Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот в англии

Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот в англии

Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира Кларк Грегори

14. Социальные последствия промышленной революции

Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1848)

Движущей силой промышленной революции было увеличение объема знаний. Тем не менее больше, чем какая-либо другая группа, от нее, как ни странно, выиграл неквалифицированный труд. Маркс и Энгельс с их мрачными пророчествами, обнародованными в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии», не могли сильнее ошибиться в отношении участи неквалифицированных рабочих. На рис. 14.1 демонстрируется типичный образ бедствий, принесенных промышленной революцией, сумевший сохраниться в современном массовом сознании. В реальности же все обстояло совершенно иначе. К 1815 году реальная заработная плата как сельскохозяйственных рабочих, так и городских неквалифицированных трудящихся начала в Англии неудержимый рост, который в итоге сделал обеспеченными все слои населения.

РИС. 14.1. Трудоспособные неимущие бьют камень на щебенку для дорог в Бетнал-Грин (Лондон), 1868 год

Ошибочно даже представление о том, что промышленная революция первоначально оказалась более выгодной для владельцев земли и капитала, чем для трудящихся. С 1760 по 1860 год реальная заработная плата в Англии росла быстрее, чем реальная выработка на одного человека. Достижения в сфере знаний дали очень скромное вознаграждение или не дали вовсе никакого вознаграждения новаторам, владельцам капитала и земли и обладателям человеческого капитала. В результате современный экономический рост, с самого начала принося наибольшие выгоды самым обездоленным группам доиндустриального общества - и в первую очередь неквалифицированным рабочим, - способствовал снижению социального неравенства.

Но если до сих пор экономический рост оборачивался для людей благом, нет никаких гарантий того, что в дальнейшем он будет способствовать насаждению равенства между обществами. Впереди нас может ожидать мрачная антиутопия, предрекаемая многими авторами, в которой заработки неквалифицированных рабочих упадут ниже социально определенного прожиточного минимума и общества будут вынуждены постоянно содержать значительную часть населения за счет государственной казны.

РАЗДЕЛ ПРИБЫЛИ

Чтобы понять, почему основные выгоды от повышения эффективности в современной экономике достались неквалифицированному труду, отметим, что при повышении выпуска на единицу факторов производства - капитала, труда и земли - средние выплаты владельцам этих факторов производства должны увеличиваться. Однако фундаментальное уравнение роста ничего не говорит нам о том, как именно распределяется прибыль. В формальном плане необходимо лишь, чтобы выполнялось равенство

g

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий

Из книги Россия при старом режиме автора Пайпс Ричард Эдгар

ГЛАВА 1 ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Что бы ни писали патриотические русские историки, когда Господь сотворял род людской, Он поместил россиян отнюдь не в том месте, где они пребывают ныне. В самые ранние времена, по которым у нас имеются какие-либо

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями Как мы показали в предыдущей главе, платой за успешную агрессию становится проникновение в культуру победившей цивилизации экзотической культуры ее жертв. Внутренний пролетариат

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Хотя в случае Второй мировой войны речь шла о глобальном и многонациональном противоборстве, при подведении ее итогов историками чаще всего избирается национально-исторический взгляд, обращенный, как

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

На пути к промышленной революции Во второй половине XV века в Европе резко повысился интерес к науке. Причина понятна: массовый переезд сюда ученых из поверженной турками Византии. Возможно, та же причина привела к повороту от всеобщего языка науки, латинского, к

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 7. Англия как родоначальница промышленной революции Английская революция создала необходимые условия для развития английского общества, англо-саксонской цивилизации. В XVII–XIX вв. Англия становится лидером мирового развития, страной, постоянно вносившей огромный

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Социальные последствия более широкого применения монеты Другой источник обращения денег в городе был связан с потреблением. Повторю старое определение великого немецкого историка Зомбарта: «Город - любое поселение людей, существование которых зависит от продуктов

автора Сказкин Сергей Данилович

РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Развилась новая организация торговли и. финансовых операций – сделки на биржах, развился и новый вид наживы.-спекуляция. На фондовой бирже совершались всевозможные финансово-кредитные операции: заключались займы, учитывались

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Социальные последствия экономических изменений Успехи, феодального землевладения -дворянства имели в экономически развитых провинциях Севера то- влияние каким они пользовались в центральных и южных провинциях. Поэтому, хотя мануфактуры Фландрии, Брабанта, Турне и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ЛЮДИ И ТЕХНИКА. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Ф. Бродель полагал, что «техника есть сама толща человеческой истории». Она постоянно воздействует на человеческую жизнь, то подталкивая ее вперед, то удерживая в определенном равновесии. Это означает, что техника подобно

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

49. Социальные последствия заморской экспансии Ни один автор не описал социальные последствия экспансии с такой проницательностью, как Жил Висенти. Если это утверждение может еще и сегодня вызывать недоумение, то причиной служит тот факт, что португальцев учили видеть в

Из книги Крым. Военная история [От Ивана Грозного до Путина] автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Глава третья. Война за продолжение промышленной революции Что собой представляли результаты первого этапа промышленной революции, который в России закончился перед Крымской войной? Промышленная революция, хотя и началась в России с запозданием, но шла куда более

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1.3. Экономические проблемы и социальные последствия Весь межвоенный период политическая жизнь в республике проходила под знаком неблагоприятной экономической ситуации. Кроме цикличных колебаний конъюнктуры, которые характерны для кризисных лет 1921-1923 и 1930-1934,

Из книги Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира автора Кларк Грегори

11. Загадка промышленной революции Итак, промышленная революция была единственным значительным событием в экономической истории всего мира. И у вас нет для него никакого объяснения. Что же это за теория? Ирад Кимхи (в беседе с автором, 2006) Вопрос о том, почему промышленная

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 19. Социальные последствия информационной революции Составление кейса Данное задание рекомендуется выполнять в продолжение работы над эссе по проблемному направлению «Изменение социальной структуры западного общества на рубеже ХХ – XXI вв.». Кроме того, для

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.

Капиталистическая стадия в развитии экономики на основе машинной техники, как и появление земледелия в эпоху неолита, характеризуется радикальными изменениями во всех сферах жизни.

Во-первых, произошли коренные изменения в производительных силах. Машинное производство, резкое возрастание энергетической вооруженности человеческого труда (использование пара, а затем и электроэнергии), привели к повышению производительности общественного труда, увеличению удельного веса промышленного производства в экономике.

Невиданный размах получило развитие инфраструктуры – строительство дорог (особенно железных), каналов, мостов, портов, развитие средств связи. Можно утверждать, что все современное материальное богатство покоиться на машинно-индустриальной основе, созданной в период промышленного переворота, а XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации .

Во-вторых, промышленный переворот привел к радикальным изменениям в социальных отношениях. Признание равенства всех форм производства и собственности, свободы выбора личностью сферы деятельности, создание крупных промышленных центров, рост городов изменили структуру занятости населения: к середине XIX в., например, в Великобритании почти половина трудоспособных жителей была занята в промышленности. Численный рост городов и городского населения, концентрация рабочего класса влияли на ускорение роста его социальной, гражданской и политической активности. Главной фигурой среди буржуазии вместо купца, который занимал это место на протяжении нескольких веков, стал предприниматель – промышленник. Состоялись профессии ученого и инженера, повысился их статус в обществе.

Более масштабно и на новом уровне развивается мировая торговля.

В-третьих, произошли качественные сдвиги в области познания окружающего мира. В практику человеческой деятельности внедрялись более совершенные средства выявления, накопления, хранения, передачи и использования опыта и информации.

В-четвертых, промышленный переворот вызвал бурное развитие образования, науки, культуры, формирование научно-технической интеллигенции. Выработанная Просвещением установка на осознание личностной природы человека, на преодоление пассивного созерцания внешнего мира как «божьего творения», утверждение активной роди разума в постижении реальности и преобразовании мира способствовали развитию интеллектуального потенциала миллионов, что прямо отразилось на резком увеличении научных открытий.

В-пятых, главным элементом образа жизни в Западной Европе становится новое понимание труда. В мире бизнеса формируются такие важнейшие человеческие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство. Главный закон дела – наибольший результат с наименьшими затратами, причем то и другое имеет денежное выражение, а денежная оценка дает возможность свести все к числам (бухгалтерии).

В условиях индустриализации по-новому стали выстраиваться отношения с колониями. Если в XVI–XVII вв. колонии были в основном источником сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы, то в XVIII–XIX вв. начинается вывоз из Европы в колонии капитала и технологий и организация здесь производства и торговли.

В-шестых, в области политической утверждаются принципы демократии с теми или иными проявлениями народовластия. Возникновение общественных организаций (профсоюзов), политических партийхарактерная черта капиталистической индустриальной эпохи. Стихийные формы борьбы за права человека приобретают более организованный, целенаправленный характер.

В-седьмых, с промышленным переворотом напрямую связаны милитаризация экономики, повышение опасности возникновения войн с применением более разрушительной силы оружия, а также загрязнение окружающей среды, отклонение от вековых естественных форм и методов отношения между человеком и природой.

Таким образом, капиталистическая стадия в развитии человечества на основе машинной техники – это особое сочетание цивилизационных, экономических, социальных, культурных, политических, исторических форм жизни людей и организации общества. В этот период в значительной мере обозначились перспективы конкурентной борьбы за мировое лидерство в промышленном производстве среди ряда государств Европы и США.

Результате революции сформировался политический строй новой Англии. Промышленная революция, в свою очередь, способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность. Продукция, изготовленная на фабриках и заводах, благодаря использованию машин была дешевой; это повлекло постепенное вытеснение с рынка изделий ремесленников и мануфактур. Менялся и характер английской торговли: до страны завозили все больше необходимого сырья, а за пределы Англии вывозили дешевые фабричные товары.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. Результате промышленной революции старые социальные слои (феодалы и крестьяне) уступили место предпринимателям и наемным работникам.

Количество предпринимателей постоянно росло и превысило численность старых землевладельцев. Новые предприниматели, или буржуазия, олицетворяли новую промышленную Англию. Они владели фабриками и заводами, знали рынки и умело приспосабливались к меняющегося спроса потребителей. Для подавляющего большинства предпринимателей главным мерилом успешной деятельности становился выгоду. Без этого, конечно, ни одно производство развиваться не могло. Только при наличии прибыли они могли развивать свое производство. Поэтому с появлением в обществе предпринимателей и наемных рабочих началась борьба, вызванная конфликтом интересов: или интересы предпринимателя и развития производства, либо интересы наемного работника и увеличение оплаты его труда, социальные гарантии. Первые выступления рабочих были направленные против машин, так как их считали виновными в ухудшении условий труда, сокращении работающих и заработной платы. "Борцов с машинами" назвали луддитов.

В период промышленной революции главными слоями английского общества стали предприниматели и наемные работники, что свидетельствовало о формировании индустриального общества в Англии. Существовали и другие традиционные слои, но они уже не играли решающей роли в обществе и постепенно исчезали.

Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии?

В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.

В стране получили развитие идеи республиканского устройства, народоправия, равенства всех перед законом. Провозглашенные политические принципы и новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации.

В ХVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что вело к снижению цен на него. Рост городского населения поддерживал спрос на сельскохозяйственную продукцию. Подъем сельского хозяйства влиял на развитие промышленности.

Промышленный переворот начался в легкой промышленности. Здесь замена ручного труда на машины требовала меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. Резко расширило производственные возможности изобретение паровой машины, другой новой техники. Поток усовершенствований, накопление огромных средств потребовало иной организации производства. На смену мануфактуре шла фабрика – крупное машинное производство, рассчитанное на получение прибыли.

Промышленный переворот имел не только техническую, но и социальную сторону. В ходе преобразований формировались два основных класса индустриального общества: промышленная буржуазия и наемные рабочие. Этим двум новым социальным группам предстояло найти свое место в старой социальной структуре и выработать правила взаимоотношений между собой. Этот процесс был непростым, растянулся на многие десятилетия, его динамика определяла основные параметры развития общества.

Промышленный переворот изменил облик Англии. Возникли крупные промышленные центры (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд). К концу ХVIII в. уже четверть населения жила в городах. Бурно развивалась транспортная инфраструктура: по всей стране строилась сеть каналов, сооружались дороги с твердым покрытием. Завершилось складывание внутреннего рынка, который опирался на солидную промышленную базу. Именно в промышленном секторе создавалась теперь основная часть национального богатства.

Уклад жизни и условия труда, складывающиеся во время промышленной революции, устраивали не всех в стране. Отношения между владельцами промышленных предприятий и работавшими там наемными рабочими были достаточно сложными. В тот период степень эксплуатации рабочих была высокой. Эта ситуация рождала стихийный протест.

Во время промышленного переворота возникло первое массовое движение рабочих – движение разрушителей машин. Наибольший размах это движение приобрело в 1811–1813 гг. Участники его называли себя луддитами по имени рабочего Нэда Лудда, который как будто бы первым разбил свой станок.

Движение луддитов быстро расширялось. В нем власти усматривали угрозу существующему правопорядку. Уже в 1769 г. парламент принял закон о смертной казни за порчу машин.

Преследование луддитов не решало проблем – положение рабочих оставалось крайне тяжелым. Следовательно, сохранялось стремление его изменить. Нежелание предпринимателей идти навстречу требованиям рабочих подпитывало конфликт, дестабилизирующий общество. Убедившись в неэффективности луддизма, рабочие стали искать иные способы борьбы за свои права. Так родилась идея создания тред-юнионов (профсоюзов), которые постепенно заняли свою нишу в структуре общества и превратились в основную форму организации трудящихся.

Промышленный переворот, начавшийся в Англии, невозможно было удержать в национальных границах. В сферу промышленного переворота включались все новые и новые страны. В каждой из них он шел разными темпами, имел свою специфику. Однако конечный результат был один: промышленный переворот радикально подрывал устои феодальных порядков, создавал фундамент нового «индустриального» общества в Европе.

В ХVIII в. в Новом Свете также зарождается модификация европейской цивилизации. Так в рамках западной единой цивилизации сформировались различные формы буржуазного прогресса.

Промышленная революция являлась стремительным развитием технологий в Новое время и переходом от ручного труда к машинному. Вследствие технологических инноваций значительным преобразованиям подвергались социальная, политическая, экономическая конъюнктуры Европы и всего мира. Вместе с тем промышленная революция - это вовсе не одномоментный процесс. Ее длительность традиционно

растягивают от второй половины XIII века до начала XX. А ряд ученых придерживается и вовсе точки зрения, что этот процесс не заканчивается и по сей день, свидетельством чего является все ускоряющийся темп развития технологий в наше время, когда многие новинки устаревают в течение нескольких лет.

Промышленная революция в Англии

Традиционно именно эту страну называют родоначальником технологического переворота в Новое время. Уже в 1760-80-х годах здесь были достигнуты революционные изменения в ряде важнейших областей тяжелой и легкой промышленности. Например, изобретение прядильного станка и распространение его по всему острову привели к тому, что Англия стала крупнейшим поставщиком тканей для европейских и американских рынков. Создание парового двигателя дало возможность строительства кораблей нового типа - более быстрых и более эргономичных, что утвердило господство англичан на море. Эпохальные

изменения произошли и в наземном транспорте. Так, появившиеся железные дороги опутали сетью все государство уже к середине XIX века и стали новым словом в возможности сообщения между отдаленными регионами страны - была облегчена и ускорена перевозка товаров, людей, животных. Открыты совершенно новые возможности! Важные изменения претерпела и тяжелая промышленность. Так, появление фрезерного станка и ряда других подобных изобретений существенно стимулировало развитие машиностроения. Значительно улучшилось качество самого металла за счет того, что теперь при его выплавке использовался не каменный уголь в качестве топливного материала, а кокс. Это позволило Англии отказаться от экспортного металла, покрыв свои возрастающие нужды, а освободившиеся средства направить в другие отрасли.

Промышленная революция в Европе

Вскоре бурные темпы технологического развития перекинулись и на континент, дав Германии, Франции, Нидерландам, России собственные заводы тяжелой и легкой промышленности. Вместе с тем этот процесс в разных странах не происходил одновременно. Например, во Франции и Бельгии промышленный переворот начался сразу же вслед за Англией, уже в конце XIII века, а вот в Германию и Россию он добрался лишь в 1830-1840-е годы. Впрочем, это не означало обязательное аутсайдерство. Германия, будучи еще в середине века отстающей страной, к 1900 году смогла значительно нарастить свой технологический и военный потенциал, а в начале XX века с запозданием включиться в перераздел сфер влияния в других частях света (тот факт, что на колонии были разделены уже фактически все мировые территории и привел к силовому решению вопроса - Первой мировой войне).

Влияние на общество

Промышленная революция не ограничилась изменениями только в технологической части. Она неизбежно влекла за собой социальные, политические и экономические последствия, порождая новые классы общества (рабочих, буржуазию), ускоряя рост городов (урбанизацию). Усложнение общественных процессов вело к рождению новых политических и социально-экономических доктрин и движений, которые вскоре произвели взрыв в настроениях народных масс.