Три критерия стратификации. Критерии стратификации

Три критерия стратификации. Критерии стратификации

Неравенство – характерная черта любого общества, когда одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т.д.), чем другие.

Для описания системы неравенства в социологии применяется понятие «социальная стратификация» . Само слово «стратификация» заимствованно из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный, вертикально последовательный ряд по какому-либо измерительному критерию.

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предлагал в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет» , которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представлял структуру общества, состоящей из управляющих и управляемых. Первых он, в свою очередь, делил на управляющих собственников и управляющих несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделял на две подгруппы: высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещал так называемый«новый средний класс» .

Американский социолог Л. Уорнер в качестве определяющих признаков стратификации выделил четыре параметра :

Престиж профессии;

Образование;

Этническую принадлежность.

Таким образом, он определил шесть основных классов :

высший-высший класс включал богатых людей. Но главным критерием их выделения было «знатное происхождение»;

В нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, драгоценности и шикарные автомобили;



высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, юристов, владельцев капитала;

низший средний класс представляли, главным образом, канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, банковские кассиры, делопроизводители);

высший слой низшего класса составляли «синие воротнички» – заводские рабочие и прочие работники физического труда;

Наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общества.

Другой американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям :

Престиж, профессия, власть и могущество;

Уровень дохода;

Уровень образования;

Степень религиозности;

Положение родственников;

Этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считал, что все эти критерии уже устарели, и предложил определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

П. Сорокин выделил три критерия стратификации:

Уровень дохода (богатые и бедные);

Политический статус (имеющие власть и не имеющие ее);

Профессиональные роли (учителя, инженеры, врачи и т.д.).

Т. Парсонс дополнил эти признаки новымикритериями :

качественные характеристики , присущие людям от рождения (национальная принадлежность, пол, родственные связи);

ролевые характеристики (должность, уровень знаний; профессиональной подготовки и т.п.);

«характеристики обладания» (наличие собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т.д.).

В современном постиндустриальном обществе принято выделять четыре основные стратификационные переменные:

Уровень дохода;

Отношение к власти;

Престиж профессии;

Уровень образования.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) . Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получать как работающие, так и неработающие наследники, а доход – только работающие. Главное достояние высшего класса – не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования является доход, так как в первом случае, если и есть богатство, то оно незначительно, а во втором его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое решение. Суть власти – в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти – политической, экономической или религиозной, – составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель. Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Обобщение названных критериев позволяет представлять процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или не владения) собственностью, властью, определенными уровнями образования и профессиональной подготовки, этническими признаками, половозрастными характеристиками, социокультурными критериями, политическими позициями, социальными статусами и ролями.

Можно выделить девять типов исторических стратификационных систем ,которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

Физико-генетическая,

Рабовладельческая,

Кастовая,

Сословная,

Этакратическая,

Социально-профессиональная,

Классовая,

Культурно-символическая,

Культурно-нормативная.

Все девять типов стратификационных систем – не более чем «идеальные типы». Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга.

основе первого типа – физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства.

Вторая стратификационная система – рабовладельческая также основана па прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство па Руси времен «Русской правды», и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны.

Третий тип стратификационной системы – кастовая . В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены той или иной касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). В Индии существовали 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стояли неприкасаемые, которые не входили в касты и занимали самую низшую социальную позицию. Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатскихгосударств.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой . В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие – «тягло» в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Итак, сословное деление – это, в первую очередь, юридическое, а не этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого – «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия – демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные – играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически – посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, – а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословий. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

В соответствие с социально-профессиональной стратификационной системой группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли – обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой . Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но классовое деление есть лишь частный случай социальной стратификации. В социально-экономической трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам – буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. – не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Еще одну стратификационную систему можно условно назвать культурно-символической . Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье – служителям церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время – ученым, технократам и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным . Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образа жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) – все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («благородные – неблагородные», «порядочные – непорядочные», «элита – обычные люди – дно»).

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Критерии стратификации

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего - 60-80% и низшего - 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа.

1. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

2. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.

3. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

4. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Основные типы социальной стратификации

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.

1. Рабство.

2. Кастовый строй

3. Сословия

Рабство, касты и сословия характеризуют закрытое общество, т.е. социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Классы характеризуют открытое общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.


31.10.2011

Существуют различные типы соц структур:

1. Социально-демографическая – все общество можно разделить на группы по сходственным признакам. По полу, возрасту и образованию

2. Социально-этническая. Различие по национальному признаку

3. Соц-территориальная

4. Соц-классовая. Принадлежность к классу

5. Религиозная, конфессиональная

Т.о. соц структура общества является гетерогенным явлением, т.е. каждый индивид в один момент времени одновременно включен в целую совокупность соц общностей.

Соц стратификация

Соц дифференциация – разделение общества (индивидов) по различным признакам. Признаки, которые отличают одного человека от другого, неисчислимы. Но часть из этих признаков не приводит к неравенству между людьми, но некоторые приводят: власть, образование, достаток, престиж. О соц дифференциации говорят, когда рассматривают признаки, не затрагивающие неравенства, а когда говорим о стратификации – наоборот.

В развитых западных обществах эти 4 признака дополняют друг друга. Но в России не так. Поэтому стратификация в России отличается от стратификации в других странах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность – переход индивидов и групп из одной страты в другую (вертикальная мобильность) или внутри одной страты (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность: переезд в другой город, смена семейного положения, смена профессии (с одним уровнем дохода). Вертикальная мобильность предполагает либо повышение, либо понижение соц мобильности.

Выделяют вертикальную восходящую и нисходящую мобильность. Как правило, восходящая мобильность добровольная, а нисходящая – вынужденная.

Мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Два основных вида стрт. Систем:

1. Пирамидальная – развивающиеся страны

2. Ромбовидная - европа

Они отражают распределение страт в обществе

А – высший слой, элита (составляет не более 3%). Элита бывает экономическая, политическая, духовная, научная, а бывает, что это сочетание.

С – низший слой – люди с низким уровнем образования, дохода, культуры. Он неоднородный по своему составу

Андерсласс – люмпенизированный класс. К нему относятся бродяги, преступники. Находится в самом низу пирамиды.

B – средний слой, средний класс.

Средний слой. Средний класс.

Впервые средние слои упоминал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет средние слои, тем устойчивее будет развиваться общество

В капиталистическом обществе к среднему слою относили крестьян, ремесленников и интеллигенцию (прослойка).

На настоящий момент средний слой выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1. Функция соц стабилизатора. Люди, входящие в этот слой, склонны поддерживать существующий соц строй.

2. Функция экономического донора. Это основная масса, которая обеспечивает быт и услуги. Так же это основные потребители. Это налогоплательщики, инвестировщики.

3. Средний слой является культурным интегратором, т.к. является носителем традиционных для данного общества культурных ценностей

4. Функция административно-исполнительного регулятора. Именно из среднего слоя формируются органы власти всех уровней, представители среднего слоя (менеджеры среднего звена) – источник ресурсов для кадров муниципального и других направлений.

Средний слой не однороден. В нем выделяются в западных обществах группы:

1. Старый средний класс. К нему относятся мелкие и средние предприниматели.

2. Новый средний класс. К нему относятся высококвалифицированные специалисты, служащие и рабочие высокой квалификации.

Критерии выделения среднего класса в России:

1. Уровень дохода. В США более 2000$ в месяц. В странах западной Европы +-5%. В России выше, чем средний по региону (19-20 тыс.)

2. Образование и культурные ценности. В России носителей культурных ценностей 80%. Высшее образование только у 25%

3. Самоотнесение – 60%.

Полноценный средний слой в России является малочисленным, однако имеются, так называемые, протосредние слои (которые могут трансформироваться в средний)

Социальные общности

Определение (см. тему общества).

Характеристики соц общностей:

1. Соц общности существуют реально. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

2. Соц общность обладает системными свойствами.

3. Соц общности являются самостоятельными субъектами соц взаимодействий.

Классификация соц общностей:

Обшности могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

1. По базовому системообразующему признаку:

1) Соц демографический (муж и жен)

2) Соц этнические

3) Соц профессиональные (пример - железнодорожники)

4) Соц-территориальные

5) Культурные и т.д.

2. По размеру:

1) Крупные: нация, народность

2) Средние: студенты СГУ

3) Малые: семья, бригада

3. По продолжительности существования

1) Групповые или социальные группы. Они более-менее стабильны. В них наблюдаются непосредственные личные взаимодействия. В них существуют критерии членства: вы сами осознает себя членом конкретной и остальные это признают. Малые группы: от 2 до 15-20. Основной критерий малой группы – непосредственное взаимодействие. Если не взаимодействуют, то это уже средняя группа. Большие группы6 демографические, этнические

2) Массовые. Для них характерен ситуативный способ существования, отсутствие четкой структуры, непродолжительное существование. Они бывают большими, средними и малыми. Малой является, к примеру, очередь в магазине. Средними общностями являются толпа, зрители кинотеатра, футбольного матча. Большие общности: зрители 1-го канала, поклонники певицы или певца.

Группы бывают:

1. Первичные – непосредственное окружение индивида. Это обычно неформальные группы. К ним относятся семья, друзья, соседи

2. Вторичные – формальные группы. По размеру они средние или большие. Это, к примеру, университет, производственная организация и т.д.

Референтные группы – группы, к которой индивид не принадлежит, но она является для индивида эталоном, образцом, идеалом и индивид либо очень сильно хочет попасть в эту группу (тогда это позитивная референтная группа), либо индивид туда очень не хочет (негативная референтная группа).

Группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы зарегистрированы органами власти. Это могут быть организации, партии, объединения. Неформальные группы не зарегистрированы и отношения в ни строятся на основе личной симпатии и антипатии


14.11.2011

Соц институты

Каждый человек подчиняется воздействию общества, которое оказывается через соц институты. Это воздействие не осознаваемо человеком, оно всеобщее и иногда категория «социальность» заменяется термином «институциональность». Считается, что соц институты возникли вместе с возникновение общества. Социальные институты для человека компенсируют недостаток инстинктов. В животном мире институтов нет, и они там не нужны, т.к. регуляцию обеспечивают мощные врожденные инстинкты. Животные не нуждаются в обучении, сохранении норм. Поэтому возникает ряд институтов.

Под соц институтом понимается совокупность общественно-значимых ценностей, норм, правил поведения, шаблонов и образцов поведения, соц статусов и ролей, удовлетворяющих основные общественные потребности.

Ключевых или фундаментальных институтов 5:

1. Институт семьи. Удовлетворяет комплекс потребностей. Ключевая – воспроизводство общества.

2. Политические институты. Их много, один из ключевых – государство.

3. Экономические и социальные институты. Экономические: рынок, капитализм, деньги и т.д.

4. Образовательные: институт высшего, среднего, профессионального образования, институт гувернерства и т.д.

5. Религиозные институты.

В случае исчезновения общественной потребности (диактуализации) институт может еще некоторое время существовать, но он неизбежно перестает функционировать.

Соц институты нельзя отождествлять с соц группами и организациями. Они являются составляющими частями института, но ключевым его элементом являются нормы и ценности. О принадлежности к тому или иному институту можно судить по наличию определенного соц статуса.

Процесс формирования института называется институционализацией. Он состоит из этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Если потребность может быть организована одним человеком, то институт не возникает.

2. Формирование общих целей.

3. Появление норм и правил в ходе стихийных социальных взаимодействий методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, ритуалов, шаблонов поведения, связанных с нормами и правилами.

5. Закрепление норм и правил, их принятие и практическое применение.

6. Появление и закрепление системы норм и санкций, которые гарантируют исполнение норм. Санкции бывают позитивные и негативные. Негативные отвечают за нарушение норм.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов и институтов.

ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ СОЦ ИНСТИТУТ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИЛИ КОМПОНЕНЫТ: ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОН УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТИХ НОРМ И СИСТЕМУ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭТОЙ ССИСТЕМЕ.

Функции соц институтов.

Они делятся на явные и скрытые или латентные.

Латентные функции индивидуальны для каждого института. К явным общим для всех институтам функциям относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она реализуется: каждый институт имеет систему норм и правил, которые закрепляют, стандартизируют человеческое поведение и делают его предсказуемым.

2. Регулятивная. Институты регулируют поведение людей через выработку шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Заключается в объединении людей на базе общих для них соц институтов.

4. Транслирующая функция. Передача соц опыта каждому последующему поколению.

5. Коммуникативная. Заключается в распространении информации внутри соц института и в обмене информацией между соц институтами.

Соц организации

Термин организации имеет три значения:

1. Деятельность по выработке определенных норм и правил взаимодействия и координации усилий отдельных индивидов или групп.

2. Свойства объекта иметь сложную упорядоченную структуру.

3. Целевая группа институционального характера, имеющая четкие границы и ориентированная на реализацию определенных функций.

В традиционном обществе эту роль играют общины, а в индустриальном и постиндустриальном – организации.

Организации можно классифицировать по различным основаниям.

1. По размеру: большие, средние, малые.

2. По сфере деятельности: торговые, производственные, образовательные, медицинские и т.д.

3. Фрегожин выделил 4 типа организаций: деловые (характеризуются тем, что членство в таких организациях приносят человеку доход), союзные или ассоциативные (участие в них человеку не приносит дохода, но дает удовлетворение иных потребностей: культурных, религиозных, политических), семейные, территориально-поселенческие организации.

4. По способу строения: линейные (армия), функциональная (некоторые строительные организации), проектные (нет стабильной структуры и рабочие группы формируются по определенным заказам), матричные (синтез проектной и функциональной структуры), дивизиональные (организации, имеющие филиалы), смешанные или конгламеративные (включают в семя множество функций)


28.11.2011.

1. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид» и «личность».

Термин «человек» используется для обозначения присущих всем людям качеств и способностей. Под человеком понимается биосоциальное существо с биогенными и социогенными чертами.

Индивид – отдельный конкретный представитель человеческого рода, обладающий уникальной совокупностью качеств и характеристик. Все люди разный и в связи с этим каждый человек обладает индивидуальностью.

Термин «личность» изучается многими науками. Основная из них психология.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему соц отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для того, что индивид превратился в личность необходимо наличие двух условий:

1. Биологически, генетически заданные предпосылки

2. Наличие соц среды и взаимодействия или контакта с ней.

Существуют в социологии несколько теорий личности, которые объясняют ее структуру и поведение:

1) Наше представление о том, каким меня видят другие.

2) Наше представление о том, как другие люди реагируют на то, что они видят.

3) Наш ответ на воспринятую реакцию других. J

Если образ, который мы видим в зеркале, благоприятен, наша «я» - концепция получает подкрепление и действия повторяются, если этот образ не благоприятен, «я» - концепция пересматривается, а поведение изменяется.

3. Статусно-ролевая. Автор: Мертон. Каждый человек одновременно обладает совокупностью социальных позиций, которые называются статусами. Эта совокупность называется статусным набором. Статусы делятся на 2 основные группы: социальные (принадлежность к большой соц группе: студент, профессор), личностные (друг, семья). Во всей этой совокупности можно выделить главный или базисный. Чаще всего он связан с основным родом деятельности. Статусы бывают достигаемыми и приписанными.

Приписанный статус дается при достижении конкретного возраста, но происходит это автоматически без участия человека.

Достигаемы требует хот бы минимальных действий. Пример: студент.

Для каждого статуса существует определенный имидж (совокупность манер поведения, речи). Каждому статусу соответствует определенная модель поведения, называемая соц ролью. Соц роль описывается в двух аспектах:

ролевые ожидания – поведение, ожидаемого от человека, занимающего определенный соц должность,

ролевое поведение – реальное поведение.

Если они не соответствуют, то наблюдается ролевой конфликт. Успешность исполнения той или иной соц роли зависит от:

1. Правильное усвоение ролевых ожиданий. Если они сформированы неправильно, то его ролевое поведение будет смешанное.

2. Соответствие индивидуальных характеристик требованиям роли. Чувствительность к требованиям роли.

Социализация личности – процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, а так же процесс адаптации к соц среде, осознание своего места и роли в обществе.

Выделяют два основных этапа социализации:

1. Первичная. Охватывает два этапа взросления: детство и юность

2. Вторичная. Охватывает два периода: зрелость и старость.

Социализация не заканчивается никогда и протекает в течение всей жизни человека, но различается на разных этапах. В процессе первичной социализации индивид способен выстраивать нормы и ценности в структуру личности. В процессе вторичной происходит изменение внешнего поведения, а структура остается неизменной.

Смелзе выделяет три основных этапа первичной социализации:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая. Дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Групповая игровая стадия. Дети начинают понимать что ждет от них группа.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации. Первичные агенты: семья, друзья, т.е. самый близкий круг общения. Вторичный: школа, трудовой коллектив, сми.

Социология семьи

Семья в социологии рассматривается в двух аспектах:

1. Как малая группа. Речь идет о конкретных семьях.

Семья – основанные на огромном родстве браки или усыновлении объединения людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья включает в себя три системы отношений

1) Супружество, брак

2) Родительство

3) Родство.

2. Соц институт.

Семья – соц институт воспроизводства и развития соц статуса, духовный и физических ценностей, соц здоровья, благополучия индивидов и общества в целом.

Типы семьи: нуклеарная семья, суженная семья и расширенная и расширенная

Традиционная семья, неотрадиционная семья, матриархальная семья, эголитарная семья.

Функции семьи (не менее 5)

Соц контроль (29,30) – самостоятельно.

Марксистская традиция в классовом анализе

Понятие класс используется в разных научных дисциплинах для обозначения любого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством. Термин же социальная классификация (от лат. сlassis – разряд, класс, и facio – делаю) означает единую систему больших групп людей, расположенных в иерархическом ряду, образующих в совокупности общество в целом.

Понятие «социальный класс» ввели в научную лексику в начале XIX века французские историки Тьери и Гизо, вкладывая в него, главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. Несколько позже ряд английских экономистов, в числе которых Риккардо и Смит, предприняли первые попытки раскрыть «анатомию» классов, т.е. их внутренние строение.

Несмотря на то, что социальный класс является одним из централь­ных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал.

Мож­но сказать, что социальные классы у Маркса - это экономически де­терминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, ко­торые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Изучая природу соци­альных классов, Маркс сделал следующие предположения:

1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляют­ся и не являются на настоящий момент необходимыми. Такие ресур­сы рассматриваются как частная собственность.

2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью.

3. Классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт , который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.


4. Существуют объективные (например, обладание ресурсами) и субъективные признаки класса (чувство классовой принадлежности).

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Маркса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. Это в первую очередь относится к си­туациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В связи с этим уче­ние Маркса оклассовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователей среди социологов и политологов многих стран мира.

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделения населения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. Однако он считал такое разделение слишком грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство, которое Вебер назвал положением класса. Второй показатель – статус , или социальный престиж, и третий – власть .

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

Таким образом, Вебер впервые закладывает в основу классового раз­деления систему стратификации, существующую в данном общест­ве.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.

Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Социальная стратификация предполагает деление людей на группы, для которых свойственны те или иные признаки. Существуют специальные критерии социальной стратификации, позволяющие определить, как в современном государстве формируются классы и как различия между людьми влияют на развитие общества.

Основные критерии социальной стратификации

Понятие критерия в данном случае несет в себе значение признака, на основании которого дается определение социальных страт в структуре современного общества.

Главными критериями деления общества являются:

Доход

Имеются в виду все денежные средства, которые получает человек за определенный промежуток времени. Доход выделяется в качестве критерия, так как он неодинаков для всех людей.

  • большой доход, позволяющий удовлетворять все потребности и накапливать средства, приобретать предметы роскоши;
  • средний доход, который тратится исключительно на удовлетворение потребностей человека и его семьи;
  • незначительный доход, которого не хватает даже на поддержание жизни.

Власть

Открывает возможности для управления обществом. В зависимости от уровня она может распространяться на разное количество человек.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Решения Министерства образования и науки Российской Федерации должны исполняться всеми образовательными учреждениями в стране, а приказы директора конкретной школы обязательны только для ее сотрудников и учащихся.

Часть населения обладает властными полномочиями (Министры, лидеры политических партий, директора и другие). Другие же не имеют таких функций. Это позволяет также считать и власть критерием для дифференциации общества.

Образование

Данный критерий измеряется количеством лет, которые человек потратил на обучение в образовательной организации.

Этот показатель также неодинаков для всех людей: если профессор философии может иметь более 20 лет, которые он потратил на образование, то электрик или шофер - всего 12.

Престиж

Под престижем понимают уважение общества к тому, какое положение занимает человек. Есть вещи, иметь которые люди стремятся, чтобы быть уважаемыми. Например, в современном обществе высоко ценится, если человек имеет собственных дорогой автомобиль. Также престижными могут быть и профессии. Сейчас к таковым относятся юрист, врач, менеджер, летчик. И напротив, не пользуются популярностью и уважением такие профессии, как водитель, дворник, сантехник и другие.

Согласно исследованиям, в России растет престиж тех профессий, которые позволяют получать высокую зарплату и дают большие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и заметно падает престиж профессий, которые требуют высокую квалификацию и уровень образования (инженер, учитель).

Особенность общества состоит в том, что чаще всего представители высших классов сосредотачивают в своих руках все верхние позиции данных критериев: богатство, властные полномочия, престиж и качественное образования. Хотя некоторые показатели могут не совпадать.

Деление общества на группы

Таким образом, в обществе выделяются следующие типы групп :

  • по уровню дохода;
  • по возможности оказывать влияние на политику государства, контролировать действия других людей;
  • по уровню образования;
  • по престижности.

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т. е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог А. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение индивида (социальной группы) в обществе. Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т. д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг.

XX в. миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В. П. Чкалова, М. В. Водопьянова, Н. П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949-1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Таблица 6

Шкала профессионального престижа

Вид занятий

Баллы

Вид занятий

Баллы

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам