Министром иностранных дел рф является. МИД РФ – структура и функции

Министром иностранных дел рф является. МИД РФ – структура и функции

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

    разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

    реализация внешнеполитического курса РФ

    обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

    обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности

    защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом;

    координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти

    содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему министерства входят

    центральный аппарат

    загранучреждения

    территориальные органы (представительства МИДа России на территории РФ)

    организации, подведомственные МИД РФ, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

Центральный аппарат МИД РФ

    Министр иностранных дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

    Заместители Министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации.

    Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

    Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

    коллегия из 25 человек в составе Министра, его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, послов по особым поручениям, рук-лей департаментов.

Загранучреждения

Посольства, постоянные представительства при международных организациях, консульства

Территориальные органы(36)

    Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики

    Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

    Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства;

    Содействие органам государственной власти субъекта/субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера;

    Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции.

9. Реформы Петра 1 в дипломатической службе. Коллегия иностранных дел.

С приходом к власти Петра I утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными госу­дарствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломати­ческими представителями, воплощающими суверенитет своего прави­теля. Петр I радикально реформирует государственную власть и государеву службу, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, перехо­дит на принципы господствующей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило включить страну в европейскую дипломатическую систему, превратить Россию в ак­тивный фактор европейского равновесия.

Вскоре после вступле­ния в Северную войну, Посольский приказ Петр I пре­образовал в особую дипломатическую канцелярию - Посольскую походную канцелярию. Новшество заключалось в том, что ведение всех внешнеполитических дел царь, находясь в походе, брал на себя.

Окончательное устройство Коллегии иностранных дел России последовало только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел».

Первым президентом Коллегии иностранных дел России был назначен Гаврила Иванович Голов­кин. Члены коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате коллегии помимо обслуживающего персонала, работало 142 человека. За рубежом находилось 78 человек - послы, министры, агенты, консулы, секретари, копиисты, переводчики, ученики, а также священники. Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Структура коллегии выглядела следующим образом:

Присутствие - орган, принимавший окончательные решения. Присутствие состояло из восьми членов Коллегии во главе с пре­зидентом и его заместителем, собиралось на свои заседания, по крайней мере, четыре раза в неделю;

Канцелярия - исполнительный орган, состоявший из двух от­делений: секретного, непосредственно занимавшегося вопросами внешней политики, и административно-финансового.

По мере совершенствования центрального внешнеполитичес­кого ведомства учреждаются новые постоянные российские дипло­матические и консульские представительства:

    дипломатические миссии появляются в Австрии, Англии, Гол­ландии, Испании, Дании, Гамбурге, Польше, Пруссии, Меклен-бурге, Турции, Франции, Швеции;

    консульства располагаются в Бордо (Франция) и Кадисе (Испания);

    дипломатические агенты и аудиторы направляются в Амстер­дам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск), Брауншвейг (Германия);

    временные миссии направляются в Китай и Бухару;

    специальный представитель назначается при калмыцких ха­нах.

Проведенные реформы способствовали включению России в европейскую дипломатическую систему, существенно повысили действенность дипломатической службы и авторитет России на международной арене.

При поступлении на работу в Коллегию иностранных дел не­обходимо было сдать, как сейчас говорят, специальный квалифи­кационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго: дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, умений и навыков. В результате Россия смогла сформировать достаточно эффективный админи­стративный аппарат системы дипломатической службы.

Помимо президента РФ и председателя правительства, полномочия по решению вопросов, касающихся внешней политики, принадлежат Министерству иностранных дел (сокращенно МИД) России, которое представляет собой федеральный орган исполнительной власти и действует на основании положения, утвержденного президентом РФ.

Кто устанавливает структуру МИД в России?

Указом президента РФ закрепляется структура данного органа, представленная министром, его заместителями, статс-секретарем, центральным аппаратом, состоящим из департаментов, представительств России за рубежом, представительств в субъекта РФ и подведомственными организациями.

Центральный аппарат

В настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента в структуре МИД РФ по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним.

  • Департаменты стран СНГ, которых насчитывается 4 в структуре МИД. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников. В 2017 году РФ выступала в качестве председательствующей страны в СНГ. За год правления проведены крупнейшие заседания Совета, на котором поднимались вопросы торгово-экономических связей между странами, принято решение о необходимости проведения работ в области устранения препятствий для передвижения товаров и услуг.

  • Европейские департаменты, которых в структуре МИД также 4.
  • Департамент общеевропейского сотрудничества. В рамках которого обсуждаются вопросы международных европейских организаций.
  • Департамент Северной Америки. Отношения России и США являются основным фактором в контексте обеспечения мировой безопасности и стабильности. В силу различных подходов к урегулированию ряда международных проблем эти отношения периодически претерпевают сложные периоды. В настоящий момент продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Отношения стран в области культуры складываются более удачно, так за последние годы на территории США проведены успешные гастроли российских исполнителей классической музыки, театра, балета. Значительные усилия принимаются для сохранения российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
  • Латиноамериканский департамент.
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Департамент Африки.
  • Департаменты Азии, которых в структуре МИД насчитывается три. Политика России в данном направлении является взаимовыгодной и нацелена на оказание помощи в социально-экономическом и культурном развитии, обеспечении безопасности, расширении военного сотрудничества, а также оказании содействия странам Центральной Азии в решении других задач. Помощь, оказанная Россией за последние 5 лет, оценивается в 6,7 млрд долл. США.
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества.

Функциональные департаменты

Таких в структуре МИД России насчитывается больше по сравнению с территориальными департаментами.

Выделяют:

  • Департамент в рамках которого поднимаются вопросы участия России как в целом в ООН, так и отдельно в органах, организациях и учреждениях ее системы.
  • Департамент внешнеполитического планирования.
  • Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружением.
  • Историко-документальный департамент. Важным направлением историко-архивной деятельности стала реализация масштабной программы мероприятий и проектов, посвященных 100-летию событий 1917 года в России.
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз, обсуждающий вопросы в области противодействия терроризму, незаконного оборота наркотических средств, пиратству, а также в области науки, связи и технологий и другие

Подведомственные образовательные учреждения

В рамках структуры МИД выделяются различного рода подведомственные организации. Так, министерство является учредителем Дипломатической академии, являющейся ведущим вузом в мире по подготовке специалистов в области международных отношений. Помимо этого, под руководством органа действуют институт международных отношений, колледж МИД, средняя школа-интернат, высшие курсы иностранных языков. Учреждения МИД располагаются и за пределами нашей страны, так в настоящий момент открыто 82 общеобразовательные школы при посольстве России с углубленным изучением иностранных языков, располагающиеся в 79 странах мира.

Анализ структуры МИД в целом и отдельных департаментов при нем позволяет сделать вывод об эффективной и интенсивной работе данного органа, что создает предпосылки для успешного решения в дальнейшем вопросов внешнеполитического характера.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров - 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова - 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Андрей Козырев (род. 1951), окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук (1977). С 1974 г. работал в центральном аппарате МИД СССР, с 1986 г. - был советником, руководителем отдела, заместителем начальника, начальником управления международных организаций внешнеполитического ведомства. С 11 октября 1990 г. по 5 января 1996 г. - министр иностранных дел РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - РФ) в правительствах Ивана Силаева, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В декабре 1991 г. вместе с Сергеем Шахраем, Егором Гайдаром и Геннадием Бурбулисом представлял РСФСР в рабочей группе, подготовившей Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. Принимал участие в создании предвыборного блока "Выбор России". В 1993-2000 гг. - депутат Госдумы РФ I - III созывов. Входил в президиум Российского еврейского конгресса, был членом совета директоров, вице-президентом американской корпорации IСN Рhаrmасеutiсаls, старшим партнером инвесткомпании Global Strategic Ventures, возглавлял совет директоров Инвестторгбанка. В настоящее время проживает в г. Майями (шт. Флорида, США).

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты "Правда" на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. - директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской "перестройки". В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком - секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с "Большой семеркой". С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку - Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. - секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании "Лукойл". Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время - президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 - н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. - первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..

Вступление

С целью конкретизации многообразия проявлений, функций и задач обширной области социальных отношений я выбрала тему «Министерство иностранных дел Российской Федерации». И выбор мой не случаен. Я считаю, что знать функции и систему этого министерства очень важно, так как МИД играет существенную роль в жизни россиян. Последние годы отмечены исключительно интенсивной дипломатической активностью. Крупные достижения в нашем внутреннем развитии, ставшие результатом созидательных усилий, проецировались и на внешние дела. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 году, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу 2018. Всего этого не удалось бы достичь без динамичных дипломатический действий.

Министерство иностранных дел: задачи, функции и структура

История развития

Первым органом, который занимался отношениями нашего государства с другими странами, был Посольский приказ.

Посольский приказ - центральное правительственное учреждение в Москве в 1549--1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами.

Затем в русле Петровских преобразований, в 1718 г. его переформировали в Коллегию иностранных дел Российской империи. Которая стала новым органом центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами.

В 1802 году и она была заменена на Министерство иностранных дел Российской империи, которое теперь стало ведать отношениями с иностранными государствами.

Оно просуществовало вплоть до 7 ноября 1917 года, когда в ходе революции был образован Народный комиссариат иностранных дел (НКИД).

В 1946 г. НКИД реформирован в Министерство иностранных дел СССР, которое было переименовано в 1991 году в Министерство внешних сношений, которое в свою очередь с прекращением существования Советского Союза было ликвидировано и заменено на Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое существует вплоть до сегодняшнего дня.

Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации. Указ Президента РФ №375 от 12 марта 1996г. «О координирующей роли МИД РФ»

МИД России подведомственен Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере международных отношений РФ. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент.

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях и территориальные органы - представительства МИДа России на территории России.

В систему МИД входят:

· Центральный аппарат;

· Загранучреждения;

· Территориальные органы;

· Организации подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Обязательному согласованию с МИД подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени РФ и Правительства, а также межведомственные протоколы, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений. Распространение официальной информации относительно внешнеполитического курса России осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Распоряжение Президента №663-рп от 8 ноября 1992г.

Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел РФ осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность МИД России охватывает все стороны отношений страны с иностранными государствами: политические, экономические и культурные. Министр иностранных дел осуществляет международное представительство, ведет непосредственные переговоры с официальными представителями иностранных государств от имени Президента и Правительства РФ без специальных на то полномочий и подписывает с ними международные документы. В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.

Задачи Министерства иностранных дел

Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:

· Разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

· Реализация внешнеполитического курса РФ;

· Координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

· Содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов и их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики РФ и выполнение международных обязательств РФ;

· Обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и других интересов РФ на международной арене;

· Защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

· Обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

· Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Функции Министерства Иностранных дел

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

· Разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

· Ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

· Осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

· Участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства;

· Реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности;

· Обеспечивает участие РФ в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, содействует повышению роли РФ как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

· Обеспечивает необходимые условия для функционирования центрального аппарата, загранучреждений, территориальных органов -- представительств Министерства на территории РФ, организаций, находящихся в ведении Министерства, вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по организационным, финансовым и другим вопросам, связанным с их деятельностью;

· Содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны.

Структура Министерства Иностранных дел

Структура центрального аппарата МИД включают в себя подразделения, которые в своем большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются директорами, а их отделы - начальниками. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 1163, Министерство разделено на 39 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. По своему назначению департаменты разделяются на территориальные и функциональные (см. приложение 1).

В каждом департаменте работает 20-30 дипломатов. Кроме того при Министерстве действуют четыре подразделения (см. приложение 2).

Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определенную проблему международных отношений. Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.

министерство иностранный российский внешнеполитический

Министерство иностранных дел

По определению, министерство иностранных дел – это "централизованный аппарат государственного управления, непосредственно и повседневно осуществляющий дипломатическую деятельность данного государства, непосредственно организующий и координирующий внешние сношения государства".

Наиболее распространенное название этого учреждения –министерство или ведомство иностранных дел. Этот термин
впервые был употреблен во Франции в 1589 г. Названия этого
ведомства могут быть различны, например, в США – Государ-
ственный департамент, в Англии – Министерство иностранных дел и по делам содружества и т.д.

Министерство иностранных дел ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики государства. Оно подготавливает информацию для правительства по вопро-
сам внешней политики, разрабатывает конкретные предложения и реализует принятые в этой области решения. В ряде
стран данное министерство координирует деятельность тех ведомств, которые в своей работе соприкасаются с вопросами внешней политики и сношений с иностранными государствами, оказывает этим ведомствам помощь в реализации задач, возложенных на них правительством.

Министерство иностранных дел повседневно руководит дип­ломатическими представительствами за границей, как постоян­ными, так и временными, готовит визиты делегаций на выс­шем и правительственном уровнях. На это ведомство возложе­на задача проводить политику правительства и государства в отношениях с послами, представителями иностранных госу­дарств, которые либо аккредитуются в данной стране, либо прибывают в страну по тому или иному поводу. МИД осущест­вляет постоянный контакт со средствами массовой информа­ции, руководит изданием официальных документов по вопро­сам внешней политики.

В соответствии с перечисленными выше общими задачами можно более четко сформулировать функции министерства иностранных дел. Функции внешнеполитических ведомств в основном совпадают, так как во всех странах они призваны представлять и защищать интересы государства и его граждан в сфере международных отношений. К числу таких функций относятся:

♦ анализ и обобщение поступающей информации о положе­нии в отдельных странах и в мире в целом;

♦ разработка предложений и решений правительства отно­сительно официальной позиции государства по тем или иным вопросам, а также о возможных внешнеполитических акциях;

♦ подготовка проектов договоров и соглашений;

♦ руководство дипломатическими представительствами и консульствами своего государства за рубежом, представителя­ми и делегациями в международных организациях;



♦ поддержание контактов и ведение переговоров с инос­транными дипломатическими и консульскими представитель­ствами, деле-гациями.

Организация и структура министерства иностранных дел в каждой стране формируются в соответствии с целями и задача­ми внешней политики, объемом деятельности этого ведомства, ролью данной страны в международных отношениях. Как пра­вило, министерство состоит из трех групп отделов: территори­альные (определенного географического района или по груп­пам стран), функциональные и административные.

Территориальные отделы осуществляют текущую опера­тивную работу по изучению политической и экономической си­туации в отдельных странах. Здесь систематизируются и обоб­щаются отчеты и сводки, поступающие из посольств и консуль­ств за границей; от имени руководителя ведомства составляют­ся инструкции и распоряжения для этих представительств; разабатываются предложения для руководства внешнеполитического ведомства по вопросам двусторонних отношений с той или иной страной; поддерживаются постоянные контакты с представителями данной страны при главе государства. Как правило, сотрудниками территориальных отделов являются дипломаты, имеющие опыт работы в данной стране.

Функциональные отделы, как правило, ведают общими и различными группами конкретных вопросов международных отношений, в которых заинтересовано государство: вопросами международных организаций, пропаганды, печати, договорных и консульских отношений и т.д. В большинстве стран к функциональным отделам относятся: консульское управление, протокольный отдел, договорно-правовой отдел, отдел печати, отделы международных организаций и международных экономических организаций, отдел культурных связей с зарубежными странами, управление по планированию внешнеполитических мероприятий, управление по общим международным вопросам. Задачи функциональных отделов в основном сводятся к подготовке и анализу материалов данного государства для международных конференций, к подготовке переговоров по какой-либо специальной области международных отношений, в которой заинтересовано данное государство, и выработке конкретных решений после их завершения.

Территориальные и функциональные отделы являются оперативными дипломатическими отделами.

Административные отделы носят в основном вспомогательный характер, обслуживают аппараты министерства и зарубежных представительств.

Такова примерная схема организации внешнеполитического
ведомства, хотя его структура с превалированием тех или иных отделов может иметь определенные отличия в каждом конкретном государстве в зависимости от решаемых внешне-политических задач.

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное по названию ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. было утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с этим документом Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему организации на территории РФ.

В число основных задач МИД РФ наряду с другими входят, согласно п. 4 этого Положения,

· разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

· реализация внешнеполитического курса РФ;

· координация международных связей субъектов РФ;

· обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

· защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

· обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

· координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

С учетом этих задач и функций МИД России Президент РФ 12 марта 1996 г. подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", которым установил, что "в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации".

А с учетом развития внешнеэкономических связей субъектов РФ и появлением в России такого института, как представительства МИД РФ в субъектах Федерации, в том же 1996 г. было принято Положение о представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в 1999 г. - Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", а в 2000 г. - постановление Правительства РФ "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей", в которых была подчеркнута и закреплена идея централизованной координации внешних связей субъектов РФ через общефедеральные органы, в частности через МИД.

Структура МИД (Глава МИД – 1-ый заместитель МИД – заместители министра (6), которые отвечают за департаменты, являющиеся основным структурным подразделением МИД, депутаты распределены по географическому признаку (4 СНГ, 2 Азия + 1 по общеазиатским проблемам, 1 США+Канада, 1 по Латинской Америке, Ближневосточный и Североафриканский, Африканский, 3 Европейских, 1 по общеевропейского сотрудничества)+ существуют специализированные департаменты - функциональные (напримерр: по Внешнеполитическому планированию, Министерства и Печати)–Депутаты делятся на отделы и группы + существуютДепартаменты и управления функционального характера.

Главные департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственный характера

Другие вспомогательные подразделения Генерального секретаря – высшая государственная должность, курирует деятельность секретариатов, возглавляет группу оперативной информации).

В настоящее время Министром иностранных дел Российской Федерации является Сергей Лавров.

Современная дипломатия США. Госдепартамент США

В Соединенных Штатах Америки первые дипломатические институты создавались непосредственно представительными органами, в течение нескольких лет они прямо подчинялись законодательным, а не исполнительным властным структурам. В январе 1781 г. Конгресс учредил департамент по иностранным делам. Именно эта дата отмечается в США как день рождения центрального дипломатического ведомства. В течение последующих восьми лет департамент, составленный из самих законодателей, руководил внешними сношениями государства. В 1789 г. в соответствии с принятой в 1787 г. Конституцией США департамент был преобразован в Госдепартамент и переподчинен президенту страны.

Госдепартамент разделяет ряд внешнеполитических полномочий с другими учреждениями - с Министерством обороны, Советом Национальной Безопасности, Центральным разведывательным управлением, Конгрессом, аппаратом Белого дома, большим числом отраслевых министерств. Все эти органы власти и управления не только способны эффективно влиять на принятие внешнеполитических решений президентом США, но и определять расстановку кадров в самом Госдепартаменте.

Руководящее звено госдепартамента чрезвычайно разветвлено, включает в себя:

госсекретаря, его первого заместителя по общеминистерским делам (осуществляет общее руководство Госдепартаментом в отсутствие госсекретаря и контроль за административно-кадровыми делами),

пять первых заместителей (курируют важнейшие направления работы, например, глобальные проблемы),

шестнадцать заместителей (ответственных за более частные участки работы и за отношения с отдельными регионами),

и более десяти директорских постов.

Оперативная работа ведется в управлениях, каждое из которых возглавляется заместителем или директором. Именно эти должности замещаются по преимуществу профессиональными дипломатическими кадрами, хотя и здесь не редки «люди со стороны». Штатное расписание Госдепартамента - около 14 тысяч сотрудников, из них карьерных дипломатов - около трети. В загранпредставительствах их еще меньше (15-25%). США содержит 260 дипломатических и консульских учреждений в 160 государствах (по данным 1998 г.). Другая особенность - общая многочисленность персонала посольств (100-150 рангированных сотрудников в целом ряде стран, у других крупных государств - втрое меньше). На рубеже столетий протекционизм исполнительной власти и лично президента при назначении на высшие посольские посты не ушел в прошлое. Дело доходит до того, что некоторые опытные послы-профессионалы, возвращаясь в страну (например, посол в РФ Томас Пикеринг в 1996 г.) апеллируют к общественному мнению, дабы убедить президента в том, что политический протекционизм, а также набор кадров в посольства не по деловым соображениям, а в стремлении представить за рубежом «имидж» Америки, фактически приводит к падению качества и эффективности работы.

Неоправданно большое число сотрудников, назначенные посольства для поддержания «имиджа» Америки, кадровая инфляция, трудности управления и координации, неуверенность кадровых дипломатов в своем будущем (их карьерный рост блокируется политическими «назначенцами»), напряженность в отношениях между представителями различных ведомств в посольствах, рост международного терроризма, направленного против посольств США и их сотрудников - все эти факторы отрицательно сказываются на эффективности работы посольств, едва справляющихся с постоянно растущим объемом текущих дел (к примеру, в 1997 консульские учреждения США должны были рассмотрены более 8 миллионов визовых заявлений иностранных граждан).

Из-за непрекращающейся напряженности в отношение между президентом и конгрессом последний неуклонно урезает ассигнования на деятельность дипломатических учреждений, чья численность и объем деятельности возрастают (в период с 1986 г. было открыто 40 новых посольств и консульств). В то же самое время, по информации госсекретаря У.Кристофера (ушел в отставку в начале 1997 г.), финансирование Конгрессом внешнеполитических учреждений уменьшилось в реальных ценах на 50%.

В США набор кадров профессиональной дипломатической службы проводится через открытый конкурс со сдачей вступительных экзаменов. Набор, по определению Закона о Заграничной службе США 1980 г., осуществляется на принципах равных возможностей, «независимо от политической ориентации, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, национального происхождения, семейного положения». Американское законодательство требует, чтобы в рядах службы были представлены все основные общественные слои и этнические группы населения страны, а также все ее географические регионы.

С начала 80-х годов был ужесточен порядок продвижения на дипломатической службе. Три высших внутренних ранга Заграничной службы (карьерного посла, карьерного посланника и карьерного советника) выделены в особую категорию - звено руководящего состава службы (Senior Foreign Service). Переход дипломатов в эту категорию обставлен новыми условиями, в частности, требованием, чтобы в течение предыдущей карьеры им были бы освоены, по крайней мере, 2–3 региональных и 1–2 функциональных участков работы. Сложнее стало и прохождение карьеры на низшем и среднем уровнях – от VIII до I ранга (примерно соответствуют должностям от стажера (атташе) до 1-го секретаря). По Закону 1980 г. был установлен максимальный срок, в течение которого дипломат может работать без повышения в классе. Если он, по мнению соответствующей комиссии, не заслуживает повышения, то, как правило, он должен досрочно уйти в отставку. Зачисление вновь поступивших на службу дипломатов в постоянные штаты производится теперь только по истечении испытательного срока (3-4 года).

У Заграничной службы США есть своя определенная и важная ниша деятельности – традиционная дипломатическая работа по повседневному поддержанию политических контактов с другими государствами, сбор, обобщение и анализ политической и экономической информации, консульская работа и ряд других направлений. При всем этом целом доля кадровых дипломатов в дипломатических учреждениях США не превышает 20–25%, а всей внешнеполитической структуре - всего несколько процентов от всех сотрудников.

В настоящее время Государственным секретарем США является Джон Керри.