Управление социально-трудовой сферой. Понятие и проблемы социально-трудовой сферы — реферат

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Социальная сфера - это сложный многоотраслевой комплекс.

Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения.

Здравоохранение - наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли - обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них - общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.

Образовательная система включает:

  • -детские дошкольные образовательные учреждения;
  • -общеобразовательные учреждения;
  • -высшие учебные заведения.

В настоящее время сложились и развиваются следующие формы обучения: очная, очное - заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное обучение.

Культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация
оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государств
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Целями программы являются:
- содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;
- содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;
- содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
- повышение уровня жизни населения РФ.
- улучшение качества, условий жизни в стране в целом, и в отдельно взятых регионах.

Социальная политика государства. Уровень жизни населения и показатели его измерения

Рыночный механизм формирования доходов не гарантирует минимально допустимый уровень доходов различных слоев населения. Рыночное распределение обеспечивает единственную «справедливость» – формирование доходов на основе законов спроса и предложения и предельной производительности факторов производства. С этих позиций доходы неквалифицированных работников, спрос на труд которых невелик, будут относительно низкими. И напротив, деловая активность предпринимателей, умение рисковать, чутко реагировать на конъюнктуру рынка обеспечивают им более высокие доходы.

Вместе с тем в развитых зарубежных странах с рыночной экономикой все более широкое распространение получает концепция, в соответствии с которой соблюдение прав человека предполагает поддержание определенных стандартов благосостояния граждан. Отсюда следует, что в странах с рыночной экономикой формирование доходов осуществляется не только путем свободной игры рыночных цен, но и за счет государственного регулирования перераспределения доходов. Такой подход достигается за счет проведения определенной социальной политики.

Социальная политика государства . В широком смысле понятие «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Определяющими в этих процессах являются экономические отношения, включающие систему жизнеобеспечения людей и общества. Поэтому экономические отношения по своей целевой направленности в той или иной мере являются социальными. В результате наряду с выражениями «экономические процессы», «экономическое развитие» в литературе широко используются понятия «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие». Социальная направленность экономики определяется социальной политикой государства.

Социальная политика осуществляется государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных социальных условий жизни населения. Социальная политика направлена на улучшение благосостояния населения, играет в процессе функционирования экономической системы двоякую роль. С одной стороны, социальная политика выступает как следствие, с другой – как фактор экономического роста.

В первом случае, по мере экономического роста, накопления национального богатства благосостояние населения улучшается. В результате формой проявления экономического роста является социальная политика, улучшение благосостояния населения.

Во втором случае социальная политика является одним из ведущих факторов экономического роста. Если экономический рост не сопровождается улучшением благосостояния, то происходит ослабление мотивации труда и, как следствие, снижение темпов экономического роста. В то же время при достижении определенного уровня технического развития экономический рост обеспечивается за счет использования работников, обладающих высокой квалификацией, специальными знаниями, позволяющими пользоваться компьютерной техникой. В результате для обеспечения экономического роста необходимо повышение образовательного уровня населения, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

Понятие уровня жизни населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей (введено К. Марксом при анализе стоимости рабочей силы). Для определения реальной картины уровня жизни используется так называемая потребительская корзина.

Потребительская корзина – это набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления», «физиологический уровень потребления».

Минимальный уровень потребления – это потребительский набор, рассчитываемый исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг для воспроизводства рабочей силы неквалифицированного работника и его иждивенцев. При исчислении потребительской корзины для минимального уровня потребления берутся наиболее низкие цены, не учитываются деликатесы, предметы роскоши, алкогольные напитки.

Физиологический уровень потребления означает уровень потребления, ниже которого человек не может существовать физически. В этой связи вводится так называемая черта бедности. Доля населения, находящегося за чертой бедности, характеризует общий уровень жизни в стране. Для определения этой доли введен показатель «уровень бедности».

Уровень бедности – это доля населения, которое получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью.

Рациональный уровень потребления определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида. При определении наборов потребительской корзины используются данные различных наук, изучающих физические и социальные потребности человека.

Следует отметить, что оценка уровня жизни относится к категории, которая изменяется во времени и пространстве. Уровень жизни, который 20–30 лет назад считался высоким, в современных условиях может лишь немного превышать черту бедности.

Показатели измерения уровня жизни населения . Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. Перечень показателей, используемый в экономической практике, весьма обширен. К числу наиболее значимых относятся: общий объем потребления материальных благ и услуг в расчете на душу населения; уровень потребления продуктов питания; обеспечение населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Для их измерения используются показатели в расчете на 100 семей или 1000 человек населения. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля биологически ценных продуктов в общей структуре потребляемых продуктов питания).

Отдельные стороны жизни населения характеризуются такими показателями, как удовлетворение потребностей в жилье, в медицинском обслуживании; обеспечение населения школьными и дошкольными учреждениями.

  • Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  • Санитарно-гигиенические условия жизни.
  • Потребление продовольственных товаров.
  • Жилищные условия.
  • Образование и культура.
  • Условия труда и занятость.
  • Доходы и расходы населения.
  • Стоимость жизни и потребительские цены.
  • Транспортные цены.
  • Организация отдыха.
  • Социальное обеспечение.
  • Свобода человека.

Кроме перечисленных, характеризующих непосредственно уровень жизни населения, выделяют показатели, которые носят информационный характер. К их числу относятся величина национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. Эти показатели нередко используются для международного сопоставления уровня жизни.

«Чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ) . В зарубежной экономике используется обобщающий показатель «чистое экономическое благосостояние». Он количественно выражается в виде валового национального продукта (ВНП), который за счет самообслуживания, досуга и позитивной «теневой экономики» увеличивается, а за счет загрязнения окружающей среды и отрицательной деятельности «теневой экономики» – уменьшается.

«Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) . С помощью единого синтетического показателя, каким является ЧЭБ, весьма сложно оценить имеющее многогранный характер благосостояние общества. Более того, ВНП может использоваться для повышения жизненного уровня, а может быть израсходован нерационально, в ущерб интересам общества. В этом случае при больших размерах ВНП может иметь место низкий уровень благосостояния.

Чтобы более точно и полно оценить благосостояние общества, специалисты ООН разработали программу измерения уровня жизни с помощью интегральных индикаторов, называемых индексом развития человеческого потенциала. Для этого используются три компонентных показателя:

  • Здоровье, в качестве измерителя которого принят показатель ожидаемой продолжительности жизни человека.
  • Культурный уровень, в качестве измерителя которого используется показатель среднего числа лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.
  • Общие ресурсы потребления и накопления в стране. Интегральным показателем является валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.

Социально-трудовая сфера , составная часть социальной рыночной экономики, основу к-рой составляют социально-труд. отношения. Гл. компонентами С.-т. с. являются: рынок труда, занятость населения и безработица; мотивация производит. труда; социальное страхование; социальное партнерство; стабилизация уровня жизни населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; охрана труда, его рационализация, нормирование; управление персоналом. Базис С.-т. с. составляют предпр. и орг-ции различных отраслей нар. х-ва (пром-сти, стр-ва, с. х-ва, торговли и общест. питания, транспорта, связи), обеспечивающие функционирование рынка, действующие в сферах науки и науч. обслуживания; здравоохранения, физкультуры и социального обслуживания, а также общест. объединения. Субъектами С.-т. с. являются работодатели, работники и их объединения, органы исполнительной власти, муниципальные образования. К 2005 числ. экономически активного населения области составляла ок. 1,7 млн чел., в т. ч. 1,6 млн были заняты в сфере экономики. Для определения состояния рынка рабочей силы, положения с занятостью и безработицей, социальным партнерством, условий и охраны труда, социально-труд. процессов в орг-циях, доходов и уровня жизни населения Управлением труда и социальной политики Мин-ва экон. развития Чел. обл. осуществляется мониторинг С.-т. с. области. В регулировании социально-труд. отношений на обл. уровне принимают участие Чел. регион. объединение работодателей «ПромАсс», Федерация профсоюзов Чел. обл., обл. прав-во (в рамках Чел. обл. 3-сторонней комиссии по регулированию социально-труд. отношений); на отраслевом уровне — 22 обкома и совета профсоюзов, мин-ва Чел. обл., ОАО; на территориальном — горкомы и райкомы профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) проф. орг-ций, территориальные объединения работодателей, администрации городов и районов (в рамках территориальных 3-сторонних комиссий по регулированию социально-труд. отношений). Одной из важных составляющих С.-т. с. является охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе труд. деят-сти, включающая правовые, социально-экон., организационно-техн., сан.-гигиенич. и леч.-профилактич., реабилитационные и иные меропр. Отношения в сфере охраны труда на обл. уровне регулируются Управлением труда и социальной политики Министерства экономического развития Чел. обл. (в части координации обучения застрахов. лиц, реализации регион. соглашения между профсоюзами, работодателями и прав-вом Чел. обл.); на отраслевом и территориальном уровнях — соответствующими соглашениями; на уровне предпр.— нормами и нормативами по технике безопасности. Органы исполнит. власти контролируют деят-сть предпр. в С.-т. с. с целью прогнозирования социально-экон. развития Чел. обл. (в частности, расчета экон. показателей; состава кадров по полу, возрасту, образованию, стажу работы, категориям персонала; движению работников и наличию вакансий; подготовке и повышению квалификации кадров и др.). Важными составляющими С.-т. с. являются уровень жизни и доходы населения. Они определяются уровнями заработной платы, пенсий, пособий, различных социальных выплат, показателем прожиточного минимума населения Чел. обл., расчет к-рого производится в соответствии с обл. законом «О прожиточном минимуме в Челябинской области» и утверждается ежеквартально пост. губернатора Чел. обл. Меры по повышению уровня жизни населения Чел. обл. реализуются при осуществлении меропр. прав-ва, соответствующих министерств области; выполнении регион. социальных программ.

Билет 1.

· пенсионная система;

· охрана труда и т.д.

Нужда, потребность, мотив, стимул, мотивация в системе развития трудовых отношений

Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужда - это состояние индивидуума, вызванное конкретными факторам среды, порождающими представление образа товара (услуги) соответствующего стандарта и дающее возможность потенциальному потребителю быть отнесенным к соответствующей потребительской группе. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность.

Мотивация труда. В процессе ее исследования используются такие категории, как «потребности», «мотивы» и «стимулы».

Первичным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности - определенная нужда субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для своего нормального функционирования. А. Маслоу выделял 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций:

1. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальной общности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самореализации.

С одной стороны, потребность стимулирует деятельность, выступает как ее первопричина; с другой стороны, одновременно сама деятельность становится предметом потребности, а также вызывает своими результатами формирование новых потребностей.

Под мотивом понимается возникающее в сознании работника внутреннее побуждение к трудовому поведению, направленному на удовлетворение своих потребностей. Мотив характеризует субъективное отношение человека к своим действиям, сознательно поставленную направляющую цель, объясняющую поведение индивида. Мотив определяет выбор работником того или иного варианта поведения, мобилизует физические и интеллектуальные способности человека для достижения поставленных целей. Под мотивацией понимается совокупность различных и в то же время связанных мотивов, определяющих целенаправленность поведения работника. Трудовые мотивы в значительной степени определяются ценностными ориентациями индивидов, сформировавшимися в процессе их социализации и носящими достаточно устойчивый характер. В силу этого существуют и наиболее устойчивые мотивы трудовой деятельности, образующие мотивационное ядро. Повседневное трудовое поведение характеризуется тремя укрупненными элементами мотивационного ядра: мотивы обеспеченности, мотивы призвания и мотивы престижа. Мотивы обеспеченности связаны с повышением благосостояния работника и его семьи. Мотивы призвания работников состоят в стремлении реализовать в труде возможности профессионального роста и творчества. Мотивы престижа выражаются в стремлении работников реализовать свою социальную роль, получить общественную оценку, достойную своей трудовой деятельности.

Стимул представляет собой внешний фактор, направленный на формирование или усиление мотивов трудового поведения работника. В системе стимулов к труду выделяют материальные и нематериальные стимулы.

Материальные стимулы могут быть выражены как в денежной (заработная плата, премии, доплаты, надбавки), так и в неденежной форме (обеспечение жильем, путевки на отдых, лечение, в детские учреждения, улучшение условий труда, льготное питание и др.).

Нематериальные стимулы связаны с удовлетворением потребностей работника в самоутверждении, уважении со стороны трудового коллектива, самореализации и самосовершенствовании. Они проявляются в самых разнообразных формах: благодарность (устная или письменная), занесение на Доску почета предприятия, присвоение различных званий, награждение медалями и орденами и т.д.

Билет 2.

Современные теории мотивации труда (Ретлисбергер, Олдхэм, Хакман).

Теория человеческих отношений (Ф.Дж. Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт)

Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать сотруднику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется демократический стиль руководства.

Концепция Дж. Хакмана и Грега Олдхэма

Мотивированность работой следует измерять посредством следующих пяти характеристик 1) разнообразие работы, 2) законченность работы, 3) значимость работы, 4) автономность в работе, 5) обратная связь (возможность оценки результатов собственных усилий).

Билет 3.

Билет 4.

Билет 5.

1 .Трудовая теория стоимости Адама Смита.

В основу своего исследования Адам Смит положил трудовую теорию стоимости, считая законом определения стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Смит с большей четкостью, чем кто-либо до него, определил и разграничил меновую и потребительную стоимость товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве – в деньгах. Однако Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости. Он не различал процесс труда как фактор создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было направлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, как она проявляется в меновых пропорциях, в конечном счете – в ценах.

Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему по средствам некоторых коэффициентов. У него намечалось понятие редукции труда.

Билет 8.

Билет 9.

1 Значение теории предельной производительности А.Маршала и её применения в изучении социально-трудовых отношений.

Неоклассический экономический анализ а Маршала (1842 - 1924). Маржиналистский подход превратился в неоклассический анализ - сопоставление результатов и затрат или соединение полезности с общественными издержками (предельной производительностью).

Маршал исследовал процесс формирования рыночных цен. Он отказался от принципа, согласно которому за количественными пропорциями обмена товаров кроется одна причина (стоимость, предельная полезность и т.п.). Маршал считал ненаучной саму постановку вопроса о решающем значении какого-либо одного фактора. По его мнению, теория призвана показать взаимодействие факторов - функциональные формы связей, а не каузальные (причинно-следственные) связи явлений.

Его постулаты:

1. центральное место – проблема рыночного формирования цен. При этом,

* рыночная цена – результат пересечения цены спроса и предложения

* равновесная цена находится в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала)

* идеальная картина рыночного взаимодействия – спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены

* на разных отрезках времени проявляются разные закономерности: в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном – предложение выполняет эту функцию

2. концепция об эластичности спроса является показателем зависимости объема спроса от изменения цены. При этом эластичность спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода

3. чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность стремится к самому эффективному сочетанию факторов производства

4. теория распределения определяется четырьмя факторами:

* земля – рента

* труд – зарплата

* капитал – процент

* предпринимательство – прибыль

В сумме всё это дает национальный доход.

Все это привело к разработке метода анализа равновесных цен. В таком случае кривая спроса отражает убывающую предельную полезность, а кривая предложения отражает степень развития технологии, факторов производства, издержки производства. Иначе полезность определяет спрос. В результате возникает график взаимодействия этих факторов, который показывает условия возникновения равновесных цен. Тем самым трудовая (затратная) теория и теория предельной полезности объединяются теорией равновесия.

На основе равновесных цен им разработано учение о замещении факторов производства, что является основой максимальной эффективности использования ресурсов. В таком случае главным оказывается комбинация факторов производства, которая сокращала бы нищету, неравенство, рост национального дохода.

Маршал не отрицал возможность воздействия общества на процессы распределения. Однако воздействовать на распределение нужно без его разрушения, без подрыва стимулов к накоплению. Это значит, что не нужно навязывать ни огосударствления ресурсов, ни высокой зарплаты, но с помощью образования, культуры ограничивать предложение неквалифицированного труда, вызвать повышение предельной эффективности труда и его оплаты одновременно с ростом технического прогресса.

Билет 14.

Билет 15.

Билет 16.

Билет 17.

Билет 1.

Социально-трудовая сфера и рыночная экономика

Социально-трудовая сфера (СТС) - это составная часть социальной рыночной экономики (главная цель и задача которой - рост эффективности производства и прибыли), ключевой объект и предмет социальной политики. Она вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Основными блоками СТС являются, прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

· социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

· рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

· сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

· система социальной защиты населения;

· система социального партнерства;

· система социального страхования;

· пенсионная система;

· охрана труда и т.д.

Эти и некоторые другие блоки, отрасли и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре СТС. Но их важно выделять вместе, ибо только интегрально они дают наиболее полное представление о СТС.

В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует, в частности, резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

Социальное развитие и социальная политика - предмет изучения многих наук. Состояние и развитие социальных процессов и особенности управления ими входит в сферу исследования экономики и социологии, философии и психологии, юриспруденции и политологии и др.

Существует большое количество определений понятий «социальная сфера», «социальное развитие» и «социальная политика». Эти понятия рассматривают в широком и узком смысле, с точки зрения индивидуального и общественного начала социальной политики, политико-правовой и философской трактовки этих понятий и многих других сторон.

В данном учебнике нам более близка точка зрения экономистов, в том числе специалистов в области государственного и муниципального управления, и экономикогеографов. Из того, что мы понимаем под социальным развитием и социальной политикой, складывается и система социальных показателей, статистика социальной сферы, в том числе рассматриваемой нами региональной.

Понятия «социальное развитие» и «благосостояние» часто связывают, так как социальное развитие зависит, в том числе, и от роста благосостояния населения. К тому же благосостояние более изучено в теоретическом и методологическом плане зарубежной экономической наукой. В российской экономической науке больше исследованы понятия «уровень жизни населения», «качество населения» и «качество жизни населения». При этом считается, что понятие «благосостояние населения» имеет более объемный и комплексный характер 1 . Основное понятие в теории благосостояния - блага , которые могут быть материальными (техника, продукты, продовольствие) и нематериальными (знания, образование, опыт, информация и т.п.).

Уровень жизни - комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющийся в масштабах развития потребностей людей и характере их удовлетворения .

Многие исследователи полагают, что понятия «благосостояние населения» и «уровень жизни населения» тождественны .

Экономистами также разработаны понятия «условия жизни» и «образ жизни», которые связываются с понятием «уровень жизни населения» или определяют его. Самое неоднозначное понятие в экономической науке «качество жизни населения», которое чаще всего понимается как «качество населения» и определяется уровнем и образом жизни населения.

С социальным развитием тесно связана теория человеческого капитала, которая появилась и получила развитие в работах Г. С. Беккера, Т. Шульца, Дж. Минсера, М. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Б. Кикера и других в 1950-1980-е гг.

Термин человеческий капитал обозначает накопленные и воплощенные в человеке знания, здоровье, способности, навыки, умения, мотивации и т.п., способствующие росту производительности его труда и способные приносить доход.

История термина

В 1958 г. Дж. Минсер опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал и личное распределение дохода» , одну из первых работ но теории человеческого капитала. В этой статье была создана модель персонального распределения доходов на основе профессиональных образовательных различий между индивидами. В 1961 г.

вышла статья Т. Шульца «Инвестиции в человеческий капитал» 1 , в которой он рассматривает образовательные вложения в человеческий капитал. В 1962 г. Г. С. Беккер, который считается родоначальником современной концепции человеческого капитала, опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ», а в 1964 г. вышла его монография под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ, с особым учетом образования» . У данной теории есть множество последователей как в зарубежной, так и в российской науке.

Также существует термин социальный капитал , применяемый социологами и понимаемый как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности деятельности социальных институтов .

Исходя из экономической теории благосостояния под социальным развитием понимается изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде .

Современная социально-трудовая сфера России в широком смысле представляет собой систему взаимосвязанных компонентов и частей, в которую входят :

  • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-коммунальные системы и т.д.);
  • уровень жизни и доходы населения;
  • социальная защита населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • рынок труда, занятость, экономическая активность населения;
  • социальное партнерство;
  • оплата, нормирование и охрана труда;
  • социальное страхование;
  • пенсионная система и др.

В зависимости от того, насколько широко и в каких целях рассматривается социальная сфера, к числу ее направлений может относиться сфера демографии и семьи (меры поддержки семьи, детства, материнства и отцовства), экология и окружающая среда, миграция, санаторно-реабилитационная сфера, потребительские услуги, туризм и отдых и др.

Понятие «социальная сфера» тесно соприкасается с понятием «сфера социальных услуг». Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой, в том числе срочной, помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

При делении услуг на рыночные и нерыночные обычно руководствуются рекомендацией Статистической Комиссии ООН, согласно которой рыночными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам (покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги) 1 .

К услугам в социальной сфере обычно относят жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, в какой-то степени услуги связи, транспорта и туристические. Существует Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) , который постоянно дополняется, а также различные классификации услуг по признакам.

В Российской Федерации регулярно проводится мониторинг развития социально-трудовой сферы. Основные направления мониторинга:

  • доходы и уровень жизни населения;
  • рынок рабочей силы и занятость населения;
  • социально-трудовые процессы в организациях и отраслях;
  • социально-демографические процессы.

Мониторинг проводится по единой системе показателей и на основании методических рекомендаций, утвержденных министерствами и ведомствами, органами государственной власти статистической отчетности .

Уровень социального развития регионов РФ дифференцирован географическими, экономическими, природно-климатическими, экологическими условиями. Регионы различаются по целому комплексу показателей: демографии, занятости и миграции, уровней жизни и доходов, экологии, обеспечению объектами инфраструктуры, качеству образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.д.

Рассмотрим значения некоторых показателей развития трудовых ресурсов, уровня жизни населения, образования, здравоохранения, культуры по федеральным округам РФ и субъектам РФ за 2013 г. (табл. 6.8-6.9).

Самая высокая доля населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. отмечена в Ямало-Ненецком АО (68,6%), Ханты-Мансийском АО - Югре (65,6%) и Чукотском АО (65,8%). Относительно высока доля трудоспособного населения в Магаданской области (63,0%), Камчатском крае (63,6%), Мурманской области (62,5%), республиках Коми (61,3%) и Саха (Якутия) (61,4%). К регионам, наименее обеспеченным трудовыми ресурсами можно отнести Курганскую (55,3%), Новгородскую (56,2%), Псковскую (56,8%), Тверскую (56,9%) и Рязанскую (57,0%) области. Низкая доля населения в трудоспособном возрасте в Чеченской Республике (56,3%) сочетается с самым высоким в России удельным весом детей до 15 лет (34,8%), поэтому данный регион к трудодефицитным отнесен быть нс может. При этом практически во всех регионах России численность населения в трудоспособном возрасте на протяжении последних лет неуклонно сокращается, что служит очень неблагоприятным признаком для возрастной структуры страны.

Таблица 6.8

Некоторые показатели развития трудовых ресурсов по федеральным округам РФ за 2013 г., %

Показатель

население в трудоспособном возрасте

безработицы

уровень экономической активности населения

Российская Федерация, всего

Таблица 6.9

Некоторые показатели уровня жизни населения по федеральным округам РФ за 2013 г., руб.

Показатель

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

средний размер назначенных пенсий

потребител ьские расходы в среднем на душу населения

Российская Федерация, всего

Продолжаются социальное расслоение общества, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) растет: 0,387 в 1995 г., 0,417 в 2011 г. и 0,419 в 2013 г.

Более всего дифференцирован по федеральным округам показатель номинальной начисленной заработной платы. В 19 регионах России его значение в 2013 г. не достигло 20 тыс. руб. в месяц. Минимальные значения показателя (до 18 тыс. руб.) были отмечены в республиках Калмыкия (17,5 тыс. руб.), Дагестан (16,8 тыс. руб.) и Карачаево-Черкессия (17,9 тыс. руб.).

Максимальные значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (свыше 50 тыс. руб.) характерны для автономных округов Сибири и Дальнего Востока и г. Москвы.

Почти во всех федеральных округах РФ в 2013 г. уровень заболеваемости превышал среднероссийские значения (табл. 6.10). Исключения составили ЦФО, СКФО и ЮФО. Самая неблагополучная ситуация была зафиксирована с большинстве регионов Европейского Севера России (Архангельская область и Ненецкий АО, Республики Карелия и Коми), в Ямало-Ненецком АО, а также на Дальнем Востоке РФ (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО).

Таблица 6.10

Некоторые показатели развития сферы здравоохранения но федеральным округам РФ за 2013 г.

Показатель

заболеваемость, на 1000 чел.

численность среднего медицинского персонала, на 10 тыс. чел.

мощность амбулаторно- поликлинических организаций, на 10 000 жителей, посещений в смену

Российская Федерация, всего

Общая заболеваемость за 1990-2011 гг. увеличилась более чем на 22%. Только за 2000-2011 гг. число зарегистрированных больных ВИЧ выросло с 78,6 тыс. до 422,3 тыс. чел., на 100 гыс. чел. - с 53,4 до 295,4 чел.

Наименее обеспечены средним медицинским персоналом регионы СКФО и ЮФО, а также ЦФО. Самые низкие значения показателя в Ленинградской (73,0) и Московской областях (76,7), Республиках Ингушетия (77,1) и Чечня (73,2). Лучше всего ситуация в УФО и СФО.

Региональная сфера образования включает дошкольные образовательные учреждения, среднее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование. По охвату дошкольными образовательными учреждениями первые места занимают регионы СЗФО (Республика Коми, Новгородская, Мурманская и Вологодская области) и УФО (Челябинская область). Непростое положение с обеспечением дошкольными образовательными учреждениями сложилось в СКФО и ЮФО, преимущественно за счет национальных республик (габл. 6.11).

Таблица 6.11

Некоторые показатели развития сферы образования по федеральным округам РФ

Показатель

охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста, 2013 г.

численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, на начало учебного года, тыс. чел. 2013/2014 г.

число образовательных учреждений среднего профессионального образования, 2012/2013 г.

Российская Федерация, всего

Весьма показательна региональная ситуация в сфере среднего профессионального образования. Более 50% образовательных учреждений в этой сфере располагаются в ЦФО и ПФО (г. Москва, Московская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская и Нижегородская области). Меньше всего образовательных учреждений среднего профессионального образования приходится на достаточно «молодые» федеральные округа - ДФО и СКФО (меньше 10%).

Развитие сферы культуры и спорта регионов России (табл. 6.12) зависит от многих факторов, включающих не только развитие социальной, инженерной и другой инфраструктуры, но и увеличения востребованности (посещаемости) культурных и спортивных объектов, грамотной разработки туристических маршрутов. В связи с этим интересен показатель посещаемости музеев, по которому (преимущественно за счет развития музейного комплекса г. Санкт-Петербурга и его окрестностей) с большим отрывом в 2013 г. лидирует СЗФО (4452 посещений на 1000 населения). Также, согласно статистике, посетителей привлекают музейные учреждения Ярославской области (1608 посещений на 1000 населения), г. Москвы (1440), Новгородской (1223), Псковской (1294) и Владимирской (1178) областей.