Основы борьбы с организованной преступностью. Убоп - расшифровка

Основы борьбы с организованной преступностью. Убоп - расшифровка

Практически в любом государстве во все времена главным приоритетом являлся порядок и закон. Ведь лишь на основе этих двух составляющих можно обеспечить грамотное взаимодействие и налаженную работу всех без исключения органов государственной власти. Помимо этого, большое значение имеет степень доверия населения государству в лице его отдельных органов, которые обеспечивают законность и порядок. Следует отметить, что две этих категории являются исходными от главного регулятора общественных отношений, а именно права. Именно благодаря ему можно говорить о каком-либо регламенте тех или иных сфер жизнедеятельности человека. Ведь если нет права, то по сути незачем организовывать порядок в стране, так как основываться все равно не на чем.

Что касается Российской Федерации, то испокон веков в данной стране специальным органам власти, которые обеспечивали законность и правопорядок, отводилась достаточно весомая роль. Данная тенденция не изжила себя по сей день. Современные правоохранительные органы Российской Федерации имеют структурную организацию, которая позволяет им максимально оперативно выполнять возложенные на них задачи и функции. Но в системе данных органов существуют ведомства, цели которых отличаются своеобразной спецификой. К подобным можно причислить Управление по борьбе с организованной преступностью, о котором пойдет речь далее в статье.

Понятие преступности

Система правоохранительных органов существует в том или ином государстве не просто так. В юридической сфере есть такое понятие, как преступность. Это социально обусловленное, негативное, с точки зрения уголовного права, явление, которое проявляется в тот или иной период времени на конкретной территории определенного государства. По сути преступность представляет собой совокупность всех совершенных преступлений. С точки зрения уголовно-правовой характеристики данное явление имеет крайне негативный характер. Поэтому борьба с преступностью осуществляется посредством специальных правоохранительных органов, которые реализуют одноименную деятельность.

Деятельность правоохранительного характера

Как уже указывалось ранее, борьба с преступностью осуществляется посредством правоохранительной деятельности. По своей сути она представляет собой вид государственного реагирования на противоправные действия со стороны конкретных субъектов. Осуществляется правоохранительная деятельность специально уполномоченными органами и их служащими. Помимо того, учитывая правовую природу этого явления, можно говорить, что она реализуется в рамках нескольких правовых отраслей, а именно: административной и уголовной. При этом в уголовно-правовой сфере происходит борьба с наиболее опасными противоправными деяниями, которые называются преступлениями.

Признаки правоохранительной деятельности

Представленное выше явление характеризуется не только охранительным признаком, но также имеет ряд иных особенностей. Например, согласно действующему законодательству Российской Федерации, уполномоченные органы в рамках реализации правоохранительной деятельности наделены правом ограничивать свободы граждан. Помимо того, существует также ряд иных признаков, а именно:

Все меры воздействия в рамках правоохранительной деятельности являются сугубо юридическими. То есть любые методы в обязательном порядке имеют нормативное подкрепление, выраженное существующими актами.

Реализация данного вида деятельности происходит в исключительном порядке и не должна выходить за рамки законодательных норм. В этом состоит принцип законности работы всех государственных структур.

Правоохранительная деятельность осуществляется лишь уполномоченными на то органами.

Учитывая представленные особенности, можно говорить о специфике правоохранительного аспекта в Российской Федерации.

Российской Федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации главным правоохранительным органом является МВД России. Данный орган имеет достаточно богатую и длительную историю формирования. Некоторые подразделения и службы МВД имели свои прототипы еще во времена существования Российской империи. В современной РФ, представляет собой федеральный орган власти исполнительного характера, который обеспечивает законность и правопорядок, борьбу с преступлениями, а также вырабатывает нормы регулирования в сфере внутренних дел государства. МВД России предусматривает военную, федеральную гражданскую и правоохранительную государственную службу.

Структура министерства

России включает в себя три основных "блока", которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие ведомства. Если говорить более точно, то представленная система состоит из следующих элементов, а именно:

  1. Непосредственно органы внутренних дел, в которые включена полиция Российской Федерации.
  2. Войска внутреннего назначения.
  3. Специальные подразделения и органы, которые создавались с целью обеспечения деятельности министерства.

Таким образом, структура МВД России представляет собой достаточно специфическую совокупность различных органов и ведомств. Но в данной статье автор хотел бы раскрыть особенности одного из специфических подразделений полиции России. В данном случае мы говорим про такой отдел, как УБОП. Длительный промежуток времени это поистине легендарное подразделение осуществляло деятельность, направленную на борьбу с организованной преступностью. При этом интерес представляет не только сам УБОП, а также характерные особенности борьбы с преступностью представленного вида. Ведь подобные противоправные деяния очень сложно выявить и привлечь виновников к ответственности. Об особенностях борьбы в этой сфере правоохранительной деятельности также будет более детально рассказано далее в статье.

УБОП: расшифровка

УБОП, или же РУБОП, как это подразделение некогда называлось, выполняло ряд достаточно специфических задач. Если говорить более точно, то подобные формирования занимались раскрытием преступлений, связанных с организованной преступностью или же непосредственно осуществляемых преступными организациями. По своей сути УБОП был оперативным подразделением, то есть имел полномочия производить оперативно-розыскную деятельность. Формирование подразделялась на более мелкие отделы, которые создавались в зависимости от потребностей борьбы с преступлениями конкретной специфики. Примером тому является 5-й отдел, который занимался разработкой воров в законе и авторитетов криминального мира. Таким образом, региональное управление по борьбе с организованной преступностью представляет собой подразделение специального назначения в структуре МВД Российской Федерации, которое осуществляет борьбу с преступностью организованного характера.

Организованная преступность и меры борьбы с ней

Борьба с организованной преступностью, как уже указывалось ранее в статье, некогда осуществлялась таким подразделением, как РУБОП. Но достаточно часто непонятен вопрос о том, что собой, вообще, представляет преступность организованного характера. Это специфическая форма преступности, которая возникает вследствие деятельности банд, и других подобных формирований нелегального характера. Как правило, данная деятельность основывается на тесной связи криминалитета и государственной власти, через различные механизмы коррупционного характера.

Следует отметить, что в криминологической науке, очень часто затрагивается проблематика явления организованной преступности. Потому что для организации грамотного противодействия распространению этого негативного фактора требуется разработка теоретических концепций. Однако некоторые меры борьбы с организованной преступностью на сегодняшний день все-таки выработаны, например:

Необходимо обратить внимание на распространение доходов и ценностей от неизвестных источников к конкретным лицам, которые имеют связь с преступными формированиями;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые находятся за чертой бедности;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые принадлежат к деморализованной среде общества;

Произвести информирование населения о негативных последствиях, которые может повлечь создание преступных формирований и совершение преступлений вообще.

Следует отметить, что некоторые меры борьбы с преступностью в деятельности УБОП носили скрытый характер, потому что осуществлялись в процессе выполнения тех или иных оперативно-розыскных действий.

История создания УБОПа

Нужно отметить тот факт, что УБОП, расшифровка которого представлена в статье, существовал не всегда. Данное подразделение появилось после развала Советского Союза. Конечно, потребность в его существования была и во времена СССР, но тогда функции УБОПа выполнялись разными структурными элементами МВД.

Таким образом, после того, как Советский Союз прекращает свое существование, Главное управление МВД становится Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Оно также входило в состав но уже Российской Федерации.

В 1993 году была произведена реорганизация соответствующих региональных управлений. В это время уже существовали такие подразделения, как отдел УБОП, которые входили в структуру ГУВД. Однако годом основания РУБОПа считается 1996. Потому что именно в это время одноименные отделы вышли из подчинения ГУВД и стали подконтрольны исключительно Управлению. Следует отметить, что в ряде иных стран СНГ существуют подразделения, подобные УБОП. Украина в этом смысле не является исключением. Подразделения по борьбе с организованной преступностью в этом государстве сильно похожи на российские, если не учитывать особенности правового регулирования.

Дальнейшая судьба подразделения

УБОП, сотрудники которого активно боролись с организованной преступностью, просуществовал в своем первоначальном виде вплоть до 2001 года. После этого руководители МВД решаются на реорганизацию данного формирования. С этого года РУБОПа уже фактически не существовало. На его основе были созданы оперативно-розыскные бюро, которые стали непосредственной частью криминальной милиции Российской Федерации. В такой форме служба просуществовала до 2008 года, после чего на её основе создались отделы по борьбе с экстремизмом.

Сфера деятельности РУБОП

Отдел борьбы с организованной преступностью занимался специфической работой, которая была направлена на борьбу с преступностью организованного характера, о чем уже упоминалось ранее в статье. Следует отметить тот факт, что РУБОП — это исключительно оперативное подразделение. То есть в его структуре не было служб дознания и следствия. Таким образом, РУБОП не мог возбуждать уголовные дела. Что касается направлений деятельности этого подразделения, то данный аспект наглядно виден по работе конкретных отделов. В структуре РУБОП существовали следующие подразделения:

В третьем отделе занимались борьбой с преступлениями, связанными с похищением людей, а также освобождением заложников.

Четвертый отдел - это подразделение, созданное для борьбы с бандитизмом.

В пятом отделе осуществлялась разработка воров в законе и иных авторитетов криминального мира, о чем уже было упомянуто ранее в статье.

Шестой и седьмой отделы занимались коррупционными и экономическими преступлениями, которые совершали преступные организации.

Отдел восьмой осуществлял борьбу с преступлениями этнического характера.

В девятом и десятом отделе оперативные сотрудники боролись с транснациональной преступностью и незаконным оборотом оружия в государстве.

Следует отметить, что подразделения РУБОП в своей системе также имели отдел силовой поддержки, который называется СОБР. Учитывая представленную сферу деятельности разных отделов упомянутого ведомства, можно сделать вывод, что работа этого подразделения действительно является важным и незаменимым вкладом в процесс борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.

Борьба с экстремизмом

РУБОП, расшифровка которому была дана в этой статье, на сегодняшний день не существует. Вместо этого легендарного подразделения было создано Управление по противодействию экстремизму. Это полностью самостоятельная структура, подчиняющаяся исключительно центральному аппарату Министерства внутренних дел. На него возложены задачи по обеспечению и реализации политики в сфере защиты государства от распространения на его территории экстремистской деятельности. Помимо того, управление также выполняет ряд иных, не менее интересных функций, а именно:

Формирование политики и нормативной базы в установленном направлении работы;

Совершенствование управления в сфере обеспечения безопасности общественных отношений от негативного влияния деятельности экстремистов;

Организация противодействия экстремисткой деятельности;

Заключение

Итак, автор попытался рассказать о таком подразделении, как РУБОП. Расшифровка, история и сфера деятельности этой службы также были представлены в данной статье. Следует отметить тот факт, что на протяжении времени своего существования работники РУБОП привлекли к ответственности большое количество преступников, а также внесли весомый вклад в процесс борьбы с организованной преступностью.

Скопируйте код и вставьте в свой блог:




Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно):

Кому:

От кого:

Примечание:




Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Согласно указу президента на основе УБОПа создадут управления по противодействию экстремизму, а также отделы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (это судьи, прокуроры, следователи, свидетели). А организованными преступными группами будут заниматься уголовный розыск и ОБЭПы (отделы по борьбе с экономическими преступлениями).

Почти сразу после этих заявлений в стране начался ряд громких процессов, связанных с деятельностью бывших борцов с оргпреступностью. Например, в Ижевске открыли уголовное дело по коллаборационизму местных убоповцев с местными нацистами. А в Москве в декабре начнется суд, связанный с обнародованием профсоюзом московских милиционеров (регулярно конфликтующих со своим руководством) материалов о «крышевании» притонов руководством УБОПа.

«Часкор» опросил экспертов самого разного уровня, чтобы выяснить, в чем реальная причина упразднения УБОПа и к чему оно приведет.

Станислав Маркелов, президент Института верховенства права:

«Закрытие УБОПа было связано с внутриминистерскими трениями. К управлению было много претензий: коррупция, срастание с мафиозными структурами, превышения должностных полномочий, но эти проблемы можно было решить, поставив УБОП под жесткий контроль прокуратуры. Это нормально, что у УБОПа были особые полномочия. Но на особые полномочия нужен и особый контроль…

А теперь много опытных сотрудников уйдет, снизится профессионализм, потеряются наработки. Единственное, что радует, - экстремизмом и ОПГ теперь будут заниматься разные структуры. Ведь это очень разные виды преступности».

По сути, пути у сокращенных силовиков два: пойти в частные охранные предприятия, которые сейчас переживают не лучшие времена, или в криминал, который, наоборот, расцветает. Очевидное следствие - усиление преступных группировок в стране, повышение «профессионального» уровня ее членов.

Высокопоставленный источник из департамента экономической безопасности МВД Алексей В.:

«Указ принять - дело нехитрое. От него до сих пор все в шоке. Поначалу убоповцы говорили, что это какое-то недоразумение и всё скоро исправят. Но, похоже, уже поздно исправлять. Насчет роспуска ни с кем нормально не проконсультировались. Ни с нами, ни с ФСБ, уверен, тоже.

Зачем это было делать? Организованной преступности больше нет? Это смешно. УБОП действовал зачастую «по беспределу»? Ну да. А кто с преступностью в белых перчатках борется? Давайте тогда и уголовный розыск распустим, на нем тоже куча всего висит…

С организованной преступностью чисто бороться нереально. В Грузии, например, есть отдельная статья за то, что человек является вором в законе, а в России - нет. Руководители ОПГ сами никого не грабят и не убивают - они просто управляют и приказы отдают очень приватно. Поймать их - задача крайне сложная. За всё время существования статьи за создание ОПГ дел по ней потому и было мало.

Идея же распределить борьбу с ОПГ между уголовным розыском и ОБЭПами - неправильная. Допустим, совершено заказное убийство. ОБЭП не захочет им заниматься: убийства - это не наша специализация. А уголовный розыск не станет разбираться в финансовых схемах, ставших причиной убийства. Вот дело и будут футболить друг другу. У УБОПа, естественно, существовала агентурная сеть, а что с ней теперь будет? Люди, дававшие информацию, сейчас совершенно беззащитны.

Кроме того, роспуск УБОП может дестабилизировать ситуацию в стране. Управление собирало компромат на многих крупных чиновников уровня мэров городов-миллионников. Ход компромату не давали, иногда желая собрать побольше информации, иногда из политических соображений. Что теперь с ним станет? В какие руки он попадет?»

Сколько бы ни убеждали власти нас в том, что сложная экономическая ситуация никак не поднимет кривую преступности, очевидно, что вниз она тоже не пойдет. «Снижения преступности нет, посмотрите - расстреливают мэров и представителей областных судов», - резонно замечает г-н Носков. Хромает процент раскрываемости, постоянно портится статистика и из-за пресловутых «висяков»… Так стоило ли затевать массовые сокращения сейчас, в эпоху кризиса?

Оперативник одного из московских ОВД Виктор А.:

«Закрытие УБОПа - это прекрасно. Проблема скорее в том, что почти всех его сотрудников трудоустроят, слишком мало убоповцев уйдет из органов. Пытки, убийства, выбивание признаний, «крышевание» - это язвы всех структур МВД. Но убоповцы, которых никто не контролировал, практиковали всё это, как никто другой».

Старший следователь другого столичного ОВД Андрей Н.:

«В свое время УБОП себя проявил наилучшим образом. Когда он создавался, обычные милицейские структуры были не в силах контролировать ситуацию в стране. Что представляла собой организованная преступность в те времена? Были «блатные», были «спортсмены», были ветераны афганской, а позже и чеченской войны - шустрые мужички в неприметных курточках, которые умели появиться из-за угла, расстрелять кого-нибудь, бросить пистолет рядом с мусорным ящиком и убежать. Милиция сама потихоньку в рэкет втягивалась. И все они образовывали банды, которые терроризировали коммерсантов и обычных граждан.

УБОП выступил силой, смогшей отстоять интересы тех, кого сейчас называют средним классом. УБОП смог выиграть, по сути, небольшую гражданскую войну. Рискуя жизнью, кого-то убоповцы сажали, кому-то устраивали автокатастрофы, провоцировали войны между ОПГ, дабы они друг друга сами перебили.

А что такое организованная преступность сейчас? Она плотно вросла во власть, это сложные коррупционные структуры и схемы. Она совсем другая. А УБОП не изменился. Но власти он был нужен.

Последние годы УБОП выполнял грязную политическую работу. Нужно кого-нибудь подстрелить на Кавказе или, например, посадить человека вроде Льва Пономарева? ФСБ такое доверять рискованно - если что-то пойдет не так, слишком большой ущерб имиджу России будет. А УБОПу - пожалуйста. В случае провала всегда можно сказать: «Ну это же менты, ну что с них возьмешь, ну напортачили, ну мы их посадим и всё исправим…» За это, да, УБОПу позволяли заниматься рэкетом.

Теперь, думаю, функции политической полиции перейдут другому управлению. Или уголовному розыску, или формирующемуся сейчас антиэкстремистскому департаменту».










Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

    Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

    Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

    Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно "качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

По величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

По месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),

По этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...).

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 - 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер "дани" (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 - 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. "Эксплуатация" пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 - 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

    Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений - цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

Распределение ролей при совершении преступлений.

Подготовка к совершению преступления.

Использование сложных способов совершения преступлений.

Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

Вырабатывается единая ценностная ориентация.

Распределение преступных доходов.

Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд - "общак", которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д. .

    Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) -организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений , либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

    Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

    Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

    Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.

Преступная деятельность простого уголовника от целой группы отличается организованностью и продуманностью действий. Масштаб причинения вреда стране от нее огромен. Лидера преступной группировки сложно вычислить и задержать, так как официально он не имеет отношения к этим действиям. Финансовые махинации, экстремизм, контрабанда, киднеппинг, терроризм - и это только часть совершаемых ими проступков. Именно сотрудникам, которые посвятили свою деятельность выявлению главарей преступных группировок, их разобщению, задержанию и доведению до суда, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда отмечается

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью празднуется ежегодно 15 ноября.

Кто празднует

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью 2019 по традиции отмечают действующие сотрудники ГУПЭ (Главное управление по противодействию экстремизму) МВД РФ, а также ветераны службы.

История праздника

15 ноября 1988 года Приказом МВД Советского Союза № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» было организовано 6-е управление МВД СССР в количестве 32 человек. Эта дата и стала точкой отсчета в формировании данных подразделений.

В феврале 1991 г. оно было переименовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, а через год преобразовано в ГУОП (Главное управление по организованной преступности) МВД России. Следующий виток реформирования наступил в 1999 году. С ним пришло новое название - ГУ по борьбе с организованной преступностью. В 2004 г. оно стало Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. Реформирование 2008 года привело к созданию новой аббревиатуры - ГУПЭ МВД России. Сейчас это главное подразделение в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Для поддержки проводимых его сотрудниками действий и операций созданы отряды быстрого реагирования.

О профессии

В обязанности сотрудников ГУПЭ МВД РФ входит не только проведение мероприятий, направленных на выявление экстремизма, а также борьба с терроризмом, наркотическим бизнесом, незаконной реализацией оружия, коррупцией, раскрытие особо тяжких и тяжких преступлений на региональном и международном уровне и многое другое. Помимо этого, они занимаются проведением профилактических мер, целью которых является предупреждение и пресечение данных видов деятельности.

До 1985 года в СССР не признавали наличие организованной преступности, хотя ее становление начало происходить с 1960-х гг.

Самая большая по численности Сицилийская мафия насчитывает 50 тысяч членов - 150 семей, в то время как в России эта цифра достигает 160 тысяч членов - 12 000 групп.

На докладе Совета Европы 2004 года говорится о том, что российские международные преступные организации, действующие на территории Европы, являются одними из самых опасных в сфере вымогательства, незаконной миграции и экономических преступлений.

Организованная преступность по модели правления представляет собой государство с олигархической формой правления. В преступном обществе также есть власть, органы системы безопасности, образования (для воспитания молодых преступников), суды, оппозиция и даже издаются нормативные акты (предписания). У них есть свой кодекс поведения, музыка, речь, обычаи и традиции, которые нельзя нарушать.

«Русская мафия» - это не только российские преступные организации. К ним также относятся группировки стран СНГ и миграционные проявления дальнего зарубежья.

По территориальности организационная преступность сконцентрирована в южных регионах России, не считая крупных городов и промышленных центров. На мировой арене она действует в 44 странах.

Воровской жаргон был создан на основе русского, украинского языков и идиша и изначально принимался с целью выделения «своих из толпы». Многие ученые, поэты и писатели в годы репрессии были заключены в тюрьмы и описывали быт, заимствовали уголовные термины и понятия. Вскоре они прочно вошли в разговорный и литературный языки.

Прародителями воровского языка стали офени - бродячие деревенские торговцы. Их условный язык назывался «феней». Отсюда и пошло всем известное название уголовного жаргона.