Понятие, признаки ,виды, функции социальных институтов
Английский философ и социолог Герберт Спенсер первым ввел в социологию понятие социального института и определил его как устойчивую структуру социальных действий. Он выделилшесть типов социальных институтов : промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Главным назначением социальных институтов он считал обеспечение потребностей членов общества.
Закрепление и организация отношений, складывающихся в процессе удовлетворения потребностей как общества, так и индивида, осуществляются путем создания системы стандартных образцов на основе общеразделяемой системы ценностей - общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и др. Они устанавливают правила поведения индивидов в процессе их взаимодействия, воплощаясь в социальные роли. В соответствии с этим американский социолог Нейл Смелзер называет социальным институтом «совокупность ролей и статусов, предназначенную для удовлетворения определенной социальной потребности»
Кроме того, с целью обеспечения выполнения этих правил необходимо сформировать систему санкций, устанавливающих, как должен вести себя человек в той или иной ситуации. Соответствующая стандартам деятельность людей поощряется, а поведение, отклоняющееся от них, подавляется. Таким образом, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.»
Поскольку социальный институт обладает устойчивой ценностнонормативной структурой, элементами которой являются образцы деятельности и поведения людей, ценности, нормы, идеалы, характеризуется наличием цели, а также выполняет социально значимые функции, он может рассматриваться как социальная система.
Итак, социальный институт (лат. social is - общественный и лат. institutum - установление) - это исторически сложившиеся, устойчивые, самовозобновляющиеся формы специализированной деятельности, удовлетворяющие человеческие потребности и обеспечивающие стабильное функционирование общества.
В литературе выделяют следующие последовательные этапы процесса институционализации :
1) возникновение потребности (материальной, физиологической или духовной), удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) возникновение социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм, правил и процедур, т. е. их принятие, практическое использование;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Кроме того, одним из важнейших элементов институционализации является организационное оформление социального института - формирование совокупности лиц, учреждений, обеспеченных материальными средствами, для выполнения определенной социальной функции.
Итог институционализации - это создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, поддерживаемой большинством участников данного социального процесса.
Признаки социального института. Круг признаков широк и неоднозначен, ибо они помимо общих с другими институтами признаков имеют свои специфические особенности. Так. в качестве основныхА. Г. Эфендиев выделяет следующие.
Четкое распределение функций, прав, обязанностей участников институционального взаимодействия и выполнение каждым из них своей функции, что обеспечивает предсказуемость их поведения.
Разделение труда и профессионализация, позволяющие эффективно удовлетворять потребности людей.
Особый тип регламентации. Главным условием здесь является обезличенность требований к исполнителю действий, предусмотренных данным институтом. Эти действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов. Деиндивидуализация требований обеспечивает целостность и устойчивость социальных связей независимо от персонального состава, сохранение и самовоспроизводство общественной системы;
Четкий, нередко рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции, который обеспечивается наличием однозначных норм, системой социального контроля и санкций. Нормами - стандартными образцами поведения - регулируются взаимоотношения внутри института, действенность которого основывается в том числе и на санкциях (поощрениях, наказаниях), гарантирующих выполнение лежащих в его основе норм.
Наличие учреждений, в которых организуется деятельность института, управление и контроль необходимых средств и ресурсов (материальных, интеллектуальных, моральных и т. д.) для ее осуществления.
Перечисленные признаки характеризуют социальное взаимодействие внутри социального института как регулярное и самовозобновляющееся.
С. С. Фролов объединяет общие для всех институтов признакив пять больших групп:
*установки и образцы поведения (например, для института семьи это привязанность, уважение, ответственность; для института образования - любовь к знанию, посещаемость занятий);
*культурные символы (для семьи - обручальные кольца, брачный ритуал; для государства - герб, флаг, гимн; для бизнеса - фирменная символика, патентный знак; для религии - предметы отправления культа, святыни);
*утилитарные культурные черты (для семьи - дом, квартира, обстановка; для бизнеса - магазин, офис, оборудование; для вуза - аудитории, библиотека);
*устные и письменные кодексы поведения (для государства - конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии);
*идеология (для семьи - романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса - монополия, свобода торговли, право на труд).
Наличие в социальных институтах вышеперечисленных признаков говорит о том, что социальные взаимодействия в любой сфере жизнедеятельности общества приобретают регулярный, предсказуемый и самовозобновляющийся характер.
Виды социальных институтов. В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на
реляционные , определяющие ролевую структуру общества по самым различным признакам: от пола и возраста до вида занятий и способностей;
релятивные , устанавливающие допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие при выходе за эти рамки.
Институты могут быть культурными, связанными с религией, наукой, искусством, идеологией и т. д.. и интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности.
Кроме того, выделяют формальные инеформальные институты.
В рамках формальных институтов взаимодействие субъектов осуществляется на основе законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. п.
Неформальные институты действуют в условиях, когда формальная регламентация (законы, административные акты и т. д.) отсутствует. Примером неформального социального института может служить институт кровной мести.
Социальные институты различаются также функциями , которые они осуществляют в многообразных сферах жизни общества.
Экономические институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа и т. п.) считаются наиболее устойчивыми, подлежащими строгой регламентации, обеспечивающими всю совокупность хозяйственных связей. Они занимаются производством благ, услуг и их распределением, регулируют денежное обращение, организацию и разделение труда, одновременно соединяя экономику с другими сферами общественной жизни.
Политические институты (государство, партии, общественные объединения, суд, армия и т. п.) выражают существующие в обществе политические интересы и отношения, создают условия для установления, распределения и поддержания определенной формы политической власти. Они нацелены на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности.
Институты культуры и воспитания (церковь, средства массовой информации, общественное мнение, наука, образование, искусство и т. п.) способствуют освоению и последующему воспроизводству социокультурных ценностей, включению индивидов в какую-либо субкультуру, социализации индивидов через усвоение устойчивых стандартов поведения и защите определенных ценностей и норм.
Функции социальных институтов. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, точнее, последствия последней, которые влияют на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом.
Различают латентные (совершенно не планируемые, неожиданные) иявные (ожидаемые, преднамеренные) функции институтов. Явные функции связаны с удовлетворением потребностей людей. Так институт образования существует для обучения, воспитания и подготовки молодежи к освоению различных специальных ролей, усвоению господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии. Однако он имеет и ряд неявных функций, не всегда осознаваемых его участниками, например, воспроизводство социального неравенства, социальных различий в обществе.
Изучение латентных функций дает более полное представление о функционировании всей системы взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов и каждого из них в отдельности. Латентные последствия позволяют создавать достоверную картину социальных связей и особенностей социальных объектов, осуществлять контроль за их развитием, управлять протекающими в них социальными процессами.
Последствия, которые способствуют упрочению, выживанию, процветанию, саморегуляции социальных институтов, Р. Мертон называетявными функциями , а последствия, которые ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры, -дисфункциями . Возникновение дисфункций многих социальных институтов может привести к необратимой дезорганизации и разрушению социальной системы.
Неудовлетворенные социальные потребности становятся основой появления нормативно не регулируемых видов деятельности. Они на полузаконных или незаконных основаниях восполняют дисфункцию законных институтов. Вследствие того что нормы морали и права, а также юридические законы не выполняются, возникают имущественные, хозяйственные, уголовные и административные правонарушения.
Эволюция социальных институтов
Процесс развития социальной жизни находит выражение в перестройке институционализированных социальных связей и форм взаимодействия.
Огромное влияние на их изменение оказывают политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов. При этом важно обеспечить постепенность, регулируемость и преемственность обновления или даже смены социальных институтов. В противном случае возможны дезорганизация социальной жизни и даже распад системы в целом. Эволюция анализируемых явлений идет по пути превращения институтов традиционного типа в современные. В чем их отличие?
Традиционные институты характеризуютсяаскриптивностью и партикуляризмом , т. е. базируются на жестко предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях.
С возникновением городов как особых видов поселений и организации социальной жизни более интенсивным становится обмен продуктами хозяйственной деятельности, появляется торговля, формируется рынок, соответственно с этим возникают специальные нормы, их регулирующие. В результате происходит дифференциация видов хозяйственной деятельности (ремесло, строительство), разделение умственного и физического труда и т. д.
Переход к современным социальным институтам, по мнению Т. Парсонса, осуществляется по трем институциональным «мостам».
Первый - западно-христианская церковь . Она привнесла идею общего равенства перед Богом, ставшую основой нового порядка взаимодействия людей, формирования новых институтов, и сохранила институциональную систему своей организации с единым центром, независимостью и автономностью по отношению к государству.
Второй «мост» - средневековый город со свойственными ему нормативными элементами, отличными от кровно-родственных связей. Это послужило причиной нарастания достиженчески- универсальных принципов, легших в основу роста современных экономических институтов и формирования буржуазии.
Третий «мост» - римское государственно-правовое наследие . На смену раздробленным феодальным государственным образованиям со своими законами, правами и т. д. приходит государство с единой властью и единым законом.
В ходе указанных процессов формируются современные социальные институты, основные признаки которых, по мнению А. Г. Эфендиева, делятся на две группы.
В первую группу входят следующие признаки:
1)безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни достиженческой регуляции: в экономике – деньги и рынок, в политике - демократические институты, для которых характерен конкурентно-достиженческий механизм (выборность, многопартийность и т. д.), универсализм закона, равенство всех перед ним;
2) развитие института образования, цель которого - распространение компетентности, профессионализма (это становится базовой предпосылкой развития других институтов достижен чес кого типа).
Вторая группа признаков-дифференциация и автономизация институтов. Они проявляются:
*в отделении экономики от семьи и государства, в формировании специфических нормативных регуляторов экономической жизни, обеспечивающих эффективную хозяйственную деятельность;
*в ускорении процесса возникновения новых социальных институтов (постоянная дифференциация и специализация);
* в усилении автономии социальных институтов;
*в нарастании взаимозависимости сфер общественной жизни.
Благодаря вышеперечисленным свойствам современных социальных институтов повышается способность общества к адаптации к любым как внешним, так и внутренним изменениям, увеличиваются его эффективность, стабильность и устойчивость, нарастает целостность.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ
Виды и этапы социологического исследования
Чтобы знать явления и процессы социального мира, необходимо получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации служит социологическое исследование комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.
Для проведения исследования нужны профессиональные знания и навыки. Результатом нарушения правил проведения исследования обычно является получение недостоверных данных.
Виды социологического исследования:
1.По задачам
*Разведывательное /пилотажное
*Описательное
*аналитическое
2.По частоте проведения
*Разовое
*повторное: панельное, трендовое, мониторинговое
3. По масштабу
*международное
*общенациональное
*Региональное
*Отраслевое
*локальное
4.По целям
* теоретические
* практические (прикладные).
Первые ориентированы на разработку теории, выявление тенденций и закономерностей изучаемых явлений, социальных систем, анализ социальных противоречий, возникающих в обществе, требующих обнаружения и разрешения. Вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, связанных с решением практических задач, регулированием тех или иных социальных процессов. В реальности социологические исследования обычно имеют смешанный характер и выступают как теоретико-прикладные.
По задачам различаются разведывательные, описательные и аналитические исследования.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно разведывательное исследование используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизниЕсли в исследовании осуществляется проверка надежности инструментария, то оно называетсяпилотажным .
Описательное исследование сложнее, чем разведывательное. Оно позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах и проводится по полной разработанной программе
Цель аналитического социологического исследования - углубленное изучение явления, когда требуется описать не только его структуру, но и причины и факторы его возникновения, изменения, количественно-качественные характеристики объекта, его функциональные взаимосвязи, динамику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанных программы и инструментария.
В зависимости от того, изучаются социальные явления в статике или динамике, по частоте проведения различаются разовые и повторные социологические исследования.
Социологические исследования, позволяющие проводить обследования с учетом временного фактора, анализировать данные «во времени», часто называют лонгитюдными.
Разовое исследование дает информацию о состоянии и характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.
Данные об изменении изучаемого объекта извлекаются из результатов нескольких исследований, проводимых через определенные промежутки времени. Такие исследования называются повторными . По сути они представляют собой способ проведения сравнительного социологическою анализа, который направлен на выявление динамики изменения (развития) объекта. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов.
Повторные исследования позволяют анализировать данные во временной перспективе и подразделяются на трендовые, когортные, панельные, мониторинговые.
Трендовые обследования ближе всего к однократным, «срезовым» опросам. Некоторые авторы обозначают их как регулярные опросы, т. е. опросы, проводимые через более или менее равные промежутки времени. В трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново.
Особое направление - это когортные исследования , основания проведения которых несколько условны. Если в трендовых исследованиях отбор каждый раз производится из общей совокупности (всех избирателей, всех семей и т. п.), то при исследовании «когорт» (лат.cohors- подразделение, видовая группа) производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т. п.
Самым совершенным воплощением идеи введения временной перспективы в исследовательский план является панельное обследование , т. е. многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Эту многократно используемую выборку и называют панелью. Выбор панельного плана обследования в случае пилотажных или поисковых исследований неоправдан.
Мониторинг в социолог ии - это обычно повторные исследования общественного мнения по различным общественным вопросам (мониторинг общественного мнения).
Еще одно основание выделения видов социологического исследования - их масштабность. Здесь нужно назвать международное, общенациональное (в масштабах страны), региональное, отраслевое, локальное исследование.
Этапы социологического исследования Принято выделять пять этапов социологического исследования:
1. подготовительный (разработка программы исследования);
2. полевое исследование (сбор первичной социальной информации);
3. обработка полученных данных;
4. анализ и обобщение полученной информации;
5. составление отчета о результатах исследования.
Социальный институт: что это
Социальные институты выступают в качестве исторически сложившихся и устойчивых форм организации совместной деятельности людей в одном сообществе. Данный термин авторы и исследователи употребляют в отношении разнообразных сфер. Сюда входит образование, семья, здравоохранение, государство и многие другие.
Возникновение социальных институтов и их охват широких слоев населения и различных сфер жизнедеятельности человека связано с очень сложным процессом формализации и стандартизации. Этот процесс носит название «институциализация».
Замечание 1
Институциализация является очень многофакторной и структурированной, и включает в себя ряд ключевых моментов, о которых нельзя не упомянуть при изучении социальных институтов, их типологии и основных функций. Одним из ключевых условий, которое предшествует появлению социального института, является социальная потребность со стороны населения. Это связано с тем, что социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей. Основная цель такой деятельности – удовлетворение основных социальных, экономических, политических и духовных потребностей населения.
Разнообразие социальных институтов было объектом изучения многих социологов. Все они старались найти сходства и отличия в функционале социальных институтов и их назначении в обществе. Таким образом, они пришли к выводу о том, что каждый социальный институт характеризуется наличием конкретной цели своей деятельности, а также определенными функциями, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели и реализации конкретных задач. Помимо этого, участник каждого социального института обладает своим социальным статусом и ролью, что также немаловажно, поскольку таким образом человек в один период своей жизни может иметь сразу несколько социальных статусов и ролей (отец, сын, муж, брат, начальник, подчиненный и прочие).
Социальные институты имеют достаточно разнообразную типологию. Авторы также предлагают различные подходы к определению видовой и типологической особенности институтов.
В зависимости от функциональных качеств социальные институты могут быть следующих видов:
Замечание 2
Помимо вышеперечисленных существуют также и такие, как нормативно-санкционирующие (право) и церемониально-символические институты (иначе они называются ситуационно-конвенциональными). Они определяют и регулируют ежедневные контакты, а также акты группового и межгруппового поведения.
Типология социальных институтов определяется и сферой действия. Среди них выделяются следующие:
Функции социальных институтов и их структура разрабатывалась очень многими авторами. Для нас представляет интерес классификация Я. Щепаньского, так как она является наиболее стандартной и актуальной в современном обществе:
Замечание 3
К иным функциям социальных институтов относится улучшение и упрощение процессов адаптации, выполнение важных стратегических задач общества, регламентация в процессах использования значимых ресурсов, обеспечение общественного порядка и структурирования повседневной жизни индивидов, согласование интересов каждого члена общества с интересами государства (стабилизация общественных отношений).
Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».
Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.
Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.
Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.
Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:
1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;
2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;
3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;
4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Институты имеют свои отличительные признаки:
1) культурные символы (флаг, герб, гимн);
3) идеологию, философию (миссия).
Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:
1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;
2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;
3) социализация – передача социального опыта;
4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;
5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;
6) автоматизация – стремление к самостоятельности.
Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными.
Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград.
Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей.
Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение.
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач.
Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации:
1) переориентация старых социальных институтов;
2) создание новых социальных институтов;
3) переориентирование общественного сознания.
В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:
1) семья – воспроизводство рода и социализация личности;
2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;
3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;
4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации;
5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.
2. Социальный контроль и девиантное поведение
Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.
Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.
Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.
Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:
1) формальные;
2) неформальные;
3) положительные;
4) отрицательные.
Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.
Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.
При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.
Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.
Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин.
В рамках социологии сложились следующие теории по этому вопросу.
1. Чарльз Ломбарзо, Вильям Шелдон полагали, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы.
Так Шелдон делит людей на 3 типа:
1) эндоморфы – полноваты, не склонны к девиантному поведению;
2) мезоморфы – атлетическое телосложение, могут характеризоваться девиантным поведением;
3) эктоморфы – худые, вряд ли склонны к девиантному поведению.
2. З. Фрейд видел причину девиаций в том, что внутри каждой личности постоянно происходят конфликты.
Именно внутренний конфликт является источником девиантного поведения.
В любом человеке есть «я» (сознательное начало) и «сверх-я» (бессознательное). Между ними постоянно возникают конфликты.
«Я» пытается удержать бессознательное в человеке. Если это не удается, то тогда наружу прорывается биологическая, животная сущность.
3. Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности.
Этот процесс может быть удачным, и неудачным.
Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества.
При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).
4. Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества.
Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели.
Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения.
Таким образом, главной причиной девиации является разрыв между целями и средствами осуществления этих целей, который наступает в силу неравного доступа к средствам различных слоев групп.
На основе своих теоретических разработок Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.
1. Конформизм – соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.
Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.
С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения.
2. Инновация – принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.
3. Ритуализм – отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.
4. Ретритизм – полное неприятие общественных установок.
5. Мятеж – изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.
В рамках других социологических теорий в качестве основных типов девиантного поведения выделяются следующие виды:
1) культурные и психические отклонения – отклонения от норм культуры. Могут быть опасными или неопасными;
2) индивидуальные и групповые отклонения – отдельный человек, индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое – иллюзорный мир;
3) первичные и вторичные. Первичные – шалость, вторичное – девиантное отклонение;
4) культурно добряемые отклонения;
5) сверхинтеллектуальность, сверхмотивация;
6) культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и нарушение закона.
Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.
Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.
1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для большинства людей – главный источник удовлетворения их потребностей.
2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность часто является основой приобретения и реализации знаний и возможностей.
Даже если работа рутинная, она предлагает некоторое структурированное окружение, в котором может реализоваться энергия данного человека.
Без работы возможность реализации знаний и способностей может снизиться.
3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда задачи относительно однообразные, индивид может получать удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на домашние.
4. Структурирование времени. У людей, занятых на регулярной работе, день обычно организован вокруг ритма работы. Хотя иногда это может действовать угнетающе, однако дает ощущение направленности в повседневных делах.
Для тех, кто лишен работы, большую проблему представляет скука, у таких людей развивается апатия по отношению к времени.
5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто порождает дружбу и возможность участвовать в совместной деятельности с другими.
При отсутствии контактов на работе круг друзей и знакомых человека уменьшается.
6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за то чувство личной социальной стабильности, которое она дает.
В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической деятельности:
1) в первобытном обществе – охота, рыболовство, собирательство;
2) в рабовладельческом и феодальном обществах – занятие сельским хозяйством;
3) в индустриальном обществе – товарно-промышленное производство;
4) в постиндустриальном обществе – информационные технологии.
В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.
Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.
Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.
Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.
Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.
В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.
Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.
Частная экономика доминирует в современных развитых странах.
Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.
Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.
Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).
Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.
Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.
Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.
В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым товаром и т. д.
Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.
Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.
Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.
Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.
Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.
Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.
Универсальной структурой государственной власти являются:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системы обеспечивает:
1) социальную интеграцию общества;
2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;
3) распределение ресурсов и социальных благ;
4) культурно-образовательную деятельность;
5) социальный контроль за девиантным поведением.
Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);
2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);
3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).
Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.
Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.
Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:
1) индивидуализм;
2) конституционная форма правления;
3) общее согласие тех, кем управляют;
4) лояльная оппозиция.
В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.
Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.
В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:
1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;
2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;
3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.
В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.
Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.
В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.
Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.
Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.
Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.
Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.
Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.
Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.
О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.
Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.
Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:
1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;
3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;
4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.
Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.
Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:
1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;
2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;
3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;
4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:
1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;
2) приумножение денег без расточительства;
3) личный успех как ключ к спасению.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.
Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).
В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.
Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.
Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.
Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.
Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.
В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.
Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.
Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.
Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.
Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.
Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.
Семья – это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института. Помимо этого, семья призвана выполнять следующие функции:
1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;
2) воспитание, социализация детей;
3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;
4) политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;
5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.
Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи.
Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:
1) по форме брака:
а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);
б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);
в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами);
2) по составу:
а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);
б) сложные – включают представителей нескольких поколений;
3) по числу детей:
а) бездетные;
б) однодетные;
в) малодетные;
г) многодетные (от трех и более детей);
4) по этапам цивилизационной эволюции:
а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;
б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.
Согласно прогнозам американских социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера в постиндустриальном обществе институт семьи претерпевает значительные изменения.
Согласно Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится в будущем.
Вместе с тем произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций.
Так, функция деторождения будет осуществляться незамужними женщинами.
В социализации будут в большей степени участвовать центры по воспитанию детей.
Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет получить не только в семье.
Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.
Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями.
Следует отметить также, что семья является носителем противоречий, как с обществом, так и между ее членами.
Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении.
В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов.
Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды».
Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, сексуальная неудовлетворенность и т. д.
Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.
В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.
Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми.
Все указанные причины позволяют говорить об определенном кризисе семьи.
Среди причин кризиса можно выделить:
1) уменьшенние зависимости жен от мужей в экономическом смысле;
2) увеличение мобильности, особенно миграции;
3) изменение функций семьи под влиянием социальных, экономических, культурных, религиозных и этнических традиций, а также новой технической и экологической ситуации;
4) сожительство мужчины и женщины без оформления брака;
5) уменьшение количества детей в семье, в результате чего не происходит даже простого воспроизводства населения;
6) процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями;
7) увеличивается количество женщин на рынке труда;
8) рост общественного сознания женщин.
Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психологическим или биологическим причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей:
1) конфликтная – наиболее распространена (около 60 %);
2) аморальная – забвение моральных норм (в основном это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);
3) педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;
4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.
Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.
Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия – одна из самых веских причин развода).
Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.
Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил
Есть по крайней мере две общепризнанные парадигмы (принципиальных способа) рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального неравенства.
Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Социальные институты определяют общество в целом, они деперсонифицированы, безличны. Когда социальная структура общества мыслится как институциональная структура, исследователь не может не стоять на эволюционистских методологических позициях, поскольку считается, что каждый институт выполняет общественно значимую функцию, которую из целостной взаимосвязанной системы (как слово из песни) не выкинешь.
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
Если мы обратимся к выявленным различиям в трактовках природы общества, то окажется, что в «системе отношений» социальная структура должна быть представлена именно отношениями, а отнюдь не «группами людей». При всей логической тривиальности – довольно неожиданный вывод! И он последовательно подтверждается в процессе конструирования соответствующих теорий. В некоторых из них социальные институты считаются порождением отношений неравенства, в других анализируется развитие отношений неравенства благодаря работе социальных институтов. Сторонники экономического детерминизма считают, что собственность (как система специфических отношений) порождает власть, а кратологи и теоретики редистрибуции, напротив, выводят отношения собственности из характера институтов власти. Но в принципе все эти на первый взгляд альтернативные подходы основаны на том, что иерархия социальных групп является следствием институционализации определенной структуры общественных отношений.
К примеру, К. Маркс полагал производственные связи первичными и порождающими структуры соответствующих социальных, политических и духовных отношений. Поскольку считается, что субъекты, воспроизводящие определенный тип связей, функционально «закреплены» в устойчивой общественной диспозиции, они образуют иерархию соответственно значимости отношений. Именно поэтому средоточие структурного конфликта Маркс видел в (эксплуататорском, неэквивалентном) характере экономических связей. А институт собственности в его концепции предопределял характер и перспективы развития института власти. Марксистский подход (в значительно модифицированном виде) популярен до сих пор, поскольку отражает общую логику социальной эволюции обществ «экономической эпохи», а также акцентирует внимание на тенденциях развития индустриальной цивилизации.
Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:
Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции.
К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие:
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Таким образом, социальные институты - это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.
В работах М. Вебера и Т. Парсонса еще более «технологично» прописана теоретическая перспектива «общества отношений». Структурирование системы общественных связей создает матрицу социальной диспозиции, в которой каждая ячейка – социальное положение субъекта – окрашена характеристикой «статуса» и «престижа», т.е. общественных ценностей и значений, приписываемых «фигурам» носителей отношений независимо от их конкретных (функциональных) качеств. «...Важный комплекс интегративных институтов составляют стандарты социальной стратификации. Речь тут идет о нормативно узаконенном упорядочении единиц общества в соответствии с критериями относительного престижа, который в свою очередь является главной основой влияния».
Однако все сказанное выше не самым удовлетворительным образом объясняет процесс «объективного» воспроизводства связей, которые конкретные люди устанавливают и поддерживают друг с другом в процессе своей (в том числе частной) жизни. Не правда ли: «пока никто не смотрит», мы все старались бы увильнуть от предписаний социальных институтов и дать волю своим индивидуальным проявлениям, если бы кое-что иное не удерживало нас вместе, в границах предсказуемого поведения. Мы можем отвергнуть претензии других и перестать соблюдать обычные правила, но вряд ли станем постоянно игнорировать собственные потребности и не соблюдать свои же интересы.
Практика показывает, что большинство людей заинтересовано в сохранении стабильности собственного мира. Каждый человек социализируется (приобретает основные навыки общежития) под влиянием окружающей его социальной обыденности. Правила поведения, ценности и нормы в первый период своей жизни он воспринимает некритически – просто потому, что нет достаточной базы знаний для сравнения и эксперимента. Очень многие «социальные внушения» мы исполняем до конца собственной жизни, и нам даже не приходит в голову ставить их под сомнение. Накапливая опыт «отношений», большинство людей убеждается в том, что получить от других желаемое легче всего, если соответствуешь их ожиданиям. На многих эта прививка социального компромисса действует всю жизнь, и потому люди поддерживают стандарты общественных отношений «рефлекторно» – по сложившейся привычке не нарушать гармонии естественного для них мира.
Кроме того, люди довольно часто попадают в ситуации, заставляющие почувствовать собственную уязвимость. Стремление получить надежную, достаточно универсальную защиту проявляется в том числе как потребность в корпорации (семейной, когда между тобой и опасностью «мама и старший брат», товарищеской, когда выручают «свои ребята», профессиональной, этнической, гражданской и т.п.). Солидарность как неформальная основа социальной организации (общности) есть форма самозащиты посредством защиты других – как себя. Именно статус принадлежности к общности модифицирует личное отношение и социальные реакции: забота об интересах «своих» часто показывает нам, что социальное тело человека (его связи, общественные потребности и ценности) гораздо более объемно, чем функциональное.
Лучшая защита – нападение. Социальная позиция конструируется закреплением определенных отношений, т.е. требует соответствующих форм активности. А активность – всегда риск. Мы все время рискуем, по-своему обустраивая занятые «социальные гнезда», и потому носим с собой целый багаж «ярлычков», выручающих нас при ошибке. Дипломы, звания, кредитные карточки, галстук или значок колледжа (университета), специальные слова и выражения, стиль одежды, манера поведения и многое другое нивелируют наши частные (отклоняющиеся от всеобщих ожиданий) проявления и позволяют представать перед другими в рамке стандартных типизации. Поэтому люди общаются друг с другом как с представителями определенных корпораций, относительно которых есть распространенные («общепринятые») представления (мнения, стереотипы), и более того, стремятся представить себя как социальную маску («я от Иван Иваныча», «у нас так не принято», «скажу Вам, как профессионал...» и т.п.).
Попадая в определенные «гнезда» – особые системы отношений, человек чаще меняет функциональные, нежели корпоративные, маски и часто блестяще играет десяток ролей за один день, участвуя в разных мизансценах: в семье, на работе, в транспорте, у врача, в магазине. Однако определенные обстоятельства могут заставить его почувствовать и даже проявить солидарность с людьми, играющими схожие роли (для тех, кто помнит, как мы жили лет десять назад, можно привести в пример солидарность советской очереди).
Поскольку солидарности возникают по разным поводам, захватывая разные уровни жизненных ценностей разных людей, однозначный ответ на вопрос «С кем я?» невозможен без уточнения «По какому поводу?» И вот ценность сохранения родовых традиций требует объединяться с одними людьми, развития профессиональной культуры – с другими, вероисповедания – с третьими, реализации политических целей – с четвертыми. Области возникших связей при этом перемещаются, накладываются друг на друга и расходятся розой, нередко оставляя в сфере полного пересечения только тебя самого... Общество как «Я сам», видимо, и является нижней границей смыслового порога возможных определений. Верхнюю понятийную границу определяют солидарности, объединяющие максимально большое число людей: это нации и народы, религиозные конфессии, «партии выживания» с нефиксированным членством (экологические, антивоенные, молодежные) и др.
«Общество как совокупность отношений» в своей завершенной трактовке позволяет решить целый ряд теоретических проблем, поскольку признает гомогенность собственных границ (ведь люди – существа хотя бы отчасти духовные и выступают не только субъектом, но и объектом отношений, транслируя и воспринимая их общий характер), а также свою более сложную пространственную конфигурацию. Оно позволяет объяснить экспансию вовне (империи, цивилизации), процессы социального (социокультурного) обмена внутри и между обществами, т.е. принципиальную открытость общественных систем наряду с возможностью реализовать оперативную закрытость, прервать отношения в определенном спектре каналов обмена или в отдельных сегментах общества.
Структура общественных отношений, таким образом, создается на «макроуровне» социальных взаимодействий, в процессе институционализации (самовоспроизводства) общества, и закрепляется на «микроуровне» межперсональных контактов, в которых люди предстают друг перед другом в социальных «масках», облегчающих им процедуру идентификации (определения, узнавания) и продуктивного информационного обмена. Чем более массовым и организованным становится общество, тем более распространяются «представительные» социальные контакты и тем чаще человек выступает либо носителем определенных функций (в силу институциональных предписаний), либо посланцем определенных статусных групп («солидарностей»).
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества. Особенно важная роль в этих системах "социального контроля" принадлежит социальным институтам. Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Социальные институты так же, как и социальные организации, выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.
Социальные институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.
Социальный институт - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие «Институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.
Основные функции, которые выполняет социальный институт:
Деятельность социального института определяется:
Социальные институты могут быть охарактеризованы не только с точки зрения, их формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа их деятельности. Социальный институт - это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию.
Успешное функционирование социального института связано с наличием в рамках института целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы: они закреплены нормами права и иными социальными нормами. В ходе практики возникают определенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются в определенную легитимированную и санкционированную систему, обеспечивающую в дальнейшем этот вид социальной деятельности. Такой системой и служит социальный институт.
В зависимости от сферы действия и их функций социальные институты подразделяются на:
Развитие социальной системы сводится к эволюции социального института. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. происходящие внутри самой системы, так и экзогенные факторы. Среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на социальную систему культурных и личностных систем, связанных с накоплением нового знания и т.д. Эндогенные изменения происходят, главным образом, потому, что тот или иной социальный институт перестает эффективным образом обслуживать цели и интересы определенных социальных групп. История эволюции социальных систем есть постепенное превращение социального института традиционного типа в современные социальные институты. Традиционный социальный институт характеризуется, прежде всего, аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основывается на жестко предписанных ритуалом и обычаями правилах поведения и на родственных связях. В ходе же своего развития социальный институт становится более специализированным по своим функциям и менее ригоризированным по правилам и рамкам поведения.
В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и т. д.
Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации - занимаются вопросами производства, социальной защиты и санкций. Кроме того, они регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологических ценностей.
Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций). Обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность. Экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности. К экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия - учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.д.
Социально-культурные институты представляют собой совокупность более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.д.), которые ориентированы на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества. Сюда же относятся и творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов театральных деятелей и т.д., а также организации и учреждения, которые тиражируют и распространяют, пропагандируют определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.
К социо-культурным институтам относятся: институты образования, религии, здравоохранения, семья. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций включает:
Таким образом, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.
социальный институт общество