День сотрудников военных комиссариатов в россии. Военкоматы

День сотрудников военных комиссариатов в россии. Военкоматы

Военный комиссариат это пункт сбора военнослужащих и призывников при ежегодном призыве, регулярных сборах, других военных районных мероприятиях. Положение о военных комиссариатах было принято еще в 1918 году, тогда комиссариаты были областными, районными, волостными, губернскими. Сейчас существует несколько другое деление.

Свой комиссариат есть в каждом районном объединении города. В Москве 29 отделений, в Зеленограде – 1. В связи с присоединением Новой Москвы районные комиссариаты не поменялись: присоединенные области остались привязаны к собственным учреждениям, например, Троицкий комиссариат.

Краткая история учреждения

Сборный пункт военного комиссариата был признан необходимым сразу после смены режима в 1918 году. Декрет о создании таковых учреждений был выпущен 8 апреля. На тот момент были созданы волостные, уездные, губернские и окружные пункты. За год после выпуска указа было создано несколько тысяч отделений, из которых низшего разряда (волостных) – 7 тысяч, высшего (окружных) – 7.

Первоначально у прототипов военкоматов было всего несколько задач:

  • Основная – сбор и хранение данных о людях, призванных на службу или подлежащих ее прохождению в экстренных ситуациях.
  • Ко второй задаче относили все остальные действия – организацию воинского призыва, сбор военнослужащих, управление войсковыми частями, формирование частей.

ФКУ военный комиссариат (то есть учреждение, находящееся на государственном обеспечении) несколько видоизменялся с течением времени. Во времена Великой Отечественной Войны по макету комиссариатов создавались временные полевые учреждения, которые проводили призыв и сбор на войну. Силами таких временных пунктов, а также настоящих отделений в период с 22 июня по 1 июля 1941 года удалось призвать на госслужбу более 5,3 млн. человек.

После распада СССР подразделения из волостных, губернских и так далее были переименованы в краевые, городские, областные и т.д. Подверглась изменениям и иерархическая структура системы. Новый, современный облик военкоматов заметен и в дизайне зданий: теперь выбираются более простые постройки, а не кирпичные, как в начале 20-ых века.

Структура учреждений на данный момент

Высшая ступень комиссариатов – Минобороны России. Высшие военные чиновники (руководители военных округов) отдают приказы окружным учреждениям, а те передают задачи нижестоящим.

Всего в структуры входит несколько компонентов:

  • главное командование (Минобороны);
  • основные подразделения;
  • подразделения обеспечения;
  • пункты социальной поддержки.

Современное деление включает следующие подразделения (по убыванию):

  • краевые центры;
  • республиканские пункты;
  • областные комиссариаты;
  • городские учреждения;
  • районные и межрайонные подразделения (Кемеровский, Царицинский и т.д.).

Если город небольшой, то районное отделение и городское объединяются в одну комиссию. Так произошло в г. Зеленограде, и других небольших городах Московской области.

Официальные отделения имеют собственную печать с номером пункта и разрешение на осуществление службы от муниципального комиссара. Если таковые документы отсутствуют, то официальная деятельность осуществляться не может.

Где распространен данный тип сбора

Военные комиссариаты в том виде, в каком они были распространены в СССР и сохранились в России, можно встретить в странах СНГ и бывшего советского союза. Аналоги есть и у зарубежных государств.

Наиболее схож по функциям с российским немецкий орган (ФРГ) с названием «Kreiswehrersatzamt».

Сроки призыва

В современной России призыв делится на две стадии: осеннюю и весеннюю. Сейчас страна стремится увеличить число контрактников на службе и снизить число срочников. Поэтому в начале 2000-ых призывников было 350 тысяч, а в 2017 году планируется набор только 250 тысяч. Вакансии освобождаются под контрактников.

Призывная комиссия в военкомате 2017 — каковы точные сроки? Весенняя волна началась 1 апреля и закончилась 15 июля. За это время было призвано 130 тыс. человек, а осенью-зимой (с 1 октября до 31 декабря) планируется добрать еще от 110 до 120 тысяч людей. Призываться будут граждане от 18 до 27 лет, срок службы составит 12 месяцев независимо от образования и наличия военной академической кафедры.

Праздник учреждения

В 2018 году будет 100-летие со дня основания военных комиссариатов, этот праздник будет отмечаться регионально путем проведения спортивных мероприятий. Так, в Татарстане уже прошла спартакиада в честь основания учреждения; в других субъектах РФ празднества пройдут уже в следующем году.

Ко дню рождения комиссариатов подготовили печатную историческую продукцию, создали специальные металлические значки с армейским гербом. Геральдику и другие гербовые знаки будут получать сотрудники государственных служб, связанных с призывом. Работники соцобеспечения тоже удостоятся праздничных льгот. С юбилеем будут поздравлять губернаторы, президент. День ФКА – не федеральный праздник, то есть выходным он не будет.

Где узнать дополнительную информацию о призыве

Для призывников с 2014 года действует открытая горячая линия вопросов для военкомата. Человек, который хочет или должен пройти службу, может обратиться по ней и задать любой интересующий его вопрос по поводу службы и призыва. Также он может узнать, какой военкомат (центр социального обеспечения для военного комиссариата) относится к нему по месту жительства. Профессиональный консультант ответит на вопросы, что делать при болезни, какие проблемы со здоровьем дают освобождение от армии.

Сведения об адресе районного военкомата можно найти в районной управе, на сайте военкомата и во время волны призыва, когда сотрудники военкомата доставляют людей призывного возраста. В больших городах необходимо ехать в общий для 3-4 районов пункт; реже пункт всего один объединенный на весь округ центральный призывный пункт.

Правила призыва и структура комиссариата постоянно обновляется, но заданная сейчас система останется в силе еще несколько лет.

Осенний призыв только начался. Миноброны внезапно почти вдвое сократило число призывников. Многие называют причиной демографическую проблему: призывного возраста как раз достигли те, кто родился в начале в 1990-х, когда рождаемость была на рекордном спаде. О том, как работают военкоматы, как гоняются за призывниками и как решают проблему с недобором, нам рассказал Иван М., попросивший не называть его фамилии. Два года он был сотрудником военкомата в роли «винтика» и видел систему изнутри.

— Как ты стал работником военкомата? Когда это было?

Я работал в военкомате с 7 декабря 2005 по 7 декабря 2007. Когда меня призвали, у меня не было права на отсрочку, я прошел медкомиссию, оказалось – годен. Как так?! Пошли переговоры, можно ли меня хотя бы в нормальную часть отправить. Они спросили, как у меня дела с компьютером, с базами данных, с Office. Я сказал, что просто отлично. И меня посадили в военкомате: работаешь два года – билет у тебя. Это вообще незаконно, но мне сказали: поработаешь у нас два года – мы тебя не призовем. Военный билет дали, но как-то хитро оформили. Это очень распространенная практика, все московские военкоматы так делают. По пять пацанов работают в каждом военкомате, конкретно чтобы откосить.

— И каково было работать?

Должность официально называлась «помощник начальника второго отделения». Занимался я фактически розыском, призывом и отчасти отправкой призывников в армию. Я там вроде как службу проходил. Некоторое время меня официально оформляли – зарплата получалась 3000 рублей плюс разные надбавки, итого 6000. Добровольно никто из молодых не захочет идти работать в военкомат. Работают там разные тетки, которые уже лет 20 на этом месте, и военные. У теток-то с компьютерами плохо. Сначала я вообще не понимал, куда я попал и как себя вести, но отношение ко мне было хорошее. Я общался с призывниками, выполняя функции военных, заменяя начальство.

— Приходилось быть свидетелем нарушения закона?

Что касается блатных, от меня все скрывалось долгое время. Никто вслух не говорил: «Это человек военкома» или «Этот нам сейчас заплатит», хотя иногда люди совершенно необъяснимо получали отсрочки. Приходит человек без отсрочки, его отправляют на медкомиссию, находят гипертонию, а смотрим в личное дело – нет никакой гипертонии. Я не интересовался этим, не выступал – оно шло мимо меня. Все взятки и попытки договориться проходили мимо меня, но я представляю суммы: от 2 до 5 тысяч долларов стоит купить военный билет, но зависит от человеческой жадности. Медкомиссии проверяли обычных призывников внимательно и честно, с плоскостопием – в зависимости от того, какое решение нужно принять: это такая болезнь, что степень определяется на глаз.

— Как происходил сам призыв?

В соответствии с совместным приказом МВД и Минобороны составлялись определения о доставлении – такая бумажка, которая заменяет собой повестку. Эти бумажки мы печатаем, отдаем в ОВД, участковый ходит по квартирам и вручает их мальчикам. Это первая стадия. Вторая стадия – когда призывник не пришел, на него составляется определение о приводе. К нему приходит участковый, говорит: собирайся, поехали в военкомат. Иногда призывник прячется, а его родственники звонят и «сдают». Самый необычный случай – когда мы поймали человека, привезли в военкомат, никакого права на отсрочку не было, прогнали его по медкомиссии, призвали, приехала машина за ним, мы расслабились, а он взял и убежал! Потом я в интернете читаю его историю: забежал в какой-то подъезд, переодел куртку наизнанку… Смеялись.

— Были проблемы с недобором?

Норма была 78-85 человек на наш военкомат, а это 6 районов. До того, как я пришел, план не выполнялся – одного-двух все время недобирали. Облав как таковых не было, но конкретные общежития мы отслеживали: знали, что люди заканчивают учиться, и печатали им повестки. Роту ОМОНа не высылали. Военных стимулирует только выполнение плана, и когда план выполнен, им уже не нужны призывники, даже те, кто добровольно приходит. Они уже сидят, бухают, и тут кто-то приходит. «Парень, тебе чего дома не сидится?» Бывали случаи, когда звонит тетенька и хочет своего племянника заслать куда подальше, потому что плохо себя ведет. А в милиции такие порядки, что милиционеры иногда берут своего же товарища, увольняют, лишают отсрочки и привозят и сдают в армию!

-А кто решал, в какие войска кого отправить?

Городской военкомат спускает план, в какие войска сколько человек мы должны отправить. В рамках этого предлагаем призывнику выбор, по здоровью тоже смотрим. На спортсменов, волейболисты ЦСКА, был специальный план. Естественно, они не служат по-настоящему, а играют в свой волейбол.

— Попадались ли призывники, которые отстаивали свои права?

Практически у каждого офицера в военкомате, и у меня тоже, есть «Закон о воинской обязанности». Если призывник начинает качать права, мы ему говорим: мы тебя призываем вот по этому и вот по этому пункту. Бывали случаи, когда призывник подавал в суд на незаконное решение о призыве – тогда решение автоматически приостанавливалось, в этот призыв он уже не попадал, проходит полгода – он заболел или отсрочку получил. Такого, чтобы суд выигрывали призывники, я не помню. С правозащитниками иногда имели дело, но гораздо большая проблема – собственное начальство. Больше всего нас дрючили с соблюдением 400-го приказа Минобороны: документики, там, бумажечки, вся эта дребедень. Что-нибудь не там лежит или неправильная запись в протоколе – за это адски ругались.

— Не пора ли нам, на твой взгляд, переходить на контрактную армию?

Сейчас я выступаю за контрактную армию. Не вижу смысла в призыве ни для армии – набрать ребят, которые там в «день сурка» играют, ни для обороны нашей, ни для самих людей. Я слышал про реформу армии, но не понял, к чему эти пустые слова, ведь реально ничего не произошло. Структура военкоматов поменялась, но реальных качественных изменений нет.

— Если мы перейдем на контракт, то кто пойдет служить?

Все мои знакомые служить не хотят, и, если бы не было обязательного призыва, никто из них в армию бы не пошел. Но я помню, как в военкомат добровольно приходили призывники и говорили: «Возьмите меня служить». Некоторые с родителями, некоторые просто раздолбаи: возьмите, мол, делать нечего. Есть ребята из военных династий: дед – большой офицер, отец тоже, вот и сына к этому с детства готовят. Различные асоциальные элементы, «пьяницы дебоширы, тунеядцы», тоже идут в армию добровольно, что им дурака валять. Армия таких социализирует и дисциплинирует. Хотя наша сегодняшняя – редко.

— Остались ли у тебя связи в военкомате после увольнения?

Вторым Дымовским я становиться не готов, поэтому никого не разоблачаю: призвать меня уже не могут, но там остались знакомые, не хочу никого подставлять. Когда я оттуда ушел, я еще какое-то время заходил в военкомат поздороваться, а сейчас с ними почти не общаюсь, но телефон остался, и если что-то понадобится, смогу позвонить. Я даю друзьям советы, как и к кому обратиться, если возникают проблемы с армией.

— Не стыдишься ли ты того, что стал винтиком такого коррупционного механизма?

Если бы я такой, какой сейчас, оказался в той ситуации, я бы наверное лучше побегал от них.

Военный комиссариат или, как его называют, военкомат, представляет собой территориальный орган военного управления, который подчиняется Министерству Обороны России. В последнее время наметились множественные изменения в структуре военкоматов, особенно это касается штатного вопроса. Количество сотрудников уменьшается, все больше должностей занимают гражданские лица, но обязанности комиссариатов остаются прежними.

Задачи военкоматов

Перечень задач военкомата включает в себя:

Организацию, проведение работы по постановке на первоначальный воинский учет (включая разработку необходимых планирующих документов).

Осуществление призыва на службу. То есть, решение вопросов по организации и документальной фиксации всего процесса.

Организация, проведение медицинского (комиссионного) освидетельствования и психологического отбора граждан. Медкомиссия строит свое заключение, опираясь на предоставленные документы из поликлиники, а также результаты исследований: анализ крови и мочи, флюорография и, при необходимости, электрокардиограмма. В случае обнаружения каких-либо отклонений от удовлетворительного состояния здоровья, призывнику назначается дополнительное обследование. Следует знать, что обследование полностью оплачивается медицинским страховщиком (указан в полисе) и призывник не должен платить ни «копейки». Психологический отбор осуществляется специалистами на основании результатов проведенного тестирования, а также личного собеседования.

Розыск военнослужащих, которые самовольно покинули войсковую часть, а также лиц уклоняющихся от призыва. Совместно с органами МВД разрабатываются оперативные планы и проводятся специальные рейды, целью которых является - определение местонахождения уклониста или дезертира.

Организация/проведение специальных мероприятий в процессе подготовки граждан к службе. Включает в себя целый комплекс мер. То есть, начиная с девятого класса, со школьниками начинает проводиться допризывная подготовка. В идеале они должны изучить предмет - по основам военной службы. Военкомат, в данном, случае рекомендует преподавателя. Более того, ведется работа по слежению за наличием специального оборудования в школах, например полосы препятствий, тиров, бассейнов и т.д. Конечно, военкомат не имеет реальной возможности выделять денежные средства на строительство, той же самой «полосы», но обязан информировать Министерство образования, в компетенцию которого и входит возведение подобных сооружений. Также комиссариаты проводят сборы с юношами предпризывного возраста, организуют встречи с ветеранами и многое другое.

Предоставление возможности, а также организация и подготовка всех заинтересованных лиц по военно-учетным профессиям (специальностям). Для этого отбираются молодые люди и направляются для обучения в ДОСААФ. Там они могут, например, осуществлять прыжки с парашютом, получить водительские права и так далее.

Планирование возможностей предназначения учета и подготовки мобилизационных ресурсов.

Освобождение и отсрочка

Не секрет, что вопрос освобождения от призыва на службу и предоставления отсрочки, достаточно проблематичный и часто возникают спорные ситуации. Однако надо понимать, что военкоматы действуют согласно законодательству, где четко указаны следующие положения.

Освобождаются от призыва юноши:

По состоянию здоровья признанные полностью негодными или ограниченно годными.

Прошедшие, проходящие военную службу на данный момент.

Прошедшие или проходящие альтернативную службу.

Прошедшие службу в другом (иностранном) государстве.

Также, право на освобождение имеют молодые люди, которые являются родными братьями или сыновьями военнослужащих погибших (а равно умерших от ранений) в результате исполнения своих обязанностей во время военной службы (или военных сборов).

В любом случае, не подлежат призыву лица отбывающие наказание согласно приговору суда (обязательные или исправительные работы, лишение свободы и так далее); имеющие непогашенную/неснятую судимость; в отношении которых (в данный момент) ведется предварительное следствие, дознание, либо уголовное дело уже передано в суд для принятия решения по существу.

Отсрочка

Согласно Федерального Закона, определенной категории призывников может предоставляться отсрочка от несения военной службы:

В случае признания юноши временно негодным по состоянию здоровья (максимум на год с последующим прохождением медицинской комиссии).

При оказании постоянного ухода за близкими родственниками, если нет других лиц, способных осуществлять данную помощь.

Если призывник является опекуном родной несовершеннолетней сестры (брата) и нет других граждан, которые могут осуществлять уход.

В случае если мужчина имеет 2-х и более детей, ребенка и воспитывает его без матери, а также ребенка инвалида (возраст до трех лет). Более того, при наличии у призывника ребенка и беременной жены (срок 26 недель и более), ему также полагается отсрочка.

Когда молодой человек устроился на работу в органы МВД, МЧС, таможню.

Если призывник избран депутатом ГД, Федерального Собрания или депутатом законодательной власти субъектов России. В этом случае отсрочка предоставляется на время срока его полномочий.

В случае, когда гражданин проходит очное обучение в аккредитованном ВУЗе или получает послевузовское образование, но также на условиях очной формы обучения и профессиональной направленности.

Основные моменты службы по призыву и после окончания ВУЗов

В связи с последними нововведениями и реформированием армейской структуры появляется много вопросов касающихся службы призывников и лиц, окончивших ВУЗы. Следует отметить наиболее важные моменты:

Призывной возраст определен с 18 до 27 лет. Окончанием призывного возраста считается день, когда исполняется 27 лет. То есть, 27 лет +1 день - гражданин призыву не подлежит.

Сроки призыва делятся на весенний/осенний и составляют соответственно: с 1 апреля до 15 июля и 1 октября до 31 декабря. Призывники с Крайнего Севера и приравненных к нему районов подлежат призыву с 1 мая до 15 июля и 1 ноября до 31 декабря. Если граждане участвуют в посевных или уборочных работах, то призыв осуществляется с 15 октября до 31 декабря. Педагоги призываются с 1 мая до 15 июля.

Вопрос о конкретном месте прохождения воинской службы не имеет ограничений по территориальности согласно Указа Президента от 16.09.99 со всеми внесенными поправками.

Срок службы для лиц призванных после 1.01.2008 определяется в 12 месяцев. Более того, теперь нет ни какой разницы, окончил гражданин ВУЗ или нет. Выпускники призываются на общих основаниях на 12 месяцев. Единственное новшество, что выпускники ВУЗов имеющих военную кафедру (а их осталось единицы) не подлежат призыву и получают звание офицера запаса, по окончании.

Вызов в военкомат осуществляется исключительно по повестке. Более того, она должна быть вручена призывнику под роспись. То есть, не в почтовый ящик, не через маму, папу, соседей, бабушку, дедушку, не по телефону, а только лично в руки и не менее чем за ТРИ (3) дня до даты явки. Если выявлены нарушения в получении, призывник имеет право не исполнять предписание. Однако, если повестка вручена надлежащим образом, гражданин обязан явиться в военкомат. Неявка возможно только по уважительной причине, например болезни. Если призывник не приходит в военкомат ему грозит следующая ответственность: принудительный привод, административное наказание (штраф) или уголовная ответственность по ст. 308 УК.

Некоторые полагают, что можно просто отказаться подписывать повестку. Но данный вариант не принесет, никаких результатов. Непосредственно на месте составляется акт о нежелании призывника ставить подпись и удостоверяется двумя свидетелями. Данный документ имеет юридическую силу и приравнивается к вручению повестки лично в руки.

Альтернативная и контрактная служба

Помимо организации и проведения срочной службы (по призыву), военкоматы занимаются решением вопроса о предоставлении возможности пройти альтернативную службу. Согласно действующего законодательства, альтернативной службой (АГС) признается трудовая деятельность в интересах государства и общества, которая осуществляется гражданами взамен службы по призыву. То есть, любой молодой человек, если его вероисповедания и другие личные убеждения противоречат несению военной службы в части, имеет право пройти АГС.Однако здесь следует учитывать несколько основных моментов:

Альтернативной службе подлежат только призывники признанные годными или годными с незначительными ограничениями.

Служба проходит только на государственных предприятиях, ни каких коммерческих организаций, фирм и прочее.

После избрания АГС юноша не вправе расторгать трудовой договор до окончания срока его действия.

Срок альтернативной службы больше и составляет: 18 месяцев в случае прохождения АГС в специальных организациях вооруженных сил, в качестве гражданского персонала и 21 месяц - на других госпредприятиях.

Схема работы с военкоматом достаточно проста. Призывник подает заявление с просьбой замены военной службы на АГС. После его рассмотрения призывной комиссией, по месту будущей работы молодого человека отправляется представитель комиссариата с направлением от ФС труда и занятости. Следует отметить, что альтернативная служба осуществляется только на тех предприятиях, которые есть в ежегодно утверждаемом перечне Минздравсоцразвития.

Контрактная служба

Еще одно направление деятельности военных комиссариатов. Для поступления на службу необходимо подать заявление в территориальный военкомат. Далее происходит двухступенчатый отбор кандидатов и в случае его положительного прохождения заключается контракт.

1-ый этап включает проверку физического состояния и психологического отбора.

2-ой этап предусматривает проверку профессиональной подготовленности и возможность овладения одной из военно-учетных специальностей. По результатам сдается экзамен.

Следует отметить, что кандидатом на контрактную службу может стать гражданин, который имеет полное среднее образование (не ниже), годный по здоровью и прошедший срочную военную службу (или имеет гражданскую специальность близкую к военной).

Мобилизация

При возможной военной угрозе на плечи военкоматов ложиться проблема мобилизации, поэтому необходимо отметить основные моменты, когда возможно ее проведение.

При текущем некомплекте воинских частей. Как правило, он случается два раза за год, когда идет процесс увольнения личного состава в запас. То есть, часть уже уволилась, а остальные еще не прибыли со сборных пунктов. Поэтому если в такой период начинаются военные действия, комиссариаты восполняют некомплект за несколько часов (всего 10 часов отведено на каждого военнослужащего от вручения повестки о явке, до строя).

Формирование новых военных частей. Любой военный конфликт предусматривает необходимость в дополнительных соединениях, и военкоматы формируют такие части.

Развертывание территориальной обороны, которую возглавляет непосредственно военный комиссар.

При необходимости восполнения боевых потерь.

Учения по вопросам мобилизации, на районном уровне, проводятся ежемесячно, а более крупные, например, по городу Москве, раз в течение нескольких лет.

Таким образом, деятельность военкоматов охватывает широкий круг вопросов и от четкого исполнения своих обязанностей всеми сотрудниками комиссариата, зависит многое в обороноспособности России.

Каждая из организаций имеет свои функции и задачи - с момента создания и для последующей работы. В этом ключе мы рассмотрим сегодня военные комиссариаты. Познакомимся с основным понятием, спецификой деятельности организации, ее разновидностями.

Что это?

Название органа местного военного самоуправления, ответственного за учетную, мобилизационную, военно-призывную работу. Данные организации характерны для бывшего СССР и ряда современных стран постсоветского пространства. К последним относится и РФ.

В нашей стране деятельность организации нормируется Положением о военных комиссариатах. Последнее было принято согласно Распоряжению российского Президента №1132 (2007 год).

Распространенные типы организации

Военные комиссариаты можно разделить на следующие разновидности:

  • Областные.
  • Республиканские.
  • Краевые.
  • Районные.
  • Городские.
  • Межрайонные.

Городские и районные комиссариаты могут быть объединены.

Что касается времен было также актуально разделение военных комиссариатов на губернские, окружные, волостные и уездные.

Градация комиссариатов

Современные представленные военные организации также разграничиваются на две группы:


Распространенные аббревиатуры

Создание военных комиссариатов связано с внедрением ряда буквосокращений. Приведем примеры аббревиатур:

  • КВК - краевой.
  • ОВК - областной.
  • РесВК - республиканский.
  • РВК - районный.
  • ГВК - городской.
  • ОГВК - объединенный городской военный комиссариат.

А теперь переключимся уже непосредственно на специфику деятельности учреждения.

Основные задачи

Важно знать функции и задачи военного комиссариата. К последним правомочно провести:


Функции комиссариата

На основе Положения о военных комиссариатах выделим функции этого учреждения. Список их обширен и довольно распространен:

  1. Воинский учет - организация и ведение.
  2. Учет транспортных средств, что предоставляются российским Вооруженным Силам, иным войскам и формированиям по перечням, утвержденным Минобороны РФ.
  3. Координация воинского первичного учета. Контроль за переданными структуре местного самоуправления полномочиями по ведению подобного учета в местностях, где военные комиссариаты отсутствуют.
  4. Разработка планов мобилизации - как людской, так и транспортной.
  5. Совершение базы развертывания военного комиссариата - его штабов управления, пунктов оповещения, сбора, обогрева и питания, заправки топливом, проведения оборонных мероприятий.
  6. Обеспечение мобилизационных потребностей ВС в мирное и военное время.
  7. Исполнение нарядов вышестоящегоо комиссариата, заявок командиров органов военного управления, воинских частей, прочих соединений, где предусматривается наличие военной службы, а также федеральной исполнительной власти.
  8. При содействии системы местного самоуправления - осуществление призыва по мобилизации граждан, отправки людских ресурсов и ТС в сроках и объемах, которые устанавливаются генеральными планами мероприятия.
  9. Выполнение задач, связанных с территориальной обороной.
  10. При содействии муниципальных образований - проведение работы по морально-психологической подготовке граждан, годных к призыву.
  11. Организация вручения компаниям, располагающим ТС, гражданам, находящимся в запасе, в условиях военного времени.
  12. Обеспечение собственной круглосуточной готовности к приему связи посредством телеграммы "Мобилизация".
  13. Совместно с органами Госавтоинспекции и иными учреждениями, осуществляющими государственный надзор за состоянием транспортных средств, проводить периодические проверки ТС, что предназначены для отправки в ВС РФ и иные воинские формирования, обозначенные в российском законодательстве.
  14. Проведение занятий с гражданами, находящимися в запасе, военно-учетными специалистами муниципальных организаций, докторами, средним медицинским персоналом, которые привлекаются к проведению ряда мобилизационных мероприятий.
  15. Периодические проверки организаций на предмет ведения в них военного учета.
  16. Контроль за верным использованием субвенций, предоставленных системе местного самоуправления для воинского первичного учета в местностях, где нет военных комиссариатов.
  17. Разработка четкого плана по организации в военное время учебных центров обязательного воинского всеобщего обучения.
  18. Организация при содействии структур местного самоуправления призыва тех граждан, кто не находится в запасе.
  19. Полное обеспечение в центрах сбора вещевым имуществом лиц, призванных на службу в армию России.
  20. Содействие федеральной исполнительной власти в ведении учета лиц, пребывающих в запасе.
  21. Участие совместно с представителями медорганизаций и системой местного самоуправления в медицинском освидетельствовании граждан, призываемых на службу в армию. Контроль за прохождением ими медосмотра.
  22. Организация ряда мероприятий по профессиональной воинской ориентации, психологическому отбору призывников.
  23. Участие в обучении граждан начальным навыкам обороны, азам военной службы на базе учебных заведений - начального, среднего образования.
  24. Организация мероприятий, связанных с заменой воинской службы на альтернативную.
  25. Учет лиц, избегающих призыва в армейские ряды.
  26. Организация работы по вручению государственных военных наград.
  27. Проведение военно-патриотического воспитания населения в пределах подведомственной территории.

Военные комиссариаты - не только органы, ответственные за призыв граждан в ряды Российской армии. Как мы убедились, круг их задач и функций довольно обширен.

В организационной структуре российских военкоматов за последние годы произошли серьезные изменения, уменьшилось количество сотрудников, они стали гражданскими, изменились их обязанности, но задачи остались прежними. О том, что такое современный военкомат и как он работает, я расскажу в данной статье на примере военного комиссариата Республики Северная Осетия - Алания.

Штатные изменения.
Если ранее в военкоматах был и военный и гражданский персонал, то сейчас остались только гражданские служащие. Это в основном, военнослужащие запаса, кандидатуры которых одобряются при оформлении на работу в организационно-мобилизационном управлении округа. Т.к. множество военных у нас выходит на пенсию в возрасте 45 лет, то до 60 они могут спокойно работать в военкомате, где будут заниматься фактически той же штабной работой. К сожалению, заработная плата невелика, у начальника отдела оклад 8100 рублей, у его зама – 7300. Сильно спасает получение военной пенсии.
После перевода комплектования кадров на гражданские рельсы, изменилась и численность работников военкоматов. Изменилась в сторону уменьшения, что вызвало значительное увеличение объема работ. Положим, в каком-нибудь районном отделе военного комиссариата 3-го разряда работает всего 11 человек, включая начальника, а раньше было в два-три раза больше. Уровень разрядности, от которого зависит штат районного отдела военкомата (по первому – 11 человек, второму – 23, третьему – 35 человек), зависит от расчетов главного организационно-мобилизационного управления в Москве.
О том, насколько непросто работать сотрудникам покажет наглядный пример. Как известно призывная работа ведется круглый год, особенно увеличиваясь в периоды призывных кампаний, набор же по контракту вообще не лимитирован по сезонам. В военкомате 3-го разряда первое призывное отделение состоит всего из 3 человек: начальника отдела, его помощника по профотбору и фельдшера. Обязанности:
- начальник отдела должен ставить призывников на воинский учет, заниматься вообще всеми вопросами призыва, вневойсковой подготовкой, отбором и направлением в ДОСААФ на учебу, отбором преподавателей ОВС в школах, заниматься вопросами учебно-материальной базы в школах, вопросами приема граждан на военную службу по контракту.
- помощник по профотбору целыми днями обрабатывает результаты тестирования призывников, кандидатов в контрактники и офицеры, составляет рекомендации на каждого призывника и кандидата, плюс помогает начальнику по тем или иным вопросам.
- фельдшер занимается лечебно-оздоровительной работой с призывниками, диспансеризацией, отправкой на обследования при постановке на учет, набором протоколов призывных комиссий.
Большую часть времени у всех занимает именно бумажная работа. В военкоматах более высоких разрядов сотрудников-исполнителей, конечно, больше, но и объем работы у них выше.
Также значительной проблемой является полное отсутствие служебного транспорта в военкоматах. Один единственный служебный автомобиль имеется в распоряжении только военного комиссара субъекта федерации, что вызывает дополнительные трудности в поездках по районам, выполнении различных поручений, оповещении людей и т.п.

Структура.
Если раньше были военные комиссариаты в каждом районе субъекта федерации, то сейчас есть один военный комиссариат субъекта федерации, например, Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания, у которого есть отделы в районах: отдел военного комиссариата РСО-А по г. Беслан и Бесланскому району и т.д. Если раньше в военкомате было четыре отдела, то сейчас их осталось два: подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту(1-й) и планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов(2-й).

Краткий список задач, стоящих перед 1-м отделением:
1. Организация и проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет (ППГВУ). Разработка планирующих документов на ППГВУ.
2. Призыв граждан на военную службу. Планирование мероприятий по организации призыва. Разработка планирующей документации.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
7. Отбор кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования и СВУ.
8. Формирование команд, планирование отправке граждан, доставка команд на областной сборный пункт.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
Очень больная тема. В 17 лет начинается подготовка призывника к прохождению призывной комиссии. Для этого молодого человека отправляют пройти четыре обязательных исследования: флюорография, анализ крови, анализ мочи и электрокардиограмма (по показаниям). За эти обследования министерство обороны выплачивает деньги поликлиникам, с которыми заключаются специальные контракты. Также просматривается медицинская карточка призывника, в которой описаны его болезни на гражданке. Если в карточке есть упоминания о каких-то проблемах со здоровьем, либо исследования показали их наличие, то юношу могут направить на дополнительное обследование. Это обследование должно оплачиваться страховыми компаниями (страховщик указан в медицинском полисе), никаких денег с призывника никто требовать не в праве.
Каким же образом в армию попадают призывники с теми или иными проблемами со здоровьем? Тут несколько причин. Во-первых, общее падение уровня здравоохранения в стране. Если в советское время за здоровьем граждан худо-бедно следили, то сейчас они предоставлены фактически сами себе и их состояние здоровья находится на том уровне, который они могут поддерживать сами. Низкая культура заботы о себе, к сожалению, присуща нашим гражданам, поэтому достаточно много людей обращаются в учреждения здравоохранения только после того, как конкретно припечет. О прививках, диспансеризации думают немногие, остальные надеются на авось. Наглядный пример с ухудшением медобслуживания привел мне один из работников военкомата.
Недавно с военным комиссариатом судился молодой человек, который посчитал, что его незаконно призвали в армию. А начиналось все так. Пришел молодой человек в военкомат, прошел 4 обязательных анализа, посмотрели его медицинскую книжку. Все ок, годен. Отправился служить в часть. Там заболел инфекционным заболеванием, ему делают УЗИ и случайно обнаруживают отсутствие одной почки. Парень об этом сам знать не знал, врожденная коллизия, которую не обнаружили в детстве. Ничтоже сумняшеся молодой человек подает в суд на военкомат, мол, незаконно призвали инвалида. Между тем, по результатам анализов и просмотра его медкнижки ничто не указывало на отсутствие почки. Недосмотр и медиков, курировавших его в детстве, и самого гражданина, который ни разу не удосужился сделать себе УЗИ.
Окончательную точку в деле годен/не годен к службе ставит призывная комиссия. Врачебная призывная комиссия назначается приказом главы администрации района, который отдает указание главному врачу поликлиники предоставить энное количество врачей-специалистов. Тут сразу же начинаются проблемы, которые особенно ярко проявляются в небольших поликлиниках. Дело в том, что хороших специалистов в поликлиниках не так много, а в маленьких тот же невропатолог вообще может быть в одном экземпляре. Теперь представьте картину, главврачу необходимо отправить единственного специалиста в военкомат, а кто вместо него будет принимать больных? Поэтому главврач навешивает на данного врача следующее: в первую половину дня невропатолог находится в призывной комиссии, а во вторую принимает больных. Дело еще и не только в больных, а в системе оплаты за них. Если на приеме в поликлинике за каждого пациента врач получает соответствующую оплату, то за работу в призывной комиссии ни врач, ни поликлиника не получают от министерства здравоохранения ничего. Компенсацией служат только выплаты военкомата врачу за среднее времяпровождение в призывной комиссии, которые меньше того, что специалист получает на приеме в поликлинике. В результате главврач на призывные комиссии старается отправить менее опытных врачей, с низкой квалификацией, что также является одним из факторов недостаточного медицинского освидетельствования призывников.
Решение о призыве выносится на основании заключения врачебной призывной комиссии самой призывной комиссией. В ее состав входят:
- заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;
- военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
- секретарь комиссии;
- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- представитель соответствующего органа внутренних дел;
- представитель соответствующего органа управления образованием;
- представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)
- представитель общественной организации (например, комитет солдатских матерей).
В заключение врачебной призывной комиссии может оказаться пограничное состояние, т.е. когда призывника по показаниям можно как призвать на службу, так и дать отсрочку, либо вообще освободить. Грань, как сами понимаете, не может быть четко очерчена, поэтому действует индивидуальное рассмотрение дела такого призывника.
Несколько примеров.
У молодого человека плоскостопие, он надеется, что не пойдет служить, т.к. слышал, что с ним в армию не берут. Но существует положение, по которому не призывают, только если плоскостопие еще и с артрозом. Соответственно, если оного у призывника нет, то он идет служить, а мы слышим печальную историю про то, как больного призвали.
У молодого человека зрение на грани. Т.е. еще чуть-чуть и нельзя брать, но он хочет отслужить. Берут. В процессе службы из-за тяжелых нагрузок, стрессов, зрение у него немного проседает, как раз на ту пару десятых. Это выясняется на каком-либо обследовании и все – ДМБ. А призывную комиссию начинают терзать запросами, как вы такого могли призвать.
Нюансов, как видите, очень много и всем угодить просто невозможно.

3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
Решение по профессиональной пригодности призывника принимается специалистом по профотбору на основе результатов тестирования и личного собеседования. Любимым способом откосить от армии в данном случае является заполнение теста в негативном ключе. Т.е. смекалистый призывник начинает писать в ответах на вопросы типа: «Посещают ли вас мысли о самоубийстве?», «Чувствуете ли вы себя никому не нужным?» и т.п., слово «Да». Палятся обычно такие граждане на перекрестных вопросах во время собеседования, когда путаются в ответах. Само собой бывают и реально проблемные подростки.
Здесь опять же не хватает психологической работы в школе, когда проблемы подростка можно раскрыть на раннем этапе и отследить, скорректировать их. Сейчас же ситуация порой доходит до маразма, когда на запрос военкомата анкеты на ученика, приходит бумага, заполненная не классным руководителем, который знает своего подопечного в течение нескольких лет, а самим учеником на самого себя.

4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
Работники военкоматов прозванивают по адресам, где возможно прячутся беглецы или уклонисты, лично ходят по домам. Естественно необходима помощь полиции, но МВД всячески стремится переложить поиск уклонистов на плечи военных комиссариатов.

5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
Это целый комплекс мероприятий. С 9-го класса в школах начинается допризывная подготовка, школьники изучают предмет Основы военной службы. В обязанности военкомата входит подбор преподавателей по данному предмету (назначить его, конечно, не могут, но рекомендуют того или иного человека), слежение за оборудованностью школ. Сюда входит наличие полос препятствий, бассейнов, тиров и т.п. вещи, которые можно использовать в подготовке призывника к службе. Но, военкомат не может выделить деньги на постройку той же полосы препятствий, это обязанность министерства образования. А директор школы в свою очередь может подумать, что важнее положить новый паркет в классах, чем строить полосу препятствий, которая кроме материальных затрат, является еще и постоянным источником возможного травматизма. Единственное, чем может помочь военкомат школам, так это какими либо наглядными пособиями в виде плакатов, которые можно напечатать в военной типографии.
В рамках допризывной подготовки от военкоматов требуют деятельности в регионах военно-патриотических клубов. Помочь деньгами такому клубу непосредственно сам военкомат не может, поэтому он выступает в кооперации с комитетами по делам молодежи, спорту, которым при составлении бюджета выделяются деньги на военно-патриотическое воспитание. Совместно с этими комитетами составляется план работы на год, по нему проводятся военные игры в школах по типу «Зарница», дни призывника в воинских частях, встречи с ветеранами войн.
Также военкомат организовывает обязательные пятидневные военные сборы для юношей выпускных одиннадцатых классов, на которых парни стреляют, окапываются, бегают и занимаются прочими видами ознакомительной боевой подготовки.

6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Целенаправленная подготовка призывников к воинской службе осуществляется путем направления специально отобранных молодых людей в школы ДОСААФ, где они получают водительские права, могут совершать прыжки в аэроклубах. Отбор производится не просто так, а по специальной разнарядке, которая приходит в военкоматы. Например, подготовить к призыву «осень 2011» 34 водителя категории «С». Изучаются личные дела призывников, им звонят, предлагают отучиться для получения прав, после чего направляют в школу ДОСААФ.
В весенний призыв этого года с Республики Северная Осетия – Алания будет призвано 880 молодых людей. Это сравнимо с предыдущими годами, когда набор колебался на уровне 600 – 800 человек (лишь только в 2010 году его однократно поднимали почти в три раза).
Также проводится набор граждан на военную службу по контракту, который в этом году значительно увеличен, в связи с решением увеличить численность контрактников в армии до 425 тысяч человек. Основные направления: спецназ, флот, внутренние войска, бригады в Чечне, курсы профессиональных сержантов. Правда вызывает недоумение разнарядка на Тихоокеанский флот, т.к. на него, по моему разумению, служить по контракту поедут только уж самые помешанные на морской романтике осетины.
Альтернативная служба малопопулярна и в этот призыв набралось всего три желающих ее пройти. Служат альтернативщики 18 месяцев обычно где-нибудь в домах престарелых уборщиками. У них пятидневная рабочая неделя, предоставляется жилье (без жилья не имеют права направить служить), зарплата сравнимая с санитарами в больницах.

Отдел планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов.

Краткие задачи:
Разработка плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для Вооруженных Сил РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей района, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.
Предназначение солдат, сержантов, прапорщиков запаса в комплектуемые соединения и воинские части, накопление и подготовка военно-обученного резерва, а также учет и предназначение техники в комплектуемые соединения и воинские части.
Подготовка и проведение инструкторско-методических и показных занятий.
Осуществление взаимодействия с местными органами государственной власти по вопросам мобилизационной готовности.
Разработка плана оповещения о мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом.
Осуществление контроля за состоянием и готовностью к работе мобилизационных звеньев.
Организация взаимодействия с администрацией района, управлением внутренних дел, федеральной службой безопасности, штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, комплектуемыми воинскими частями и учреждениями, другими органами по вопросам обеспечения оповещения людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Планирование проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом. Осуществление взаимодействия с администрацией района по вопросам обеспечения призыва и поставки мобилизационных ресурсов в войска.
Разработка плана комендантской службы (службы регулирования) военного комиссариата.
Подготовка расчетов и предложений для принятия военным комиссаром решения на проведение мобилизации.
Разработка плана управления мобилизацией. Планирование использования личного состава военного комиссариата, в том числе и призываемого по мобилизации в ходе доукомплектования до штата военного времени.
Проведение анализа и оценка состояния документов группы обобщения и контроля, пункта управления военного комиссариата по вопросам проведения призыва и поставки людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Подготовка расчетов, необходимых для принятия решения на организацию территориальной обороны.
Планирование работы по проверке мобилизационной готовности предприятий, организаций и сельских (поселковых) администраций района.
Обобщение материалов проверок состояния мобилизационной готовности и определение путей и практических мер по устранению выявленных недостатков.
Планирование работы военного комиссариата на очередной месяц.
Планирование подготовки аппарата усиления военного комиссариата и осуществление контроля за проведением занятий.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения защиты мобилизационных ресурсов от оружия массового поражения.
Подготовка и проведение сборов, практических и инструкторско-методических занятий с личным составом военного комиссариата.
Подготовка проектов приказов и распоряжений военного комиссара, справочных документов по вопросам мобилизационной готовности военного комиссариата.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями.
Организация взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями по вопросам совместного решения мобилизационных задач.
Перспективное и годовое планирование подготовки военно-обученных ресурсов, недостающих для комплектования войск по прямому штатно-должностному предназначению, и накопления их в запасе.
Участие в планировании целенаправленного призыва граждан на военную службу с целью последующего их использования для комплектования войск.
Подготовка материалов для рассмотрения на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам предназначения солдат, сержантов и прапорщиков запаса на комплектование войск, накопления военно-обученных ресурсов.
Участие в планировании работы отделения на очередной месяц по вопросам мобилизационной готовности.
Ведение отчетной документации, организация контроля исполнения вопросов комплектования войск солдатами, сержантами и прапорщиками запаса.
Организация и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением военным комиссариатом задания по сбору, призыву и отправке людских ресурсов на комплектование войск, а также оказание помощи в выполнении мобилизационных мероприятий сельским (поселковым) округам и предприятиям района.
Организация взаимодействия с администрацией района по вопросам распределения лимитов изъятия техники в пределах норм, установленных для министерств, ведомств.
Организация и осуществление контроля готовности предприятий, организаций и учреждений независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, автоколонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в Вооруженные Силы РФ и воинские формирования других министерств и ведомств.
Подготовка материалов для принятия решений на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам учета, предназначения, призыва и отправки транспорта предприятий, учреждений, организаций.
Планирование и участие совместно с органами ГИБДД в проведении ежегодных технических осмотров транспортных средств, предназначенных для комплектования войск.
Организация и ведение оперативного сбора и обработки информации по вопросам воинского учета, призыва и поставки мобилизационных ресурсов с использованием средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ).
Планирование мероприятий по вопросам обеспечения безопасности информации от несанкционированного доступа на объектах электронно-вычислительной техники военного комиссариата, определение порядка действий личного состава при стихийных бедствиях и при угрозе захвата объектов противником.
Ведение учета электронно-вычислительной техники в военном комиссариате, отчетной документации о наличии и техническом состоянии средств электронно-вычислительной техники.
Разработка и осуществление мероприятий по внедрению современных средств оповещения, подготовка пункта управления к работе в особый период, его оборудование необходимым имуществом и документацией.
Организация службы войск, безопасности военной службы в военном комиссариате и осуществление контроля их состояния.
Разработка плана основных мероприятий и командирской подготовки, планирование и организация проведения командирской подготовки с военнослужащими, занятий по профессиональной подготовке с гражданским персоналом.
Разработка плана работы и других документов по организации гарнизонной службы.
Планирование и осуществление морально-психологического и информационного обеспечения мобилизационных мероприятий, призыва и повседневной деятельности военного комиссариата.
Планирование, проведение, методическое и материальное обеспечение занятий по общественно-государственной подготовке и информационной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала.
Подготовка предложений по организации и проведению целенаправленного призыва граждан на военную службу в ВМФ.

Для чего же нужна мобилизация в современной армии?
1. Восполнение текущего некомплекта воинских частей. Все мы знаем, что два раза в год в армии проходит процесс увольнения в запас личного состава. В этот период в войсках образуется некомплект военнослужащих, т.к. одни уже уволились, а другие еще на сборных пунктах, в пути следования, или еще на гражданке. Также в любой части есть заболевшие, ваканты (это относится к офицерским должностям) и т.п. Если начнутся боевые действия, то военкомат проведет мобилизацию (на военнослужащего запаса отводится 10 часов от момента вручения ему повестки, до постановки в строй) и восполнит текущий некомплект в войсках.
2. Вновь формируемые части. Крупный конфликт не обойдется без множества вспомогательных частей обеспечения, которых нет необходимости держать в мирное время. В действующей армии, конечно же, есть части материально-технического обеспечения, но в военное время их будет недостаточно, поэтому будут развернуты дополнительные соединения.
Также в случае необходимости будут сформированы и новые боевые части.
3. Территориальная оборона. В военное время будут развернуты и части территориальной обороны, которые будут вспомогательными войсками по отношению к частям внутренних войск МВД. В их задачу будет входить борьба с диверсионными подразделениями, бандформированиями, возможным восстанием «пятой колонны». Начальником территориальной обороны в субъекте федерации является военный комиссар данного субъекта, а начальником штаба территориальной обороны – начальник мобилизационного отдела.
4. Восполнение боевых потерь. В военное время в военкомате разворачивается пункт управления, который входит в связь с закрепленными за ним боевыми частями. Из частей сообщают, сколько необходимо специалистов по тем или иным специальностям, вакант по которым у них образовался в результате потерь в ходе боевых действий.
На уровне районных отделов комиссариатов учения по отработке тех или иных вопросов мобилизации проводятся ежемесячно. Крупномасштабные - которыми руководит командующий округом – раз в несколько лет.
Пример вводной на местных учениях: «Не работает ни стационарная, ни сотовая, ни радиосвязь. Оповестите людей о начале мобилизации». В военкомате есть первоочередные посыльные, которые оповещают ключевых людей и второочередных посыльных (у каждого есть список кого предупредить в том или ином случае). Пешком, на машине, как угодно, но приказ должен быть выполнен.