Система управления бюджетированием. Управление бюджетом вуза

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Одним из решающих факторов, определяющих политическое будущее любой страны, ее экономическую мощь, жизнеспособность и самосознание нации, является система государственного управления и степень реального участия населения в управлении.

В Кыргызстане, наряду с государственными органами управления, действуют органы местного самоуправления. Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разграничения функций государственной власти и местного самоуправления1. Развитие местного самоуправления в стране осуществляется с 1995 г., когда на принципы местного самоуправления была переведена столица - город Бишкек. В 1996 г. во всех сельских населенных пунктах были образованы исполнительно-распорядительные органы при местных кенешах - айыл окмоту (сельские управы). В 1998-2000 гг. на принципы местного самоуправления были переведены 12 городов районного значения - Кант, Кара-Балта, Кара-Суу, Нарын, Узген, Чолпон-Ата, Шопоков, Кара-Кол, Кок-Жангак, Токмок, Баткен, Исфана. В мае 2001 г. этот список пополнили города областного значения - Ош, Джалал-Абад, Талас, Балыкчы, Сулюкта, Кара-Куль, Кызыл-Кия, Майлуу-Суу, Таш-Кумыр, в которых были образованы мэрии. Таким образом, в настоящее время во всех населенных пунктах республики действуют принципы местного самоуправления. В большинстве городов, поселков и аилов население получило право самостоятельно избирать прямым голосованием глав местного самоуправления, а в девяти городах областного значения и городе Бишкек мэры избираются депутатами городских кенешей. Эффективное и приближенное к гражданам управление предполагает прежде всего, что демократически созданные органы самоуправления при самостоятельной реализации полномочий, определении порядка их осуществления и выборе средств, необходимых для выполнения соответствующих функций, располагают реальной финансовой базой.

Понятие бюджета

Данный раздел частично включает переработанный материал публикации «Руководство по бюджету для граждан». Тюлюндиева Н., Конокбаев С., Мусаев Б.- Программа ПРООН по политическому и административному управлению на центральном уровне, Фонд «Сорос-Кыргызстан», Урбан Институт Бишкек.- Б., 2002.

Управление бюджетом является частью системы общественного управления и затрагивает интересы каждого гражданина. Он прямо или косвенно определяет, как будут предоставляться услуги образования и здравоохранения, какую зарплату получат государственные служащие, какую помощь и кто будет получать из него, и т.д.

Бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию государственной политики и предоставление коммунальных услуг обществу. От его величины зависит состояние дорог, освещение улиц и даже безопасность каждого из нас. Нередко в прессе, выступлениях депутатов, членов правительства встречаются фразы «в государственном бюджете нет денег на повышение заработной платы служащим», «надбавка учителям не выплачивается из-за нехватки денег в бюджете». Успешная деятельность органов управления и ресурсы бюджета - взаимосвязанные вещи. Так что же такое - бюджет?

Слово «бюджет» в переводе с английского означает «кожаная сумка». В английском парламенте так называют сумку, в которой канцлер казначейства приносит в парламент проект доходов и расходов государства на предстоящий год. Данный термин означает также план доходов и расходов на определенный период времени.

Бюджет органов управления - это план необходимых обществу расходов и ожидаемых источников доходов для их финансирования.

Чтобы лучше уяснить понятие о бюджете органов управления, сравним его с бюджетом отдельной семьи. Бюджет любой семьи состоит из 2 частей - доходы и расходы. Доходы семьи обычно имеют определенные источники и потому легко прогнозируются. Размер расходов, как правило, определяется уровнем дохода.

Расходы связаны с удовлетворением потребностей и желаний членов семьи. Доходы же в отличие от потребностей в большинстве случаев ограничены. Исходя из этого, в управлении бюджетом важно добиваться, чтобы, с одной стороны, нужды и потребности семьи удовлетворялись, а с другой - соответствовали доходам.

Однако нередки случаи, когда семья планирует расходы, превышающие доходы. В такой ситуации возникает необходимость взять деньги в долг и сократить другие расходы.

В некоторых семьях доходы могут быть больше расходов. Тогда излишек может быть использован для накоплений, приобретения ценных бумаг, других инвестиций, выплаты долгов, др. Поэтому, планируя доходы и расходы, семья должна, во-первых, тщательно взвешивать необходимость получения кредитов и возможность возврата их и, во-вторых, учитывать имеющиеся долги.

Органы управления, как всякая отдельная семья, для обеспечения потребностей общества и решения стоящих проблем планируют:

Расходы, т. е. какие запросы общества они намерены удовлетворять, сколько это будет стоить и, соответственно, какие цели общественной политики будут профинансированы;

Доходы, т.е. каким объемом ресурсов органы управления будет располагать, и из каких источников они их получат.

После чего расходы сопоставляются с доходами и подводится их баланс. В случае нехватки ресурсов для покрытия потребностей планируются источники заимствований или сокращаются расходы, а при превышении доходов над расходами - сферы вложения излишков ресурсов.

В планировании расходов и доходов органов управления, в реализации принятого бюджета общество должно принимать активное участие. Ведь органы управления распоряжаются не собственными средствами, а общественными. Общество им платит, чтобы удовлетворить свои потребности в общественных услугах. Требование публичного принятия решений по бюджету и отчетности органов управления перед обществом возникает на том основании, что они распоряжаются общественными финансами.

Для чего и как органы управления используют бюджет?

В общественном управлении бюджет выполняет три главные функции:

1. показывает, какие цели и задачи ставят органы управления на предстоящий период, и планируют расходы для их достижения;

2. служит законом, обязательным для исполнения, основой системы контроля за сбором и расходованием бюджетных ресурсов;

3. является инструментом регулирования экономики, способствуя социально-экономическому развитию страны или отдельного местного сообщества.

Цели и задачи общественной политики находят отражение как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Требование прозрачности бюджета, выдвигаемое во всех странах, подразумевает предоставление общественности информации по бюджету в полном объеме. Это означает прежде всего то, что общество получает исчерпывающую информацию о прошлой, текущей и будущей деятельности органов управления. Сравнив, к примеру, бюджет прошлого года с действующим, любой гражданин может сказать увеличились ли расходы органов управления на образование или сократились, заинтересованы они больше в стимулировании экономической деятельности или в пополнении государственной казны и т.д.

Назначение бюджета не только обозначить, но и профинансировать намеченную органами управления политику. Но при любых условиях решаться будут только те цели и задачи, которые подкреплены ресурсами.

Связать общественную социально-экономическую политику и расходы бюджета помогает планирование программного бюджета.

Бюджетные организации, составляющие смету расходов в формате программного бюджета, в первую очередь определяют конкретные цели, задачи и программы их работы на предстоящий период. Только после этого просчитываются расходы по намеченным программам. В планируемом году получают финансирование и, соответственно, реализацию только приоритетные направления деятельности по программам, которые утверждены депутатами. В Кыргызстане все организации, финансируемые из республиканского бюджета, перешли на планирование смет расходов на программной основе. Органы местного самоуправления в соответствии с новым Законом «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (2003) также должны перейти на составление программных бюджетов.

Какая политика будет реализовываться через бюджет, определяется в результате публичных решений парламентом. Депутаты обсуждают ее, утверждают расходы и доходы, после чего бюджет становится законом, обязательным для исполнения. В результате общество получает основания для контроля за выполнением принятых решений по бюджету и политике. Простая смета расходов и доходов не имеет бюджетной ценности, если не сопровождается обязательностью исполнения.

В общественном управлении бюджет выступает не только средством контроля за общественными финансами, но и используется как инструмент влияния на экономику и общество. Бюджет позволяет государству регулировать условия развития экономики (распределение доходов, потребление, сбережения, др.) и влиять на социально-экономические процессы в обществе. Существует три основных цели экономической политики, которые достигаются с помощью бюджета:

Предоставление обществу определенных благ и услуг

Перераспределение доходов в обществе

Регулирование экономики

Частный сектор не может предоставить обществу ряд необходимых услуг (например, обеспечение обороны страны). Другие услуги из-за их высокой цены (образование, здравоохранение), могут быть доступны ограниченному кругу граждан. Однако общество заинтересованно, чтобы эти блага и услуги предоставлялись всем. Гарантии обеспечения производства определенных благ и услуг берут на себя, органы управления непосредственно занимаясь производством, или осуществляя через бюджет его поддержку.

В рыночных условиях доходы в обществе распределяются неравномерно. Для создания благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности органы управления осуществляют регулирование доходов и социальную защиту населения. Перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями ведется прежде всего через налоговую политику. К примеру, органы управления могут установить, что те, кто больше зарабатывают, платят более высокие налоги, одновременно вводя льготы для менее обеспеченных плательщиков. Другой способ перераспределения доходов - социальная помощь нуждающимся, оказываемая из бюджета.

Третья цель экономической политики - использование бюджета в качестве инструмента регулирования экономического роста, развития предпринимательства. Органы управления могут способствовать развитию экономики путем финансирования объектов инфраструктуры, дорог, т.п., из бюджета для улучшения условий для работы предпринимателей.

Сколько в Кыргызстане бюджетов и чему они служат?

Бюджет - главный накопитель, куда стекаются все доходы государства, и главный распорядитель, откуда основная часть полученных ресурсов вытекает в виде расходов. Означает ли это, что все деньги государства в одно время и в одном месте делятся на всех получателей? Разумеется, нет. Ведь из Бишкека не видно, что в каком-то другом городе мостовая вся в рытвинах и ухабах, а в сельской школе нужно отремонтировать крышу, и т.д. Для проведения самостоятельной политики органы управления в Кыргызстане располагают собственными бюджетами.

В стране имеются республиканский и местные бюджеты. Отдельно планируется бюджет инвестиционных расходов государства, или бюджет развития. И еще существует Социальный фонд.

Из республиканского бюджета финансируется содержание и деятельность центральных органов власти и областных и районных государственных администраций. Города, поселковые и сельские управы располагают самостоятельными местными бюджетами с определенными доходами и соответствующими расходами.

Законом Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления» от 25 сентября 2003 г. установлено новое определение местного бюджета.

Под местным бюджетом понимается бюджет местного сообщества аила, поселка и города, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Это бюджетные средства государства. Управление ими осуществляется в соответствии с установленными процедурами. Бюджетный процесс включает разработку, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль. Это очень важно, поскольку общество получает возможность участвовать в принятии решений, сколько доходов будет собрано и как они будут израсходованы, а также в контроле за их расходованием.

Однако не все средства государства должны обязательно проходить через установленную процедуру их использования. Наряду с бюджетными средствами органы управления в большинстве стран располагают внебюджетными фондами. Решения по их использованию органы управления принимают самостоятельно, но в рамках, установленных законодательством. Социальный фонд - один из них.

Это самостоятельный фонд, отдельный от бюджета. Он имеет собственные доходы (страховые взносы), хотя и получает дополнительные средства из бюджета и осуществляет определенные законом расходы. Социальный фонд имеет свой расчетный счет и является самостоятельным юридическим лицом.

Бюджет Социального фонда утверждается Жогорку Кенешем. Ежегодно принимается закон о тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию. Однако решения, на что потратить деньги, каждый год не принимаются. Размеры пенсий и пособий, контингент получателей определены законом и известны заранее.

Социальный фонд собирает, накапливает страховые взносы и перераспределяет их по таким фондам как Пенсионный, Социального страхования, Содействия занятости и Обязательного медицинского страхования. Из них средства направляются на финансирование пенсий, пособий по социальному страхованию, безработице и медицинскому страхованию.

Помимо Социального фонда органам управления в Кыргызстане разрешено создавать внебюджетные фонды за счет благотворительных взносов, добровольных пожертвований, и т.д. У многих на памяти, например, благотворительные марафоны, посвященные 1000-летию эпоса «Манас», 3000- летию г. Оша, проведению Года гор, др.

Для анализа доходов и расходов государства составляется сводный бюджет. В Кыргызстане его называют консолидированным (государственным) бюджетом. Он объединяет доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджет развития включен в консолидированный бюджет только в части внутреннего финансирования инвестиционных проектов государства (той, которая производится за счет расходов из республиканского бюджета). Расходы за счет внешних займов государства при расчете консолидированного бюджета не учитываются.

Таким образом, государство собирает деньги и осуществляет расходы через систему бюджетов и внебюджетных фондов. Правовая основа финансовой базы МСУ в Кыргызстане Местный бюджет - одна из составных частей бюджетной системы Кыргызстана. Он является финансовой основой деятельности местных органов самоуправления. В соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» от 12 января 2002 г. местное самоуправление в Кыргызстане осуществляется местными сообществами, т.е. населением, проживающим в городах, поселках и селах.

Местные сообщества имеют право самостоятельно решать дела местного значения. Для управления ими формируются представительные и исполнительные органы власти. К управлению также привлекаются граждане. Помимо дел местного значения государство передало отдельным органам местного самоуправления ответственность за предоставление ряда государственных функций.3 Для решения местных вопросов и исполнения делегированных государственных полномочий органы местного самоуправления располагают определенными финансовыми ресурсами.

Самостоятельная реализация полномочий в первую очередь подразумевает, что органы местного самоуправления (МСУ), располагая необходимыми финансовыми ресурсами, опираются на соответствующую правовую основу. Законодательную базу финансовых основ местного самоуправления4 составляют ряд положений Конституции КР, Закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» от 12 января 2002 г., № 5, и другие законодательно-нормативные акты, в числе которых:

Земельный кодекс;

Налоговый кодекс;

Закон КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 11 июня 1998 г., № 78;

Закон КР «О финансово-экономических основах местного самоуправления» от 25 сентября 2003 г., №215;

Закон КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» от 11 января 2001 г., № 4;

Закон КР «О базовых ставках земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2003 г.», № 87;

Органы местного самоуправления наделены определенными доходами и самостоятельно осуществляют расходы. Большая часть их финансовых ресурсов поступает в местный бюджет. Система местных бюджетов включает только бюджеты органов местного самоуправления. На центральном уровне бюджеты органов местного самоуправления включаются в состав консолидированного местного бюджета и управляются как единый местный бюджет. Система местных бюджетов в Кыргызстане, регулируемая как единый местный бюджет, состоит из:

Бюджетов г. Бишкек и Ош

Бюджетов городов областного значения

Бюджетов городов районного значения, поселков, сельских управ - айыл окмоту, др.

Правительство осуществляет регулирование местного бюджета через региональные подразделения Министерства финансов.

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (статья 55) финансовые ресурсы органов МСУ формируются за счет: средств местного бюджета;

внебюджетных фондов;

кредитных ресурсов, трансфертов и грантов;

добровольных взносов и пожертвований;

доходов от муниципальных ценных бумаг и местных займов;

отчислений от общегосударственных налогов и других доходов;

полного объема сумм, поступивших в результате уплаты административных штрафов;

иных дополнительных доходов от организованных органами местного самоуправления мероприятий, а также получаемых от деятельности создаваемых для нужд местных сообществ предприятий и организаций.

Принципиальным вопросом в установлении правовой основы финансовой базы МСУ в Кыргызстане является вопрос о правомочности создания внебюджетных фондов органов МСУ. Статья 55 Закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (2002), устанавливая финансовые ресурсы органов МСУ, включает внебюджетные фонды. Тогда как Закон «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» (1998) запрещает создание внебюджетных фондов как государственными структурами, так и органами МСУ, за исключением Социального фонда и фондов, создаваемых за счет средств, привлекаемых на добровольной основе. Т.е. внебюджетные фонды органов МСУ как их потенциальный источник доходов могут создаваться только за счет таких средств, как добровольные пожертвования и взносы.

Новый Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (статья 12) устанавливает, что органы местного самоуправления могут создавать внебюджетные фонды за счет добровольных взносов для реализации социально-экономических программ и проектов, не предусмотренных местными бюджетами. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

Положение о внебюджетных фондах органа местного самоуправления, определяющее порядок их формирования, использования и контроля, утверждается местным кенешем. Кроме того, местный кенеш должен осуществлять контроль за правильностью использования средств внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

Заимствование органов МСУ регулируется Законами «Об основных принципах бюджетного права в КР» (статьи 53-57) и «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (статьи 8-11).

Займы осуществляются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления (айыл окмоту) с согласия аильного кенеша и Министерства финансов КР. Они могут быть краткосрочными (до одного года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

Органы МСУ могут занять необходимые средства у кредиторов или осуществлять займы путем выпуска муниципальных ценных бумаг.

Займы органов местного самоуправления - это срочные договорные обязательства, принятые органами местного самоуправления путем заключения договора займа и/или выпуска муниципальных ценных бумаг, посредством которых органы местного самоуправления получают денежные средства с обязательством возвратить сумму займа и выплатить процент за пользование (Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления», статья 1).

Органам местного самоуправления запрещается осуществлять займы в случае, если обязательства по обслуживанию общего долга, включая предыдущие и предстоящие долговые обязательства, превышают 20 % годового дохода органов МСУ.

Краткосрочный заем айыл окмоту вправе осуществить в случае временной нехватки денежных средств. Общий долг по краткосрочным займам должен быть погашен в течение года, в котором был осуществлен заем. Погашение займа должно быть обеспечено доходом, который орган местного самоуправления получит в течение оставшейся части бюджетного года, с учетом существующего залога доходов в счет погашения займа. Средства, полученные от размещения краткосрочного займа, не могут быть вложены в другие ценные бумаги.

Среднесрочные и долгосрочные займы органы местного самоуправления вправе осуществлять для финансирования капитальных вложений и рефинансирования существующего долга по среднесрочным и долгосрочным займам.

Займы органов МСУ осуществляются путем выпуска муниципальных ценных бумаг исключительно в целях реализации программ и проектов развития территории.

В Законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» закреплено право местных органов самоуправления на создание объединений, ассоциаций и союзов местных сообществ (статья 11). Органы МСУ могут объединять свои ресурсы и образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления местным хозяйством, что в перспективе может служить основой для укрепления потенциала органов местного самоуправления в Кыргызстане, а также совместного предоставления ими отдельных видов услуг и/или осуществления инвестиционных проектов.

Порядок распределения поступлений от общегосударственных налогов и доходов определяется статьей 6 Закона «О финансово-экономических основах местного самоуправления». К общегосударственным налогам и доходам, распределяемым на республиканском уровне, отнесены:

1) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;

2) подоходный налог с физических лиц;

3) налог на прибыль с юридических лиц независимо от форм собственности;

4) единый налог для субъектов малого предпринимательства;

5) доходы от обязательного патентирования.

Нормативы отчислений органам местного самоуправления устанавливаются Министерством финансов. Они не подлежат изменению в течение трех лет.

По закону нормативы отчислений по регулируемым налогам не должны изменяться, по крайней мере, в течение 3 лет. На практике нормативы были стабильны только в отношениях республиканского и областного бюджетов. Тогда как нормативы отчислений от общегосударственных налогов для сел и поселков пересматривались ежегодно. Основная причина - нехватка средств в местных бюджетах. Чтобы помогать одним местным сообществам, необходимо изымать излишек ресурсов у других.

Новый Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления» создает новые условия установления нормативов отчислений от общегосударственных налогов- их будут устанавливать для аильных бюджетов районные финансовые управления.

Стабильность нормативов установлена также другими законами КР. В Законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» говорится, что нормативы отчислений от общегосударственных налогов должны устанавливаться 1 раз в 3 года (статья 55). В статье 34 Закона «Об основных принципах бюджетного права в КР» также установлено, что нормативы отчислений от общегосударственных налогов не подлежат изменению в течение трех лет.

Законодательной основой введения и использования системы грантов в КР выступает раздел III «Система грантов в Кыргызской Республике» Закона «Об основных принципах бюджетного права в КР». В статье 35 данного закона определено, что в бюджетной системе Кыргызстана могут использоваться категориальные, выравнивающие и стимулирующие гранты.

Статья 7 Закона «О финансово-экономических основах местного самоуправления» конкретизирует целевое назначение и механизм распределения грантов в бюджетной системе КР и, кроме того, определяет порядок проведения взаиморасчетов внутри нее.

Законодательную основу взимания налогов в Кыргызской Республике определяет Налоговый кодекс. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Министерство финансов разрабатывает инструкции для реализации его положений, которые вступают в силу после утверждения правительством.

Некоторые налоги в Кыргызстане регулируются отдельными законодательными актами. К примеру, таможенные тарифы - Законом о таможенном тарифе.

Налог за пользование автодорогами общегосударственного, республиканского и местного значения на территории КР - Законом «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 17 декабря 1991 г., № 660-XII.

Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Законом «Об отчислении средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Кыргызстан» от 27 февраля 1992 г., № 760-XII.

Отчисление на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы - Постановлением Правительства КР «Об отчислениях на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, финансирование геологоразведочных работ и геологической отрасли республики» от 11 мая 1993 г., №198, и т.д. Все эти налоги являются доходами республиканского бюджета и полностью поступают в него. Каждый налогоплательщик уплачивает в бюджет в зависимости от вида деятельности и размера доходов несколько видов налогов. Для облегчения процедуры уплаты налогов в Кыргызстане действуют две упрощенные формы налогообложения. Это обязательное патентирование и добровольный единый налог для субъектов малого предпринимательства.

Патентирование носит обязательный характер для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Они должны вносить налоги в бюджет в виде фиксированной платы - платы за патент. Это освобождает их от уплаты всех других налогов. Виды деятельности, обязательные для патентирования, и порядок определения стоимости патента определяются Жогорку Кенешем.6 Единый налог как форму упрощенного налогообложения предприниматели могут выбирать добровольно. В соответствии с Законом КР от 7 декабря 2001 г., №102, «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства» они платят взамен ряда налогов, обязательных для них по закону, один налог (единый налог). Добровольным правом уплачивать единый налог могут пользоваться как юридические, так и физические лица, при условии, если их годовая валовая выручка не превышает 3 млн. сомов в течение года.

Чем отличаются внебюджетные фонды от сметы доходов и расходов по специальным средствам? Смета расходов по специальным средствам учитывается и финансируется в составе местного бюджета. Специальный счет органов МСУ открывается как субсчет текущего счета казначейства. Внебюджетный фонд может быть помещен на счет, открытый в любом коммерческом банке. Положения о внебюджетных фондах органов местного самоуправления, включающие порядок формирования, использования и контроля за использованием средств фондов, утверждаются соответствующим местным кенешем. Контроль за правильностью их использования также осуществляется местным кенешем. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды органов местного самоуправления. Средства внебюджетных фондов органов местного самоуправления могут формироваться только за счет добровольных пожертвований и взносов. Они расходуются в соответствии с целевыми социально-экономическими программами и проектами и не подлежат изъятию иными органами. Существует ли правовая основа для применения в межбюджетных отношениях такой статьи расходов местного бюджета как «средства передаваемые»? В принятом новом Законе «О финансово-экономических основах местного самоуправления» определено, что при составлении проекта местного бюджета органам местного самоуправления своевременно будут доводиться сведения, необходимые для этого, в т.ч. виды и объемы расходов, передаваемых из одного бюджета в другой (статья 13 пункт 2). 2. ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 2.1. Источники доходов местного бюджета Для финансирования своей деятельности органы МСУ должны располагать необходимыми ресурсами. Доходы местного бюджета - это деньги, получаемые органами МСУ из различных источников для осуществления необходимых сообществу расходов.

Общие доходы, поступающие в местный бюджет, можно разделить на7:

Текущие;

Капитальные (в Кыргызстане их называют доходы от операций с капиталом);

Полученные официальные трансферты.

Большая часть доходов, которые органы МСУ получают от общества, а также зарабатывают самостоятельно, относится к текущим.

Текущие доходы обеспечиваются налоговыми и неналоговыми поступлениями, которые собираются и поступают в бюджет с разной периодичностью в строгом соответствии с законом. Они могут поступать ежемесячно или раз в год, др., в зависимости от вида дохода.

Налоги собираются в соответствии с установленными сроками их уплаты. Доходы от экономической и другой деятельности органы МСУ получают по мере того как предоставляют товары или услуги потребителям.

Текущие доходы - это поступления, которые регулярно пополняют бюджет, тогда как капитальные доходы носят единовременный характер и поступают в бюджет нерегулярно.

Органы МСУ могут получить капитальные доходы при продаже своего имущества или других видов собственности. Они вправе продавать принадлежащие им земли, здания, сооружения, оборудование, реализовывать запасы товаров, акции и др. Но такие доходы не могут быть регулярными, поэтому органы МСУ не могут постоянно рассчитывать на них (хотя иногда они бывают очень значительными).

Единовременным источником поступлений в бюджет выступают средства от приватизации. Поступление средств от приватизации муниципальной собственности должно зачисляться в местный бюджет. На практике поступления от приватизации муниципальной собственности нередко изымаются в республиканский бюджет.

Трансферты - это ресурсы, получаемые безвозмездно и безвозвратно. Поступление трансфертов в местные бюджеты обеспечивается в основном передачей ресурсов из республиканского бюджета.

Трансферты от международных организаций или других субъектов могут зачисляться как в местный бюджет, так и во внебюджетные фонды органа МСУ.

Кредитные ресурсы, т.е. средства которые должны быть возвращены, учитываются отдельно - после подведения баланса доходов и расходов при планировании источников покрытия дефицита бюджета.

Из каких источников складываются текущие поступления местного бюджета? Новый Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (статья 3) установил, что доходы местных бюджетов состоят из местных налогов и сборов, неналоговых поступлений; налогов и доходов, распределяемых на республиканском уровне; трансфертов, грантов, добровольных взносов. Займы не включаются в доходы местных бюджетов.

При этом местные налоги и сборы и неналоговые поступления отнесены к собственным доходам местного бюджета, т.е. они должны полностью (100 %) оставаться в распоряжении органов МСУ. Такие доходы бюджета являются основой при планировании его доходной части во всех странах. Изменения в объемах регулярно поступающих в бюджет доходов могут быть связаны только, во-первых, с изменением законов и, во-вторых, с нестабильностью экономики.

Доходы местных бюджетов, получаемые из местных налогов и сборов и неналоговых поступлений, не подлежат изъятию в бюджет другого уровня (Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления», статья 3).

планирование бюджет налог

Основное предназначение налогов - обеспечить органы управления доходами. Поскольку в странах, где преобладает частный сектор, у государства не много собственных источников доходов (от предпринимательства, или от собственности), то для финансирования общественных расходов частный сектор (отдельные граждане, предприниматели и предприятия) осуществляет обязательные платежи и переводит деньги в государственный бюджет.

Налогообложение - это обязательное внесение платежей частным сектором в государственные органы. Обязательность уплаты налогов достигается тем, что они устанавливаются законами. Требование обязательности позволяет обеспечить органы управления реальными ресурсами.

Среди налоговых доходов местных органов власти в большинстве стран мира ведущее место по важности принадлежит местным налогам. Возникает вопрос, что это за налоги? И почему они играют столь важную роль? В соответствии с Налоговым кодексом в республике действуют следующие налоги:

1) общегосударственные, по которым ставки, объекты налогообложения, плательщики и методы сбора едины для всей страны;

2) местные, самостоятельно вводимые и регулируемые местными кенешами на соответствующих территориях в пределах законодательных ограничений.

Общегосударственные налоги, в отличие от местных, взимаются на территории всей страны (всех регионов). Они вводятся решением Жогорку Кенеша, который устанавливает ставки налогов, объекты налогообложения и льготы по ним.

Местные налоги - это налоги, принадлежащие местным властям. Органы самоуправления регулируют их в рамках законодательно установленных ограничений для финансирования своих расходов.

В Кыргызстане местные налоги вводятся на определенной территории решением соответствующих органов местного самоуправления. Местные кенеши вправе сами решать, какие налоги им вводить (из перечня, определенного в Налоговом кодексе). Ставки налогообложения и льготы по налогам регулируются в пределах, определенных законом. Сбор местных налогов и сборов также делегирован местным органам власти.

Таким образом, местные налоги в отдельных регионах могут не взиматься. В других регионах ставки и льготы по местным налогам могут не совпадать, поскольку политика, проводимая местными кенешами может различаться. Если местное сообщество соглашается платить более высокие налоги, то органы самоуправления будут предоставлять больше услуг населению.

Доходы от местных налогов полностью поступают в местный бюджет и используются местными органами самоуправления. Они не могут разделяться между разными уровнями местного управления, как это было ранее, когда, к примеру, налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж забирался в районный бюджет. Области, районы не вправе получать определенную долю доходов от местных налогов с принятием нового Закона «О финансово-экономических основах местного самоуправления».

Перечень местных налогов включает 16 видов. Наиболее важные из них - налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж и налог с владельцев транспортных средств. Другие местные налоги не приносят ощутимых поступлений в местные бюджеты (подробно см. раздел 2.2. «Местные налоги»).

В настоящее время правительством ведется определенная работа по подготовке положений по взиманию налога на недвижимое имущество. Данный налог будет собираться в городах и полностью поступать в их бюджеты.

Кроме того, новый налог на недвижимое имущество будет введен для пригородных и курортных зон страны. Те айыл окмоту и поселковые управы, которые относятся к таковым, будут получать его в свои бюджеты.

Местные налоги в Кыргызстане составляют менее 9 % всех поступлений местного бюджета. Гораздо большую долю поступлений дают отчисления определенной части налогов, распределяемых на республиканском уровне, в местные бюджеты.

Это налоги, поступления от которых делятся между центральными и местными органами власти. Ряд общегосударственных налогов в Кыргызстане делится между уровнями государственного управления. Часть дохода поступает в республиканский, другая - в местные бюджеты

К общегосударственным налогам относятся: подоходный, налог на прибыль юридических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный, земельный налог, др. (виды налогов и их ставки см. в Приложении 2).

65% 35% Республиканский бюджет Местный бюджет Земельный налог НДС Акцизы, подоходный налог, налог на прибыль ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные функции государственного бюджета. Структура доходов и расходов федерального бюджета. Дефицит и профицит. Понятие и функции налогов. Цели, инструменты и направления фискальной политики. Ее виды (стимулирующая и сдерживающая) и их применение.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Сущность и функции бюджета, его роль в национальной экономической системе. Особенности планирования бюджета на современном этапе. Анализ динамики и структуры доходов и расходов бюджета Украины. Основные направления совершенствования бюджетного механизма.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2013

    Основы для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня. Обеспечение приоритетов социально-экономической политики государства путем соответствующего распределения средств. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Понятие, основные виды и особенности формирования доходов федерального бюджета. Состав и роль поступлений государственного бюджета. Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ. Основные направления политики государственных доходов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2017

    Принципы формирования, экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета. Обязательные и добровольные платежи. Проблемы распределения и использования доходов бюджета. Госрегулирование экономической и финансовой политики страны.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Сущность и структура доходов федерального бюджета России. Порядок и специфика зачисления средств от приватизации в доходы бюджета. Анализ доходов и расходов, прогнозы на будущее. Принципы и основные направления современной финансовой политики России.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Структура доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации. Основные характеристики и ассигнования федерального бюджета на плановый период. Основные риски, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета страны.

    реферат , добавлен 28.11.2014

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Теоретические основы управления федеральным бюджетом. Социально-экономическая сущность государственного бюджета. Классификация доходов федерального бюджета. Состав и структура доходов федерального бюджета. Управление доходами федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 08.07.2014

    Суть планирования поступлений в бюджет. Виды и методика планирования налоговых поступлений в региональный бюджет на примере бюджета Курской области. Совершенствование политики формирования доходной части бюджета. Опыт минимизации налогов за рубежом.

Если на предприятии составляются бюджеты (то есть, некие финансовые планы), то можно ли сказать, что там внедрена система бюджетирования? Чаще всего, после близкого знакомства с тем как составляются и используются бюджеты, следует отрицательный ответ. Понимание того, что же собственно такое – бюджетное управление – пока довольно редкое явление даже среди руководителей финансовых служб предприятий. Между тем сам термин “бюджетирование” широко используется и привлекает к себе внимание, как модная управленческая технология. На наш взгляд, пора внимательно разобраться, какие принципы являются ключевыми для технологии бюджетирования, чтобы отличать “правильное” бюджетирование от “ложного”.

Бюджеты – это планы деятельности предприятия и различных его структурных единиц, выраженные в финансовых показателях. Основное назначение бюджетов – это поддержка решения трех управленческих задач:

  • прогноз финансового состояния;
  • сравнительный анализ запланированных и фактически полученных результатов;
  • оценка и анализ выявленных отклонений.

Таким образом, бюджеты только инструменты корпоративного управления. Наличие каких-то бюджетов еще не означает, что ими можно эффективно пользоваться, или что они реально “работают” в контуре управления предприятием.

Мы выделяем семь основных принципов , построения полноценной системы бюджетного управления. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Бюджетирование – это инструмент достижения целей компании

Прежде чем разработать план, нужно определить цели. Планирование без целеполагания – довольно бессмысленное дело. Цели формируются на стратегическом уровне корпоративного управления. Таким образом, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия. С помощью этой технологии обеспечивается неразрывная связь стратегических целей с планами, направленными на их достижение, и обеспечивающими реализацию планов оперативными процессами. Именно бюджетирование приводит стратегию в действие.

Формально можно составлять бюджеты, не заботясь о каких-то там целях. Так часто и делают. Если в этой деятельности и можно найти какой-то смысл, то он состоит лишь в получении финансового прогноза: что получится, если мы будем и дальше “плыть по течению”.

2. Бюджетирование – это управление бизнесом

Основой постановки бюджетирования является финансовая структура . Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. Если предприятие ведет несколько бизнесов, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, то каждый бизнес должен иметь собственные бюджеты. Это необходимо для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности по каждому направлению, обеспечить эффективное управление каждым из них.

Опять же можно формально составить единый бюджет компании, не занимаясь трудной задачей построения правильной финансовой структуры. Это тоже достаточно распространенная ситуация. Польза от такого бюджета ничтожна. По нему невозможно определить, где возникает прибыль, а где она “проедается”, какие целевые показатели установлены для руководителей различных структурных единиц, и в какой мере они достигнуты. Другими словами, такой бюджет, как инструмент управления бесполезен.

3. Бюджетирование – это управление на основе сбалансированных финансовых показателей

Прежде чем приступать к разработке бюджетов, необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия, какие индикаторы принимаются в качестве критериев успеха деятельности компании на период планирования. Эти показатели должны быть связаны со стратегическими целями и определены предельно конкретно. Например, сказать, что мы выбираем в качестве одного из ключевых показателей прибыль, значит ничего не сказать. Прибыль может быть долгосрочной или текущей, поэтому ее нужно связать с временным периодом. Кроме того, прибыль может быть маржинальной, валовой или чистой. Этот выбор определяет приоритеты для руководителей компании и менеджеров всех уровней.

Кроме того, финансовые показатели должны быть сбалансированы , поскольку улучшение одного показателя часто ведет к ухудшению другого. И, наконец, показатели должны представлять систему, охватывающую все элементы финансовой структуры.

Сбалансированная система целевых финансовых показателей и ограничений составляет “архитектуру” системы бюджетирования, в соответствии с которой разрабатываются бюджеты.

4. Бюджетирование – это управление с помощью бюджетов

Главными инструментами технологии бюджетного управления являются три основных бюджета:

  • Бюджет движения денежных средств, предназначенный для управления ликвидностью ;
  • Бюджет доходов и расходов, помогающий управлять операционной эффективностью ;
  • Прогнозный баланс, необходимый для управления стоимостью активов компании.

Основные бюджеты составляются не только для компании в целом, но и для каждой бизнес-единицы (центра прибыли), и представляют только “вершину айсберга” бюджетной системы, в которую входит множество взаимосвязанных операционных и вспомогательных бюджетов.

5. Бюджетирование охватывает полный контур управления

Любой управленческий процесс представляет собой замкнутый контур, включающий этапы планирования, контроля, анализа и регулирования. По результатам последнего этапа могут приниматься решения о перераспределении ресурсов, корректировке планов, поощрении отличившихся, наказании виновных и т.д.

Тем не менее, в процессе бюджетирования нередко выделяется только функция планирования. Очевидно, что если план не “работает” как инструмент контроля и анализа достигнутых результатов, не служит основой для построения системы мотивации менеджеров и сотрудников, его значение обесценивается.

6. Бюджетирование охватывает все уровни управления

Одним из важных признаков эффективной системы бюджетирования является ее “тотальное” распространение на все уровни организационной структуры. Вовлечение в процесс бюджетирования каждого сотрудника, отвечающего за ту или иную “строку” бюджета позволяет решить несколько важных задач:

  • Снижение сложности процесса бюджетирования путем его децентрализации (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать его исполнение).
  • Повышение ответственности конкретных исполнителей путем делегирования им полномочий и ответственности за выполнение определенных показателей бюджета.
  • Построение эффективной системы мотивации, связанной с финансовыми планами компании.

Важно понимать, что бюджетирование – это коллективное планирование , в котором участвуют менеджеры всех уровней управления. Последовательное согласование планов на всех уровнях организации сходно с процессом заключения договора между “управленцами” компании о достижении согласованного результата. Поэтому бюджет можно определить как договор между участниками финансового управления о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании.

7. Бюджетирование осуществляется на регулярной основе

Нередко разработанный план кладется “на полку” до конца года, когда придет время подводить итоги. Ясно, что такой план бесполезен, а время, ушедшее на его разработку, потрачено впустую.

Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно . Утвержденный план – это только основа для продолжения работы по планированию. Вполне справедливым является наблюдение, что всякий план устаревает в момент его утверждения. Причина этого в постоянном изменении условий и параметров, которые послужили основой для подготовки планов. Меняется также наше понимание и оценка ситуации и возникает постоянная потребность вносить коррективы в разработанные планы. Осознание этой вечной неудовлетворенности результатом планирования побудило однажды генерала Эйзенхауэра воскликнуть: “Планы – ничто, планирование все!” Действительно, процесс планирования, в некотором смысле важнее результата, на получение которого он направлен. Поскольку именно в ходе планирования руководители всех уровней коллективно вырабатывают согласованные подходы к решению проблем, осмысливают стоящие перед ними задачи, оценивают ограничения, возможности и риски.

Подводя итог, дадим определение бюджетного управления, резюмирующее рассмотренные выше положения.

Бюджетирование – это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.

В данной статье изложены только самые общие положения концепции бюджетного управления. В действительности не существует каких-либо обязательных требований к тому, как нужно использовать бюджеты для управления предприятием. В отличие от бухгалтерского учета, здесь нет утвержденных рекомендаций и правил. Внедрение технологии бюджетного управления – это творческий процесс, в котором следует руководствоваться пониманием “механизмов” управления, знанием собственного бизнеса и здравым смыслом.

Cookie – это небольшой текстовый файл на вашем устройстве, который запускает функции и возможности веб-сайта.

Cookie-файл представляет собой небольшой текстовый файл, который веб-сайт запрашивает у вашего веб-браузера и сохраняет на вашем устройстве, чтобы запомнить какой язык вы предпочитаете и другую подобную информацию о вас, а также запускает функции и возможности веб-сайта.

В Comindware мы стараемся быть ясны и откровенны касательно того, какие данные о вас мы собираем и как их используем. И эта Политика предоставляет подробную информацию о том, какие cookie-файлы мы собираем и как мы используем данные о вас. Эта политика использования cookie-файлы применяется к веб-сайту Comindware.

Всегда включённые

Обеспечивают ваш персонализированный опыт и должную работу веб-сайта.

Всегда включённые cookie-файлы помогают нам обеспечивать персонализированный опыт использования веб-сайта для вас и не могут быть отключены в нашей системе. Вы можете настроить веб-браузер для блокировки или предупреждения об этих файлах cookie, но в последующем некоторые части веб-сайта могут не работать.

Скорость работы сайта

Используются для постоянной оптимизации и улучшения веб-сайта.

Cookie-файлы производительности помогают нам постоянно оптимизировать и улучшать веб-сайт. Эти файлы cookie позволяют нам считать переходы на веб-сайт, отслеживать источники трафика, определять какие страницы пользуются наибольшей популярностью и приносят пользу посетителям, узнавать как пользователи перемещаются по веб-сайту. Все данные собираются в эти cookie-файлы в обобщённой форме и потому анонимны.

Управление местным бюджетом основывается на бюджетном плане и плане социально-экономического развития. Основной функцией планирования является формулирование целей и задач для их осуществления.

Бюджетное планирование неразрывно связанно с планированием социально-экономического развития муниципального образования.

Эти два плана должны быть взаимосвязаны. В этой связи они разрабатываются и принимаются одновременно.

Целями такого планирования являются:

1) обеспечение социально-экономического развития муниципального образования;

2) прогнозирование объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

3) прогнозирование финансовых последствий выполнения планов и программ;

4) определение возможностей по осуществлению различных мер в рамках местного бюджета.

Бюджетное планирование может быть перспективным и годовым. Но его сроки действия необходимо увязывать со сроками, на которые определен план социально-экономического развития муниципального образования, так как бюджет должен обеспечивать выполнение плана социально-экономического развития. Совместное обсуждение и принятие этих двух планов позволяет судить о реальности выполнения намеченной цели, прозрачности в расходовании средств на развитие территории.

Наглядным примером является г. Ростов-на-Дону, где все расходы бюджета связываются с выполнением конкретных работ, оказанием услуг и т. д.

В литературе высказывается мнение о введении перспективного многолетнего планирования; годового и перспективного (интегрированного); годового.

Система бюджетного планирования – совокупность организации, методов и процедур проекта формирования бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:

– годовое планирование;

– годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);

– перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных блока:

– разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;

– разработку бюджета на очередной финансовый год.

Результатом годового бюджетного планирования является составление проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, основой которого является перспективный финансовый план на среднесрочный (трехлетний) период, составление проекта которого, в свою очередь, является результатом среднесрочного финансового планирования.

При этом в соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса РФ среднесрочное финансовое планирование основано на результатах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического планирования, а также основных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования.

Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выполнения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

Перспективный финансовый план нормативно не утверждается и разрабатывается в целях формирования представления представительных органов местного самоуправления и предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед муниципальным образованием в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики.

Отдельные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной сфере.

Перспективное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:

– обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

– определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане, и через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

– формирование обоснованных программ по реализации приоритетов развития территории;

– осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

– повышение обоснованности стратегических решений;

– повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Процесс годового бюджетного планирования конкретного муниципального образования заключается в детализации по направлениям, механизмам и срокам выполнения расходных обязательств, уточнении графика и особенностей учета поступления доходов, управлении текущей ликвидностью, краткосрочными заимствованиями, оценке и решении проблем, возникающих в результате образования временных кассовых разрывов, установлении четких требований к финансовым аспектам деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Разработка годового бюджета обеспечивается за счет выполнения и детализации отдельных элементов перспективного финансового плана. Принятие бюджета только на очередной финансовый год не дает возможности выработать и осуществить необходимые шаги в направлении желаемых прогнозируемых изменений и при необходимости провести корректировку. Можно отметить следующие недостатки годового планирования:

– неувязанность текущего, среднесрочного и стратегического планирования;

– отсутствие преемственности в бюджетной политике;

– годовой бюджет не согласуется с долгосрочными целями муниципального образования с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу;

– отсутствует программный подход в планировании;

– проблема планирования в реализации инвестиционных программ;

– препятствие в заключении долгосрочных контрактов.

Годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана. Вместе с тем ввиду возможностей появления объективных факторов, обуславливающих возникновение отличий годовых объемов финансовых ресурсов бюджета муниципального образования, а также принимая во внимание необходимость получения точного плана поступления доходов в течение года, некоторые отличия имеют право на существование. Однако эти исключения справедливы только в отношении доходной части бюджета.

Процедуры бюджетного планирования неразрывно связаны практически со всеми сферами деятельности финансовых органов. Так, для процесса бюджетного планирования информация основных структурных подразделений финансовых органов является необходимыми исходными данными (например, реестры расходных обязательств, оценка возможных объемов заимствований). И наоборот, результаты бюджетного планирования являются исходными данными для последующей работы по другим направлениям деятельности финансовых органов (например, для обеспечения сбалансированности финансового плана или проекта бюджета могут быть определены конкретные потребности в заимствованиях).

Значительная часть функций, связанных с бюджетным планированием, может быть непосредственно возложена на отраслевые структурные подразделения, непосредственно занимающиеся, например, управлением доходами и расходами. При этом обязательно выделяются структурные подразделения в составе финансового органа, который непосредственно занимается разработкой проекта бюджета и перспективного финансового плана в процессе бюджетного планирования.

Определение 1

Бюджет – это все доходы и расходы организации (государства или предприятия и т.п.), которые формируются в определенную форму (смету) и на какой - то срок (на день, месяц, год и т.д.).

Управление бюджетом той или иной организации (государства или предприятия и т.п.) требует определенных усилий и знаний. В основе любого управления лежит этап планирования.

Бюджетное планирование как основа управления

Все операции по приходу и расходованию денежных средств бюджета определены в статьях бюджета, способы их формирования представлены следующим образом:

  • статьи бюджета формируются на основании данных статистики, а также экспертных данных. Такие данные вносятся в бюджетные статьи только вручную и представляют собой: определенные экономические, хозяйственные и иные показатели за прошедший период (год, месяц и т.д.), какая либо информация, которая не была учтена при планировании бюджета, а также результаты статистических исследований и результаты оценок экспертов и т.д.
  • статьи бюджета формируются на основании данных, которые непосредственно влияют на динамику статей бюджета или целую группу статей, с учетом, что эти данные взяты за прошлые отчетные периоды. Такими данными могут служить: динамика спроса и его колебания, индексы инфляции или индексы, связанные со стоимостью товаров (работ, услуг). Все факторы и данные, так или иначе, влияют на статьи бюджета, одни факторы сильнее, другие слабее. В системе планирования бюджета есть прогнозы по поводу колебания этих факторов и даже строятся сценарии.
  • статьи бюджета формируются на основании данных из модуля под названием «Управление договорами». Этот модуль содержит в себе информацию по всем видам платежей, а точнее по временному их исполнению, а также данные об отгрузке товара (продукции) в соответствии с договорами. Все эти данные и информация используется в системе планирования и управления бюджетом организации (государства или предприятия и т.п.).
  • статьи бюджета формируются способом расчета. Определенные статьи в бюджете можно рассчитать с помощью формул, которые используются для других показателей бюджета. Так примером бюджетных статей, которые формируются расчетным способом могут быть: налоги, статьи прибыли или те, которые связаны с движением всех денежных средств организации.

Система планирования бюджета

Сущность планирования бюджета заключается в формировании и фиксировании определенных плановых данных (показателей) для организации (государства или предприятия и т.п.).

Система бюджетного планирования:

  • это планирование бюджета всей организации и отдельных ее подразделений;
  • это планирование по времени: на целый год или месяц, квартал и т.д., а также составление бюджета определенными сотрудниками организации и контроль над выполнением бюджета;
  • ответственные работники за бюджет организации также определяют плановые показатели бюджета на заданный временной период;
  • все формируемые плановые статьи (показатели) бюджета организации производятся на основе «Реестра договора», то есть в рамках графиков платежей;
  • все статьи бюджета, связанные с расходами организации производятся сотрудниками вручную;
  • в основном при системе планирования бюджета организации (государства или предприятия и т.п.) формируются три основных