Составление проекта федерального бюджета в рф. Составление проекта федерального бюджета

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета

осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета.

Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

14.7. Порядок составления и сроки бухгалтерской отчетности Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа по определенному графику. Важным этапом такой работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов:

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

73. Порядок составления документов Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета служат первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Поэтому к оформлению документов предъявляются особые требования: своевременность

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) 1. Сумма налога исчисляется и уплачивается

автора Виткалова Алла Петровна

2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления 2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование,

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

3. Особенности и порядок составления основных бюджетов После того как составлены операционные (функциональные) бюджеты необходимо обобщить информацию, которая получена с их помощью для формирования основных бюджетов: бюджета доходов и расходов (БДиР), бюджета движения

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

автора

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

15. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете Представительный орган в лице Государственной думы РФрассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.В первом чтении проверяются

автора Бурханова Наталья

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

41. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства

Из книги Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений автора Шмитт Бернд

Три вопроса для составления бюджета шоу Чтобы составить бюджет для проекта в бизнесе в стиле шоу, компания должна ответить на три вопроса. Каковы цели шоу и ожидаемая рентабельность инвестиций для него? Цели шоу, а также ожидаемые от него выгоды должны соответствовать

Непосредственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию , в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа , что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой - позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

С этой целью в соответствии со ст. 169 БК РФ проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период

Проект бюджета субъекта РФ и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если проект бюджета составляется и утверждается на один год, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района, городского округа, поселения).

Основаниями составления проекта бюджета являются:

  • Бюджетное послание Президента РФ;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  • основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений составляется на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Проект среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) утверждается высшим органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) и представляется в представительный орган одновременно с проектом бюджета.

Значения показателей среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу.

Исходя из прогнозов социально-экономического развития перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:

  • создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета;
  • макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики ;
  • исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств РФ.

Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.

Первый этап. В ходе его разрабатываются:

  • основные направления налоговой и таможенной политики;
  • сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели , параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;
  • основные показатели сводного финансового баланса РФ. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики содержат:
  • анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного законодательства РФ, обоснование предложений по его совершенствованию;
  • концепции (основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;
  • расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;
  • предложения по улучшению налогового и таможенного администрирования;
  • оценку влияния налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.

Основные направления налоговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, таможенной политики - Министерством экономического развития и торговли РФ (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, совместно с Министерством финансов РФ). Основные направления налоговой и таможенной политики рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ.

Сценарные условия разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ. Представляемые в Правительство РФ Министерством экономического развития и торговли РФ сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана, рассмотренных и согласованных Бюджетной комиссией.

Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения таких показателей, как:

  • цена на нефть сырую марки «Юралс»;
  • объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта;
  • темпы роста базовых отраслей экономики ;
  • прогноз инфляции , в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары , прогноз роста цен и тарифов на платные услуги , прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий ;
  • объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ;
  • величина амортизации;
  • оборот розничной торговли;
  • платные услуги, оказываемые населению ;
  • численность занятых в экономике ;
  • инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
  • величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
  • прибыль организаций для целей бухгалтерского учета ;
  • амортизация для целей налогообложения ;
  • объем экспорта и импорта , в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
  • курс рубля к доллару США и евро;
  • другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.

Кроме этих показателей, Министерство экономического развития и торговли РФ разрабатывает основные показатели сводного финансового баланса РФ, прилагаемые к сценарным условиям.

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базовом), исходя из прогнозируемого и из базового уровня цены на нефть.

По решению Бюджетной комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты сценарных условий.

В пояснительной записке к сценарным условиям приводится анализ факторов и тенденций функционирования и развития экономики РФ, обоснование значений соответствующих показателей для разрабатываемых вариантов сценарных условий, анализ причин изменения ранее одобренных показателей сценарных условий.

Второй этап. В ходе его разрабатываются и утверждаются:

  • основные показатели перспективного финансового плана, а также;
  • основные направления долговой политики.

Эти показатели разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.

Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются с целью определения общего объема финансовых ресурсов , которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств РФ в плановом периоде при заданных сценарных условиях. Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются не менее чем в двух вариантах.

Первый (ожидаемый) вариант основных показателей перспективного финансового плана формируется, исходя из сценарных условий при прогнозируемом Министерством экономического развития и торговли РФ уровне цены на нефть.

Второй (базовый) вариант основных показателей перспективного финансового плана формируется, исходя из сценарных условий при базовом уровне цены на нефть.

По решению Бюджетной комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты основных показателей перспективного финансового плана.

В ходе разработки и рассмотрения основных показателей перспективного финансового плана Бюджетная комиссия может вносить уточнения в ранее утвержденные основные направления налоговой и таможенной политики, а также принимать решения по уточнению сценарных условий.

Пояснительная записка к основным показателям перспективного финансового плана содержит характеристику основных показателей, анализ влияющих на них факторов и условий, их взаимосвязи со сценарными условиями, обоснование варианта, предлагаемого для формирования проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета, обоснование приоритетных направлений распределения бюджета принимаемых обязательств, а также формирования расходов инвестиционного характера.

Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга РФ, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга РФ в плановом периоде.

Третий этап. В ходе его разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана.

Проект перспективного финансового плана разрабатывается Министерством финансов РФ, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.

проект перспективного финансового плана разрабатывается исходя из одобренного Правительством РФ варианта основных показателей перспективного финансового плана с целью определения основных параметров (характеристик) бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде.

Разработка проекта перспективного финансового плана на плановый период осуществляется посредством корректировки основных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода, исходя из новых сценарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы РФ и расходных обязательств Российской Федерации в текущем году и плановом периоде.

При разработке перспективного финансового плана Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ могут вносить в Бюджетную комиссию предложения по корректировке основных показателей перспективного финансового плана в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

На базе прогнозов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований составляется среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования). Под среднесрочным финансовым планом понимается документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Он ежегодно разрабатывается в порядке, установленном высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования).

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) содержит следующие параметры:

  • прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района);
  • объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
  • распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  • нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты;
  • дефицит (профицит) бюджета;
  • верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ, верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ также должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда.

На основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства прогнозируются доходы бюджета. С другой стороны, в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, планируются бюджетные ассигнования.

Планирование бюджетных ассигнований ведется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания.

Для оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета, влияния федеральной экономической политики на показатели прогноза социально-экономического развития РФ составляется сводный финансовый баланс РФ. Это документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

Бюджетным кодексом предусматривается составление долгосрочных (с 2009 г.) и ведомственных целевых программ. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Порядок и сроки составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ. При этом согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ, бюджетных проектировок и показателей сводного финансового баланса РФ осуществляется комиссией.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Под доходами бюджета понимают центролизированный фонд ден.ср-в, формируемый за счет распределения части национального д-да для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных ф-й.

Бюджеты формируются за счет 3 фидов доходов:

Налоговые

Неналоговые

Безвозмездные перечисления.

Налоговые – к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые – складываются из доходов от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности, д-в от оказания услуг бюджетными учреждениями, д-в от финансовой помощи из бюджетов др.уровней, иных платежей.

Безвозмездные перечисления: собственные и регулирующие.

Собственные – законодательно закреплены за соотв-м уровнем бюджета. К ним относятся налоговые д-ды, неналоговые д-ды.

Регулирующие – возникают в процессе бюджетного года.

Расходы бюджетов бюджетной систему РФ.

Расходы бюджета – затраты, формируемые за счет деятельности государства при выполнении ими соотв. функций.

Классификация расходов:

1. По экономич.содержанию:

А) капитальные – включают в себя ср-ва от инвестиционной деятельности, ср-в, предоставляемых в кач-ве кредитов за инвестиционную д-ть юр.лиц, р-ды на проведение капитальных ремонтов и др.р-ды, связанные с расширенным воспроизводством.

Б) текущие р-ды на функционирование орг-в власти местного самоуправления бюджетных учреждений. Оказание гос. поддержки бюджетам других уровней, отраслям экономики, дотации и субсидии.

2. В зависимости от формы:

А) ассигнования, выделение денежных ср-в на содержание бюджетных учреждений.

Б) ср-ва на оплату товаров и услуг, выполняемых физич. и юр.лицами

В) трансферты населения (пенсии, стипендии, пособия). Обязательные выплаты, установленные законодательством, отдельные гос.полномочия, передаваемые на др.уровни власти, компенсации доп.рас-в.

Г) бюджетные кредиты юр. лицам



Д) субсидии

Е) инвестиции, уставные капиталы

Ж) бюджетные ссуды, дотации, субсидии бюджетам др.уровней,а также гос.внебюдж.фондам

З) кредиты и займы внутри страны за счет гос-х внешних заимствований

Д) кредиты иностранным гос-м

И) гос.гарантии на обслуживание долговых обязательств на фед. и муниципальном уровне.

Расходы федерального бюджета

Расходы на оплату труда, перечисления страховых взносов, оплату товаров, услуг по гос и муниципальным контрактам.

Субвенции – это бюдж.средства, предоставляемые бюджету фед.управления, либо юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – Бюджетные ср-ва, предоставляемые физ. или юр. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В случае нецелевого использования субсидий или субвенций в установленные сроки они подлежат возврату в соотв-й бюджет.

Бюджетная ссуда – бюджетные ср-ва, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок более 6 месяцев в пределах финансового года.

Из фелерального бюджета финансируются расходы:

1. Обеспечение деятельности президента и гос власти

2. Финансирование судебной системы

3. Международная д-ть

4. Национальная оборона, обеспечение безопасности гос-ва

5. Фундаментальные исследования поддержка ж.д. транспорта, воздушного, морского

6. Поддержка атомной энергетики

7. Ликвидация чрезвычайных ситуаций фед.масштаба

8. Исследование космического пространства

9. Обслуживание фед.собственности

10. Компенсация внебюджетных фондов расходов на выплату гос пенсий и пособий

11. Проведение выборов и референдумов в РФ

12. Инвестиционные программы

13. Поддержка субъектов РФ

14. Статистический учет

Участники бюджетного процесса

Бюджетное законодательство определяет участников бюджетного процесса обладающего след.полномочиями: президент РФ, гос.дума, фед.собрание, мин.фин, фед.казначейство, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, банк России, счетная палата, гос.бюджетные фонды, главный распорядитель бюджетных ср-в,иные органы.

Составление проектов бюджетов

Составлению проектов предшествует:

1. Разработка фондов соц-экономич. развития отдельных территорий либо РФ в целом

2. Подготовка сводных финансовых балансов

Проекты бюджетов составляются:

1. С учетом необходимости достижения min финансовых затрат на предоставление гос. и муниципальных услуг

2. В соотв. с нормативами, установленными законом

Составляют проекты бюджетов:

Правительство

Органы исполнительной власти

Органы местного самоуправления

При составлении бюджетов необходимы сведения:

О налоговом законодательстве на момент составления

Предполагаемом объеме финансовой помощи из бюдж. др. уровней

Видах и объемах расходов, передаваемых между бюджетными уровнями

Нормативов финансовых услуг и затрат на них

Нормативах min бюджетной обеспеченности

Составление проектов бюджетов основано:

1. На бюджетном послании президента, которое направляется фед. собранию не позднее марта года, предшествующего бюджету

2. На прогнозе соц-экономич. развития территории

3. На основных направлениях бюджетной и налоговой политики на след.год

4. Прогнозе сводного баланса по территории

5. Плане развития экономики гос. и муниципальных секторов

7. Документы, необходимые для составления проектов бюджета:

1. Перспективный финансовый план – формируется одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза соц.-экономич. развития соотв. территории. Он содержит данные о прогнозных возм-х бюджета по привлечению д-в, гос. и муниципальных заимствований и финансировании основных р-в бюджета.

2. Баланс финансовых ресурсов – баланс всех д-в и р-в РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на опр.территории. Сост-ся на основе отчетного баланса финансовых р-в за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц-экономич. развития.

3. План развития государственного и муниципального секторов экономики – включает перечень казенных предприятий, а так же унитарные предприятия, включает программу приватизации гос. и муниципального имущества, сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих.

4. Долгосрочные целевые программы – разрабатываются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Устанавливаются законодательными органами. Составление программы основано на налоговом законодательстве, действующем на момент составления.

Проект бюджета должен содержать общий объем д-в и р-в бюджета, дефицит(профицит) бюджета, и показатели:

1. Прогнозируемые д-ды бюджета по группам и статьям классификации д-в бюджета

2. Нормативы отчислений от собственных д-в бюджета, передаваемых бюджетам др.уровней.

Порядок составления проекта федерального бюджета

Порядок составления проекта бюджета регламентирует бюджетный кодекс. Осуществляется правительством РФ, начало составления не менее чем за 10 месяцев до очередного года. Орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития министерства финансов, проектов основных показателей федерального бюджета на перспективу.

Эти показатели разрабатываются на основе среднесрочной программы правительства, среднесрочного прогноза социально-экономического развития и прогноза сводного финансового баланса.

Кроме того министерство финансов разрабатывает проект закона о федеральном бюджете на очередной год.

Этапы формирования проектов бюджета:

1) Выбор правительством плана прогноза экономики на следующий год (содержит основные макроэкономические показатели). На основе плана разрабатывается основные характеристики бюджета и распределение расходов. Одновременно правительство рассматривает предложение:

a. О соотношении между величиной прожиточного минимума и минимальным размером о/т, минимальной стипендией, пенсией и т.д.

b. Предложение о порядке индексации з/пл работников бюджетной сферы

c. О денежном содержании федеральных служащих и военных.

Министерство финансов в 2ух недельный срок со дня приянятий правительством основных характеристик бюджета направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения расходов по основным получателям, и уведомляет исполнительные органы о формах формирования межбюджетных отношений.

2) Происходит распределение федеральными органами предельных объемах бюджетного финансирования с соответствующей классификацией расходов. При том эти органы разрабатывают:

a. Предложения о проведении структурных преобразований в отраслях экономики.

b. Об отмене нормативно-правовых актов, исполнение которых повлечет перерасход бюджетных средств в будущем году и приостанавливает действие этих актов.

Уполномоченный орган – исполнительная власть формирующая перечень целевых программ финансируемых из бюджетов.. несогласованные бюджетные проектировки рассматриваются межведомтсвенной правительственной комиссией (главный – министр финансов). Не позднее 15 июля года предшествующего финансовому должно быть завершено рассмотрение, разработка и согласование:

1) Показателей проекта бюджета

2) Законопроектов о минимальном размере о/т и государственных пенсий

3) Законопроект о порядке индексации з/пл работников бюджетной сферы

4) Составленного в виде приложений к проекту закона о бюджете перечень законодательных актов, действие которых отменяется в будущем году (из-за бюджета будущего года)

С 15 июля по 15 августа правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на будущий год, проект федерального бюджета и проекты внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана и другие документы предоставляемые федеральной организации исполнительно власти. А так же утвержденный проект закона о федеральном бюджете для внесения его в гос. думу.

Исполнение бюджетов

Федеральное казначейство для исполнения федерального бюджета осуществляет:

1) Регистрацию поступлений

2) расширение объема и сроков принятия бюджетных обязательств

3) Выдачу разрешений на право расходов в пределах лимита бюджетных обязательств

4) Платежи от имени получателя средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций в системе банковских счетов (запрещается проводить операции минуя эти счета).

Единый счет федерального бюджета находится в центральном банке.

Исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

1) Перечисление и зачисление доходов в бюджет на единый счет.

2) Распределение в соответствии с бюджетным регулирующим налогом

3) Возврат ссуд доходов

4) Учет доходов и отчетность.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется министерством финансов и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия бюджета.

Эта роспись предоставляется для исполнения казначейству и направляется для сведений федеральному собранию и в счетную палату. Для исключения финансирования расходов не предусмотренных законом о бюджете предусмотрены процедуры санкционирования расходов федерального бюджета. Они включают:

1) Утверждение и доведение средств до распределителей и получателей средств бюджета.

2) Уточнение смет доходов и расходов.

3) Утверждение и доведение до получателя ограничения бюджетных обязательств.

4) Принятие денежных обязательств получателем.

5) Подтверждение денежных обязательств федеральным бюджетом.

На основании сводной бюджетной росписи и ассигнований из бюджета организация исполняющая бюджет в течение 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объем бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей через органы федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований может производиться министром финансов и распорядителями бюджетных средств.

Предел бюджетных обязательств формируется на период до 3ех месяцев на основании сводной бюджетной росписи. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа казначейства подтвердить обязательства.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Для формирования утверждения федерального бюджета на 3 года предлагается использовать широко известный в международной практике метод «скользящей трехлетки», в рамках которого ранее утвержденные проектировки ежегодно сдвигаются на год вперед и становятся основой нового проекта бюджета. «Скользящая трехлетка» с одной стороны, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другой стороны - возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. В целях своевременного и качественного составления проекта федерального бюджета оно имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов. Составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития и на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта текущего года, в нем излагаются основные задачи и приоритеты бюджетной политики государства на очередной финансовый год и плановый период.

Сейчас широко обсуждается Бюджетное послание Президента о бюджетной политике в 2011-2013 годах. Очень многие утверждают, что в нем размыто и неконкретно указаны цели и задачи бюджетной политики на предстоящий период.

Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогноз социально-экономического развития вносятся изменения - это влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. При разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития составляется сводный финансовый баланс в целях оценки объемов финансовых ресурсов (валового национального располагаемого дохода) и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития.

Рассмотрение федерального бюджета

Правительство вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу законопроект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года, одновременно с ним вносятся следующие документы и материалы:

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Прогноз социально-экономического развития

Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год

Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ

Пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете

расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ

публичные нормативные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета

Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ

Основные показатели государственного оборонного заказа

Отчеты о реализации долгосрочных целевых программ

Федеральная адресная инвестиционная программа

Верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ

Проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

Проект программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

Проект программы государственных гарантий в иностранной валюте и в валюте РФ;

Предложения по МРОТ, размеру стипендий, предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;

Расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Также одновременно с законопроектом Правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;

О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Проект федерального закона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. В течение суток со дня его внесения Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов всем требованиям и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов законопроекта. На основании сделанного заключения Совет Государственной Думы принимает решение о том, что законопроект либо принимается к рассмотрению, либо подлежит возвращению в Правительство на доработку. Доработанный законопроект должен быть представлен в Государственную Думу в десятидневный срок. Также законопроект, внесенный в Государственную Думу с соблюдением всех требований БК РФ, в течение трех дней направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает законопроект федерального бюджета в трех чтениях. В первом чтении - в течение 20 дней со дня его внесения. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, прогноз социально-экономического развития РФ, объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются следующие характеристики федерального бюджета:

Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

Нормативная величина Резервного фонда;

Дефицит (профицит) федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или отклонении указанного законопроекта. В случае его принятия в первом чтении утверждаются вышеперечисленные характеристики федерального бюджета; в случае отклонения - Государственная Дума может:

Передать его в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства(далее - стороны), для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;

Вернуть его в Правительство РФ на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае, если данный законопроект был отклонен и передан в согласительную комиссию, то указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета в течение 10 дней. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием сторон. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании представителей данной стороны. Однако решение считается согласованным, если его поддержали все 3 стороны, если хотя бы одна сторона возражает, оно считается несогласованным. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы. Если по итогам работы согласительной комиссии Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении. В этом случае Государственная Дума не имеет права повторно направить его в согласительную комиссию или вернуть на доработку, повторное отклонение возможно только в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству. В случае отставки Правительства в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет его новый вариант не позднее 30 дней после сформирования.

В случае, если законопроект возвращается в Правительство на доработку, оно должно выполнить это в течение 20 дней. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении являются:

Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

Перечень главных администраторов дефицита федерального бюджета;

Бюджетные ассигнования;

Распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

Программа государственных внутренних и внешних заимствований РФ Программа государственных гарантий РФ в валюте РФ и в иностранной валюте;

Проект долгосрочных (федеральных) целевых программ с указанием бюджетных ассигнований, направленных на их финансовое обеспечение; Текстовые статьи законопроекта.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 10 дней со дня принятия его во втором чтении. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении данный законопроект голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае его отклонения Советом Федерации, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы, которая повторно рассматривает его в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон снова в течение 5 дней со дня принятия передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом данного закона, он передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента. Данная комиссия выносит согласованный закон на повторное рассмотрение Федерального Собрания, и дальнейшее рассмотрение закона осуществляется в вышеизложенном порядке.

Составление проекта федерального бюджета - это начальная ста­дия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

Объем бюджета;

Налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;

Основные направления, средства и методы покрытия бюджет­ного дефицита;

Распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют:

¾ разработка прогнозов социально-экономического развития:

Российской Федерации;

Субъектов РФ;

Муниципальных образований;

Отраслей экономики;

¾ подготовка сводных финансовых балансов, на основании кото­рых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета основывается:

На Бюджетном послании Президента РФ;

Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен).

Составление проектов бюджетов возлагается:

На Правительство РФ;

Высшие исполнительные органы государственной власти субъ­ектов РФ;

Местные администрации муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

¾ основные направления бюджетной и налоговой политики;

¾ предварительные итоги социально-экономического развития со­ответствующей территории за истекший период текущего финан­сового года и ожидаемые итоги социально-экономического раз­вития территории за текущий финансовый год;

¾ прогноз социально-экономического развития соответствующей тер­ритории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидирован­ного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесроч­ного финансового плана;

¾ пояснительная записка к проекту бюджета;

¾ методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюд­жетных трансфертов;

¾ верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансо­вого года и конец каждого года планового периода);

¾ проект программ государственных:

(муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год;

Внешних заимствований на очередной финансовый год;

(муниципальных) гарантий на очередной финансовый год;

¾ проект программы предоставления бюджетных кредитов на оче­редной финансовый год;

¾ оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финан­совый год;

¾ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (предста­вительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) орга­нами (представляются в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет);

¾ иные документы и материалы.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее 3 лет.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического раз­вития: приводится обоснование параметров прогноза и сопоставление с ранее утвержденными параметрами; указываются причины и факторы прогнозируемых изменений.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных вне­бюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.