях позволяет более правильно понять процесс управления, определить основные направления и типы возде й ствия.

    Воздействие как форма влияния на производственную систему направл е но на развитие двух противоречивых тенденций:

    1) обеспечение устойчивости и постоянства системы;

    2) обеспечение гибкости, динамичности, постоянного развития.

    Различные в направленности воздействия ведёт к возникновению разли ч ных типов воздействия, одни из которых ориентированы на поддержание усто й чивости, другие – на мобильность системы.

    Основные направления и типы воздействия. Различают следующие направления и типы воздействия:

    1) организационное;

    2) экономическое;

    3) социальное.

    Формирование целенаправленного воздействия на производственные ко л лективы и отдельных работников непосредственно связано с мотивацией, т. е. изучением факторов, определяющих поведение человека в коллективе в пр о цессе производства. В системе факторов, определяющих поведение человека, важную роль играют его потребности и интересы. Осознанная потребность воплощается в цели, побуждает к её достижению, определяя поведение чел о века.

    Типы воздействия классифи ц ируются по тем классификационным характер и стикам, которые лежат в основе направления воздействия.

    1. Организационный тип воздействия . Этот тип воздействия направлен на организацию, т. е. формирование устойчивости, слаженности, соответствия элементов и их взаимодействия, установления путей, ведущих все элементы к единой цели. Всё это характеризует организационное направление возде й ствия.

    Организационный тип воздействия позволяет использовать в процессе управления стремление человека к упорядоченной организационной деятел ь ности, приводящей к определённой взаимосвязи основных элементов пре д приятия – средств труда, предметов труда и самих работников. Такой тип воздействия носит прямой характер, так как он однозначно определяет буд у щее состояние системы, которое должно быть достигнуто. Организационное воздействие облекается в форму организационной и организационно-производственной структур и различных регламентирующих и нормиру ю щих актов, определяющих состав и взаимодействие элементов системы пр о изводства.

    2. Экономический тип воздействия . К этому направлению относится воздействие на материальные интересы, использование материальной мотив а ции. Последняя используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций за несоо т ветствующее его качество и недостаточное количество. При этом использ у ется как индивидуальная материальная заинтересованность, так и коллекти в ная.

    Экономическое направление воздействия имеет свои специфические особенности и отличается в первую очередь косвенным характером воздейс т вия: оценка эффективности такого воздействия носит ориентировочный, в е роятностный характер. Так называемый порог чувствительности, на который мы ориентируемся, например при установлении размера индивидуального материального вознаграждения, определить далеко не просто (порогом чу в ствительности считается минимальный размер материального вознагражд е ния, побуждающий к повышению трудовой активности).

    Порог чувствительности даже у одного и того же лица существенно меняется под влиянием большого количества факторов (возможность более по л ного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, важность и характер решаемых задач и т. д.). Тем более трудно определить эффект воздействия на материальные интересы в более или менее крупном коллективе. Надо также иметь в виду, что необоснованное материальное вознаграждение приводит, как правило, к отрицательным к о нечным результатам и нередко исключает из арсенала воздействия весьма действе н ные стимулы повышения эффективности производства.

    Экономический тип воздействия ориентирован на выявление, развитие и использование экономических рычагов для усиления мобильности и эффекти в ности производства.

    Экономический тип воздействия ориентирован на выявление, развитие и использование экономических рычагов для усиления активности системы, ув е личения её мобильности и эффективности.

    3. Социальный тип воздействия . Относится к косвенному воздействию на социальные интересы. Социальная мотивация предусматривает ориентировку на профессиональные, культурные, психологические, моральные национал ь ные, семейные и др. социальные интересы. Методы воздействия на социал ь ные интересы включают как поощрение, так и различные формы санкций. Использование социальной мотивации отличается особой сложностью, в ы званной многообразием социальных потребностей, существующих в колле к тиве.

    Если при воздействии на экономические (материальные) интересы рабо т ников появляется возможность использовать единый для всех канал удовл е творения этих потребностей – деньги, то при воздействии на социальные и н тересы требуется удовлетворять их в разнообразных, конкретных и специф и ческих формах. Это приводит к необходимости детального изучения возмо ж ных средств воздействия на указанные социальные мотивы и интересы.

    Кроме на з ванных типов воздействия, различают «горизонтальное» и «верт и кальное» воздействие.

    «Горизонтальный» тип воздействия проявляется в том, что один отдел управляющей системы воздействует на другой, расположенный на одном и том же уровне управления.

    «Вертикальный» тип воздействия осуществляется по линиям линейной или функциональной подчинённости на разных уровнях управления.

    Подведём итог по различию типов воздействия (рис. 8.6.4):

    Рис. 8.6.4.

    Источники воздействия в процессе управления. Определяя в общем виде источники воздействия в процессе управления, можно сказать, что основным источником воздействия на управляемую систему является упра в ляющая система. Однако это определение хотя и является правильным, тем не менее не даёт чёткого представления о сложной системе воздействия в процессе управления.

    Управляющая система должна постоянно изменять формы, методы, приёмы управления и в то же время быть устойчивой по отношению к осущест в лению процесса управления. Эта система сама испытывает воздействие со стороны внешней среды, т. е. предприятий и организаций, взаимосвязанных с данным предприятием, и, наконец, со стороны управляемой системы. Упра в ляющая система в свою очередь оказывает воздействие на управляемую си с тему путём изменения состава элементов её подсистем или условий их фун к ционирования.

    Источником воздействия со стороны управляющей системы являются её отдельные звенья и ступени управления. На процесс управления большое влияние оказывают квалификация кадров, методы выполнения ими своих обязанностей. Источником является также отдельный человек и его деятел ь ность в процессе управления.

    Постоянные и периодические воздействия. Управляющие воздействия в зависимости от продолжительности влияния на коллективы подразделяю т ся на две группы:

    1) постоянные;

    2) периодические.

    Постоянные воздействия выступают как:

    Действующие функции управления;

    Оргструктура управления;

    Распределение полномочий;

    Устав предприятия;

    Положение о подразделении;

    Должностная инструкция работника;

    Правила внутреннего трудового распорядка;

    Режим работы предприятия;

    Штатные нормативы;

    Инструкция по технике безопасности;

    Нормативно-правовые акты и др.

    Постоянные воздействия используются продолжительное время до отм е ны их или замены на новые постоянные.

    Периодические воздействия носят характер кратковременных актов. К ним относятся:

    Выдача задания подчинённым;

    Установление стимулов к труду;

    Доведение до исполнителей норм труда;

    Принятие решений;

    Издание приказов, распоряжений;

    Делегирование полномочий подчинённым;

    Передача информации о внутренней и внешней среде предприятия;

    Постановка целей, задач перед исполнителями;

    Совершенствование техники, технологии производства, условий труда и др.

    Управляющие воздействия отражают специфику категории «управление» и занимают центральное место в процессе управления. Поэтому осваива ю щим менеджмент и начинающим менеджерам надо твердо усвоить понятие управляющего воздействия и всесторонне изучить все его аспекты. Здесь важно также попытаться определить арсенал управляющих воздействий на работника, коллективы для линейных и функциональных руководителей по уро в ням управления, специалистов и технических исполнителей.