Инженерно технические войска рф. Инженерные войска россии

Инженерно технические войска рф. Инженерные войска россии

21 января ежегодно в Вооруженных силах РФ отмечается День инженерных войск. Он установлен указом президента РФ от 18 сентября 1996 года, внесен в список профессиональных праздников и памятных дней Российской армии указом Владимира Путина от 31 мая 2006 года.

Цели и текущее состояние

Современные инженерные войска ВС РФ:

  • выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, траншей, укрытий, противотанковых рвов;
  • устанавливают минные поля и занимаются разминированием, производят взрывные работы;
  • оборудуют переправы на водных преградах, добывают и очищают воду в полевых условиях;
  • ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов.

В мирное время эти подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов.

Отдельные инженерные бригады входят в состав Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов; морские инженерные батальоны - в состав Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ. В составе Черноморского и Балтийского флотов - отдельные морские инженерные полки. Также подобный полк создан для обеспечения действий флота в Арктике. К 2021 году инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады планируется создать в каждой общевойсковой армии.

Начальник инженерных войск - генерал-лейтенант Юрий Ставицкий (с июля 2010 года).

Подготовка военных инженеров

Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал - Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).

" ТАСС/Минобороны РФ"

Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение - Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в Нахабино (Московская область). Военнослужащие участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.

Применение войск

Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зора. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.

С октября прошлого года отряд из 36 военнослужащих МПЦ очистил от боеприпасов времен войны во Вьетнаме 52 га территории в Лаосе.

В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова. Всего за работу в Сирии государственные награды получили более 80 военнослужащих инженерных войск.

Летом 2018 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск "Безопасный маршрут" и "Инженерная формула", по итогам которых российские команды завоевали серебряную и золотую медали соответственно (золото в конкурсе "Безопасный маршрут" взяла команда Китая - прим. ТАСС).

В январе этого года саперы Минобороны РФ привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от поселка Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ.

Сообщалось, что военнослужащие отдельного батальона, в задачу которого входит разминирование территории Чечни и Ингушетии, смогут завершить работу через три года. Всего им осталось 6 тыс. га. Саперы очищают эти территории после ведения там боевых действий в ходе контртеррористических операций 1994–1996, 1999–2001 годов. Всего с мая 2012-го военные обследовали около 20 тыс. га, обезвредив около 33 тыс. взрывоопасных предметов.

Оснащение войск

В 2018 году инженерные войска получали современные средства: комплекты водолазного снаряжения, военные автомобильные краны, электростанции, мобильный лесопильный комплекс, комплекты для оборудования блокпостов, инженерных наблюдательных пунктов. Для войск разработано и принято на вооружение 13 современных образцов, более 570 единиц техники и более 15 тыс. боеприпасов.

В 2018-м поставлены первые шесть новейших бронированных машин разминирования БМР-3МА и инженерные машины разграждения ИМР-3М, созданные на базе танка Т-90А.

По итогам испытаний в Сирии на вооружение поступили робототехнические комплексы разминирования "Уран-6", ожидают также управляемые досмотровые робототехнические комплексы "Скарабей" и "Сфера". Сообщалось, что робот "Сфера" будет поставляться саперам в комплекте с защитным костюмом ОВР-2-02.

Также стало известно, что МПЦ получил первые серийные модернизированные робототехнические комплексы разминирования "Уран-6". Он оборудован новой платформой для транспортировки: в его состав вошел четырехосный "КамАЗ" на специальной платформе с системой "Мультилифт".

В этом году пройдет государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ), которая способна выполнять инженерные работы в условиях огневого воздействия противника и на радиоактивно зараженной местности.

В 2018 году на форуме "Армия" военные показали уникальный бронированный бульдозер Б10М2С. Контракт на поставку в российские войска таких инженерных машин с усиленной защитой на базе тракторов Б10М2 и Б12 был подписан с Минобороны в 2017 году.

Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения специальных задач в сирийской кампании находятся в работе такие новые средства инженерного вооружения:

  • многофункциональный робототехнический комплекс разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ);
  • конденсаторный взрывной прибор (ТПВК-43);
  • индукционный миноискатель (ИМП-3);
  • индивидуальные и групповые источники электроэнергии и другие средства, повышающие возможности и расширяющие арсенал войск.

Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.

Из истории войск

  • В 1701 году издан указ Петра I о создании в Москве Школы пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров. С 1702-м выпускниками этой школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной армии, в 1704-м была сформирована понтонная команда. К 1712 году образован полк военных инженеров.
  • К 1850-м инженерные войска отделились от артиллерии, в 1870–1908 годах в их состав входили железнодорожные войска. К 1917 году численность составляла до 6% от общей численности Русской императорской армии.
  • После Октябрьской революции в ходе организации (РККА) в ее состав вошли саперные роты и батальоны расформированных полков царской армии, в 1919-м были созданы и оснащены понтонные и электротехнические батальоны, автомобильные подразделения, маскировочные роты, минно-подрывная бригада и другие. Через десять лет штатные инженерные части имелись во всех родах войск РККА.
  • Великая Отечественная война показала важную роль инженерных войск в деле обеспечения боевых действий, в 1941–1942 годах действовали десять самостоятельных саперных армий. Впоследствии их переформировали в бригады. Три из этих бригад (1-я гвардейская инженерно-саперная Могилевская, 2-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-саперная Новгородская и 1-я инженерно-саперная Новгородская) были представлены на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

  • После войны до середины 1970-х годов происходило техническое развитие войск, структура которых полностью сформировалась в 1960-е годы.
  • Мотострелковые полки имели в своем штате инженерно-саперные роты, дивизии и корпуса - инженерно-саперные батальоны, армии и округа - один или несколько инженерно-саперных полков, а также специализированные батальоны или полки - понтонно-мостовые, переправочно-десантные, дорожные, мостостроительные и др.
  • Части инженерных войск также имелись в центральном подчинении. Во второй половине 1970-х расходы на военных инженеров урезались, в результате чего с началом боевых действий в Афганистане Советская армия испытывала проблемы с инженерным обеспечением боя. Положение удалось улучшить, нарастив численность инженерных подразделений в несколько раз.

  • В 1986 году инженерные войска привлекались к ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

После распада СССР дислоцированные на территории России инженерные подразделения вошли в состав ВС РФ.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

Краткий исторический очерк

Часть I

Рождение

В данном очерке будет рассмотрена история инженерных войск только Российской Армии.

Не будем останавливаться на инженерных мероприятиях или как теперь это называется "инженерном обеспечении боя" древнейших времен. Это предмет другой темы.

Первым письменным документом, в котором достаточно подробно и директивно описаны не только инженерные мероприятия обеспечения боя, но и организация, задачи и обязанности чисто инженерных подразделений является "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Автором устава являлся воевода боярин Онисим Михайлов. Издан был этот документ в начале 17 века и являлся основным, а скорее единственным документом, регламентирующим боевую деятельность и организацию русского войска вплоть до издания воинского устава Петра I.

В Уставе Михайлова были определены три типа инженерных подразделений:
*шанцекопы (саперы),
*горокопы (минеры),
*понтонеры;
их место в организационной структуре - в составе артиллерии; численность - на осадную армию численностью 60-80 тыс.человек иметь четыре прапора шанцекопов (четыре отряда саперов), прапор горокопов, прапор понтонеров. Всего численность инженерных подразделений определялась 1800 человек (3% общей численности армии).

Письменных документов, из которых была бы видна деятельность инженерных войск в русском войске до времен Петра I практически не сохранилось, но что они существовали и широко применялись, сомневаться не приходится. Ведь еще при штурме Казани в 1552 году русские минеры, проделав четыре подкопа, подорвали в нескольких местах стены кремля, что предопределило успех штурма.

Во времена создания Российской Армии Петром I уже при первой осаде Нарвы в 1700 году упоминается об использовании минеров. Ряд историков указывает на существование минерной роты в 1702 году. Что примечательно, так это то, что ранее первых упоминаний о самих инженерных подразделениях, появляется упоминание о создании учебного заведения для подготовки военных инженеров. В 1701 году (10 января) Петр I издает указ о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. На рисунке офицер-инженер петровских времен.

Следует отметить, что в те времена (как и ранее) инженерное дело считалось частью артиллерийской науки, и инженерные подразделения длительное время входили в штат артиллерийских частей. Это не случайно, т.к. во-первых, именно артиллерия в первую очередь нуждалась в дорогах, переправах, фортсооружениях, прикрытии позиций минами; во-вторых инженерное дело как и артиллерийское требовало людей грамотных, образованных ("ученых").

Самым ранним документом, касающимся инженерных войск обнаруженным в архивах петровских времен является список чинов минерной роты 1710 года.

В 1712 году Петр I решил упорядочить структуру Русской Армии. Он издает штаты полков (штат - документ, в котором расписывается, сколько и каких подразделений иметь в полку, численность каждого подразделения). По штату артиллерийского полка от 8 февраля 1712 года в нем кроме чисто артиллерийских подразделений имелись минерная рота 75 человек, инженерная команда 35 человек и понтонная команда 36 человек. Примечательно, что инженерные подразделения составляли 14% численности личного состава полка.

В 1713 году Петр I издает ряд указов, требующих от унтер- и обер-офицеров пехоты и кавалерии изучения инженерного дела вплоть до угрозы не производить в следующие чины, тех, кто не сдал экзамен по инженерному искусству.

16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом он создает и Санкт-Петербургскую инженерную школу (в 1719 году), в 1723 году переводит Московскую школу в Санкт-Петербург и объединяет их. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и чтобы подчеркнуть значимость инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск (впрочем, как и артиллеристов) числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии."…Инженерные и минерные офицеры как в рангах, так и в окладах от армейских офицеров выше для того, что они протчих офицеров, кои только одинарною шпагой служат, наукой превосходят… А офицеры армии инженерству искусные, прежде иных до высших чинов производятся…" Следует отметить, что первые учебные заведения для подготовки офицеров пехоты и кавалерии будут созданы лишь в 1731 году.

Становление

С 1724 года начинается медленный процесс отделения инженерных войск от артиллерии. Это диктовалось тем, что в инженерных подразделениях нуждались все больше не только артиллерия, но остальные войска.

В этом году создается инженерный полк и отдельная минерная рота. Рота насчитывала 89 человек. Примечателен штат инженерного полка. В нем были только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры) числом 236 человек. Солдат там не было. Этот полк, собственно, представлял собой резерв специалистов инженерного дела. По необходимости для выполнения конкретной задачи из полка выделялся кондуктор или офицер, ему придавалось необходимое количество солдат, крестьян, местных жителей. Вне численности полка в каждой крепости по штату имелись один или несколько военных инженеров (кондуктор, обер- или штаб-офицер). Также в каждой губернии имелся свой военный инженер. С 1722 года такого военного инженера получил каждый пехотный и кавалерийский полк.

К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации.

Характерным явлением послепетровского времени (впрочем, сие явление характерно и для современности) явилось периодическое то резкое сокращение инженерных войск, то их стремительное наращивание. Сокращение происходило в мирное время, наращивание в военное, и всякий раз Русская Армия (и Красная Армия тоже!) в начальные периоды войн оказывалась в тяжелейшем положении из-за отсутствия должного инженерного обеспечения боя, несла неоправданные потери.

В 1753 году начальником инженерной школы назначается инженер-генерал Ганибал Абрам Петрович (1697-1781) знаменитый "Арап Петра Великого", прадед А.С.Пушкина. В 1760 году из этой школы выпускается инженерным прапорщиком князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который направляется служить в Астраханский полк. Командиром этого полка был в то время полковник А.В.Суворов.

К началу Семилетней войны с Пруссией (1756-1763) в армии имелись только минерная рота 120 человек и понтонная команда 30 человек. Но уже в 1757 году минерная рота была развернута в инженерный полк шестиротного состава численностью 1830 человек, а понтонная команда в понтонную часть численностью 300 человек.

Тогда же инженерные войска кроме шанцевого (лопаты, кирки, пилы, топоры, ломы, пешни), измерительного и простейшего грузоподъемного инструмента получают на вооружение парусиновый понтонный парк (набор элементов для устройства наплавного моста) конструкции капитана Андрея Немого. Этот парк пробыл на вооружении Русской Армии более 150 лет и только 103 года спустя с момента изобретения им вооружили свои инженерные части армии Европы (разумеется, сие было представлено как передовая европейская технология).

После окончания Семилетней войны про инженерные войска вновь забыли, сильно сократили их численность, и только один из грамотнейших в военном деле людей конца 18 века император Павел I счел инженерные войска неотъемлемым элементом современной армии. Он в 1797 году формирует пионерный полк трехбатальонного состава (каждый батальон состоял из трех пионерных (передовых саперных) рот и одной минерной роты).

Ярким примером правильного и успешного применения инженерных войск является штурм Измаила в 1790 году. Суворов приказал организовать тщательную инженерную разведку крепости; приказал саперам недалеко от крепости возвести подобные укрепления, на которых тренировал войска в штурме. Для заваливания рвов перед крепостной стеной саперы заготовили большое количество фашин (пучки хвороста, перевязанные веревками), штурмовых лестниц, возвели полевые укрепления для осадных орудий, прикрыли пути возможных вылазок турок рогатками, волчьими ямами. Саперы же на протяжении нескольких недель каждую ночь освещали крепость осветительными ракетами, имитируя начало штурма, чтобы изнурить гарнизон. В состав штурмовых колонн были включены пионерные подразделения с задачей проделывания проходов в заграждениях турок, подрывания стен. Свои задачи они выполнили успешно и во многом обеспечили успех штурма.

Новый род войск

Сын Павла I император Александр I, получивший стараниями отца хорошее военное образование, продолжил отцовское дело упорядочения армии. Он создает военное министерство, в котором среди других отделов на правах самостоятельных отделов существовали артиллерийская и инженерная экспедиции. Каждая из экспедиций отвечала за свой род войск, его обучение, комплектование, вооружение. Так к 1802 году произошло практически полное отделение инженерных войск от артиллерии. В артиллерийском ведомстве оставались лишь понтонные подразделения. Однако вплоть до 1918 года инженерные войска носили форму, одинаковую с артиллерийской, отличаясь от артиллеристов лишь серебряным цветом металлического прибора обмундирования (против золотого у артиллерии) и эмблемами (скрещенные топоры вместо скрещенных пушек).

Александр I, помня наставления отца и продолжая его дело по совершенствованию армии, наряду с другими мероприятиями к 1803 году разворачивает инженерные войска до двух пионерных полков.

Война 1812 года

Всего к началу войны 1812 года в русской армии имелось в полевых войсках 10 пионерных и минерных рот, несколько понтонных рот. В крепостях находилось еще 14 пионерных и минерных рот. Напомню читателю, что в этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты.

Уже в процессе отхода русских войск с границы инженерные войска во многом способствовали успеху этого маневра. Только мостов они возвели 178, дорог отремонтировали 1920 верст. Они же, отступая последними, сжигали на пути французов мосты, взрывали фугасы на дорогах, разрушали дороги и т.п.

Сам по образованию военный инженер, фельдмаршал Кутузов прекрасно представлял себе, какую роль могут сыграть в боях инженерные подразделения. Вступив в командование русской армией, Кутузов объединяет под единым командованием генерала Ивашова все пионерные роты в двух военных бригадах. В эти бригады включаются как постоянные для работ пехотные роты. Эти бригады сыграли большую роль в повышении устойчивости обороны русской армии на Бородинском поле, соорудив целую систему полевых укреплений. Основные бои разгорелись за овладение Шевардинским редутом, батареей Раевского, Багратионовы флеши. Об эти укрепления весь день Бородинского сражения разбивались атаки наполеоновской пехоты.

Готовя контрнаступление, Кутузов с тем, чтобы повысить подвижность войск приказал Ивашову создать конный инженерный отряд в 600 человек, задачами которого стали: ведение инженерной разведки впереди наступающих войск, исправление дорог, восстановление мостов, отыскание бродов впереди войск, препятствование французам разрушать мосты.

Александр I в декабре 1812 года приказал сформировать Лейб-Гвардии Саперный батальон.

К началу заграничного похода инженерные войска были развернуты в два пионерных и один саперный полки. Таким образом, число инженерных рот было доведено до 40.

Война показала явно недостаточное количество инженерных офицеров и возрастающую роль инженерных войск. Разнобой в системе подготовки военных инженеров прекращается в 1819 году сведением всех инженерных школ в Главное инженерное училище. Это училище размещается в замке императора Павла I, который с этого времени и по наши дни получает наименование Инженерный замок. Училище станет основным учебным заведением инженерных войск на многие десятилетия и пробудет в этом замке вплоть до 1962 года.

Училище стало одновременно учебным заведением двух ступеней подготовки. В кондукторском отделении училищ молодых людей за три года обучали на офицерское звание. Офицерское отделение давало высшее образование офицерам, т.е. явилось предтечей инженерной академии.

Александр I, продолжая упорядочение армии, создавая стройную ее структуру, пришел к выводу о громоздкости инженерных полков, которые все равно в боевой обстановке раздергивались на части для выполнения задач. Он в 1819 году ввел батальонную структуру инженерных войск. Было создано инженерных батальонов по числу армейских корпусов (по одному батальону на корпус). А для того, чтобы в мирное время батальоны (до которых пехотному начальству, в общем-то, не было дела) находились под приглядом, свел их в три инженерные бригады. В 1822 году Александр и понтонные части передает из артиллерийского в инженерное ведомство.

К концу правления императора Александра I численность инженерных войск превышала 21 тыс.человек (2.3% общей численности войск).

И пионерные и саперные роты решали одни и те же задачи, хотя предполагалось, что пионерные роты действуют в боевых порядках войск, а саперные сзади. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как "саперные". Для кавалерийских частей эти части именовались "конно-пионерные дивизионы".

Крымская война

К началу Крымской войны 1853-56 годов в русской армии имелось 9 саперных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона. Основным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя.

В мирное время была допущена серьезная ошибка в создании Севастополя как крепости. Крепостные сооружения не предусматривали штурма крепости с суши. Впрочем, эта же ошибка была допущена и в советское время. Оборонительные сооружения Севастополя стали спешно возводиться с началом войны полевыми инженерными частями. Руководил ими талантливый военный инженер генерал Тотлебен. Созданная им система укреплений оказалась столь совершенна, что об нее разбивались атакующие колонны англичан и французов почти год.

Примечательно, что, когда в 1942 году немцы заняли Севастополь, они взяли под охрану памятник Тотлебену. Оказалось, что его систему укреплений немцы тщательно изучали в своих академиях и приводили ее как доказательство гениальности немецкого ума и превосходства немецкой нации, таланта немецких саперов (Тотлебен по происхождению немец, но родился и вырос в России, окончил Петербургское инженерное училище).

Когда атаки русских укреплений оказались безуспешными англичане и французы решили повести подземно-минную войну. Они стали делать подкопы под русские укрепления. Однако русские саперы и здесь оказались на высоте. Они успешно вели контрминные галереи, копали их быстрее и, используя электрический способ взрывания, срывали попытки противника разрушить наши укрепления. Достаточно сказать, что если противник всего проложил 1280 метров подземных галерей, то русские саперы 6889 метров.

Прародители новых родов войск

Во второй половине 19 века инженерные войска, родившиеся в недрах артиллерии, сами становятся родителем новых родов войск. Развитие науки и техники в 19 веке привело к появлению железных дорог, электрического телеграфа, телефона. Естественно, что армии моментально оценили эти изобретения и стали использовать их в военных целях. Освоение новых технических средств в русской армии было возложено на инженерные войска. Ведь наиболее образованные, технически подкованные офицеры и солдаты были сосредоточены в инженерных войсках, грамотные солдаты тоже (еще в первой половине 18 века было запрещено направлять неграмотных рекрутов в инженерные части). Я не хочу умалить образованности артиллеристов, которая ни в чем не уступала образованности и грамотности саперов, но поскольку артиллеристы были основной огневой силой Русской Армии, то возлагать на них задачи освоения новой техники было нецелесообразно.

В 1870 году в составе инженерных войск появляются железнодорожные подразделения, а с 1876 железнодорожные батальоны. Тогда же формируются 9 военно-походных телеграфных парков. Каждый из них имел 35 километров обычного кабеля и 1 километр подводного. Для подготовки солдат специалистов электротехников создается техническая гальваническая школа. Ее авторитет становится настолько велик, что унтер-офицеров этой школы приглашают читать лекции по электричеству в Санкт-Петербургский университет.

К началу русско-турецкой войны 1877-78 годов Русская Армия располагала на каждый корпус саперным батальоном (три саперные роты и одна телеграфная). В ходе этой войны саперам в наибольшей степени приходилось заниматься горными дорогами, возводить большое количество мостов; обеспечивать телеграфную связь, которую быстро оценило командование русской армии, т.к. оперативность связи создавала явное преимущество нашим войскам.

Применение электроуправляемых фугасов для отражения атак турок при обороне Шипкинского перевала позволило отразить несколько атак войск Сулейман-паши вообще без применения артиллерии и ружейного огня. Саперы же придумали и обучили русские войска в этой войне применению самоокапывания при закреплении позиций, что резко снизило потери от винтовочного огня турок. С этого момента в русской армии были введены малые пехотные лопатки, в обязательное имущество пехотных рот были введены комплекты шанцевого инструмента, а один взвод в пехотной роте должен был обучаться выполнению основных задач инженерного обеспечения боя. Когда перед началом Первой Мировой войны русский военный атташе во Франции граф Игнатьев показал эти лопатки и комплекты шанцевого инструмента французам, то для них это явилось откровением (впрочем как и полевые кухни). Вот вам и передовая европейская армия. Впрочем, французы предпочли потерять тысячи своих солдат от ружейного огня немцев, сидящих в отрытых своими лопатками окопах и потерять тысячи солдат от голода и желудочных болезней, прежде чем принять на вооружение изобретения "варварской" России.

К началу 20 века русская армия имела 30 батальонов, 27 парков и 7 отдельных рот сведенные в 7 саперных бригад. Саперная бригада состояла из 2-3 саперных батальонов, 1-2 понтонных батальонов, 2-3 телеграфных парка, 1 инженерный парк. Парк отличается от батальона тем, что является своего рода подвижным складом инженерного имущества из которого по необходимости создаются инженерные подразделения. К этому времени понтонеры уже отказались от парусинового парка Немого, который считался в Европе лучшим (впрочем, это парк европейцы считали своим изобретением) и получили на вооружение металлический понтонный парк Томиловского (Этот парк состоял на вооружении немецкой армии в 1939-45 годах). Саперы к этому времени получили на вооружение передвижные электростанции, аэростаты. Началось формирование в саперных бригадах воздухоплавательных отрядов.

Инженерное училище выпускало высокообразованных военных инженеров, которые трудились не только в военной области. Достаточно сказать, что из стен училища вышли в разное время гений строительной механики Г.Е.Паукер, выдающийся железнодорожный инженер А.И.Квист, изобретатель электрической лампочки Яблочков, великий русский физиолог И.М.Сеченов, писатели Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, композитор Кюи. В 1855 году из училища офицерское отделение было выделено в первую в России военную академию - Инженерную академию. Именно в ее стенах трудился великий химик Д.И.Менделеев.

С изобретением радио, его первыми оценили военные, т.к. они давно нуждались в повышении оперативности связи. Уже перед началом русско-японской войны в состав саперных батальонов вводятся так называемые искровые роты. Это были первые подразделения радиосвязи.

Развитие воздухоплавания в конце XIX века, когда практическое применение воздушных шаров для аэрофотосъемки показало их применимость для ведения разведки, побудило инженерное ведомство к созданию воздухоплавательных отрядов в Русской Армии. Для ведения фоторазведки воздухоплаватели снабжались аэрофотоаппаратами системы инженера С.Ульянина.

14 декабря 1903 года аэроплан братьев Райт впервые оторвался от земли. В 1911 году итальянцы в войне против Турции применили аэропланы для ведения разведки и бомбардировки турецких объектов. Успешное разрушение с воздуха виадука Альбоно привлекло внимание военных всех стран. В войне балканских стран против Турции в 1912 году над полем боя летали уже десятки аэропланов. Русская Армия в этой войне опробовала своих первых летчиков, наработала опыт применения аэропланов разных типов. Задача освоения новых технических средств ведения войны была также возложена на инженерные войска. Уже в 1912 году под Севастополем действует Качинская авиашкола инженерного ведомства. Следом открывается школа в Гатчине под Санкт-Петербургом и другие.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство.1969г.
3. О.Ласковский.Матерiалы для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть I. Санктпетербургъ. 1858г.
4.О.Ласковский.Матерiалы для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть II. Санктпетербургъ. 1861г.
5.О.Ласковский.Матерiалы для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть III. Санктпетербургъ. 1865г.
6. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. С.-Петербургъ.1896г.
7. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. Часть II. С.-Петербургъ.1887г.
8. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. С.-Петербургъ.1879г.
9. Имянной списокъ всемъ бывшимъ и ныне находящимся в Сухопутномъ Шляхетскомъ Кадетскомъ Корпусе Штабъ- Оберъ-Офицерам и Кадетам. Санктпетербургъ 1761.
10.Инженерыя войска по 15 июля 1901г. Императорская Главная квартира. 1901
11. Историческiй очеркъ военно-учебныхъ заведенiй.Санктпетербургъ. 1880г.
12.М. Максимовский. Историческiй очеркъ Главнаго Инженернаго Училища 1819-1869.Санктпетербургъ. 1869г.
13. А.Волькенштейнъ. Исторiия лейб-гвардiи Сапернаго баталiона 1812-1852 Санктпетербургъ. 1852.
14.Н.Случевскiй Исторiия лейб-гвардiи Сапернаго баталiона 1852-1876 Санктпетербургъ. 1877.
15. Альбом Николаевскаго Инженернаго Училища. 1903г.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 3/2008, стр. 2-5

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Начальник Инженерных войск Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Сердцев Николай Иванович.

Родился 21 апреля 1948 г. в г. Челябинске. Окончил Тюменское военно-инженерное командное училище, Военно-инженерную академию, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Проходил службу в должностях командира инженерно-саперного батальона, командира понтонно-мостового полка, начальника Инженерных войск армии, начальника штаба Инженерных войск Центральной группы войск, начальника Инженерных войск Закавказского военного округа, начальника инженерной службы РВСН.

С апреля 1999 г. - начальник Инженерных войск ВС РФ. За умелое руководство инженерными войсками, личное мужество, проявленное при выполнении воинского долга, награжден орденами «За заслуги перед отечеством» IV степени, «Мужества», «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 111 степени, медалями. Лауреат Государственной премии и Премии Правительства РФ в области науки и техники, кандидат военных наук.

Публикация в журнале «Техника и вооружение» №2/2008 г. репортажа о плановых занятиях Инженерных войск вызвала широкий интерес читателей. Сегодня начальник Инженерных войск ВС РФ генерал-полковник Н.И. Сердцев любезно согласился ответить на вопросы редакции.

- Николай Иванович! Известно, что по кругу и многообразию решаемых задач Инженерные войска в Вооруженных Силах, пожалуй, наиболее «загруженные». Что собой представляют современные Инженерные войска в организационном плане?

Инженерные войска сегодня - это более 300 воинских формирований, в числе которых нужно упомянуть и Нижегородское, и Тюменское высшие военно-инженерные командные училища, Научно-исследовательский институт, четыре межвидовых региональных учебных центра, несколько инженерных и инженерно-саперных бригад, организации инженерно-технического обеспечения.

Основу войск составляют инженерные и инженерно-саперные соединения и воинские части постоянной боевой готовности и сокращенного состава, способные выполнять объемы инженерных задач в мирное время с увеличением нормативных сроков.

Организационно войска состоят из бригад, полков, батальонов, отдельных рот, арсеналов, баз, складов, военно-учебных заведений и входят в состав объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск, Тыла, Технического обеспечения, Внутренних войск МВД, пограничной службы ФСБ, МЧС России. Расчеты специалистов Инженерных войск состоят в спецподразделениях обеспечения общественной безопасности МВД, ФСБ, Таможенной службы и Службы наркоконтроля.

В условиях оптимизации Вооруженных Сил Российской Федерации совершенствование системы управления изменения происходит и в Инженерных войсках. Проводится совершенствование организационно-штатной структуры Инженерных войск для повышения боевого потенциала. К сожалению, с горечью можно сказать, что предложения, несущие оперативные и экономические выгоды в повышении боевых возможностей Видов и Родов войск ВС РФ, не находят понимания у отдельных руководителей из-за узковедомственных интересов.

В чем заключается специфика современных задач, выполняемых Инженерными войсками? Можно ли говорить об изменениях в характере применения Инженерных войск по предназначению в рамках концепции современного боя?

Специфика выполнения задач Инженерными войсками в первую очередь будет заключаться в обеспечении мобильности своих войск и контрмобильности войск агрессора.

В условиях современного боя характер применения Инженерных войск значительно не изменился. Меняются временные параметры и объемы выполнения задач инженерного обеспечения. Анализ операций, проведенных военными контингентами США и их союзниками за последние 10-15 лет, показывает устойчивую тенденцию достижения целей не только и не столько за счет применения живой силы, сколько за счет широкого применения высокоточного оружия по объектам инфраструктуры и жизнеобеспечения. Отсюда на первый план выходят такие задачи, как маскировка, противодействие средствам разведки и поражения, содержание дорог и маршрутов движения, обеспечение маневра, подвоза и эвакуации, защита инженерными средствами существующих мостов, оборудование и содержание наплавных мостов, паромных, десантных переправ, строительство низководных мостов, обеспечение функционирования объектов, имеющих важное значение.

- Что существенного Вы видите в зарубежном опыте применения инженерных войск?

Сравнительный анализ задач инженерного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федера
ции и, скажем, в армии Соединенных Штатов Америки показывает, что в США эти задачи возлагаются на одно государственное структурное подразделение - Корпус военных инженеров, тогда как в России помимо инженерных войск этим занимаются Федеральное агентство Спецстроя, Служба расквартирования и обустройства МО РФ, МЧС, Железнодорожные и Дорожные войска Тыла ВС РФ, войска РХБЗ и инженерно-аэродромные части тыла ВВС.

В США изначально устранены распыление сил и средств, содержание параллельных и дублирующих структур, проблемы подготовки специалистов, организации взаимодействия и размытость ответственности. Этим явно достигается значительная экономия средств, людских ресурсов и оперативность решения задач. Вы только задумайтесь, какая обслуживающая и административная составляющая за всем этим стоит, а еще добавьте систему вузов и учебных центров. Тогда станет ясной цена непонимания и блокирования наших предложений, основанных на кровавом опыте и глубоком изучении новых мировых и государственных реалий.

У нас одни и те же задачи решают несколько ведомств, порождая оперативные, технические, финансовые, административные и другие проблемы.

Полагаем, что задачи инженерного обеспечения, которые в настоящее время решаются различными структурами вооруженной организации государства, должны быть переданы Инженерным войскам. Это необходимо для создания оптимальной, эффективно действующей структуры управления инженерным обеспечением, способной в условиях мирного и военного времени успешно решать весь круг проблем в рамках достаточных и разумных затрат людских, финансовых и экономических ресурсов.

Еще один важный момент - средства, вкладываемые в развитие войск и разработку инженерного вооружения. Возьмите те же США - там 300 млн. долл. выделены только на разработку нового миноискателя. И, кстати говоря, они берут на вооружение тот опыт и те решения, которые были наработаны в нашей стране и которые мы у себя, увы, не реализовали.

- Какие проблемы в развитии отечественных Инженерных войск Вы считаете наиболее острыми?

Характер применения Инженерных войск ВС РФ в период до 2015 г. значительных изменений не претерпит. Повысятся требования к эффективности функционирования системы эксплуатации и войскового ремонта средств инженерного вооружения. Незначительные поставки новых образцов инженерной техники существенно не повлияют на объемы решаемых задач базового инженерного обеспечения. Отрицательное влияние будет оказывать моральное старение и физический износ.

В этой связи главной целью инженерно-технического обеспечения на период до 2015 г. является сохранение парка инженерной техники в готовности к боевому применению, обеспечение требуемого коэффициента технической готовности, в первую очередь соединений и воинских частей постоянной готовности, с поставкой в войсковые ремонтные органы современного технологического и диагностического оборудования, совершенствования системы подготовки специалистов-ремонтников.

А в каком состоянии находится сегодня материальная часть войск? Как идет модернизация и техническое переоснащение Инженерных войск?

Учитывая, что технически Инженерные войска одни из самых всесторонне оснащенных, им приходится находиться в прямой зависимости от состояния вооружения и военной техники. В среднем на каждого военнослужащего приходится от 35 до 90 единиц разнотипной техники, при аналогичном показателе в других видах и родах войск 6-8 единиц. Номенклатура средств инженерного вооружения составляет порядка 2000 наименований, включая инженерную технику, инженерные боеприпасы и инженерное имущество.

В целом состояние средств инженерного вооружения позволяет обеспечить выполнение задач, стоящих перед войсками. Однако сравнение отечественного вооружения с зарубежными аналогами показывает, что мы имеем преимущество по средствам преодоления водных преград, находимся на паритетном уровне по средствам механизации земляных работ, фортификационным сооружениям и средствам полевого водообеспечения, но по другим у нас наметилось отставание.

Так уж получается, что о проблемах Инженерных войск вспоминают в период войн, а в мирное время их как бы отодвигают на задний план. Война за это наказывает. Сейчас выполняется целый ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях повышения эффективности инженерного вооружения, сокращения их номенклатуры, ликвидации отставания от зарубежных аналогов.

Одним из важных направлений в работе войск является поддержание инженерной техники в боеготовом состоянии. Этому способствует улучшение в последние годы финансирования Инженерных войск ВС РФ. Выделение ассигнований на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт инженерной техники в 2008 г. увеличилось. Это позволит нам поддержать боевую и техническую готовность подразделений и вооружения.

Какие приоритетные направления разработок в области военной техники для Инженерных войск ставятся перед оборонно-промышленным комплексом?

В проведении НИОКР основное внимание уделено модернизации и разработке средств, вызывающих наибольшие трудности при выполнении инженерных задач: разведки, преодоления минно-взрывных заграждений, подготовки и содержания дорог и путей, противодействия системам разведки и наведения оружия, скрытия войск и объектов, защиты людей, поддержания устойчивости обороны с нанесением поражения наступающей стороне.


Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3.

Основные усилия направлены на завершение ведущихся работ. В частности, продолжается создание комплекса средств инженерной разведки многоцелевого назначения с автоматизированной обработкой информации, обеспечивающего обнаружение всех типов минно-взрывных заграждений в любых грунтах и при любых погодных условиях, противовертолет-ной мины, мостового механизированного комплекса и ряда других средств.

Стоит отметить, например, появление таких новых средств, как бронированная дорожная машина разминирования (ДМР), созданная на колесном шасси. ДМР будет использоваться в глубине обороны и в тылу для обеспечения передвижений войск, а более дорогостоящие BMP на танковом шасси будут применяться в боевых порядках на переднем крае. Кроме увеличения скорости работ это позволит значительно сократить расходы. Кабина и силовая установка ДМР защищены броней, она оборудована дополнительными устройствами амортизации, что обеспечивает безопасность расчета при подрыве фугасов. Вынесенный вперед на 10 метров нагруженный трал при подрыве фугаса не допускает жесткого удара по машине, оснащаемой также широкополосным миноискателем, системой противодействия минам с радиовзрывателем, приспособлениями для разрушения проводных линий управления и обозначения проходов. В 2008 г. мы закупаем первые серийные машины, потребность в них значительна.

Инженерные войска получат модернизированную боевую машину разминирования БМР-ЗМ и машину обеспечения разминирования (МОР).

МОР имеет кузов, защищенную кабину; подлежащий уничтожению боеприпас укладывается в кузов при помощи дистанционно управляемой крановой установки. Разработаны также дистанционные средства разминирования и миноискатели на новых физических принципах, а также устройства, позволяющие ликвидировать или полностью блокировать любые радиоуправляемые взрывные устройства.

Как сейчас организована подготовка специалистов инженерных войск? Какие военные учебные заведения осуществляют их подготовку?

Уровень подготовки специалистов для Инженерных войск имеет особое значение. В действиях инженерных частей и подразделений не может быть шаблона. Не бывает двух одинаковых разминирований, не бывает двух одинаковых переправ даже на одной реке, даже двух одинаковых источников водообеспечения. Не зря военных инженеров когда-то на Руси называли «розмыслами».

В настоящее время осуществляется подготовка:

Офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой - в Военном институте (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (срок обучения 2 года);

Офицеров с полной военно-специальной подготовкой - в Нижегородском и Тюменском высших военно-инженерных командных училищах и в военном учебном центре при Уральском государственном техническом университете (срок обучения 5 лет).

Кроме того, подготовка офицеров запаса по военно-учетным специальностям Инженерных войск осуществляется на военных кафедрах Московского государственного строительного университета, Государственного университета по землеустройству (г. Москва), Южно-Российского (г. Новочеркасск) и Уральского (г. Екатеринбург) государственных технических университетов и Сибирского автодорожного института (г. Омск).

Подготовку младших специалистов ведут межвидовые учебные центры. В каждом периоде обучения войска получают более 3000 военнослужащих, что обеспечивает их потребность.

В целях организации ведения противоминной борьбы и выполнения задач по разминированию в мирное время функционирует учебный центр, в котором ежегодно готовится 150 офицеров по специальностям «Очистка местности и объектов от взрывоопасных предметов (разминирование)» и «Минно-розыскная служба». При этом конечно, учитывался весь боевой опыт, полученный нашими войсками во всех войнах и локальных конфликтах. Собран своего рода «золотой фонд» опыта разминирования, который изучается военнослужащими.

- И этим специалистам постоянно находится работа даже вне так называемых «горячих точек».

- Могу сказать, что в 2007 г. саперы 1210 раз выезжали по заявкам населения и местных органов власти для выполнения задач по очистке территории от взрывоопасных предметов, в том числе оставшихся со времен Великой Отечественной войны, и за это время было уничтожено 759 тыс. боеприпасов. Из них в Чечне ликвидировали порядка 30 тыс. взрывоопасных предметов. При этом потерь при выполнении задач по разминированию в 2007 г. не было.

Разумеется, Инженерные войска могли бы участвовать и в международном сотрудничестве по вопросам гуманитарного разминирования. Но нас не хотят приглашать, хотя опыт воспринимают весьма заинтересованно.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современная служба Инженерных войск далеко не исчерпывается минной и противоминной борьбой, она связана с повседневной тяжелой деятельностью, требующей высокой профессиональной квалификации.

Материал подготовлен совместно

со службой информации

и общественных связей

Сухопутных войск.

Инженерные войска

Что это такое?

Часть 1

Все хорошо знают такие рода войск как пехота (мотострелки), танковые войска, артиллерия, авиация, разведка. Все хорошо знают что они делают на поле боя, для чего предназначены. Не вызывает затруднений вопрос о предназначении войск связи, легко догадаться чем занимаются химические войска, железнодорожные войска.

Среди всего этого многообразия как-то совсем затерялся такой род войск, как инженерные войска. Если военные (я имею в виду тех, кто служит в боевых частях) еще более или менее знакомы с задачами инженерных войск, то люди гражданские на вопрос - Что такое инженерные войска? - часто недоуменно пожимают плечами. В лучшем случае после некоторого раздумья неуверенно скажут - саперы. Бесполезно спрашивать о роли и предназначении инженерных войск. Очень часто инженерные войска путают со строительными частями, тем более, что солдаты и офицеры доблестных строительных частей, почему то, стыдясь своей принадлежности к племени строителей, частенько носят вместо своих родных эмблем эмблемы инженерных войск.

Между тем инженерные войска весьма примечательный род войск. Прежде всего, следует знать, что инженерные войска - это войска переднего края. Они идут в бой одновременно с мотострелками и танкистами, а часто и раньше них. Не случайно в петровской Табели о рангах офицеры инженерных войск стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.

Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска (!). И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.

Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий (!). По одной саперной армии на каждый фронт. А кто вспомнит, что в 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но и для инженерных войск?

Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя (!).

Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что сами инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.

Инженерные войска единственный род войск, для которого война не кончается никогда. Когда автор работал над этой статьей, из Калининграда пришло известие - снова обнаружен в земле склад немецких снарядов времен войны. И снова саперы Балтийского флота идут в бой с фашистской смертью. А ведь последние залпы этой войны отгремели пятьдесят пять лет назад. Да что эта война. Саперы сегодня встречаются еще с гражданской и даже с Первой Мировой войной.

Итак, что же такое инженерные войска, в чем их предназначение, какие задачи они решают?

Коротко - Инженерные войска предназначены для решения задач инженерного обеспечения боя.

Что входит в понятие "инженерное обеспечение боя"?

Боевой Устав Сухопутных Войск ВС СССР трактует это понятие так:

"Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

Инженерное обеспечение включает в себя:

Инженерную разведку противника, местности и объектов;

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;

Установка и содержание ядерных мин и фугасов;

Уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

Устройство проходов через препятствия;

Разминирование местности и объектов;

Подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.

Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами".

Эта выдержка из Боевого Устава дает возможность понять, что инженерные войска отнюдь не имеют никакого отношения к "стройбатам", к строительству.

Рассмотрим несколько подробнее задачи инженерных войск.

Инженерная разведка противника и местности.

Общеизвестно выражение "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт - одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан. Велингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец "глупо" оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

В общем, местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска окажутся разбитыми.

Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи. Инженерная разведка обязана обнаружить эти мероприятия противника, спрогнозировать действия противника.

Способы ведения инженерной разведки зависят от того вида боя или маневра, который предстоит провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могут организовываться инженерные наблюдательные посты (ИНП), инженерные разведывательные дозоры (ИРД), посты фотографирования (ПФ), инженерные разведывательные группы (ИРГ), группы глубинной разведки (ГГР), вертолетные дозоры (ВД), посты радиолокационного наблюдения (ПРН).

Обычно эти посты и группы создают инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагаются на обычные разведпосты и группы. Для этого в состав постов и групп включаются солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.

Невозможно описать в краткой статье всю сложность и многообразие задач инженерной разведки, сложность их решения. Очень простенький (детский) пример - на пути наступления нашего танкового полка лежит ровное зеленое поле. Командира полка интересует - пройдут ли там танки. Инженерная разведка обязана дать точный и однозначный ответ - да или нет. Ведь под зеленым ковром травы могут таиться противотанковые мины или непроходимое болото. Что произойдет, если разведка ошибется, предугадать несложно. А вот как разведать, если это поле под прицелом многочисленных снайперов и пулеметчиков врага, минометным и артиллерийским огнем? Саперы проявляют изобретательность, рискуют своими жизнями, несут потери и, наконец, дают точный ответ. Саперы же под огнем противника проделывают проходы среди вражеских мин, настилают гать через болото. Полк добивается успеха. Вся слава танкистам. Ведь они выиграли бой. А что же саперы? Про них снова забыли, хотя своим успехом полк в значительной мере обязан им. Впрочем, и неуспех тоже можно списать на саперов.

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления.

Фортификационное оборудование является одним из важнейших элементов инженерного обеспечения боя. Сюда входят отрывка окопов для стрелков, боевой техники, оборудование укрытий для техники, укрытий для личного состава, ходов сообщения (траншей), оборудование наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов.

Значительную часть работ по фортификационному оборудованию выполняет личный состав мотострелковых (танковых) подразделений, подразделений других войск. Роль даже простейших фортсооружений в достижении победы в бою очень велика. Достаточно сказать, что потери от огня противника укрытой пехоты по сравнению с неукрытой в 4-6 раз ниже, а от ядерного оружия в 10-15 раз.

Работы по фортоборудованию начинаются сразу после занятия подразделением данного района и организации системы огня. Они продолжаются все время, пока подразделение занимает этот район. Эти работы очень трудоемки и занимают много времени. Достаточно сказать, что даже отрывка окопа автоматчика для стрельбы лежа занимает от 25 до 40 минут. Для отрывки окопа для танка требуется переместить до 28 куб.м. земли. Если учесть, что танковый экипаж состоит из трех человек, то каждый из танкистов должен переместить 9 куб.м. грунта. Один человек за час, работая в среднем грунте, может переместить до 1 кубометра. Значит, на отрывку окопа для танка вручную потребуется от 10 до 30 часов. Но это того стоит. Танк в окопе успешно расправляется с тремя- четырьмя наступающими танками противника.

В ряде случаев (поспешное занятие обороны, близость подходящего противника и т.п.) времени для этого не имеется. Для сокращения времени фортоборудования позиций привлекаются инженерные войска. Так, инженерно-саперная рота танкового полка для этих целей располагает девятью БТУ (бульдозерное оборудование, навешиваемое на танк), т.е. по одному БТУ на танковую роту. Это оборудование позволяет отрыть один танковый окоп за 30 минут (плюс еще 5 человеко-часов работы лопатами). Кроме того, в инженерно-саперной роте для отрывки траншей, котлованов под блиндажи, убежища, укрытия для техники имеется машина ПЗМ (полковая землеройная машина). Она отрывает траншею со скоростью до 300 метров за час, при отрывке котлованов ее производительность 150 куб.м. в час (для сравнения - экскаватор только 40). Возможности инженерно-саперного батальона дивизии намного выше. Кроме того, фронт обычно располагает одним-тремя специализированными батальонами фортоборудования. Там в частности имеются машины типа БТМ, которые отрывают траншею со скоростью до 900 метров в час; МДК, которые окоп для танка отрывают за 8-10 минут.

Следует дать некоторые пояснения по военно-инженерной терминологии. Дело в том, что очень во многих публикациях, фильмах широко распространены ошибочные названия.

То, что все называют "саперной лопаткой" правильно называется "малая пехотная лопата", сокращенно МПЛ. Саперной лопатой называют большую, нормального размера лопату.

Окопом называется открытое земляное сооружение для ведения огня. Окоп бывает для стрелка, пулемета, гранатомета, миномета, орудия, танка, боевой машины пехоты (БМП), бронетранспортера(БТР), зенитной установки и т.п. Словом для всего, что может стрелять. Очень часто окоп для танка ошибочно называют капониром. Это совершенно неправильно. Это слово пришло в литературу из времен фортов и крепостей. Капонир - это бетонированное или кирпичное сооружение, примыкающее к крепостной стене и предназначенное для ведения огня вдоль стен крепости для уничтожения прорвавшихся непосредственно к стенам солдат противника. Если капонир позволяет вести огонь не в две стороны, а в одну, то он называется полукапонир.

Для не стреляющей техники (автомобили, машины связи, полевые кухни, санитарный транспорт и т.п.), личного состава сооружаются укрытия. Их отличие от окопов в том, что из них невозможно вести огонь. В ряде случаев и для стреляющей техники могут отрываться укрытия. Так, укрытие для танка отличается от окопа для танка только своей глубиной (танк скрывается в укрытии полностью на всю свою высоту).

Для укрытия личного состава также сооружаются различные укрытия. Но, если все укрытия для техники так и именуются "укрытие", то для личного состава их названия различаются.

Щель используется для укрытия мотострелкового отделения (и для других мелких подразделений). Внешне она похожа на короткий отрезок траншеи. Щель может быть открытой и перекрытой (накрыта сверху тонкими бревнами (накатником) и присыпана слоем земли в 30-60см). Щель должна вмещать не менее 1/3 личного состава отделения.

Блиндаж представляет собой полностью заглубленное, засыпанное землей сооружение из бревен, щитов, или элементов волнистого железа. Блиндаж накрывается сверху одним или несколькими рядами накатника и засыпается слоем земли не менее 1м.20см. Внутри оборудуются нары для отдыха личного состава, устанавливается обогревательная печь, может быть проведено электричество. Очень часто блиндаж ошибочно называют землянкой. Это в корне неверно. Землянки, в отличие от блиндажей, являются поверхностным сооружением, устраиваются в тыловых районах; они не предназначены для укрытия личного состава от огня противника. Землянки предназначаются для длительного проживания личного состава и представляют собой нечто вроде больших шалашей из бревен, покрытых толстым слоем дерна. Землянки могут иметь емкость до 100 и даже 200 человек, в то время как блиндаж вмещает до 13 человек. По нормам оборудуется один блиндаж на взвод и должен вмещать 1/3 численности взвода. Блиндаж не предназначен для ведения огня. Сооружения похожие на блиндаж, но оборудованные одной или несколькими амбразурами называются ДЗОТ (дерево-земляная огневая точка) или ДЗОС (дерево-земляное огневое сооружение). Такое же сооружение, но из бетона называется ДОТ (долговременная огневая точка) или ДОС (долговременное огневое сооружение).

Убежище похоже на блиндаж, но больше по размеру, опускается в землю глубже, чем блиндаж, имеет более толстый защитный слой земли и полностью герметизировано. Т.е. внутрь убежища не могут проникнуть отравляющие вещества, зажигательные средства. Убежище оборудуется фильтро-вентилляционной установкой; в убежище можно находиться в отравленной зоне, зоне радиоактивного заражения, не надевая противогазов. Убежище оборудуется одно на роту и должно вмещать не менее 1/3 личного состава роты.

Инженерные войска для обеспечения возможности быстрого устройства укрытий для личного состава располагают не только землеройной техникой, но и готовыми наборами элементов блиндажей и убежищ, а также лесопильными и лесообрабатывающими инструментами для работы на переднем крае или вблизи него. Также они располагают средствами и возможностями для устройства этих укрытий и окопов непосредственно под огнем противника. Например, окопный заряд (ОЗ) позволяет в помощью направленного взрыва за 2-3 минуты отрыть взрывным способом окоп для стрелка для стрельбы стоя (глубиной 1м.10см.).

Кроме окопов и укрытий в районе обороны мотострелков и танкистов, артиллерии сооружается большое количество других сооружений. Это, прежде всего наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, которые отличаются от укрытий и окопов незначительно (так укрытый наблюдательный пункт представляет собой блиндаж с установленным внутри перископом; открытый КНП командира полка - это участок траншеи с ячейками для офицеров штаба, несколькими укрытиями для радиостанций, одним убежищем).

Ходы сообщений - это траншеи, соединяющие между собой окопы подразделений или траншеи, ведущие в тыл (для выноса раненых, доставки боеприпасов, пищи, пополнения). Также в районе обороны сооружаются укрытия для раненых, для медицинских пунктов, средств связи, пунктов водоснабжения, полевых складов, пунктов питания и т.п.

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений. Установка и содержание ядерных мин и фугасов.

Устройство и содержание инженерных заграждений является одной из основных задач инженерных войск. С этой частью боевой деятельности инженерных войск все в некоторой степени знакомы. Прежде всего, это установка минных полей. Минные поля играют очень существенную роль в прикрытии позиций войск от атак противника. Многолетний опыт ведения войн показывает, что минная опасность может очень значительно влиять на действия противника. Мины не столь много наносят реального вреда противнику, сколько влияют на психику личного состава. Опыт показывает, что достаточно подрыва на минах двух-трех танков, чтобы полностью сорвать атаку танковой роты. Опыт войны в Афганистане свидетельствует о том, что было достаточно подрыва на мине одной машины на дороге для того, чтобы скорость движения колонны наших войск снизилась до 1-2 километров в час. Тогда скорость движения определялась способностью саперов проверять дорогу на наличие мин. В боевых уставах ряда стран существует термин "минная война". Массовое применение мин способно едва ли не полностью парализовать любую боевую деятельность войск противника на той или иной территории.

В настоящее время минная опасность усиливается тем, что развитие техники и электроники позволяет создавать едва ли не разумные мины. Это реальность, что мина не реагирует на солдата своей армии, мирного жителя, но моментально срабатывает при приближении солдата противника и взрывается в самый выгодный момент. Кроме того, на сегодняшний день нет ни единого достаточно надежного способа обнаружения мин, и даже при обнаружении мины нет способов их надежного обезвреживания. Мины могут иметь датчики распознающие - цель это или минный трал, могут распознавать значимость цели, могут иметь прибор кратности (пропустить определенное количество целей и под следующей взорваться). Мины могут по радиосигналу переводиться в боевое или безопасное положение, или самоликвидироваться. Для установки минных полей или отдельных мин совсем не обязательно присутствие сапера на месте установки. Мины можно ставить дистанционно (забрасывать даже не территорию противника с помощью артиллерии или авиации). Минами можно в очень короткие сроки прикрыть очень большие участки фронта. Если в начале шестидесятых годов саперная рота за ночь могла установить один километр минного поля, то сейчас за час до 10-15 километров.

В недавнем прошлом саперам для установки мин перед своим передним краем приходилось по ночам выползать на нейтральную полосу и под обстрелом противника устанавливать мины. Сейчас частично можно этого избежать за счет систем дистанционного минирования. Однако эти системы устанавливают мины на грунт, что позволяет противнику часто обнаруживать и уничтожать мины.

Минные поля необходимо не только устанавливать, но и содержать. В содержание минного поля входит контроль за его состоянием, установка новых мин взамен взорвавшихся, защита поля от его разминирования противником, ограждение поля знаками с тем, чтобы на минах не подорвались свои машины или личный состав, своевременное снятие этих знаков, перевод минного поля в боевое или безопасное состояние (если данное минное поле установлено как управляемое), открытие и закрытие проходов в минном поле, пропуск своих войск через проходы.

Некоторые минные поля мотострелки или танкисты могут устанавливать сами, но этот вид боевых действий слишком специфичен, требует особых знаний и поэтому минными полями, как правило, занимаются только инженерные войска. Для выполнения этой задачи инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имеет саперный взвод, на вооружении которого имеется три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КАМАЗ. Взвод в состоянии за 15-20 минут установить противотанковое минное поле длиной в один километр. На вооружении инженерных войск имеются мины противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов), мины-ловушки, мины-сюрпризы.

Особым видом инженерных мин являются ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имеются носимые ядерные фугасы весом около 60кг. и мощностью от 500т. до 2 тыс.т. тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решаются уже не тактические, а крупные оперативно-стратегические задачи. С их помощью создаются сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожаются очень крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

Однако минами не ограничивается боевое применение инженерных войск. Инженерные войска сооружают и невзрывные заграждения (колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления), производят различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушение дорог, мостов, завалы на дорогах); разрушают инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы). Для выполнения этих задач инженерные войска располагают различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов).

Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений спецназа является именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывает и удерживает несколько часов важный мост для того, чтобы саперы могли взорвать его. Кстати, чтобы взорвать двухпролетный железнодорожный мост требуется работа саперного взвода в течение 8-10 часов и 500-700 кг. взрывчатки. Маленькой мины в дамской сумочке явно недостаточно, как это любят показывать в фильмах.

Попутно хочу пояснить, что "пластиковая взрывчатка", "пластичная взрывчатка", "пластиковая мина", "пластик" совсем не то, что рассказывают досужие журналисты. Они наделяют эту взрывчатку прямо какими-то невероятными свойствами и качествами. Правильно она называется "пластичное взрывчатое вещество". Сокращенно саперы ее именуют "пластит". Что у нас, что у нашего противника отличие пластита от обычной взрывчатки состоит лишь в удобстве применения. Собственно, пластит это обычный гексоген, смешанный с пластичными веществами (воск, парафин, каучук и т.п.). Благодаря пластификаторам взрывчатка приобретает консистенцию пластилина или зубной пасты. Из нее очень легко и удобно делать заряды любого размера, массы, формы; легко наполнить взрывчаткой любую емкость (банку, бутылку, бидон, канистру и т.п.), пространство (замочная скважина, щель и т.п.). Во всем остальном это взрывчатка нормальной мощности (как у тротила). Выпускается она под маркировкой "Пластит-4", "ПВВ", "С-3", "С-4", "С-5" и другими.

Хочу предупредить, что изготовление взрывчатки в домашних условиях чревато гибелью самих "пиротехников", т.к. изготовление ВВ требует специальных технологий, знаний, оборудования, особого соблюдения мер безопасности. Как правило, домашняя взрывчатка ненадежна в применении, опасна в обращении, обещает массу неприятностей от правоохранительных органов. Любителям взрывать советую поступить в саперы. Там вы досыта навзрываетесь. Навзрываетесь до тошноты. И стране польза и вам удовольствие.

21 января на территории нашей страны каждый год отмечaется Дeнь инженeрных войск РФ и Беларуси.

Создание инженерных войск произошло не сразу в регулярных войсках армии, а только в процессе необходимости проведения инженерных мероприятий, которые связаны с военными действиями. В России история этих войск начинается с Петра I, он уделял огромное внимание формированию регулярной армии в государстве, а также инженерно-военному делу. Так, по Указу Императора от 21 января в 1701г. была создана в Москве Школа пушкарского приказа, где обучали военных профессионалов по инженерному делу. Поэтому датой празднования принято считать 21 января, согласно Укaзу Президeнта РФ от 18.09.1996г.

Инженерные войска во все времена своего существования принимали активное участие во всех битвах и войнах, а также работали в конфликтных зонах. Особенный вклад бойцы внесли во времена Великой Отeчествeнной вoйны (1941-1945гг.). За подвиги во славу Отечества более ста тысяч человек были награждены и Герой России, а также орденами и медалями.

Они должны были обеспечивать боевые действия пехоты артиллерий и кавалерий, вести крепостное строительство, выполнять инженерные задачи при осаде и обороне крепостей и городов, также они вели минную войну, прокладывали пути и осуществляли переправы, проводили линии связи. В войсках работали саперы, понтонеры, минеры, электрики, летчики, военные железнодорожники и связисты.

Основой инженерных войск являются инженерно-саперные батальоны c понтонно-мостовыми батальонами, бригады и дивизии постоянной готовности.

Состав инженерных войск полон учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и учебными центрами, специальными инженерными бригадами, которые уничтожают последствия авaрии, катaстрофы или стихийнoго бeдствия, воинскими организациями и частями техобеспечения.

Это количество войск должно обеспечить исполнение задач в мирное время.

Служащие инженерных войск - это люди, которые полны героизма, самоотверженности, принципиальности, организованности, дисциплинированности и инициативности, проявляющие свои мужественные качества. В их работе всегда присутствует риск своей жизнью, так как в бой они идут в первых рядах.

Инженерные войска: краткая историческая справка

Пройдясь по страницам истории, оказывается, что в армии древнего Египта были специальные войска, которые занимались разного рода инженерными заданиями. Древняя Греция, Рим и Карфаген в боевых действиях изначально для инженерных работ применяли рабов, а потом уже спецотряды бойцов.

1000 лет до н.э. ассирийское войско имело землекопные отряды, которые должны были прокладывать дорогу, наводить мосты, сооружать лагерь и подводить подкопы, воздвигать искусственную насыпь или холм, чтобы взять стены побежденных городов.

І-ІІ вв. в армии Древнего Рима, чтобы закрепить завоеванные территории, выстраивались сооружения для обороны вдоль государственной границы. Они получили название «римские валы». Сначала эти валы сооружали военные, а потом большую часть работ начали выполнять рабы.

Истoрия инженeрных вoйск Рoссийской Империи начинается с 1701г., когда указом ПетраI в войске была утверждена первая инженерная школа, а в 1702г. были сформированы первые минёрные подразделения, в состав которых входили только выпускники этой школы.

Военное дело развивалось и увеличивалось количество подразделений в инженерных войсках. Первый полк был создан в 1797г., его составляли две роты минеров, две роты саперов и две роты мастеров.

Инженерные войска внесли вклад в Отечественную войну (1812г.), в русско-японскую войну (1904-1905гг.), в Мировую войну (1941-1945гг.), участвовали в защите Севастополя (1854-1855гг.). После каждой войны инженерные войска занимались разминированием территории, обезвреживанием огромнейшего числа целых снарядов и бомб, восстановлением и строительством мостов, дорог, железнодорожного полотна, расчищали русла рек для судоходства, обеспечивали жителей и промышленные предприятия электроэнергией и водой. Большинство инженерных частей перешли в систему военно-строительных отрядов, что создало неверное мнение об инженерных и строительных войсках - это одно и то же.

Инженерные войска РФ также обеспечивали боевые действия войск России в Афганистане, участвовали в урегулировании конфликтов в Таджикистане, в Приднестровье (Молдова), в Северной Осетии с Абхазией, проводили миротворческие операции в Боснии с Герцеговиной и Косово, обеспечивали расположение сил Федерации в Чечне, тем самым проявили мужество, профессиональную подготовку и высокий патриотический воинский долг.День инженерных войск РФ

17 марта 2002г. Святейший Патриарх Мoсковский и всея Руси Алексий II огласил Небесного покровителя инжeнерных вoйск Рoссии - это Святой благоверный князь Даниил Московский, что являлось для Русской православной церкви принятием и почитанием отличий инженерных войск.

Многие известные ученые, изобретатели и композиторы, великие полководцы и военачальники проходили службу в инженерных войсках. Огромнейшую численность Героев России в Вооруженных Силах РФ составляют инженерные войска, что показывает их верность, мужественность и самоотдачу своей Родине.