Легальность политической власти. Легальность и легитимность власти, ее функции

легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

Термин «легитимность » иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти . Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

9. Уровни и степени политической активности. Понятие правящей элиты и контрэлиты

Политическая активность - форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.

Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.

Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.

Политическое поведение (участие) - это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.

Существует два вида участия:

    участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;

    участие с высокой вовлеченностью , которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.

В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие - это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. Мобилизованное участие - это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.

Политическая деятельность - это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, - элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели.

Эли́та (отлат.eligo ,англ.фр.élite - избранный, лучший ) - всоциологиииполитологии- совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Контрэли́та -оппозиционнаяпо отношению к правящей политическойэлитечасть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой ;субъектполитики, который действует достаточно организовано (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности. В качестве основных источников легитимности , как правило, рассматриваются три субъекта: 1) население , 2) правительство, 3) внешнеполитические структуры.

1. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения , является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти.

2. Легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание положительно оценивать деятельность правящего режима. Такая легитимность непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Зачастую подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией , позволяющей в конечном счете считать любое законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти.

3. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства. Например, институт президента в Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признавали Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения.

Таким образом, в целом- легитимностьозначает признание населением данной власти, её права управлять . Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Легальность властиюридическое обоснование, юридическое существование власти, её законность, соответствие правовым нормам . Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Типология легитимности , пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: а) традиция, б) харизма, в) легальность. В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

1. Традиционная легитимность. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. М.Вебер считал, что полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования . Харизма означает особый дар, призвание, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао дзе Дуна, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание какими-то особыми качествами вождя, сколько признание её со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм , характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе – главе клана. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей.

3. Легальная или рационально-правовая легитимность. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

Современная белорусская государственность является режимом харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции между государственными органами и ветвями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнорирование – все это свидетельствует о том, что рационально-правовой способ легитимации власти только формируется.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер.

· Возможно появление этнической легитимности , то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии.

· «согласие под угрозой насилия» , когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности;

· легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

· прагматическая поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

· нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;

· идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами.

· патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

В последнее время в СМИ то и дело звучат рассуждения на тему законности и легитимности Киевской директории. При этом люди, изображающие из себя известных профессиа́налов-политологов, зачастую путают понятия, блуждают в элементарных вещах, о которых мне, к слову, рассказывали ещё в средней школе на уроках обществоведения. Тем, кто не воспринимает большое количество букв, рекомендую сразу читать последний абзац.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей.

Легитимность (от лат. legitimus) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Легальность (от лат. legalis) - законность, сообразность с законом.

Управление людьми с помощью легитимности
Проще всего рассмотреть механизм управления людьми с помощью легитимности на примере Крыма.

Давайте для начала разберем факты.
Россия оккупировала Крым, введя туда свои войска.
После этого парламент Крыма проголосовал за присоединение полуострова к России на правах субъекта.

Вот, казалось бы, зачем при этом проводить ещё и референдум?
Предположим, люди на референдуме проголосовали бы за то, чтобы остаться в составе Украины, и что?
Что, "вежливые люди" спокойно ушли бы в Россию, а парламент Крыма в полном составе добровольно отправился бы в киевские застенки на расправу Правого Сектора?

Задумайтесь: по факту, решение о присоединении Крыма к России принималось в Кремле, причём достаточно давно.
Для этого нужно было - просчитать варианты, подготовить армию, переодеть солдат, снять российские нашивки у "самообороны Крыма".
В конце-концов, завезти в Крым достаточное количество "вежливых людей", обеспечить их транспортом, питанием, горючим, оружием, поставить задачу - какие украинские военные части будут блокироваться, как они будут блокироваться, как маскировать переброску войск от наших злейших друзей из НАТО и т.д. и т.п.

Мало того, парламент Крыма проголосовал до проведения референдума, о присоединении к Россией. Уже даже они ничего не решали, поскольку российская армия в этот момент УЖЕ находилась в Крыму и уходить явно не собиралась. Но, тем не менее, власти провели общекрымский референдум, на котором за вхождение Крыма в состав России проголосовало 97,47% принявших в нём участие. Причём ещё ДО проведения референдума власти Крыма честно говорили, что референдум ничего не решает, поскольку решение УЖЕ принято, но, дескать, если люди не поддержат парламент, то парламент Крыма уйдёт в отставку. То есть, по факту, референдум был не о присоединении к России, а о том, распускать ли крымский парламент.

Но спросите сейчас любого человека в Крыму - он вам с пеной у рта будет говорить о том, что именно ОНИ решили войти в состав России, что это ИХ воля и ИХ желание. Хотя совсем недавно их реальным желанием было - избавиться от коррумпированной власти Януковича, плюс - была усталость от безумных западенцев в Киеве и страх перед Правым Сектором. И вот эти чаянья народа и трансформировали в желание присоединения к России, дав людям надежду решить все их проблемы махом.

Вот пример вам из серии
"Чудеса мироздания",
Где первична материя,
А вторично сознание. ©

Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» - это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально.

«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.

Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.



В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.

И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.


Заключение

Анализируя данную тему, можно сделать вывод, что легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности; традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание; структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя; политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Подводя итоги данной работы, можно доложить, что цель данной работы - разобраться с легитимностью и легальностью политической власти - достигнута.

Задачи, поставленные в этой работе выполнены:

1. Уточнены понятие и типы легитимности власти.

2. Понятия легитимность и легальность власти стали понятны.


Список литературы:

1. Вебер, М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 642 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология / К.С. Гаджиев – М: Логос, 2001. – 488 с.

3. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А. А. Дегтярев. – М. : Высшая школа, 1998. – 239 с.

4. Соловьев, А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 559 с.

5. Held, D. Models of Democracy / D. Held. – Stanford, 1990. – Р. 56.


Соловьев А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 350.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения. М. 1990. С. 31.

См. : Held D. Models of Democracy. Stanford, 1990.

Гаджиев К. С. Политология. М. : Логос, 2001. С. 146.

Дегтярев А. А. Основы политической теории. М. : Высшая школа, 1998. С.226.

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.